Меню
Назад » »

Шекспир. Король Лир (4)

 Традиционным был взгляд на природу как на благодетельную силу жизни.
Принадлежность к царству природы означала для человека неразрывную связь со
всем строем жизни, включая природу в собственном смысле слова и "природное"
общество. Каждому существу было предназначено свое место в природе.
Средневековая идеология особенно настаивала именно на предопределенности
места для каждого в схеме мироздания. Гуманисты, и в частности материалист
Ф. Бэкон восприняв эту традиционную концепцию, подчеркивали в ней прежде
всего благость природы и всеобщую связь вещей. И, конечно, понимали они
природу совершенно иначе, чем догматики-схоласты.
 Общественные взаимоотношения тоже входили в эту систему всеобщих
связей. Существовали связи семейные, сословные, государственные. Подчинение
детей родителям, подданных - государю, забота родителя о детях и государя о
подданных были формами естественной связи между людьми. В этом видели
всеобщий закон природы, обеспечивающий гармонические взаимоотношения во всех
человеческих коллективах от семьи до государства.
 Такое понимание природы составляет один из центральных мотивов,
проходящих через всю трагедию Шекспира. Такова та идеологическая форма, в
которую облечено ее социально-философское содержание.
 В "Короле Лире" мы с самого начала видим, что законы природы нарушены.
Ключ к тому, что происходит в трагедии, дан в следующих словах Глостера:
"...Эти недавние затмения, солнечное и лунное! Они не предвещают ничего
хорошего. Что бы ни говорили об этом ученые, природа чувствует на себе их
последствия. Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь.
В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная
связь между родителями и детьми. Либо это случай, как со мною, когда сын
восстает на отца. Либо как с королем. Это другой пример. Тут отец идет
против родного детища. Наше лучшее время миновало. Ожесточение,
предательство, гибельные беспорядки будут сопровождать нас до могилы" (I,
2).
 "Природа" тяжко страдает, и мы видим подтверждение этого в картине
полного распада всех естественных и общественных связей между людьми. Король
Лир изгоняет дочь, Глостер - сына; Гонерилья и Регана восстают против отца,
Эдгар обрекает своего отца на страшную казнь; сестры Гонерилья и Регана
готовы каждая изменить своему мужу, и в порыве ревнивого соперничества в
борьбе за любовь Эдмонда Гонерилья отравляет Регану; подданные воюют против
короля, Корделия идет войной против своей родины.
 В "Отелло" мы видели трагедию хаоса в душе одного человека, в "Короле
Лире" - трагедия хаоса, охватившего целое общество. Человеческая природа
взбунтовалась против самой себя, и мудрено ли, что взбунтовалась природа,
окружающая человека? Трагедия поэтому не может быть сведена к теме
неблагодарности детей, хотя это и занимает значительное место в сюжете. Речь
идет о большем - о том, что распались все устои, делавшие жизнь
упорядоченной. В "Короле Лире" с самого начала можно видеть, как рушится
всякий порядок. Может показаться, что виной этому безумное своеволие Лира.
Но это не совсем так. Своеволие, которое мы наблюдаем в поведении Лира,
свойственно всем действующим лицам трагедии.
 Существует мнение, будто в "Короле Лире" представлено общество, живущее
по патриархальным законам, которые только начинают рушиться. На самом деле
уже в начале перед нами мир, в котором сохранились только внешние признаки
патриархальности. Никто из действующих лиц уже не живет по законам
патриархального строя. Никого из них не интересует общее, ни у кого нет
заботы о государстве, каждый думает только о себе. Это ясно видно на примере
старших дочерей Лира, Гонерилье и Регане, готовых да любой обман, лишь бы
получить свою долю королевских земель и власти. Эгоизм, сочетающийся с
жестоким коварством, сразу же обнаруживает и незаконный сын Глостера -
Эдмонд. Но не только эти люди, одержимые хищническими стремлениями, лишены
патриархальных добродетелей покорности и повиновения. Благородный граф Кент
обнаруживает неменьшую независимость, когда смело упрекает короля за
неразумный гнев против Корделии. И сама Корделия своенравна и упряма, что
проявляется в ее нежелании унизить свое личное достоинство не только лестью,
но и вообще публичным признанием в чувствах, которые она считает глубоко
интимными. Она не хочет участвовать в ритуале лести, затеянном королем
Лиром, даже если ей это будет стоить не только наследства, но и любви Лира.
 Коротко говоря, все действующие лица трагедии - индивиды с ясным
сознанием личных интересов и целей. Это относится не только к главным
персонажам, но и к таким третьестепенным фигурам, как, например, дворецкий
Гонерильи Освальд и слуги Корнуэла и Реганы. Освальд, наблюдая царящий
вокруг хаос, рассчитывает, что и сам он сможет возвыситься. Что же касается
слуг Корнуэла и Реганы, то их независимость от господ проявляется в том,
что, возмущенные их жестокостью по отношению к Глостеру, они открыто
заявляют об этом, а один из слуг даже вступает в борьбу с Корнуэлом и
наносит ему смертельную рану.
 Хотя все персонажи "Короля Лира" обладают феодальным титулами и
званиями, тем не менее общество, изображаемое в трагедии, не является
средневековым. За феодальным обличьем скрывается индивидуалистическое нутро.
При этом, как и в других произведениях Шекспира, новое самосознание личности
имеет у действующих лиц трагедии два ясно выраженных направления. Одну
группу персонажей составляют те, в ком индивидуализм сочетается с
хищническим эгоизмом. В первую очередь это Гонерилья, Регана, Корнуэл и
Эдмонд. Эдмонд выступает как выразитель жизненной философии, которой
руководствуются все люди такого склада.
 Эдмонд сродни всем другим представителям хищнического дуализма,
изображенным Шекспиром. Он человек такого же характера, как Ричард III и
Яго. Все они явные злодеи. Роднит их то, что каждый, обделен природой или
обществом. Эдмонд - незаконный сын, и, следовательно, ему не приходится
рассчитывать на то, что жизненные блага и почетное положение в обществе
достанутся ему по наследству, как его брату Эдгару, законному сыну Глостера.
Его возмущает эта несправедливость. Он восстает против обычаев потому, что
они не обеспечивают ему того места в жизни, какого он хотел бы достигнуть.
 Выше было сказано, что понятие природы для Шекспира и многих его
современников было связано с представлением об устойчивом миропорядке, и
природа считалась воплощением естественных законов объединяющих людей.
Наряду с этим у Шекспира встречается и другое понимание природы, означающее
нечто противоположное. Такой взгляд на природу, например, у Яго, который
понимал под этим словом желания и аппетиты человека. Эдмонд всецело
единомышленник Яго. Свою речь, выражающую его взгляд на жизнь, он начинает
знамена словами:

 "Природа, ты моя богиня! В жизни
 Я лишь тебе послушен. Я отверг
 Проклятье предрассудков и правами
 Не поступлюсь, пусть младше я, чем брат" (I, ;

 Упорядоченная природа, стройный миропорядок, покоящийся на естественных
связях, то есть все то, что так дорого Глостеру, отвергается Эдмондом. Для
него это (перевожу дословно) "чума обычая". Для Эдмонда в этой системе
природы не приготовлено места, он в ней пасынок, а не сын, в полном смысле
слова "незаконнорожденный".
 Природа, которой он поклоняется, другая, она - источник силы, энергии,
страстей, не поддающихся повиновению той, иной "природе". Он не намерен
отказываться от жизненных благ во имя подчинения существующим в обществе
законам. Обычай лишает его, как незаконнорожденного, многих прав, но это
несправедливо, ибо природа дала ему не меньше, а даже больше желаний - и
энергии, чтобы удовлетворить их, - чем тем, кто от рождения имеет права на
все (I, 2).
 Яго считал человека "садом", в котором каждый сам выращивает свой
характер и делает соответственно выбор жизненного пути. Точно так же думает
и Эдмонд. Он смеется над теми, кто, подобно его отцу, верит в средневековое
учение о влиянии небесных светил на характер и судьбы людей. "Когда мы сами
портим и коверкаем себе жизнь, обожравшись благополучием, - говорит Эдмонд,
- мы приписываем наши несчастья солнцу, луне и звездам. Можно, правда,
подумать, будто мы дураки по произволению небес, мошенники, воры и предатели
- вследствие атмосферического воздействия, пьяницы, лгуны и развратники -
под непреодолимым давлением планет. В оправдание всего плохого у нас имеются
сверхъестественные объяснения. Великолепная увертка человеческой
распущенности - всякую вину свою сваливать на звезды... Какой вздор! Я то,
что я есть, и был бы тем же самым, если бы самая целомудренная звезда
мерцала над моей колыбелью" (I, 2).
 Не звезды предначертали Эдмонду быть злодеем. Он родился в мире, где
для него не было уготовано места, и намерен сам завоевать его для себя
любыми средствами, не считаясь с принятыми в обществе законами. Психология
Эдмонда и его философия жизни - порождение новых общественных условий,
развившихся в результате буржуазного прогресса. Это уже становится нормой
жизненного поведения. Но над умами людей тяготеют старые понятия.
Поставленные рядом, речи Глостера и Эдмонда (их противопоставил так сам
Шекспир, см. I, 2) выражают мировоззрение двух разных социальных укладов,
двух разных Эпох. Для Глостера природа - это, как мы знаем, извечный мировой
порядок, где каждому определено свое место. Слова о нарушении законов
природы, приведенные выше, характеризуют Глостера как выразителя
традиционного мировоззрения. В противоположность ему в понимании Эдмонда
природа означает право человека на восстание против существующего порядка
вещей. Глостеру кажется, что на его стороне вечный закон и что всякие
нарушения его есть следствия индивидуального произвола, но он заблуждается.
Здесь, как в капле воды, отражен всемирно-исторический процесс смены двух
общественных формаций, о котором писал К. Маркс, объясняя социальную
сущность трагического: "Трагической была история старого порядка, пока он
был существующей испокон веку властью мира, свобода же, напротив, была
идеей, осенявшей отдельных лиц, - другими словами, пока старый порядок сам
верил, и должен был верить, в свою правомерность" <"К. Маркс и Ф. Энгельс об
искусстве", т. 1, М,, 1957, стр. 53.>. Глостер воплощает этот старый
порядок, верящий в свою правомерность, тогда как Эдмонд - человек, которого
уже осенила идея свободы от старых патриархальных связей. Он настолько
далеко заходит в своем отрицании их, что не только становится врагом короля
и нарушает долг подданного, но борется против брата и предает отца, разрывая
таким образом самую священную кровную связь родства.
 То, что происходит в семье Глостера, повторяется и в семье Лира.
Правда, ни Лир, ни его дочери Гонерилья и Регана не выражают столь
непосредственно тех жизненных понятий, которые мы слышим из уст Глостера и
Эдмонда. Глостер и Эдмонд выражают и практику и теорию двух противоположных
укладов, Лир и его дочери - только практику, но и отношения между Лиром и
его дочерьми имеют в своей основе тот же конфликт двух жизненных укладов,
как он отражается в психологии и повседневном поведении людей. Впрочем, и
Лир появится потом перед нами в роли философа, но об этом речь будет дальше.
 Новый миропорядок, - а мы знаем, что это был в конечном счете
миропорядок буржуазный, - разрушал даже самую прочную из всех человеческих
связей - кровную, родственную, семейную связь. И мы видим это на семьях Лира
и Глостера. Главной разрушительной силой является стремление к обладанию
теми имущественными правами, которые дают человеку независимость, а в иных
случаях и власть над другими.
 Гонерилья, Регана и Эдмонд были лишены возможности обрести
самостоятельность до тех пор, пока они зависели от Лира и Глостера. Для них
важно было любой ценой получить в руки то, на чем зиждилась королевская и
отцовская власть их родителей. Все трое прибегают для этого к обману.
Интересно то, что все они играют на самом дорогом для Лира и Глостера - на
преданности и чувстве долга, хотя сами не ставят их ни в грош. Когда же они
получают в свои руки земли, титулы и даже короны, они стряхивают долг
повиновения родителям как обветшавшее платье. Трагедия Глостера состоит в
той он становится жертвой бездушного индивидуализма, разрушающего его семью.
Трагедия Лира состоит в этом лишь отчасти. Но прежде чем мы перейдем к
главному герою трагедии, нам нужно сказать о второй группе персонажей.
 Все действующие лица трагедии - люди с ясным сознанием своей личности.
Но не все они себялюбцы. Корделия, Эдгар, Кент, шут короля Лира составляют
лагерь тех, кто обладает не низменной эгоистическим, а благородным
пониманием прав человека. Для них существуют понятия верности, преданности,
и в своем поведении они самоотвержены. Они тоже следуют "природе", но у них
благородные понятия о природе и достоинстве человека. Показательно, что все
они становятся в этом обществе отверженными. Корделию Лир проклял, Кента он
изгнал; Эдгара предал проклятию Глостер, введенный в заблуждение Эдмондом.
Что касается шута, то он в этом обществе отверженный и бесправный уже по
самому своему положению. Но именно эти люди, изгнал презираемые, как мы
убеждаемся, оказываются единственными, кто сохранил естественные чувства
привязанности, любви и долга. Кент переодевшись и изменив внешность,
сопровождает Лира в его в изгнании, как и шут, который не покидает своего
господина в крайней беде. Корделия, узнав о несчастье Лира, забывает
нанесенную ей обиду и возвращается, чтобы восстановить отца в его
королевских правах. Эдгар, встретив своего ослепшего отца, думает только о
том, чтобы облегчить его судьбу. При всем том, хотя каждый из них проявляет
самоотверженность, все они лишены духа патриархального повиновения и рабской
покорности. Не инстинкт подчинения, а свободный вы6ор объекта служения
определяет их поведение. Они служат Лиру не как подданные, а как друзья,
сохраняя духовную независимость, включая и шута, наиболее резкого из них и
до беспощадности прямого в выражении своих мнений.
 Если Эдмонд наиболее полно воплощает в себе духовный мир и нравственные
принципы лагеря хищников-индивидуалистов, то его брат Эдгар оказывается в
положении наиболее отверженного.
 В нашем восприятии Эдгар, преобразившийся в Тома из Бедлама, - странная
и непонятная фигура. В эпоху Шекспира так называли самых несчастных и
обездоленных людей, лишенных даже первейшего признака человечности -
рассудка. Таких умалишенных помещали в Бедлам. Но этот дом призрения не
обеспечивал их. Голодные и в рубищах, бродили они по дорогам, прося
подаяния. То была самая низшая степень падения, ибо эти несчастные ничем не
могли помочь себе и не сознавали своего ужасного положения. Образ Тома из
Бедлама имеет поэтому в трагедии одновременно конкретное и символическое
значение.
 В ходе действия трагедии обнаруживаются не только различия в
нравственных стремлениях ее участников, разделяющих их на два лагеря. Мы
видим также, как образуются два полярных мира. На одной стороне мир
богатства и власти. Здесь идет вечная грызня, и каждый в этом мире готов
перегрызть глотку другому. Таков мир, который построили для себя Гонерилья,
Регана, Корнуэл, Эдмонд. Мы уже не раз встречали у Шекспира картину этого
мира в его драмах.
 Другой мир - это мир всех отверженных. В нем оказываются, сначала Кент
и Корделия, затем Эдгар, король Лир, шут и, наконец, Глостер. Из них
Корделия, ставшая супругой французского короля, является изгнанницей только
по названию и несет бремя одних лишь моральных страданий. Остальные же
брошены на дно жизни в самом буквальном смысле слова. Они обездолены,
выброшены из прежнего, привычного для них образа жизни, лишены крова,
источников средств существования и оставлены на произвол судьбы. Но личные
бедствия не ожесточают их сердца, а, наоборот, обостряют сочувствие к
страданиям других у тех, кому доброта и раньше была свойственна, а у тех,
кто прежде был равнодушен к судьбам остальных, рождают чувство братства со
всеми обездоленными.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar