Меню
Назад » »

СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА (24) ГАЙДН ЙОЗЕФ / JOSEPH HAYDN

ГАЙДН ФРАНЦ ЙОЗЕФ
(FRANZ) JOSEPH HAYDN




       Вся прелесть музыки - в мелодии. Я никогда не был быстрым писателем. Квартет - это беседа четырех неглупых людей. Я был не один и чтобы меня не спутали, я был вынужден стать оригиналом. Я больше слушал, чем я учился. Поэтому мало-помалу мои знания и способности были разработаны. Найдите хорошую мелодию - и ваша композиция, какова бы она не была, будет прекрасной и непременно понравится. Тартини может найти самые редкостные и искусные аккорды, но без мелодии вы услышите только прекрасно отделанный шум; если он и не покажется неприятным для уха, то во всяком случае он оставит голову пустой, а сердце холодным. Когда я думаю о Боге я могу только представить себе о Нем, как бесконечно большое и бесконечно хорошее. Это последнее качество божественной природы вдохновляет меня с такой уверенностью и радостью, что я мог бы написать еще Miserere в темпе аллегро. Галилео Галилей А все-таки она вертится! Только со смертью догмы начинается наука. Ничто великое в мире не совершалось без страстей. Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие. Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию. Невежество — мать злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков, а также грехов. Такова сила истины: вы пытаетесь ее опровергнуть, но самые ваши нападки возвышают ее и придают ей большую ценность. Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя. Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и в незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины. Для того, чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно еще наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо! В науках о природе... нужно остерегаться, как бы не стать на защиту ложного, так как тысячи Демосфенов и тысячи Аристотелей будут выбиты из седла любым заурядным умом, которому посчастливилось найти истину. Поистине, как у того нет ушей, так и у этих глаза закрыты для света истины. Этот род людей думает, что философия — какая-то книга, как «Энеида» или «Одиссея», истину же надо искать не в мире, не в природе, а в сличении текстов. Требовать, чтобы люди отказывались от собственных суждений и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, совершенно невежественных в науке или искусстве, судьями над людьми учеными — это такие новшества, которые способны довести до гибели и разрушить государство. Философы летают, и летают только как орлы, но отнюдь не как галки. Орлы встречаются крайне редко, их мало видно, еще меньше слышно, в то время как птицы, летающие стаями, оглашают небо пронзительными криками, галдят, когда садятся, и гадят на землю под собой.

Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn, 31 марта 1732 — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера. Камерная музыка 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор) 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели 7 дуэтов для скрипки и альта 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели 21 трио для 2 скрипок и виолончели 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов Концерты 35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе: четыре концерта для скрипки с оркестром два концерта для виолончели с оркестром два концерта для валторны с оркестром 11 концертов для фортепиано с оркестром 6 органных концертов 5 концертов для двухколёсных лир 4 концерта для баритона с оркестром концерт для контрабаса с оркестром концерт для флейты с оркестром концерт для трубы с оркестром 13 дивертисментов с клавиром Вокальные произведения Оперы Всего 24 оперы, в том числе: «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г. «Истинное постоянство» «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г. «Асмодей, или Новый хромой бес» «Аптекарь» «Ацис и Галатея», 1762 г. «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata) «Армида», 1783 г. «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г. «Обманутая неверность» (L’Infedeltà delusa) «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г. «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г. «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г. «Вознаграждённая верность» (La Fedeltà premiata) «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд» Оратории 14 ораторий, в том числе: «Сотворение мира[de]» «Времена года[de]» «Семь слов Спасителя на кресте» «Возвращение Товия» Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания» ораториальный гимн Stabat Mater Мессы 14 месс, среди которых : малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.) большая органная месса Es-dur (1766 г.) месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.) месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.) малая органная месса (В-dur, 1778 г.) Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.) месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.) месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.) Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.) месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.) месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.) месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.) Симфоническая музыка Всего 105 симфонии, в том числе: «Прощальная симфония» «Оксфордская симфония» «Траурная симфония» 6 Парижских симфоний (1785—1786 гг.) 12 Лондонских симфоний (1791—1792 гг., 1794—1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр» 66 дивертисментов и кассаций Произведения для фортепиано фантазии, вариации 52 сонаты для фортепиано Литература Гайдн, Йозеф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Альшванг А. А. Иосиф Гайдн. — М.—Л., 1947. Альшванг А. И. Гайдн, в кн.: Избр. соч. — М.., т. 2, 1965. Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. — М., 1972. Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение. — М., 1973. Рабинович А. С. Гайдн, в кн.: Избр. статьи и материалы. — М., 1959. Вольман Б. Наследие Гайдна в России. // «Советская музыка», 1959, № 6. Баттерворт Н. Гайдн. — Челябинск, 1999. Й. Гайдн — І. Котляревський: мистецтво оптимізму. Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: Збірник наукових праць / Ред.‑упорядн. — Л. В. Русакова. Вип. 27. — Харків, 2009. — 298 с. — ISBN 978-966-8661-55-6. (укр.) Arnold Werner-Jensen. Joseph Haydn. — München: Verlag C. H. Beck, 2009. — ISBN 978-3-406-56268-6. (нем.) Botstiber Н. Haydn. — Bd 3. — Lpz., 1927. Dies. Haydn’s Biographie. — Вена, 1810. (нем.) Geiringer К. Haydn. A creative life in music. — N. Y., 1963. (англ.) Haydn Jahrbuch, hrsg. von H. C. R. Landon. — Bd 1—6. — W., 1962—69. (англ.) Hoboken A. van, Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis. — Bd I. — Mainz, 1957. H. C. Robbins Landon. The Symphonies of Joseph Haydn. — Universal Edition and Rockliff, 1955. (англ.) Koch L. J. Haydn, [Bibliographic]. — Bdpst., 1932. Landon, H. C. Robbins; Jones, David Wyn. Haydn: His Life and Music. — Indiana University Press, 1988. — ISBN 978-0-253-37265-9. (англ.) Landon H. C. R. The symphonies of J. Haydn. — L., 1955. (англ.) Ludwig. Joseph Haydn. Ein Lebensbild. — Нордг., 1867. (нем.) Lutz Görner Joseph Haydn. Sein Leben, seine Musik. 3 CDs mit viel Musik nach der Biographie von Hans-Josef Irmen. KKM Weimar 2008. — ISBN 978-3-89816-285-2. Nowak L. J. Haydn. — W.—Lpz.—Z., 1951. Pohl. Mozart und Haydn in London. — Вена, 1867. (нем.) Pohl. Joseph Haydn. — Берлин, 1875. (нем.) Pohi С. F. Joseph Haydn, Bd l—2. — Lpz., 1875—82. (нем.) Webster, James; Feder, Georg (2001). «Joseph Haydn». The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as a book: (2002) The New Grove Haydn. — N. Y.: Macmillan. 2002. — ISBN 0-19-516904-2

(Franz) Joseph Haydn ( 1732 – 31 May 1809), known as Joseph Haydn, was a prominent and prolific composer of the Classical period. He was instrumental in the development of chamber music such as the piano trio and his contributions to musical form have earned him the epithets "Father of the Symphony" and "Father of the String Quartet". Biographical sources Dies, Albert Christoph (1963). "Biographical Accounts of Joseph Haydn". In Gotwals, Vernon, translator and editor. Haydn: Two Contemporary Portraits. Milwaukee: University of Wisconsin Press. ISBN 0-299-02791-0. A translation from the original German: "Biographische Nachrichten von Joseph Haydn nach mündlichen Erzählungen desselben entworfen und herausgegeben" ("Biographical accounts of Joseph Haydn, written and edited from his own spoken narratives") (1810). Camesinaische Buchhandlung, Vienna. One of the first biographies of Haydn, written on the basis of 30 interviews carried out during the composer's old age. Finscher, Ludwig (2000). Joseph Haydn und seine Zeit. Laaber: Laaber-Verlag. ISBN 3-921518-94-6. Highly detailed discussion of life and work; in German. Geiringer, Karl; Geiringer, Irene (1982). Haydn: A Creative Life in Music (3rd ed.). University of California. ISBN 0-520-04316-2. The first edition was published in 1946 with Karl Geiringer as the sole author. Griesinger, Georg August (1963). "Biographical Notes Concerning Joseph Haydn". In Gotwals, Vernon, translator and editor. Haydn: Two Contemporary Portraits. Milwaukee: University of Wisconsin Press. ISBN 0-299-02791-0. A translation from the original German: "Biographische Notizen über Joseph Haydn" (1810). Leipzig. Like Dies's, a biography produced from interviews with the elderly Haydn. Hadden, James Cuthbert (2010). Haydn (Reissue ed.). London: Cambridge University Press. ISBN 1-108-01987-0. Hughes, Rosemary (1970). Haydn (Revised ed.). New York: Farrar, Straus and Giroux. ISBN 0-460-02281-4. Originally published in 1950. Gives a sympathetic and witty account of Haydn's life, along with a survey of the music. Jones, David Wyn (2009a) The Life of Haydn. Oxford University Press. Focuses on biography rather than musical works; an up-to-date study benefiting from recent scholarly research on Haydn's life and times. Jones, David Wyn (2009b) Oxford Composer Companions: Haydn. Oxford University Press. A one-volume encyclopedia with detailed contributions from many Haydn scholars. Landon, H.C. Robbins (1976–1980). Haydn: Chronicle and Works. Bloomington, IN: Indiana University Press. ISBN 0-253-37003-5. An extensive compilation of original sources in five volumes. Landon, H. C. Robbins; Jones, David Wyn (1988). Haydn: His Life and Music. Indiana University Press. ISBN 978-0-253-37265-9. Biography chapters by Robbins Landon, excerpted from Robbins Landon (1976–1980) and rich in original source documents. Analysis and appreciation of the works by Jones. Larsen, Jens Peter (1980). "Joseph Haydn". New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as The New Grove: Haydn. New York: Norton. 1982. ISBN 0-393-01681-1. Webster, James; Feder, Georg (2001). "Joseph Haydn". The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as a book: The New Grove Haydn. New York: Macmillan. 2002. ISBN 0-19-516904-2. Careful scholarship with little subjective interpretation; covers both life and music, and includes a very detailed list of works. Criticism and analysis sources Brendel, Alfred (2001). "Does classical music have to be entirely serious?". In Margalit, Edna; Margalit, Avishai. Isaiah Berlin: A Celebration. Chicago: University of Chicago Press. pp. 193–204. ISBN 0-226-84096-4. On jokes in Haydn and Beethoven. Celestini, Federico (2010). "Aspekte des Erhabenen in Haydns Spätwerk". In Celestini, Federico; Dorschel, Andreas. Arbeit am Kanon. Vienna: Universal Edition. pp. 16–41. ISBN 978-3-7024-6967-2. On the sublime in Haydn's later works; in German. Clark, Caryl, ed. (2005). The Cambridge Companion to Haydn. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-83347-7. Covers each of the genres Haydn composed in as well as stylistic and interpretive contexts and performance and reception. Griffiths, Paul (1983). The String Quartet. New York: Thames and Hudson. ISBN 0-500-01311-X. Hughes, Rosemary (1966). Haydn String Quartets. London: BBC. A brief (55 page) introduction to Haydn's string quartets. Rosen, Charles (1997). The classical style: Haydn, Mozart, Beethoven (2nd ed.). New York: Norton. ISBN 0-393-31712-9. First edition published in 1971. Covers much of Haydn's output and seeks to explicate Haydn's central role in the creation of the classical style. The work has been influential, provoking both positive citation and work (e.g., Webster 1991) written in reaction. Sisman, Elaine (1993) Haydn and the classical variation. Cambridge: Harvard University Press. ISBN 0-674-38315-X. Sutcliffe, W. Dean (1989). "Haydn's Musical Personality". The Musical Times 130 (1756): 341–344. doi:10.2307/966030. JSTOR 966030. Sutcliffe, W. Dean (1992). Haydn, string quartets, op. 50. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-39103-2. Covers not just Op. 50 but also its relevance to Haydn's other output as well as his earlier quartets. Webster, James (1991). Haydn's "Farewell" symphony and the idea of classical style: through-composition and cyclic integration in his instrumental music. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-38520-2. This book focuses on a single work, but contains many observations and opinions about Haydn in general.



 

      
 
 
 
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ
ЦИЦЕРОН И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) ( 5 ) ( 6 ) ( 7 )
РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 )
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar