Меню
Назад » »

СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА (5) ИСОКРАТ / ISOCRATES

ИСОКРАТ



ISOCRATES / Ἰσοκράτης



   Ученость - это сладкий плод горького корня. Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему. Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным. Порицать человека для его же пользы - значит не хулить, а вразумлять его. Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей. Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания взирают спокойно и равнодушно. К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение. Верными считай не тех, кто по твоему слову говорят, но кто противится сказанному тобой неверно. Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них. Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, а в несчастьях - без приглашения, сами по себе. Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести. Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела. Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно - не иметь ни одного друга и менять многих друзей. Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы. Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага. Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить. Анахарсис Безопасные корабли - это вытащенные на берег корабли. Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя. Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных. Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга. Удивительно, как при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками - из больших. Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии. Закон - паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные же благополучно пробиваются. Первая чаша принадлежит жажде, вторая - веселью, третья - наслаждению, четвертая - безумию. Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения. У себя дома первый бокал обычно пьют за здоровье, второй - ради удовольствия, третий - ради наглости, последний - ради безумия.

Исократ (греч. Έισοκράτης, 436 до н. э. — 338 до н. э.) — знаменитый афинский ритор, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов. Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: македонскому царю Филиппу, тирану Дионисию и т. п. Судебные речи, числом 6 (XVI—XXI), относятся к первой поре деятельности Исократа (402—390) и составлены для произнесения на суде одной из сторон, если только это не школьные образцы, сочиненные учителем в руководство ученикам по поводу действительных или даже вымышленных процессов: по крайней мере, Исократ в более поздние годы настойчиво отвергал всякую прикосновенность свою к судебному красноречию и о составителях подобных речей говорил с явным пренебрежением (XV, §§ 24-41). Изобилуя общими местами и софистическими измышлениями, не выдаваясь в стилистическом отношении, судебные речи Исократа содержат в себе некоторые бытовые черты и намеки на исторические события, особенно на тиранию тридцати и следовавшие за её падением перемены. Тексты и переводы В «Loeb classical library» речи изданы в 3 томах (№ 209, 229, 373). В серии «Collection Budé» сочинения изданы. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в 4 томах. Русские переводы: Исократа афинейского оратора и философа политические речи о должностях как всякого человека, в рассуждении приватного и гражданского состояния, так и царствующих особ о благополучном управлении государства…; и что монархический образ правления есть превосходнейший из всех других политических форм, и к благосостоянию человеческого рода есть самый удобнейший. / Пер. с эллино-греч. И. Дмитревского. СПб., 1789. 219 стр. 2-е изд., испр. / Вновь же переведены, уяснены и примеч. пополнены М. Дмитревским. М., 1836. 2+100 стр. Панигирик. / Пер. А. Замятина. Смоленск, 1883. 45 стр. Наставление Демонику. Речь о значении ареопага. / Пер. М. Н. Гурьева. СПб., 1883. 44 стр. Исократ. Торжественное похвальное слово. / Пер. Н. Коренькова. Калуга, 1891. 76 стр. Полный перевод: Исократ. Речи. Письма. / Пер. Ю. В. Андреева, В. Г. Боруховича, М. Н. Ботвинника, Л. М. Глускиной, А. И. Зайцева, Н. Н. Залесского, К. М. Колобовой, Е. А. Миллиор, Т. В. Прушакевич, Э. Д. Фролова, И. А. Шишовой. // Вестник древней истории. 1965. № 3 — 1969. № 2. Исократ. Панегирик. / Пер. Э. Юнца. // Ораторы Греции. М., 1985. С. 39-64. Исследования Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. М.: Наука-ВЛ. 1994. 253 стр. ISBN 5-02-017391-6 Миллер Т. А. Письма Платона и Исократа. // Античная эпистолография: Очерки. М.: Наука. 1967. (о письмах Исократа на с. 47-58) Россиус А. А. Полемика Исократа с Академией Платона // Вестник древней истории. 1987. № 2. С.93-102. Миллер Т. Б. От поэзии к прозе (риторическая проза Горгия и Исократа) // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. М.: Наука, 1991. С. 60-105. Меланченко И.В. 2001: Панэллинизм и концепция межполисных отношений Исократа. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.: Авт. дисс… к.и.н. М.
Isocrates (/aɪ.ˈsɒk.rə.ˌtiːz/; Greek: Ἰσοκράτης; 436–338 BC), an ancient Greek rhetorician, was one of the ten Attic orators. Among the most influential Greek rhetoricians of his time, Isocrates made many contributions to rhetoric and education through his teaching and written works. Greek rhetoric is commonly traced to Corax of Syracuse, who first formulated a set of rhetorical rules in the fifth century BCE. His pupil Tisias was influential in the development of the rhetoric of the courtroom, and by some accounts was the teacher of Isocrates. Within two generations, rhetoric had become an important art, its growth driven by social and political changes such as democracy and courts of law. Benoit, William L. (1984). "Isocrates on Rhetorical Education". Communication Education: 109–119. Bizzell, Patricia; Herzberg, Bruce, eds. (2001). The rhetorical tradition: Readings from classical times to the present (2nd ed.). Boston: Bedford/St. Martin's. ISBN 0-312-14839-9. Bury, J.B. (1913). A History of Greece. Macmillan: London. Eucken, von Christoph (1983). Isokrates: Seine Positionen in der Auseinandersetzung mit den zeitgenössischen Philosophen (in German). Berlin: W. de Gruyter. ISBN 3-11-008646-8. Golden, James L.; Berquist, Goodwin F.; Coleman, William E. (2007). The rhetoric of Western thought (9th ed.). Dubuque, IA: Kendall / Hunt. ISBN 0-7575-3838-X. Grube, G.M.A. (1965). The Greek and Roman Critics. London: Methuen. Haskins, Ekaterina V. (2004). Logos and power in Isocrates and Aristotle. Columbia, SC: University of South Carolina Press. ISBN 1-57003-526-1. Isocrates (1968). Isocrates. Loeb Classical Library. George Norlin, Larue van Hook, trans. Cambridge, MA.: Harvard University Press. ISBN 0-674-99231-8. Isocrates (2000). Isocrates I. David Mirhady, Yun Lee Too, trans. Austin, TX: University of Texas Press. ISBN 0-292-75237-7. Isocrates (2004). Isocrates II. Terry L. Papillon, trans. Austin, TX: University of Texas Press. ISBN 0-292-70245-0. Livingstone, Niall (2001). A commentary on Isocrates' Busiris. Boston: Brill. ISBN 90-04-12143-9. Papillon, Terry (1998). "Isocrates and the Greek Poetic Tradition". Scholia 7: 41–61. Poulakos, Takis; Depew, David J., eds. (2004). Isocrates and civic education. Austin: Univ. of Texas Press. ISBN 0-292-70219-1. Poulakos, Takis (1997). Speaking for the polis: Isocrates' rhetorical education. Columbia, SC: Univ. of South Carolina Press. ISBN 1-57003-177-0. Romilly, Jacqueline de (1985). Magic and rhetoric in ancient Greece. Cambridge, MA: Harvard University Press. ISBN 0-674-54152-9. Smith, Robert W.; Bryant, Donald C., eds. (1969). Ancient Greek and Roman Rhetoricians: A Biographical Dictionary. Columbia, MO: Artcraft Press. Too, Yun Lee (2008). A commentary on Isocrates' Antidosis. Oxford: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-923807-1. Too, Yun Lee (1995). The rhetoric of identity in Isocrates: text, power, pedagogy. Cambridge: Cambridge Univ. Press. ISBN 0-521-47406-X. Usener, Sylvia (1994). Isokrates, Platon und ihr Publikum: Hörer und Leser von Literatur im 4. Jahrhundert v. Chr. (in German). Tübingen: Narr. ISBN 3-8233-4278-9. Robin Waterfield's Notes to his translation of Plato's 'Phaedrus', Oxford University Press, 2002.



 

      
 
 
 
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ
ЦИЦЕРОН И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) ( 5 ) ( 6 ) ( 7 )
РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 )
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar