Меню
Назад » »

СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА (8) АПУЛЕЙ / APULEIUS

АПУЛЕЙ



APULEIUS


       Голого раздеть и десяти силачам не удастся. Неполно счастье тех, богатство которых никому не ведомо. Обвинить можно и невинного, но обличить только виновного. Не дано увидеть те силы, которые позволено только ощущать. То, что мы знаем - ограничено, а то, чего мы не знаем - бесконечно. Время людей крылато, мудрость медлительна, смерть скора, жизнь жалка. Храбрость занимает среднее место между самонадеянной отвагой и робостью. Каждый человек в отдельности смертен, но в своей совокупности люди вечны. Собственная нравственная нечистоплотность - это знак презрения к самим себе. Стыд и честь - как плать: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относятся. Прекращение деятельности всегда приводит с собой вялость, а за вялостью идет дряхлость. Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю. Коли в суждениях доверяться больше глазам, нежели разуму, то мы мудростью далеко уступили бы орлу. Всему есть цена, и немалая: ее платит тот, кто просит, - поэтому все необходимое удобнее покупать, чем клянчить. Первую чашу пьем мы для утоления жажды, вторую для увеселения, третью - для наслаждения, четвертую - для сумасшествия. От богов человеку ничто хорошее не дается без примеси хоть какой - нибудь неприятности, в самой радости есть хоть толика горести. Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. Все, чем бы ты в жизни не пользовался, оказывается скорее обременительным, чем полезным, если только выходит за пределы целесообразной умеренности. Лудовико Ариосто Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца. Все человек теряет с годами: юность, красоту, здоровье, порывы честолюбия. И только одна глупость никогда не покидает людей. Когда рассудок поддается порыву или гневу и слепая ярость оскорбляет друга действием или словом, то позже ни слезы, ни вздохи не в состоянии исправить ошибки.

Апулей (лат. Apuleius, родился в 124/125 н. э. в Мадавре, римская провинция Африка) — древнеримский писатель и поэт, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Метаморфозы» («Золотой осёл»). Сохранившиеся труды Апулея написаны на латинском языке. Сохранились следующие сочинения Апулея (на латинском языке): «Метаморфозы в XI книгах» (Metamorphoseon libri XI). Со времён блаж. Августина это сочинение называется также «Золотой осёл» (Asinus aureus), где эпитет «золотой» относится к художественным достоинствам произведения. «Апология» (Apologia, заголовок неаутентичный; оригинальное название — Pro se de magia, чаще сокращённо — De magia). Традиционно считается речью, которую Апулей держал в свою защиту против обвинения в магии. Некоторые современные исследователи считают «Апологию» не столько реальной записью ораторского выступления Апулея, сколько литературной фикцией, сочинением «в жанре апологии». «Флориды» (Florida). Фрагментарное собрание 23 речей и лекций Апулея. Античная традиция делит «Флориды» на 4 книги. Дошедший до нас текст представляет собой анонимную (предполагаемый автор обработки — ритор Крисп Салюстий, конец IV в.) конспективную обработку некогда масштабной книги. «О божестве Сократа» (De deo Socratis). Рассуждение о природе «даймона» у Сократа и о существовании промежуточных существ между богами и людьми. «О Платоне и его учении» (De Platone et eius dogmate). Изложение натурфилософии и этики Платона. «О мире» (De mundo). Латинский пересказ трактата перипатетической школы (ранее приписывался Аристотелю). Самостоятельную литературную ценность представляет «Сказка об Амуре и Психее», одна из 11 вставных новелл романа «Метаморфозы». Она неоднократно перелагалась в разных странах, в том числе в России (И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков) и была много раз воспроизведена в различных художественных произведениях, например у Рафаэля и Торвальдсена. Сюжеты из романа заимствовали Боккаччо, Сервантес, Филдинг, Смоллетт и многие другие. Присциан и Фульгенций упоминают художественный роман Апулея «Гермагор» (Hermagoras; не сохранился). По мнению Марии Грабарь-Пассек, именно в роли романиста Апулей раскрывает свой явный и яркий талант; во всём остальном, не исключая и стихов (примеры которых сохранились в «Апологии») он не превосходит уровень обычного ритора, свои же философские дарования он склонен переоценивать. Стихи Апулея сохранились фрагментарно. Апулей активно способствовал ассимиляции греческой учёности в Риме. Он изложил по-латыни трактаты Аристотеля «Об истолковании» и «О мире» (авторство Аристотеля оспаривается), в отдельном большом труде пересказал философское учение Платона. Согласно Кассиодору, Апулей также перевёл на латынь «Введение в арифметику» Никомаха Герасского. Литература Андерсон В. А. Роман Апулея и народная сказка. Т. 1. Казань, 1914. И. Х. Несколько слов о Кострове и о переведенной им книге Апулея: Золотой осел // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 709—718.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. Полякова С. В. «Метаморфозы» или «Золотой осел» Апулея. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — 150 с. Кузнецов А. Е. Художественные принципы и мировоззрение Апулея. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.. Авт. дисс… к.фил.н. М., 1989. Тоноян Л. Г. О логическом трактате Апулея. // Я.(А. Слинин) и Мы: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. СПб., 2002. C. 519—527. Левинская О. Л. Античная Asinaria: история одного сюжета. («Orientalia». Вып.21). М.: РГГУ, 2008. Harrison, S. J.: Apuleius: A Latin Sophist (Oxford, Oxford University Press, 2000), 281 pp. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Apuleius (/ˌæpjʉˈliːəs/; also called Lucius Apuleius Madaurensis; Berber: Afulay; c. 125 – c. 180 CE) was a Latin-language prose writer. He was a Numidian Berber and lived under the Roman Empire. He was from Madaurus (now M'Daourouch, Algeria). He studied Platonist philosophy in Athens; travelled to Italy, Asia Minor and Egypt; and was an initiate in several cults or mysteries. The most famous incident in his life was when he was accused of using magic to gain the attentions (and fortune) of a wealthy widow. He declaimed and then distributed a witty tour de force in his own defense before the proconsul and a court of magistrates convened in Sabratha, near ancient Tripoli, Libya. This is known as the Apologia. Carl C. Schlam, The Metamorphoses of Apuleius: On Making an Ass of Oneself (Chapel Hill-London, 1992). Gerald Sandy, The Greek World of Apuleius: Apuleius and the Second Sophistic (Leiden, Brill, 1997). Finkelpearl, Ellen D. Metamorphosis of Language in Apuleius: A Study of Allusion in the Novel (Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1998). O. Pecere, A. Stramaglia, Studi apuleiani. Note di aggiornamento di L. Graverini (Cassino: Edizioni dell' Università degli Studi di Cassino, 2003). Lucia Pasetti, Plauto in Apuleio (Bologna: Patron Editore, 2007). Frangoulidis, Stavros. Witches, Isis and narrative: approaches to magic in Apuleius' Metamorphoses (Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2008) (Trends in classics – Supplementary volumes, 2). Apuleius : Rhetorical Works. translated and annotated Stephen Harrison, John Hilton, and Vincent Hunink. edited Stephen Harrison. (New York : Oxford University Press, 2001).



 

      
 
 
 
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ
ЦИЦЕРОН И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) ( 5 ) ( 6 ) ( 7 )
РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 )
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar