Меню
Назад » »

Социальная психология. (148)

Фрустрация (Frustration).Блокирование целенаправленного поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции(Fundamental attribution error).Тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации и переоценивать влияние диспозиций на поведение окружающих. (Также называется предубеждением соответствия,ибо нам слишком часто кажется, что поведение соответствует диспозициям). Эволюционное направление в психологии(Evolutionarypsychology).Изучение эволюции поведения с позиций теории естественного отбора. Эвристика (Heuristics).Способ, позволяющий принимать быстрые и эффективные суждения. Эвристика репрезентативности(Representativenessheuristic).Склонность считать доказанным, порой вопреки фактам, что кто-либо или что-либо принадлежит к какой-то конкретной группе, если эти кто-то или что-то похожи (похоже) на ее типичного члена. Эгоизм (Egoism).Мотивация (предположительно, определяющая все поведение) стремления к оптимизации собственного благополучия. Противоположен альтруизму, целью которого является улучшение положения других людей. Экспериментальное исследование(Experimentalresearch).Исследование, целью которого является выявление причинно-следственной связи. Эта цель достигается манипуляциями с одним фактором (с независимой переменной) при поддержании всех остальных факторов на постоянном уровне. Экспериментальный реализм (Experimentalrealism).Степень вовлеченности испытуемых в эксперимент и увлеченности им. Экстраординарная цель (Superordinategoal).Цель, стоящая перед группой людей и требующая от них коллективных усилий; цель, которая заставляет их забыть о существующих между ними различиях. Эмпатия (Empathy).Эмоциональное восприятие чужих переживаний, попытка «влезть в шкуру» другого человека. Этноцентризм (Ethnocentrism).Убежденность в превосходстве собственной этнической группы и культуры и — как следствие этой убежденности — пренебрежительное отношение к другим этническим группам и культурам. Эффект дезинформации (Misinformationeffect).(1). Включение человеком ложной информации в собственные воспоминания о событии, свидетелем которого он был, после того как эта ложная информация была им получена. (2). Восприятие события собственными глазами, получение ложной информации о нем и последующее «встраивание» ее в собственные воспоминания об этом событии. Эффект ложного консенсуса (False consensus effect).Склонность переоценивать распространенность собственного мнения и собственного нежелательного или не приносящего успеха поведения. Эффект ложной уникальности(Falseuniquenesseffect).Склонность индивида недооценивать распространенность его способностей и его желательного или приносящего успех поведения. Эффект недостаточного оправдания (Insufficient justification effect).Уменьшение диссонанса за счет внутреннего оправдания собственного поведения в ситуации, когда внешние обстоятельства не дают достаточно оснований для этого. Эффект новизны (Recencyeffect).Информация, представленная последней, иногда оказывается наиболее убедительной. Эффект новизны — менее распространенное явление, нежели эффект первичности. Эффект однородности чужой группы(Outgrouphomogeneityeffect).Восприятие членов чужой группы как более похожих друг на друга, чем члены собственной группы. То есть «они все на одно лицо», а мы все — «индивидуальности». Эффект очевидца (Bystandereffect).Феномен, заключающийся в том, что люди менее склонны оказывать помощь пострадавшим, если рядом оказываются и другие очевидцы события. Эффект первичности (Primacyeffect).При прочих равных условиях информация, предъявленная первой, в большинстве случаев оказывается и наиболее убедительной. Эффект простого попадания в поле зрения(Mere-exposureeffect).Тенденция проникаться большей симпатией к новому стимулу или выше оценивать его после его неоднократного появления в поле зрения оценщика. Эффект сверхоправдания (Overjustificationeffect).Результат поощрения людей за то, что они и так делают с удовольствием; при этом у них появляются основания для того, чтобы рассматривать свои действия скорее как результат внешних обстоятельств, а не их внутренней потребности. Эффект спящего (Sleepereffect).Отложенное влияние какой-либо информации. Проявляется в том, что сообщение, которое мы вначале не оценили, «доходит до нас», когда мы вдруг вспоминаем про него, но не можем припомнить, почему сразу не придали ему значения. Эффект ссылки на самого себя(Self-referenceeffect).Склонность индивида хорошо запоминать и эффективно обрабатывать информацию, имеющую к нему непосредственное отношение. Я-концепция (Self-conception).Ответы человека на вопрос «Кто я?» Я-схема (Self-schema).Представления индивида о самом себе, которые организуют и направляют обработку им информации, относящейся к нему самому.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar