- 960 Просмотров
- Обсудить
Итак, как видно, "хозяин" бланка, испытуемый А., поставлен в ситуацию, при которой он вынужден, решая каждую из 15 предложенных ему триад, осуществить сравнительную оценку себя и тех или иных членов группы. Исследовательская практика показывает, что результаты таким образом построенного опроса позволяют экспериментатору с большой степенью уверенности судить о том, на какой стадии вхождения в группу находится данный испытуемый.
В рамках современной социально-психологической науки в настоящее время уже достоверно известно, что любой человек, входя в какую-либо социальную общность, в том числе и малую группу, проходит три основные стадии становления в ней в качестве ее члена, тем самым утверждая себя в личностном плане в глазах своих товарищей по сообществу. Напомним буквально в нескольких предложениях основную социально-психологическую специфику этих трех фаз, так как без этого будет совершенно непонятен сам принцип анализа эмпирических данных.
На первом этапе внутригрупповой жизни индивида (эту стадию традиционно обозначают как фазу адаптации) основные его усилия направлены, как правило, на усвоение господствующих в данном конкретном сообществе норм и правил; при этом у него возникает в большей или меньшей степени выраженная потребность "быть таким, как все", стремление не отличаться от других, в определенном смысле раствориться в группе. Каким же образом подобная позиция испытуемого может отразиться на способе решения триад в рамках интересующей нас методической процедуры? Как показывает экспериментальная практика, находящийся на адаптационном этапе развития своих взаимоотношений с группой испытуемый в подавляющем большинстве случаев решает "классификационную решетку" весьма специфическим образом.
Вариант решения "статусных" триад испытуемым А., находящимся в стадии
адаптации
Исп. | Исп. | Исп. | Исп. | Исп. | Исп. | Исп. | Ф. И. О. | |
Сходство | Различие | |||||||
θ | θ | ○ | ||||||
θ | ○ | θ | ||||||
θ | ○ | θ | ||||||
θ | ○ | θ | ||||||
θ | ○ | θ | ||||||
θ | ○ | θ | ||||||
θ | ○ | ○ | ||||||
θ | θ | ○ | ||||||
θ | ○ | θ | ||||||
θ | ○ | θ | ||||||
θ | ○ | θ | ||||||
θ | θ | ○ | ||||||
θ | ○ | θ | ||||||
θ | ○ | θ | ||||||
θ | θ | ○ |
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.