- 777 Просмотров
- Обсудить
Как видно, решая самые разнообразные триады, испытуемый неуклонно реализует свою установку на поиск собственного сходства со всеми остальными членами группы, неизменно стремясь подчеркнуть, что он такой же, как все. Легко проследить, что в приведенном примере (здесь мы, конечно, взяли абсолютно выраженный случай поиска сходства) испытуемый А. обнаружил у себя общие черты без исключения с каждым в отдельности членом группы. Более того, в данном варианте заполнения "квалификационной решетки" мы сталкиваемся с проявлением явного стремления А. во что бы то ни стало подчеркнуть свою "похожесть" на других, невзирая даже на то, что сами эти "другие" заметно различаются между собой. Итак, экспериментально фиксируемый факт безапелляционного декларирования испытуемым своего сходства хоть по какому-то даже малозначительному качеству с каждым из членов группы может расцениваться как весомый аргумент в пользу вывода о том, что он находится на адаптационной стадии вхождения в обследуемое сообщество и потому стремится во что бы то ни стало доказать и себе, и другим свою к нему принадлежность.
В то же время решение чисто адаптационных задач на определенном этапе вступает в явное противоречие со свойственным каждой личности стремлением подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость, утвердиться теми своими особенностями, которые она расценивает как наиболее для себя ценные и значимые, т. е. в определенном смысле порождает потребность у индивида "быть не таким, как все", что, в конечном счете, и является психологической сутью второго этапа вхождения личности в группу, стадии индивидуализации. Понятно, что подобная личностная ориентация не может не сказаться и на особенностях заполнения "классификационной решетки" испытуемым, находящимся на индивидуализационном этапе развития своих возможностей с группой.
Вариант решения "статусных триад испытуемым А., находящимся в стадии
индивидуализации
Исп. | Исп. | Исп. | Исп. | Исп. | Исп. | Исп. | Ф. И. О. | |
Сходство | Различие | |||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | ||||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ | ||||||
○ | θ | θ |
Как видно, типичный для индивидуализирующегося члена группы способ решения триад, можно сказать, прямо противоположен тому, который, как правило, избирает индивид, ставящий своей целью, в первую очередь, успешную адаптацию в обследуемом сообществе. Причиной тому являются принципиально различные личностные задачи, которые перед ними стоят. Именно поэтому, если на стадии адаптации индивид во что бы то ни стало стремится подчеркнуть свое сходство с каждым без исключения партнером по взаимодействию и общению, то на стадии индивидуализации он настойчиво отстаивает свои отличия от остальных членов группы.
Интегрированный же в сообществе индивид, как правило, достаточно избирательно подходит к определению своих сходств и различий с членами группы, подчеркивая совпадение некоторых своих личностных характеристик с индивидуально-психологическими особенностями одних товарищей по группе и указывая на свою несхожесть с другими. В связи с этим в данном случае вряд ли было бы правомерно рассматривать технику "репертуарных решеток" как диагностическое средство, позволяющее констатировать факт интеграции той или иной личности в обследуемой группе. Что же касается членов сообщества, находящихся на адаптационной или индивидуализационной стадии вхождения в него, то они могут быть, как было показано, достаточно легко выявлены с помощью только что описанной социально-психологической модификации методики "личностных конструктов".
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.