Меню
Назад » »

Соловьев В. С. РАЦИОНАЛИЗМ

Соловьев В. С.

Статьи из энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза - И. А. Эфрона.

РАЦИОНАЛИЗМ

РАЦИОНАЛИЗМ - признание за человеческим разумом высшего и решающего значения: 1) в практической жизни людей и народов 2) в науке и 3) в религии. В первом отношении разум сталкивается с житейским консерватизмом и с "историческим воззрением", во втором - с эмпиризмом, в третьем - с традиционализмом, супранатурализмом и мистикой. Во всех этих столкновениях необходимо с обоих сторон различать право от притязаний. Несомненно, что в известном смысле разуму принадлежит решающий голос относительно всякого явления в жизни, в науке, в религии. Пределы верховных прав разума зависят от самой его природы, поскольку он есть сила контролирующая, а не творческая. Ни в жизни, ни в науке, ни в религии разум не рождает и не перерождает из самого себя никакого действительного содержания, а только обусловливает формально своими логическими требованиями самосознание и самооценку данной действительности, а через это делает ее способной к переходу в новые лучшие образы бытия. Когда против рационализма утверждается, что жизнь получает свои высшие начала не из разума, а из истории, то следует решить, приписывается ли здесь истории определенный смыслили нет; если приписывается, то этот действительный смысл в своем развитии составляет столько же рациональное, сколько и историческое основание человеческой жизни; если же никакого определенного смысла за ходом истории не предполагается, то нет мерила для различения между случайными и необходимыми историческими явлениями и против рационализма выставляется только слепой произвол. Верховные права разума в области науки оспариваются во имя опыта; но и тут есть недоразумение. Мы все познаем из опыта, но самый опыт обусловлен природой разумного мышления, так как если бы мы не мыслили по принципу тождества, противоречия, достаточного основания, то эмпирические данные не могли бы сохраняться и слагаться в определенное умственное целое. Принципиальное противоречие между рационализмом и традиционализмом возникает тогда, когда, с данной стороны, известные предания заранее признаются неприкосновенными для всякой разумной критики, а с другой стороны, всякое предание заранее отвергается как неразумное. Не будучи источником какого-нибудь предания, разум является необходимым условием для оценки достоинства и значения всяких преданий. Если в каком-нибудь обществе стала раскрыта множественность противоречащих преданий, подлежащих сравнению друг с другом, то выбор между ними необходимо требует рассуждения, зависящих от разумных условий достоверности. Таким образом, безусловное противоположение между рационализмом и традиционализмом не может быть последовательно удержано. Столкновение рационализма с супранатурализмом происходит от недоразумений в понятии чуда. Рационализм, как безусловный принцип, доходит до крайнего утверждения и самоопровержения в палогизме Гегеля, по которому разумное отчетливой мышление (включающее в себя и рассудок, как главный служебный момент) признается не только формальным условием всякого человеческого познания (это значение принадлежит ему в действительности), а настоящей причиной самого бытия, всецело и себе довлеющей. Возведенный в это абсолютное значение, человеческий разум не обнаружил однако, положительной творческой силы, и философский рационализм, после двусмысленного сближения с материализмом (см.Фейербах), не поддерживает более своих абсолютных притязаний в области знания и бытия. В специальном смысле рационализм обозначает направление в протестантском германском богословии, возникшее сначала (в XVIII в.) под влиянием английского изучения Священного писания.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar