Меню
Назад » »

Сушков Игорь Рудольфович. Психология взаимоотношений групп в социальной системе (4)

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГРУПП В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
























Д-р психол. наук 
​СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ
"Психология взаимоотношений групп в социальной системе"




  
 
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
доктора психологических наук

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


 
     СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ
 

Затем мы просили указать: 
1.Какая социальная группа вызывает большие симпатии? 
2.Членом какой социальной группы они предпочли бы быть в настоящее время? 
Наконец, респондентов просили представить, что равенство групп в материальном обеспечении достигнуто.
3.Членом какой социальной группы они предпочли бы быть в этом случае?
Результаты дают основание утверждать, что сообщества жителей Москвы и жителей периферии России действительно существуют как реальные социальные группы. И, по крайней мере, в сознании жителей периферии сила идентификации с их группой достаточно велика. Благодаря этому, несмотря на явное осознание преимущества социально-экономического положения одной группы по сравнению с другой, обе они имеют хорошие шансы на сохранение, даже при условии свободной миграции из одной в другую. А в условиях равного социально-экономического положения групп социальная структура региональных единиц приобретет большую стабильность.
Социальная идентификация является процессом, который за счет формирования чувства групповой приверженности включает индивидов в жизнь и развитие социального организма. 
Свойство социоцентризма, которое проявляется в приверженности конкретной социальной группе, нейтрализует в чувствах индивида страх перед деперсонализацией, приводит к унификации индивидуальных оценок, образов и установок, повышает уверенность в их истинности и мотивирует к распространению на весь окружающий мир.
Вторую фазу построения взаимоотношений можно назвать стадией эффективного обмена социально-психологическими отношениями между социальными группами.
Пройдя фазу рефлексии, группы начинают подчинять обмен социально-психологическими отношениями не стремлению групп к самоопределению в границах социальной системы, а достижению цели взаимодействия. Такой обмен, в отличие от проходящего на фазах производства и регулирования взаимоотношений групп, мы будем называть эффективным обменом.
Обмен заключается в межсубъектном переходе психических моделей реальности, строящихся в системе социальных координат конкретных сообществ, к которым данные личности принадлежат.
Связь социальных групп делает возможной факт обмена социально-психологическими отношениями. Свойство определяет содержание (измерение), по которому будет происходить обмен. А взаимоотношения делают обмен реальным, определяя его цену и создавая мотивирующую силу, заставляющую группы вступать в обмен и, далее, изменяться, приобретая новые свойства и создавая новые социальные множества.
Обмен социально-психологическими отношениями, в конечном итоге, становится необходимым условием существования групп, в социальной системе, так как в ней каждый элемент "...есть сразу и цель, и продукт, и средство: каждый создается и утверждается другим и, питая себя, питает своего "сочлена" (И.А.Ильин).
Основная роль обмена социально-психологическими отношениями заключена в поддержке интеграционно-дифференцирующих тенденций.
Тактика обмена, то есть то, как будет протекать обмен отношениями в каждом конкретном случае, зависит от иных процессов сравнения, нежели затронутые выше в связи со смыслом группового существования. Конкретные акты эффективного обмена будут зависеть от того, какой вклад делают группы в достижение их целей, а, следовательно, и целей системы, которой они служат. И поэтому очень важным на данном этапе межгруппового взаимодействия будет оценка соответствия требований, предъявляемых взаимодействующим группам, их групповым свойствам. 
Этот вид процессов сравнения в конкретной социальной системе предполагает определенный уровень развития культуры,
Поэтому первый этап данной стадии протекания межгрупповых отношений связан с проблемой превращения социально-психологических общностей в организации. Суть организации в создании всех необходимых границ, в рамках которых взаимодействие проходит наиболее эффективно.
Этот этап характеризуется также созданием системы критериев, за пределами которых взаимоотношения групп воспринимаются неудовлетворительными и нуждающимися в регулировании.
На втором этапе совершается непосредственный обмен социально-психологическими отношениями групп. Он служит целям сохранения групп как субъектов соответствующей активности в процессе осуществления ими межгруппового взаимодействия. Это не обмен товарами, не обмен действиями, не обмен знаниями. В конечном счете, это обмен воплощенными в них бытующими в конкретных социальных группах чувствами, установками и образами, которые могут поддерживать или угрожать воспринимающим их группам, а через цели последних и единству соответствующих социальных систем. Этот вклад в целостность и развитие обменивающихся психологических групп-единств создает новое, развивает или разрушает старое единство, объемлющее взаимодействующие группы
Как ответ на изменение взаимоотношений, происходящее в процессе обмена социально-психологическими отношениями, прогресс материально-предметной деятельности расширяет возможности социальных систем, вовлекает их во все новые формы активности и более полное развитие свойства социальности, создавая тем самым потенциал нового изменения.
В силу своего назначения, обмен социально-психологическими отношениями приобретает свойство относительной самостоятельности от материального обмена, осуществляемого в ходе взаимодействия. Он представляет собой иную сторону групповой активности, так как любая деятельность в материальной сфере на социальном уровне организации поведения требует сохранения и развития групповых субъектов активности.
Исследование фактов группового поведения в ситуации киргизско-узбекского конфликта, межнационального конфликта в Латвии, данные зарубежных опросов дают многочисленные подтверждения пятого положения, вынесенного на защиту, то есть положения об относительной самостоятельности обмена социально-психологическими отношениями.
Процесс эффективного обмена социально-психологическими отношениями требует введения определенных пределов и общепринятых моделей поведения, то есть его организации.
Для обоснования шестого положения о влияния организации взаимодействия на процесс обмена были проведены эмпирические исследования, которые показали, что таких факторов, по крайней мере, два.
Анализ эмпирических данных, полученных при исследовании взаимодействия групп в производственной организации и взаимодействия групп производителей и потребителей услуг, говорит о том, что межгрупповой обмен социально-психологическими отношениями может быть вызван деятельностью в границах общения или общением в границах деятельности. В первом случае, межгрупповые отношения будут приобретать характеристики внутрисистемных и строящихся по принципу изоморфизма, а во втором - межсистемных, требующих дополнительности качеств группы-партнера.
Другим фактором, существенно влияющим на выбор критериев справедливости межгруппового обмена и связанным с его организацией, является способ распределения ответственности между группами за вклады и исходы, полученные в ходе взаимодействия.
В эмпирическом исследовании мы сравнили иерархические структуры ценностей, лежащих в основе эмоциональной стороны взаимоотношений производственных групп при разных условиях распределения межгрупповой ответственности.
При неявно распределяемой ответственности начинают предъявляться повышенные требования к необходимым знаниям и навыкам в работе, умению группы организовать себя для работы, умению планировать. Одновременно повышается значимость и таких качеств как согласованность групповых поступков с другими группами, чувство коллективизма, правдивость представления групповых результатов, искренность поступков и слов, объективность в оценке работы других групп.
Таким образом, результаты показывают, что группы с неявно дифференцированной ответственностью за результаты взаимодействия становятся более чувствительными к состоянию взаимоотношений социальных групп.
Третья фаза формирования межгрупповых отношений - это фаза регулирования взаимоотношений групп. Она также активизирует процессы групповой рефлексии. Но эту рефлексию можно назвать вторичной, так как она связана с переосмыслением группами своей роли в социальной системе.
Первый этап начинается, как только вклады групп во взаимодействие перестают соответствовать критериям, сформированным в сознании групп, то есть перестают соответствовать взаимоотношениям, построенным группами в процессе обмена. В групповом сознании начинают актуализироваться процессы межгруппового сравнения, направленные на корректировку взаимоотношений.
На первом этапе регулирования, ситуация удерживается в границах рабочих образов групп как элементов единой социальной системы, подчиняющей себе участников взаимодействия. Структура социальных категорий принципиально не нарушена. Существует возможность за счет внутренних резервов системы наладить взаимодействие, приводя взаимоотношения в соответствии с вновь воспринимаемыми образами групп.
Ко второму этапу регуляции, конфликту группы переходят тогда, когда произошедшие изменения аккумулированы в такую величину, что прежние взаимоотношения групп начинают восприниматься как несправедливые. Становится неизбежным процесс новой категоризации групп, при котором внешняя группа перестает восприниматься как равноценный партнер по взаимодействию, принадлежащий той же социальной системе. 
Различие между конфликтом и конкуренцией заключено в том, что конкуренция, как более широкое понятие, предполагает воздействие на партнера ради достижения групповой цели, а конфликт, как крайнее выражение конкуренции, ее вырождение, ставит целью воздействие на партнера для соответствующей изоляции или уничтожения его. 
Значительно повышается социоцентричность групп. Нарушается категоризационная система, и в групповом сознании актуализируется межгрупповая дихотомия. Прекращается нормальный межгрупповой обмен, основным условием которого было осознание, утраченной в состоянии конфликта, пересекающейся категории. 
Биполярное, взаимоисключающее бытие конфликтующих групп устраняет возможность понимания ими друг друга и взаимовлияния. Социальная система, в которую продолжают входить конфликтующие группы, вынуждена прибегать к внешнему воздействию на эти группы и нередко применять власть для введения групп в границы требований системы.
В связи с предложенной моделью ряд социально-психологических феноменов приобретают значительную определенность, заняв свое место в общем процессе построения взаимоотношений. Эта определенность достигается благодаря пониманию функций, которые несет то или иное явление в ходе жизнедеятельности социальной системы.
Так, взаимосвязанные феномены деперсонализации, стереотипизации и конформности, которые нередко анализируются в социальной психологии с точки зрения их деструктивного влияния на сознание личности, с позиций авторской концепции становятся очевидными в своих конструктивных аспектах. Это обосновывает последнее положение, вынесенное на защиту.
Процесс деперсонализации закономерен. Он позволяет людям увидеть критерии социального мира, в котором человек вынужден жить, сформировать единые цели и идеалы, усвоить нормы, установки и роли общежития.
В основании процесса деперсонализации лежит механизм конформности, приводящий к стереотипному восприятию реальности. Последнее, в свою очередь, дает возможность воспринимать отдельных, непохожих друг на друга индивидов, через призму "прототипной личности"
Стереотипы наполняют групповое сознание в большей степени не ошибками восприятия, а восприятием устойчивых и обобщенных сторон социальной реальности, которые закрепляют собой групповой опыт, доводя его до каждого члена группы.
Таким образом, это подтверждает то, что конформность является не индивидуальным, а специфическим групповым феноменом, который появляется благодаря мотивирующей силе свойства социальности. Поиск разделенных социально-психологических отношений заставляет человека неосознанно для себя корректировать индивидуальные вариации, приводя к повышению групповой монолитности и эффективности группы как субъекта социального действия.
Конформность приводит к наполнению группового сознания стереотипными образами и групповыми оценками реальности.
Стереотипизация - не упрощающий, а адаптивный процесс, переводящий взаимодействие на более высокий уровень социальной организации.
Таким образом, конформность и процесс формирования стереотипов - одни из основных условий, которые делают возможной деперсонализацию индивидов и приведение их к "одному групповому знаменателю".
Предложенная модель охватывает широкий спектр изменений организации межгруппового взаимодействия на разных этапах развития его структур, что позволяет выбрать наиболее адекватное управленческое воздействие на межгрупповые процессы.
Например, поскольку главное следствие межгруппового конфликта - изменение категоризационной системы, то с позиций изложенной концепции взаимоотношений социальных групп можно предположить несколько стратегий воздействия на групповое сознание, облегчающих процесс разрешения конфликта
Логика концепции самокатегоризации подсказывает в качестве эффективного пути снижения остроты межгруппового конфликта смягчение категоризационных границ и организацию восприятия максимального подобия групп друг другу. Другими словами, - это путь снижения межгрупповой дифференциации путем размывания категоризационных границ.
Другой путь снижения конфликта - повышение рельефности и актуальности существующей категории более высокого порядка, которая включает в себя обе противостоящие группы.
Следующий путь - заключается в переводе взаимодействия с межгруппового уровня организации на межперсональный уровень.
И, наконец, можно учесть свойство относительной независимости внутригрупповых процессов от социального контекста. С этих позиций, управление конфликтом заключается в четком осознании внешней группы и разведении сфер групповых интересов для нахождения каждой группой своей нишы в структуре социального взаимодействия с сохранением, а может и повышением позитивной идентичности членов группы.
Итоговый взгляд на модель развития взаимоотношений социальных групп приводит к выводу, что процесс развития взаимоотношений - это процесс последовательного разворачивания во времени структуры взаимоотношений.
 
В "Заключении" суммированы итоги исследования, обозначены перспективы, сформулированы основные выводы.
ВЫВОДЫ:
 
Подход к проблеме взаимоотношений социальных групп с точки зрения их межсубъектной природы и ценностного характера, определяющего сущность обмена социально-психологическими отношениями, позволяет придти в заключение работы к следующим выводам:
1. При функционировании сложных социальных систем ведущая роль принадлежит процессу развития взаимоотношений социальных групп.
2. Эти взаимоотношения представляют собой особый вид межгрупповых отношений. Они возникают как ответная реакция на отношения групп, партнеров по взаимодействию и воспринимаются людьми как наиболее важная сторона их жизнедеятельности.
3. Взаимоотношения социальных групп определяют социально-психологическое единство социальной системы и создают мотивацию межгруппового взаимодействия, направленную на развитее и сохранение социальной системы. Взаимоотношения групп становятся неотъемлемым свойством социальной системы и основой культуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствии с социальным контекстом. 
4. В процессе реализации взаимоотношений социальные группы стремятся, с одной стороны, быть самостоятельными и относительно автономными элементами системы. С другой стороны, эта тенденция ограничивается стремлением к самоограничению в виде потребности быть эффективным со-деятелем системы, с которой группы себя идентифицируют.
5. Взаимоотношения возникают при взаимодействии групп и складываются в процессе непрерывного обмена социально-психологическими отношениями групп к окружающей их действительности. Они же определяют направление и силу динамики обмена, превращая любое сообщество в ходе обмена в динамическую материально-духовную целостность.
6. Обмен социально-психологическими отношениями превращает взаимодействие или в совместную деятельность, или в сотрудничество, или в конкуренцию и своим содержанием определяет качественные изменения сообщества. Он заключается во взаимопереходе психических моделей реальности, строящихся в системе социальных координат конкретных сообществ, к которым данные личности принадлежат.
7. Характер организации межгруппового взаимодействия влияет на протекание обмена социально-психологическими отношениями, делая его внутрисистемным и строящимся по принципу изоморфизма или межсистемным, требующим дополнительности качеств группы партнера. Взаимодействие с неявно распределяемой между группами ответственностью за результаты взаимодействия существенно повышает чувствительность групп к их взаимоотношениям.
8. Важную роль в ходе построения взаимоотношений играют процессы межгруппового сравнения двух типов, детерминированных сферой групповых ценностей: 1) сравнения, вызванного требованием специфичности социальной системы, то есть условием ее сохранения как уникального социального образования и 2) сравнения, вызванного требованием быть эффективным со-деятелем социальной системы, то есть условием ее "возрастания", развития.
9. Обмен социально-психологическими отношениями относительно независим от материальной стороны межгруппового взаимодействия, так как направлен не на преобразование объекта взаимодействия, а на создание единого, интегрированного субъекта совместной деятельности. Самостоятельность такого обмена оправдана тем, что для эффективного материального обмена требуется признание группами принципов справедливости и формирование доверия к партнеру по взаимодействию.
10. Структуру взаимоотношений составляют:
а) познавательная сторона, которая, складываясь из отдельных впечатлений, умозаключений, следов памяти, трансформируется в целостное восприятие группы, как элемента социальной системы и реализуется в символах как концентрированном выражении социально-психологических отношений. 
б) эмоциональная сторона, придающая отношениям мотивирующий характер, связанный со степенью изменения социальной системы и ориентированный на сохранение ее целостности и развитие; 
в) поведенческая сторона, выраженная, в частности, в социальных установках группы, предопределяющих способ реагирования на межгрупповую ситуацию, складывающуюся в процессе взаимодействия социальных групп.
11. Группы, взаимодействующие в конкретной социальной ситуации, формируют символическое поле, отражающее как специфику этой ситуации, так и включающее группы в общекультурный контекст. Наличие символического компонента взаимоотношений конкретных социальных групп, соотнесенного с общим символическим полем социальной системы дает возможность адекватно репрезентировать групповые свойства в процессе развития межгрупповых отношений
12. Совокупность ценностей группы, которая влияет на построение ее взаимоотношений, представляет собой иерархическую систему, позволяющую, с одной стороны, реализовывать требования системы, в которую группа включена, а, с другой, отразить конкретную ситуацию межгруппового взаимодействия. Степень ценности группового качества существенно определяет легкость, а, следовательно, и точность его оценки у взаимодействующей группы.
13. Через социальное содержание ценностей взаимоотношения групп вплетаются в культурную ткань нации, государства, народа, общества, которым взаимодействующие группы принадлежат. Это содержание порождает мотивацию субъекта, являющегося лишь частью, проекцией другого субъекта, объемлющего первого.
14. Процесс межгруппового взаимодействия реализуется личностью с помощью двух видов социальных установок: установок, связанных с личностной ориентацией на межгрупповой характер поведения и установок, определяющих межиндивидуальный характер взаимодействия. 
15. Дифференцирующие тенденции социальной системы дают начало процессу развития взаимоотношений групп. Этот процесс проходит ряд последовательных фаз и этапов.
Начальная фаза этого процесса - фаза производства межгрупповых отношений. Суть ее состоит в рефлексии групп, которая направлена на осознание своего места в социальной структуре общества и конкретной социальной системе, а также формирование чувства групповой приверженности, создающего мотивацию личности для защиты групповых интересов. Вторая фаза построения взаимоотношений - фаза эффективного обмена социально-психологическими отношениями между социальными группами. Последняя, третья, фаза развития отношений - это фаза регулирования взаимоотношений групп. Она также активизирует процессы групповой рефлексии. Но эта рефлексия носит вторичный характер, так как она связана с процессами переосмысления группами своей роли в социальной системе.
16. Этап категоризации первой фазы развития взаимоотношений детерминирован новыми формами взаимодействия групп в социальной системе. Он, с одной стороны, включает индивидов в социальную структуру общества, его общекультурный контекст, а с другой, упорядочивает индивидов, таким образом, который приобретает личный смысл для индивидов, эту категоризацию производящих. Последнее превращает ее в самокатегоризацию. Благодаря этому процессу вводятся необходимые ограничения в обмен социально-психологическими отношениями и указываются те направления, по которым такой обмен должен развиваться. В результате из множества внутренне независимых индивидов формируются групповые субъекты активности как элементы определенных социальных систем. 
Этап социальной идентификации превращает категоризацию в самостоятельный, мотивирующий и значимый процесс. Как следствие идентификационных процессов у членов групп формируется чувство групповой приверженности, позволяющее группам сохраняться даже в условиях непредпочтительного межгруппового сравнения и, тем самым, становиться устойчивыми во времени. 
17. Эффективный обмен социально-психологическими отношениями служит целям сохранения групп как субъектов соответствующей активности в процессе осуществления ими межгруппового взаимодействия. Первый этап фазы эффективного обмена социально-психологическими отношениями связан с превращением плохо структурированных социально-психологических общностей в организованные общности с целью создания всех необходимых границ, в рамках которых взаимодействие будет проходить наиболее эффективно. 
На втором этапе совершается непосредственный обмен социально-психологическими отношениями групп, который воссоздает и развивает структуру социальной системы и который необходим для поддержания групп как социальных субъектов, реализующих материальный обмен.
18. На первом этапе заключительной фазы развития взаимоотношений группы используют внутренние резервы для приведения взаимоотношений в соответствие с групповыми целями. Ситуация удерживается в границах рабочих образов групп как элементов единой социальной системы, подчиняющей себе участников взаимодействия. Структура социальных категорий принципиально не нарушена.
На втором этапе прежние взаимоотношения групп начинают восприниматься как несправедливые. Группы начинают попытки новой категоризации, при которой внешняя взаимодействующая группа перестает восприниматься как равноценный партнер. К регулированию межгруппового взаимодействия привлекаются внешние силы, силы социальной системы.
19. Процесс развития взаимоотношений социальных групп представляет собой процесс постепенного разворачивания - структуры этих отношений.

 



Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar