- 100942 Просмотра
- Обсудить
Тексты песен Бориса Гребенщикова
ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \ ФИЛОСОФ \ ПСИХОЛОГ \ ИСТОРИК \ СОЦИОЛОГ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ НИЦШЕ \ ПУШКИН \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ \
МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\ СОЦИОЛОГИЯ \
ГОМЕР ИЛИАДА \ ГОМЕР ОДИССЕЯ \
Дело мастера Бо
Она открывает окно:
Под снегом не видно крыш.
Она говорит: Ты помнишь, ты думал,
Что снег состоит из молекул?
Дракон приземлился на поле.
Поздно считать, что ты спишь,
Хотя сон был свойственным этому веку.
Но время сомнений прошло —
Уже раздвинут камыш.
Благоприятен брод
Через великую реку.
А вода продолжает течь
Под мостом Мирабо;
Но что нам с того?
Это — дело мастера Бо.
У тебя есть большие друзья —
Они снимут тебя в кино.
Ты лежишь в своей ванной,
Как среднее между Маратом и Архимедом.
Они звонят тебе в дверь,
Однако входят в окно,
И кто-то чужой
Рвётся за ними следом.
Они съедят твою плоть, как хлеб,
И выпьют кровь, как вино.
И взяв три рубля на такси,
Они отправятся к новым победам.
А вода продолжает течь
Под мостом Мирабо.
Но что нам с того ?
Это — дело мастера Бо.
И вот — Рождество опять
Застало тебя врасплох,
А любовь для тебя — иностранный язык,
И в воздухе — запах газа.
Естественный шок —
Это с нервов спадает мох —
И вопрос:
Отчего мы не жили так сразу?
Но кто мог знать, что он — провод,
Пока не включили ток…
Наступает эпоха
Интернационального джаза.
А вода продолжает течь
Под мостом Мирабо.
Теперь ты узнал,
Что ты всегда был мастером Бо.
А любовь — как метод вернуться домой…
Любовь — это дело мастера Бо.
1984 год.
Моя смерть
Здравствуй, моя смерть.
Я рад, что мы говорим на одном языке.
Мне часто нужен был кто-то,
Кому всё равно, кто я сейчас.
Кто знает меня и откроет мне двери домой.
Учи меня в том, что может быть сказано мной.
Учи меня — слова безразличны, как нож.
А тот, кто хочет любви, беззащитен вдвойне,
И не зная тебя, движется словно впотьмах…
И каждый говорит о любви в словах,
Каждый видит прекрасные сны,
Каждый уверен, что именно он — источник огня…
И это — тема для новой войны.
Здравствуй, моя смерть. Спасибо за то, что ты есть.
Мой торжественный город ещё не проснулся от сна.
Пока мы здесь и есть ещё время
Делать движенья любви —
Нужно оставить чистой тропу к роднику.
И кто-то ждёт нас на том берегу,
Кто-то взглянет мне прямо в глаза.
Но я слышал песню; в ней пелось:
Делай, что должен, и будь, что будет, —
Мне кажется, это удачный ответ на вопрос.
Но каждый из нас торгует собой всерьёз,
Чтобы купить себе продолженье весны.
И каждый в душе сомневается в том, что он прав…
И это — тема для новой войны.
Fais se que Dois, — Adviegne que Peut.
C'est commande au Chevalier.
1984 год.
Глаз
Дайте мне глаз,
Дайте мне холст,
Дайте мне стену, в которую можно вбить гвоздь, —
И ко мне назавтра вы придёте сами.
Дайте мне топ,
Дайте мне ход,
Дайте мне спеть эти пять нелогичных нот —
Тогда меня можно брать руками.
Как много комнат, полных людей, —
Прозрачных комнат, полных людей, —
Служебных комнат, полных людей, —
Но пока нет твоей любви,
Мне всегда будет хотеться чего-то ещё.
Дайте мне ночь,
Дайте мне час,
Дайте мне шанс сделать что-то из нас —
Иначе всё, что вам будет слышно, это: «Что вам угодно?»
Может быть, «нет»,
Может быть, «да»,
На нашем месте в небе должна быть звезда —
Ты чувствуешь сквозняк оттого, что это место свободно…
Как много комнат, полных людей, —
Прозрачных комнат, полных людей, —
Служебных комнат, полных людей, —
Но пока нет твоей любви,
Мне всегда будет хотеться чего-то ещё.
1983 год.
Двигаться дальше
Двигаться дальше, двигаться дальше —
Как страшно двигаться дальше.
Выстроил дом — в доме становится тесно.
На улице — мокрый снег.
Ветер и луна, цветы абрикоса —
Какая терпкая сладость.
Ветер и луна — всё время одно и то же —
Хочется сделать шаг.
Рождённые в травах, убитые мечом,
Мы думаем — это важно.
А кто-то смеётся, глядя с той стороны, —
Да, это Мастер Иллюзий.
Простые слова, их странные связи —
Какой безотказный метод.
И я пишу песни — всё время одни и те же —
Хочется сделать шаг.
Иногда это странно,
Иногда это больше чем я;
Едва ли я смогу сказать,
Как это заставляет меня,
Просит меня
Двигаться дальше, двигаться дальше —
Как страшно двигаться дальше.
Но я еще помню это место,
Когда здесь не было людно.
Я оставляю эти цветы
Для тех, кто появится после.
Дай Бог вам покоя,
Пока вам не хочется сделать шаг.
1984 год.
Небо становится ближе
Каждый из нас знал, что у нас
Есть время опоздать и опоздать ещё,
Но выйти к победе в срок.
И каждый знал, что пора занять место,
Но в кодексе чести считалось существенным
Не приходить на урок.
И только когда кто-то вышел вперёд,
И за сотни лет никто не вспомнил о нём,
Я понял:
небо становится ближе с каждым днём.
Мы простились тогда
На углу всех улиц, свято забыв,
Что кто-то смотрит нам вслед.
Все пути начинались от наших дверей,
Но мы только вышли,
Чтобы стрельнуть сигарет.
И эта долгая ночь была впереди,
И я был уверен, что мы никогда не уснём.
Но знаешь:
небо становится ближе с каждым днём.
Сестра моя, куда ты смотрела, когда восход
Встал между нами стеной?
Знала ли ты, когда ты взяла мою руку,
Что это случится со мной?
И ты можешь идти и вперёд, и назад,
Взойти, упасть
И снова взойти звездой;
Но только пепел твоих сигарет —
Это пепел империй,
И это может случиться с тобой.
Но голоса тех Богов, что верят в тебя,
Ещё звучат,
Хотя ты тяжел на подъём;
Но знаешь:
небо становится ближе.
Слышишь:
небо становится ближе.
Смотри:
небо становится ближе с каждым днём.
1982 год.
Электричество
Моя работа проста — я смотрю на свет;
Ко мне приходит мотив — я отбираю слова.
Но каждую ночь, когда восходит звезда,
Я слышу плеск волн, которых здесь нет.
Мой путь длинней, чем эта тропа за спиной.
И я помню то, что было показано мне, —
Белый город на далёком холме,
Свет высоких звёзд по дороге домой.
Но Электричество смотрит мне в лицо,
И просит мой голос,
Но я говорю: «Тому, кто видел город,
Уже не нужно твоё кольцо. «
Слишком рано для цирка,
Слишком поздно для начала похода к Святой Земле.
Мы движемся медленно, словно бы плавился воск.
В этом нет больше смысла.
Здравствуйте, дети бесцветных дней;
Если бы я был малиново-алой птицей,
Я взял бы тебя домой.
Если бы я был…
У каждого дома есть окна вверх.
Из каждой двери можно сделать шаг;
Но если твой путь впечатан мелом в асфальт,
Куда ты пойдёшь, когда выпадет снег?
А Электричество смотрит мне в лицо
И просит мой голос,
Но я говорю: Тому, кто видел город,
Уже не нужно твоё кольцо.
1984 год.
Она не знает, что это сны
Я видел дождь, хотя, возможно, это был снег,
Но я был смущён, и до утра не мог открыть глаз.
Еще одно мгновенье — и та, кто держит нити, будет видна,
Но лестницы уходят вверх и вьются бесконечно —
В этом наша вина.
В книгах всегда много правильных слов,
Но каждую ночь я вижу всё, как в первый раз.
Никто не сможет вывести меня из этого переплетенья перил,
Но та, кто смотрит на меня из темноты пролётов,
Не слыхала про крылья, и
Она не знает, что это сны.
Она не знает, что это сны.
Каждый мой шаг вычислен так же, как твой.
И это уже повод не верить словам.
Каждое моё письмо прочитано здесь так же как там.
Но я хочу сказать тебе, пускай ты не поверишь, —
Но знай, — это верно:
Она не знает, что это сны.
Она не знает, что это сны.
1984 год.
Выстрелы с той стороны
Он подходит к дверям,
Он идёт, ничего не ища.
Его чело светло,
Но ключ дрожит в кармане плаща.
Какая странная тень слева из-за спины,
Зловещий шум лифта, новая фаза войны…
Жизнь проста, когда ждёшь выстрелов с той стороны.
Он — ходячая битва,
Он каждый день выжжен дотла.
Вороны вьют венки,
Псы лают из-за угла.
Малейшая оплошность — и не дожить до весны —
Отсюда величие в каждом движеньи струны.
Он спит в носках, он ждёт выстрелов с той стороны.
Любой трамвай — гильотина,
Каждый третий целится вслед.
Риск растет
С количеством прожитых лет.
Лиловый и белый — символы слишком ясны.
Не стой под грузом, иначе войдешь в его сны.
Мы двинемся дальше,
Танцуя под музыку выстрелов с той стороны.
Неужели ты не слышишь
Музыки выстрелов с той стороны?
1983 год.
Жажда
Я просыпаюсь. Я боюсь открыть веки.
Я спрашиваю: Кто здесь? Кто здесь?
Они отвечают, но как-то крайне невнятно.
Все часы ушли в сторону — это новое время.
Трубы, я слышу трубы — кто зовет нас?
Я въехал в дом, но в нём снова нет места.
Я говорю «нет», но это — условный рефлекс,
Наверное, слишком поздно. Слишком поздно.
Ты можешь спросить себя: где мой новый красивый дом?
Ты можешь цитировать Брайана Ино с Дэвидом Бирном,
Но в любой коммунальной квартире есть свой собственный цирк —
Шаги в сапогах в абсолютно пустом коридоре.
И ты вёл их всё дальше и дальше,
Но чем дальше в лес, тем легче целиться в спину,
И ты приходил домой с сердцем, полным любви,
И мы разбивали его вместе — каждый последний раз — вместе.
Наши руки привыкли к пластмассе,
Наши руки боятся держать серебро,
Но кто сказал, что мы не можем стать чище?
Кто сказал, что мы не можем стать чище?
Закрыв глаза, я прошу воду:
Вода, очисти нас ещё один раз.
Закрыв глаза, я прошу воду:
Вода, очисти нас ещё один раз.
Закрыв глаза, я прошу воду:
Вода, очисти нас….
1984 год.
Я — змея
Ты улыбаешься, наверное, ты хочешь пить.
Я наблюдаю — я ничего не хочу говорить.
Я — змея, я сохраняю покой.
Сядь ко мне ближе — ты узнаешь, кто я такой.
Я знаю тепло камня, я знаю запах и цвет.
Но когда поднимаются птицы, я подолгу гляжу им вслед.
Я — змея, я сохраняю покой.
Сядь ко мне ближе — ты узнаешь, кто я такой.
Иногда я гоню их прочь, иногда я хочу им петь.
Иногда мне хочется спрятаться в угол, затихнуть и умереть,
Но я — змея, и я сохраняю покой.
Сядь ко мне ближе — ты узнаешь, кто я такой.
Ты улыбаешься — должно быть, ты ждёшь ответ.
Дай руки — я покажу тебе, как живое дерево станет пеплом.
Я — змея, я сохраняю покой.
Смотри на свои ладони — теперь ты знаешь, кто я такой.
1985 год.
Без названия
Когда я кончу всё, что связано
С этой смешной беготнёй,
Когда я допью и бокал упадёт из окна —
Я отправлю всё, что стало моим,
В какой-нибудь мелкий музей,
И я вернусь в свой дом
На вершине холма…
Другой вариант названия — Подводная
2-12-85-06
Если бы я знал, что такое электричество,
Я сделал бы шаг, я вышел на улицу,
Зашёл бы в телефон, набрал бы твой номер
И услышал бы твой голос, голос, голос, голос, голос…
Но я не знаю, как идёт сигнал,
Я не знаю принципа связи,
Я не знаю, кто клал кабель, —
Едва ли я когда-нибудь услышу тебя, тебя, тебя…
2-12-85-06
2-12-85-06
2-12-85-06
Это твой номер, номер, номер, номер…
(— Что это, Бэрримор?
— Это даб, сэр).
(А меня били-колотили
Во дороге во кустах
Проломили мою голову
В семнадцати местах).
Увы, недолго это тело будет жить на земле,
Недолго это тело будет жить на земле.
Спроси об этом всадника в белом седле —
Недолго это тело будет жить на земле.
Вот женщина, завязанная в транспортном узле.
Вот женщина, верхом на шершавом козле.
Вот женщина, глядящая на белом стекле…
Недолго это тело будет жить на земле.
(Гитара — чух, чух,
Гитара — о-о-х…
Гитара янахоем обладает…)
(— Ведь это ты, Мирон, Павла убил. .
— Опаньки, фитилёк-то притуши: коптит.
— А вот идут радости плоти)…
В мире есть семь, и в мире есть три,
Есть люди, у которых капитан внутри,
Есть люди, у которых хризолитовые ноги,
Есть люди, у которых между ног — Брюс Ли.
Есть люди, у которых обращаются на «Вы».
Есть люди, у которых сто четыре головы.
Есть загадочные девушки с магнитными глазами.
Есть большие пассажиры мандариновой травы.
Есть люди, разгрызающие кобальтовый сплав;
Есть люди, у которых есть дварцы кур мяф,
Есть люди типа «жив» и люди типа «помер», —
Но нет никого, кто знал бы твой номер!
Типа оче сора…
Типа эшурха юф…
Типа фурья круча…
Типа бам-бам-бам…
Типа:
2-12-85-0А
2-12-85-0Б
2-12-85-0В
2-12-85-0Г
2-12-85-0Д
2-12-85-0Е
2-12-85-0Ё
2-12-85-0Ж
2-12-85-06 — это твой номер, номер, номер…
1985 год.
P. S. В стёбовых местах чувствуется влияние «митьков», «считавшихся» с советскими
фильмами «Адъютант его превосходительства» и «Собака Баскервилей» Масленникова.
В записи вокальных партий участвовал А. Тропилло.
Есть люди, у которых есть дварцы кур мяф — реминисценция с ранним альбомом БГ и
Курёхина Сергей Курёхин и Борис Гребенщиков — Подземная культура, в записи
которого Борис Гребенщиков принимал участие в 1983 году.
Молодые львы
Когда в городе станет темно,
Когда ветер дует с Невы,
Екатерина смотрит в окно —
За окном идут молодые львы.
Они не знают, что значит зима,
Они танцуют, они свободны от наших потерь,
И им нечего делать с собой сейчас,
Они войдут, когда Екатерина откроет им дверь.
А что нужно молодым львам?
Что нужно молодым львам?
Когда весь мир готовится лечь к их ногам
И им нечего делать сейчас!
Но я не скажу им ни слова,
Я не приму этот бой, потому что это не бой:
Всё равно всё, что сделано нами, останется светлым
Всё равно всё, что было моим,
возьмет себе кто-то другой.
Так вот вкус наших побед,
Вот зелень нашей травы —
Екатерина смотрит в окно:
За окном продолжают идти молодые львы —
Молодые львы!
1986 год.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.