- 100894 Просмотра
- Обсудить
Тексты песен Бориса Гребенщикова
ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \ ФИЛОСОФ \ ПСИХОЛОГ \ ИСТОРИК \ СОЦИОЛОГ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ НИЦШЕ \ ПУШКИН \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ \
МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\ СОЦИОЛОГИЯ \
ГОМЕР ИЛИАДА \ ГОМЕР ОДИССЕЯ \
Иерофант
С мерцающей звезды нисходит благодать,
И в полночь возвращается обратно.
Закрытых глаз таинственное братство
Зовёт нас в игры странные играть.
Плывёт матрос в надзвёздной тишине
И гасит золотящиеся свечи.
Какой влечёт его удел,
И чем так сладок чистотел
На дн?…
И почему он так беспечен?
Царь сна
Скучно в доме, если в доме ни креста, ни ножа.
Хотел уйти, но в доме спит моя госпожа.
У нее крутой нрав, — Рамзес IV был прав.
То ли ангелы поют, то ли мои сторожа…
Царица Шеба прекрасна, но она ни при чём.
Пернатый змей — тень в небе со своим ключом.
Новая страна на простынях из синего льна, —
Нерушимая стена.
Леший за моим плечом.
Цвет яблони под юбкой- ледяная броня.
Царь сна крестным ходом на стального коня.
В лебединый день лепо ли хотеть голубя?
Но я хотел, и этот голубь взлетел,
И голубь был похож на тебя…
Знак сторожа над мёртвой водой — твой пост.
Сигнал из центра недвусмысленно прост.
Тирн Рам, Тирн Хлад .
Свирепый лён, балтийский палисад.
Мне всё равно, чем кончится ваш
Отход на Север.
Скучно в доме, если в доме ни креста, ни ножа.
Хотел уйти, но в доме спит моя госпожа.
А у неё крутой нрав, — Рамзес IV был прав.
То ли ангелы поют, то ли…
Отец яблок
Отец яблок пристально смотрит в цветущий сад.
Странный взгляд.
Отцу яблок слышно движенье корней во сне.
Зимы к весне.
Его любви здесь нет.
Его любви минус пятнадцать лет.
Она ждёт за ветхим крылом,
За тёмным стеклом
И ей бесконечно странно.
Отец яблок явственно слышит родную речь.
Все здесь.
Отец яблок просит присяжных занять места
И скромно сесть.
Моя любовь проста.
Мою любовь видит один из ста —
Она ждёт за долгой зимой
Рядом со мной, —
И нам бесконечно странно.
Отблеск тебя
Смотри, как детский хор поёт,
Дивно и светло.
И там, где шёл алмазный дождь,
Теперь лежит стекло.
Но стекла суть — хрусталь сна.
И ворон вьётся зря —
На свете нет алмазней и светлей,
Чем отблеск Тебя.
Ещё одно движенье век,
Двадцать дюжин дней.
Из Калимпонга в Дарджилинг,
Где бьёт ключом Earl Grey.
Пешком идти печально,
Плоть неймёт огня.
Но нет колес прекрасней и прочней,
Чем отблеск Тебя.
Пусть Дарья вносит дордже,
Пускай трещит броня —
Меня хранит Великий Черный Плащ
И отблеск Тебя.
Как нам вернуться домой
Взгляд влево был бы признаком страха,
Взгляд вправо был бы признаком сна.
И мы знали, что деревья молчат —
Но мы боялись, что взойдёт Луна.
И не было грани между сердцем и Солнцем,
И не было сил отделять огонь от воды.
И мы знали, что для нас поёт свет,
Но мы искали след Полынной звезды.
Я хотел бы, чтобы я умел верить,
Но как верить в такие бездарные дни —
Нам, потерянным между сердцем и полночью,
Нам, брошенным там, где погасли огни?
Как нам вернуться домой,
Когда мы одни?
Как нам вернуться домой?
Королевское утро
Им не нужен свой дом,
День здесь и потом — прочь.
Им достаточно быть вдвоём,
Вдвоём всю ночь.
Колесницы летят им вслед,
Только — что для них наш хлеб?
Королевское утро всегда здесь.
Вот оно — разве ты слеп?
Им не нужно других книг,
Шёлк рук и язык глаз…
Мы помолимся за них,
Пусть они за нас.
Им не нужен свой дом…
1987 год.
Ангел
Я связан с ней цепью,
Цепью неизвестной длины.
Мы спим в одной постели
По разные стороны стены.
И всё замечательно ясно —
Но что в том небесам?
И каждый умрёт той смертью,
Которую придумает сам.
У неё свои демоны,
И свои соловьи за спиной.
И каждый из них был причиной,
По которой она не со мной.
Но под медленным взглядом икон,
В сердце, сыром от дождя,
Я понял, что я не виновен,
А значит, что я не судья.
Так сделай мне ангела,
И я покажу тебе твердь.
Покажи мне счастливых людей,
И я покажу тебе смерть.
Поведай мне чудо
Побега из этой тюрьмы,
И я скажу, что того, что есть у нас,
Хватило бы для больших, чем мы.
Я связан с ней цепью,
Цепью неизвестной длины.
Я связан с ней церковью,
Церковью любви и войны.
А небо становится ближе,
Так близко, что больно глазам.
Но каждый умрёт только той смертью,
Которую придумает сам.
1988-89 год.
Иван и Данило
Иван и Данило.
Вот идут Иван и Данило.
Мне скажут — как это мило,
Я скажу — Иван и Данило.
Иван и Данило.
Вот идут Иван и Данило.
Мне скажут — всё это было,
Но я скажу — Иван и Данило.
Мой лирический герой сидит в Михайловском саду,
Он курит папиросы у всех на виду.
Из кустов появляются Иван и Данило,
Он глядит на них глазами.
Он считал их персонажами собственных книг,
Он думает — не стал ли он жертвой интриг,
Он думает — не пил ли он чего-нибудь такого,
Дык, не пил, елы-палы, нет…
Иван и Данило.
Вот идут Иван и Данило.
Мне скажут — как это было»,
А я скажу — Иван и Данило.
За ними белая кобыла,
Вот идут Иван и Данило.
На заборе сидит заяц в алюминиевых клешах,
Он сам себе начальник и сам падишах,
Он поставил им мат, и он поставил им шах,
И он глядит на них глазами.
В исполкоме мне скажут: «Это чушь и это бред!»,
Но я видел исполкомы, которых здесь нет,
Они сам себе сельпо и сам Центральный Комитет,
Он глядит на них глазами —
Туда идут Иван и Данило…
Вот идут Иван и Данило.
Меняя шило на мыло,
Вот идут Иван и Данило.
Иван и Данило.
Вот идут Иван и Данило.
За ними белая кобыла,
Вот идут Иван и Данило.
Вот идёт Тиглаф Палисар.
Вот идёт Тиглаф Палисар,
Раньше был начальник, а теперь стал цар.
Тиглат Палисар…
Вслед идёт Орфей Пифагор.
Вслед идёт Орфей Пифагор.
Безо всякой визы из-за леса, из-за гор…
Вот идёт Орфей Пифагор.
Вслед идёт сирень, да не та…
Вслед идёт сирень, да не та…
Эй, лихие люди, отворяйте ворота:
Вот идёт сирень, да не та.
А вслед идут Иван и Данило.
Вот идут Иван и Данило.
За ними белая кобыла.
Вот идут Иван и Данило…
Святой князь Герман
Святой князь Герман
Сейчас румян, а ранее — как мел.
Герман был сломан,
Но, божьим промыслом, опять цел.
И всякая божия тварь
Поёт ему и радует взгляд.
Святой Герман.
Кто-то сказал: «Welcome»
А он ответил «The pleasure is mine, please».
Герман был свинчен,
Посажен в бочку и взят далеко вниз.
А ветер смеялся с небес.
И хор из заоблачных сфер пел:
«Ах, сэр Герман…»
Потом он вернулся, но странно:
Ему с Небес на голову лил свет.
Как будто босой в тундре,
Как будто с иконой, которой ещё нет.
Он шёл по жизни, как скирд ламан скин
Лам скин будрах ламетан.
И все пели: «Святой Герман!»*
Святой Герман пришел к Святому Петру,
Сели в сторожку и начали пить смесь.
Отсюда прямой путь в святцы,
Но, как ни странно, Герман опять здесь.
Утешенье коням в пальто,
Причина всем диким цветам. Петь:
«А наш Герман был там».
Святой князь Герман
Сейчас румян, а ранее — как мел.
Хром, глух и сломан,
Но божьим промыслом опять цел.
И всякая божия тварь
Поёт ему и радует взгляд.
Святой Герман.
* — входит в вариант исполнения.
Поезд в огне
Полковник Васин приехал на фронт
Со своей молодой женой.
Полковник Васин собрал свой полк
И сказал им: Пойдём домой.
Мы ведём войну уже семьдесят лет.
Мы считали, что жизнь — это бой.
Но по новым данным разведки
Мы воевали сами с собой.
Я видел генералов;
Они пьют и едят нашу смерть.
Их дети сходят с ума
Оттого, что им нечего больше хотеть.
А земля лежит в ржавчине,
Церкви смешались с золой;
И если мы хотим, чтобы было куда вернуться —
То время вернуться домой.
Этот поезд в огне,
И нам не на что больше жать.
Этот поезд в огне,
И нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе.
Она умрёт, если будет ничьей…
Пора вернуть эту землю себе.
А кругом горят факелы,
Идёт сбор всех погибших частей.
И люди, стрелявшие в наших отцов,
Строят планы на наших детей.
Нас рожали под звуки маршей,
Нас пугали тюрьмой…
Но хватит ползать на брюхе, —
Мы уже возвратились домой.
1988 год.
Сельские леди и джентльмены
Пограничный Господь стучится мне в дверь,
Звеня бороды своей льдом.
Он пьёт мой портвейн и смеётся —
Так сделал бы я.
А потом, словно дьявол с серебряным ртом,
Он диктует строку за строкой,
И когда мне становится страшно писать,
Говорит, что строка моя.
Он похож на меня, как две капли воды,
Нас путают, глядя в лицо.
Разве только на мне есть кольцо —
Он без колец.
Обо мне говорят: Он ни то и ни сё,
Но порой я кажусь святым,
А он выглядит чертом, хотя он Господь…
Но нас ждёт один конец…
Так как есть две земли,
И у них никогда не бывает общих границ,
И узнавший путь кому-то обязан молчать.
Так что в лучших книгах всегда нет имён,
А в лучших картинах — лиц:
Чтобы сельские леди и джентльмены
Продолжали свой утренний чай.
Та, кого я считаю своей женой, —
Дай ей, Господи, лучших дней, —
Для неё он страшнее чумы — таков уж наш брак.
Но её сестра за зеркальным стеклом
С него не спускает глаз.
И я знаю, что если бы я был не здесь,
Дело было б совсем не так.
Ах, я знаю, что было бы, будь он, как я;
Но я человек, у меня есть семья,
А он Господь, он глядит сквозь неё,
И он глядит сквозь меня.
Так как есть две земли,
И у них никогда не бывает общих границ,
И узнавший путь кому-то обязан молчать.
Так что в лучших книгах всегда нет имён,
А в лучших картинах — лиц:
Чтобы сельские леди и джентльмены
Продолжали свой утренний чай.
1979 год.
Древняя кровь
У неё такая древняя кровь
Что те кто казались, стали как есть, —
Как будто бы их здесь нет.
И они лезли из кожи вон,
Чтобы оставить на ней свой след,
Не зная, что это нельзя купить.
И они вились вокруг её ног —
Как мотыльки — на свет.
А он пил спирт где-то в углу,
Глядя на них как в огонь.
И он сказал, как будто ей вслед:
Если падают звезды, подставишь ли ты им ладонь?
От него ждали больших проблем,
Как будто бы он — учебник неврозов
С ответами в самом конце.
И он был продан и отдан в плен,
И каждый был волен, не вытерев ног,
Собрав семью и накрыв на стол,
Смотреть кино о запретных плодах
На белом, как снег, лице.
Я кричал: Ну как вы могли?!
Не подходи! Не тронь!
Но он сказал мне: Здесь нет козырей.
Просто падают звёзды — подставит ли кто-то ладонь?
И когда этот фильм будет кончен и снят,
И когда отзвучит последний звонок,
И затихнет прощальный вальс,
Мы останемся, как будто после грозы…
Да, когда я проснулся, я слышал гром,
Я видел свет и я слышал удар.
Слава Богу, гроза прошла стороной,
Не задев ни меня, ни вас.
Но почему-то на стуле в углу —
Несколько роз, как сон. как кровь
И я не помню, кто это сказал:
Если падают звёзды, подставишь ли ты ладонь?
Мы никогда не станем старше
Я не знал, что всё так просто,
Я даже стал теперь другого роста,
Но в этих реках такая вода,
Что я пью, не дождавшись тоста.
Наши секреты стали шрифтом по стенам,
Наши подарки подвержены ценам,
И я кричу тебе через барьер,
Пока актёры не сошли со сцены.
Мы никогда не станем старше,
Мы никогда не станем старше
Мы пили воду, мы пили эту чистую воду,
И мы никогда не станем старше.
У нас был сад, но мы не знали входа.
У нас был путь, но мы боялись лезть в воду.
Теперь я вижу чистое небо,
И мне не нужен прогноз погоды.
И мы никогда не станем старше,
Мы никогда не станем старше.
Мы пили воду, мы пили эту чистую воду,
И мы никогда не станем старше.
Что они сделали с этой землёй?
Что они сделали с нашей прекрасной сестрой?
Где тот дом, в котором я жил?
Где те окна, небо в которых было всегда голубым?
(Там, где была вода, там пыль;
Там, где была земля, — пыль…)*
Странные звери приходят ко мне по утрам.
Все по местам!
Мы будем строить новый храм.
Я буду верить вашим рукам.
Я буду верить вашим рукам.
Я буду верить только вашим рукам.
Кто там? Я спрашиваю: «Кто там?»
Любовь или смерть — ваши лица плывут, как туман,
Но мы шли по этим холмам,
Мы шли по зелёным холмам,
Мы шли по зелёным холмам,
И мы пили эту чистую воду.
Мы пили эту чистую воду,
И мы никогда не станем старше…
Мы пили эту чистую воду,
Мы пили эту чистую воду,
Чистую, чистую, чистую, чистую воду.
Мы пили эту чистую воду
И мы не станем старше.
* — вариант исполнения.
1982 год.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.