- 100883 Просмотра
- Обсудить
Тексты песен Бориса Гребенщикова
ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \ ФИЛОСОФ \ ПСИХОЛОГ \ ИСТОРИК \ СОЦИОЛОГ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ НИЦШЕ \ ПУШКИН \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ \
МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\ СОЦИОЛОГИЯ \
ГОМЕР ИЛИАДА \ ГОМЕР ОДИССЕЯ \
Они назовут это — «блюз»
Он движется молча
Словно бы налегке,
Глядя на небо,
Исследуя след на песке.
Он знает, где минус,
Он хочет узнать, где плюс.
Он не знает,
Что они назовут это — «блюз».
В двери звонят,
Мы делаем вид, что мы спим.
У всех есть дело —
Нет времени, чтобы заняться им.
А он пьет воду,
Он хочет запомнить вкус.
Он не знает,
Что они назовут это — «блюз».
Наступает ночь,
Потом иногда наступает день.
Он пишет: Нет,
Я бессилен, когда я злюсь.
Начнём все сначала
И сделаем песню светлей.
Право —
Какое забавное слово — «блюз».
Дикий мёд
У них есть скорость, у них есть другие дела;
Возможно, они — только видео.
Дай мне знать что я здесь, — дай мне руку;
Один раз — для сердца,
Два — чтобы видеть, как гаснут звёзды…
Каменный пол, бумажные стены…
Но я могу сделать так что здесь станет жарко.
Я знаю нас на вкус, мы — как дикий мёд.
Вначале будет странно, но это пройдёт.
И после кто-то скажет, что у них был лёд…
О, ещё один вечер…
Возможно, это — радость;
Возможно, ветер даст нам новое имя.
Нет смысла бояться взглядов.
Мы всё равно идём по другую сторону.
Пока мы здесь, дай мне руку —
Это шаг по лезвию бритвы.
Ещё одно мгновенье под прицелом небес —
Это как снег на губах,
Об этом не скажешь словами.
Я знаю нас на вкус, мы — как дикий мёд.
Вначале будет странно, но это пройдёт.
И после кто-то скажет, что у них был лёд…
О, ещё один вечер…
1982 год.
Как движется лёд
Те, кто знают, о чём идёт речь,
Похожи на тех, кто спит.
Меня учили, что важно, в чём суть,
Но чтобы выжить важнее мой вид.
Но оказалось, что важнее мой вид*.
И есть время раскидывать сеть,
И время на цыпочках вброд,
Время петь, и время учиться смотреть,
Как движется лёд.
Ты ляжешь спать мудрый, как слон,
Проснёшься всемогущий, как Бог.
Чуть-чуть (слегка)* с похмелья и немного влюблён —
Но как странно бел потолок!
Зачем кидаться голым к окну?
Вот твой шанс, чтобы выйти на взлёт,
Спустив в сортир (Убрав подальше)* фотографии тех (всех)*, кто не понял,
Как движется лёд.
Моя любовь купит сахар и чай,
И мы откроем (построим)* свой дом,
И к нам придёт кто-то такой же, как мы,
Чтобы вместе не помнить о том,
Что нет времени, кроме сейчас,
И нет движения, кроме вперёд,
И мы сдвинем стаканы плотней, чувствуя краем зрачка,
Как движется лёд.
* — вариант исполнения.
1982 год.
Нож режет воду
Отпечатки пальцев на моём лице — я здесь! —
Откройте мне дверь, накройте мне стол.
Мои друзья войдут сюда вместе со мной.
Мы любим друг друга, я часто смотрю им в ствол.
Я мечтал об этой жизни с двенадцати лет,
Я сделал свой шаг, оставил свой след —
Как нож режет воду, нож режет воду.
Я знаю, что в конце пути мне обещан покой,
Но я не помню — где дом, не помню — где дверь.
Я знаю: любовь — это награда за всё,
И вот она спит в моих руках, как недоверчивый зверь.
Я мечтал об этой жизни с двенадцати лет,
Я сделал свой шаг, я оставил свой след —
Как нож режет воду.
День первый
И был день первый,
И птицы взлетали из рук твоих,
И ветер пах грецким орехом,
Но не смел тронуть губ твоих.
И полдень длился почти что тринадцатый час.
И ты сказал слово,
И мне показалось, что слово было живым.
И поодаль в тени
Она улыбалась, как детям, глядя на нас.
И после тени домов
Ложились под ноги, узнав тебя.
И хозяйки домов
Зажигали свечи, зазвав тебя.
И, как иголку в компасе, тебя била дрожь от их глаз,
И они сходились под твой прицел,
Не зная, что видишь в них ты,
Но готовые ждать,
Чтобы почувствовать слово ещё один раз.
Те, кто любят тебя, молчат —
Теперь ты стал лучше них.
А твои мертвецы ждут внизу,
Но едва ли ты впустишь их.
И жонглеры на площади считают каждый твой час.
Но никто из них не скажет тебе
Того, что ты хочешь знать, —
Как сделать так,
Чтобы она улыбалась ещё один раз.
Роскошь
Роскошь, она любит роскошь.
Она любит роскошь весь день
И роскошь — всю ночь.
Роскошь, она (они)* любит (любят)* роскошь,
Но я не знаю никого, кто хотел бы ей
(Но я не вижу никого, кто хотел бы им)*
В этом помочь.
Они приходят вместе с кем-то
Туда, где ярче свет;
Они готовы поддержать разговор,
Хотя не знают предмет;
Но им не нужно быть с кем-то (первыми)*,
Им нужно просто иметь;
И если ты хочешь посмеяться всласть,
Смотри, как они расставляют сеть.
Это роскошь, они любят роскошь.
Они любят роскошь весь день
И роскошь — всю ночь;
Роскошь, они любят роскошь,
Но я не вижу никого, кто хотел бы им
В этом помочь.
Они заводятся в любых домах
От запаха хороших духов;
Живут на диете из шампанских вин
И дорогих коньяков;
И я считаю, что мне повезло,
Что мой бумажник пуст;
И я стою, прислонясь к дверям,
Совсем один, и смеюсь, смеюсь…
Это роскошь,
Она любит роскошь.
Она любит роскошь весь день
И роскошь — всю ночь.
Роскошь, она любит роскошь,
Но я не вижу никого, кто хотел бы ей
В этом помочь.
* — вариант исполнения.
Новые книги
Летом в городе слишком жарко.
Летом никто не знает, кто он.
Я стучусь в дверь, и кто-то откроет мне.
Но я не знаю, кто мне открыл,
И тот, кто откроет, не знает, кто я
Летом в городе слишком жарко
Знакомые улицы стали опасным местом,
Асфальт течет, как река;
Мне кажется, я вижу дно,
Я вижу дно, я вижу — кто-то делает знаки,
Но я не хочу идти на дно.
Кто-нибудь, дайте мне руку…
Я знаю что в самые жаркие дни
Кто-то пишет, пишет, пишет
Новые книги для счастливых людей.
Ты встретишь меня, когда я иду по стеклу;
Ты хочешь знать, что я тоже из плоти и крови.
Ты хочешь тепла, но я дам опасный совет:
Делай то, что ты должен, —
Завтра может быть поздно, поздно, поздно.
Никто не сможет сдвинуть баланс.
Возьми на себя свою часть груза —
В помощь тому, кто в жаркие дни
Пишет
Новые книги для счастливых людей.
Для тех, кто влюблён
Не стой так близко ко мне —
Воздух здесь слишком прозрачен,
А год уже запомнился всем
Своим количеством смертельных исходов.
Мои друзья советуют мне,
Но странно, я не слышу ни слова,
И стою на этом пороге,
Не зная, как двигаться дальше.
И может быть, я сделаю шаг —
Ещё один шаг в эту пропасть,
И в момент, когда тронется поезд,
Мы впервые встретимся взглядом
А может быть, я буду сидеть здесь,
Глядя, как падают листья,
И медленно думать о том, что делают те,
Кто делает так, как делают те, кто влюблён.
Когда-то у нас был метод
Ты должен помнить, чем всё это кончалось.
Так что всё под контролем,
Вы можете быть спокойны
Хотя любовь — это странная вещь,
И никто не знает, что она скажет;
Но мы же взрослые люди,
Мы редко рискуем бесплатно.
Да и что мы, в сущности, можем?
Разве что рассказывать сказки
И верить в электричество, забыв,
Что мы сами что-то умеем.
Или, может быть, поздно ночью,
Когда уже никто не услышит,
Глядя вслед уходящей звезде,
Молиться за то, что делают те, кто влюблён
Так что же стало с плохими детьми,
С теми, кто не слушался старших?
Они куда-то ушли
И едва ли вернутся обратно.
И мы вычеркнем их телефоны,
И мы сделаем двери прочнее,
И будем молчать — и молчанье
Сыграет с нами в странные игры.
И может быть, день будет ясным,
И может быть, ночь будет странной
В том смысле, что что-то случилось,
Хотя всё осталось, как прежде.
И один, если так будет нужно —
Раз уж эта звезда не гаснет, —
Я забуду всё, что я должен
И сделаю так, как делают те, кто влюблён.
Немного Солнца в холодной воде
Мы сдвинем с места
При счёте «один, два, три».
Мы будем смотреть снаружи
На голых женщин внутри.
Как трудно быть вертикальным
При нашем тяжёлом труде,
Но всё, что может спасти меня, —
Это немного Солнца в холодной воде.
Когда матросы падают в море,
Они помнят родную страну.
У капитанов есть мостик,
Им будет легче идти ко дну.
Но даже если взобраться на мачту,
Став ближе к Полярной звезде,
Все, что может спасти морехода, —
Это немного солнца в холодной воде.
Все трамваи идут на север,
Туда, где бушует метель.
Их колеса режут асфальт,
И в каждом стоит постель.
Но мы остаемся здесь
Так же, как и везде,
Внося в свою жизнь элементы фри-джаза
В виде солнца в холодной воде.
1983 год.
Охота на единорогов
Выстрел. Я проснулся в начале шестого.
Я наблюдал охоту на единорогов,
Но я оставался при этом спокойным —
Я много читал о повадках этих животных.
Никто не сможет поставить их в упряжь,
Никто не сможет смирить их пулей,
Их копыта не оставляют следа —
Они глядят вслед движущейся звезде.
Мне тридцать три, я принял достаточно ядов,
И моё поле битвы редко стояло без дела,
А теперь мимо движутся юноши в радужных перьях,
Но я никогда не слышал, о чём поют трубы.
Никто не сможет быть вечно слабым,
Никто не сможет сберечь от паденья.
Я оставляю себе право молча смотреть
На тех, кто идёт вслед движущейся звезде.
Так спасибо, Мастер, — ворота отныне открыты,
Я не смогу поднять руки для удара.
Возьми меня в пламя и выжги пустую породу,
Но оставь серебро для того, чтобы ночь стала чистой.
И сегодня ночью мой город лежит прозрачный,
Ещё не соединенный мостами,
Но в пригоршне снега ещё незаметно для глаз,
Мерцает отблеск движущейся звезды.
1984 год.
Мне хотелось бы видеть тебя
Мне хотелось бы видеть тебя, видеть тебя.
По старинному праву котов при дворе
Мне хотелось бы видеть тебя.
У кого-то есть право забыть про тебя,
У кого-то есть право не пить за тебя.
Но, прости, я не верю в такие права;
Мне хотелось бы видеть тебя.
Я бы мог написать тебе новую роль,
Но для этого мне слишком мил твой король;
И потом, я люблю (привык)* быть котом,
Но мне хотелось бы видеть тебя.
Я смотрю на гравюры старинных дворцов;
Королева, Вы опустили лицо;
Но я надеюсь, Вы смотрите на короля…
А мне хотелось бы видеть тебя.
Но мне хотелось бы видеть тебя, видеть тебя.
По старинному праву котов при дворе
Мне хотелось бы видеть тебя.
* — вариант исполнения.
1980 год.
Диплом
Она не станет читать твой диплом,
И ты не примешь её всерьёз.
Она не станет читать твой диплом,
И ты не примешь её всерьёз.
Но она возьмёт тебя на поводок;
Она возьмёт тебя на поводок —
И ты пойдёшь за нею, как пёс.
Она расскажет тебе твои сны
И этим лишит тебя сна.
Она расскажет тебе твои сны
И этим лишит тебя сна.
И она откроет своим ключом
Клетки всех твоих спрятанных птиц,
Но не скажет их имена.
Ты знаешь много новых стихов,
Где есть понятия — «добро» и «зло»;
Ты знаешь много старых стихов,
Где есть те же «добро» и «зло».
Но ты не бывал там, откуда она,
Не бывал там, откуда она, —
Что ж, считай, тебе повезло…
Она коснётся рукой воды,
И ты скажешь, что это вино.
Она коснётся рукой воды,
И ты скажешь, что это вино.
И ты будешь смотреть вслед её парусам,
Ты будешь смотреть вслед её парусам,
И ты будешь дуть вслед её парусам,
Когда ты пойдёшь на дно,
Когда ты пойдёшь, наконец, на дно.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.