- 100903 Просмотра
- Обсудить
Тексты песен Бориса Гребенщикова
ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \ ФИЛОСОФ \ ПСИХОЛОГ \ ИСТОРИК \ СОЦИОЛОГ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ НИЦШЕ \ ПУШКИН \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ \
МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\ СОЦИОЛОГИЯ \
ГОМЕР ИЛИАДА \ ГОМЕР ОДИССЕЯ \
Не надо мне мешать
Какая странная вещь —
За письменным столом я стою, как в строю.
Я жду того,
Кто знает, о чём я пою,
И что я вижу во сне —
Чьи следы на новом снегу…
Зачем заглядывать мне через плечо?
Если это — загадка, то каждый видит свою…
Ты хочешь сделать меня
Послушным, как пёс —
Но я послушен, как пёс.
Скажи моё настоящее имя —
И я пойду за тобой, не тратя слёз.
Вот всё, что я есть —
Возьми меня, как бога, и выбрось прочь.
Вот крылья, данные мне;
Или вверх со мной, или — это уже не вопрос…
Не надо мне мешать,
Не надо мне мешать:
Если это — любовь, то мне нечем дышать —
Не надо мне мешать…
И я не жду больше женщин;
Я знаю, это замкнутый круг.
Я жду кого-то, кто разбудит меня,
Я жду кого-то, кого я смогу защитить…
Мне нужен друг —
Мне нужен новый друг…
приблизительно — 1982-1984 года.
Давай будем вместе
Когда кончится день, выключат свет,
Я скажу тебе то, на что мне не нужен ответ.
Мы любим верить, что дело — не в нас,
Скорбеть о том, что пламень погас;
Но каждый решает сам: решать, или нет…
Я вёл себя тихо — я ждал, что взлечу к небесам,
Что вырастут крылья — и я буду там.
Однако нынче видится мне,
Что вместо крыльев — стрела в спине,
И, кажется, эту стрелу я выпустил сам.
Когда-нибудь мы скажем: то был наш час.
Я хочу его помнить, не пряча потупленных глаз.
Ведь завтрашний день — не написанный лист;
Я верю, что он будет ясен и чист,
Но что будет завтра — сегодня зависит от нас!
Так давай будем вместе,
Давай будем вместе,
Давай будем вместе сейчас…
1983-1984 года.
Второе стеклянное чудо
Когда ты был мал,
Ты знал всё, что знал,
И собаки не брали твой след.
Теперь ты открыт,
Ты отбросил свой щит,
Ты не помнишь, кто прав и кто слеп.
Ты повесил мишени на грудь-
Стоит лишь тетиву натянуть.
Ты — ходячая цель, ты уверен,
Что верен твой путь.
Но тем, кто не спит,
Не нужен твой сад:
В нём нет ни цветов, ни камней.
И даже твой Бог
Никому не помог —
Есть другие — светлей и сильней,
И поэтому ты в пустоте —
Как на старом забытом холсте:
Не в начале, не в центре,
И даже не в самом хвосте.
1976 год.
Держаться корней
Они красят стены в коричневый цвет.
И пишут на крышах слова,
Имеют на завтрак имбирный лимон
И рубль считают за два.
Мне было бы лестно придти к ним домой
И оказаться сильней…
Но, чтобы стоять, я должен держаться корней.
Ты можешь купить себе новый hi-fi,
Или просто идти в гастроном.
И медитировать на потолке,
ОблитОм дешёвым вином,
Сложить свою голову в телеэкран,
И думать, что будешь умней…
Но, чтобы стоять, я должен держаться корней.
Они говорят, что губы её
Стали сегодня, как ртуть,
Что она ушла чересчур далеко,
Что её уже не вернуть.
Но есть ли средь нас хотя бы один,
Кто мог бы пройти её путь,
Или сказать, чем мы обязаны ей?
Но чем дальше — тем будет быстрей,
Все помнят отцов, но зовут матерей,
И они говорят, что у них веселей
В доме, в котором не гасят огней…
Но, чтобы стоять, я должен держаться корней.
Так строй свой бюджет на запасах вина,
Что хранятся в твоих кладовых;
Кормись на тех, кто кормит тебя,
Забудь про всех остальных.
И я мог бы быть таким же, как ты,
И это бы было верней…
Но, чтобы стоять, я должен держаться корней.
1980 год.
Сталь
Я не знаю, зачем ты вошла в этот дом,
Но давай проведём этот вечер вдвоём.
Если кончится день, нам останется ром —
Я купил его в давешней лавке.
Мы погасим весь свет, и мы станем смотреть,
Как соседи напротив пытаются петь,
Обрекая бессмертные души на смерть,
Чтоб остаться в живых в этой давке.
Здесь дворы, как колодцы, но нечего пить.
Если хочешь здесь жить, то умерь свою прыть,
Научись то бежать, то слегка тормозить,
Подставляя соседа под вожжи.
И когда по ошибке зашёл в этот дом
Александр Сергеич с разорванным ртом,
То распяли его, перепутав с Христом
И узнав об ошибке днём позже.
Здесь развито искусство смотреть из окна,
И записывать тех, кто не спит, имена.
Если ты невиновен, то чья в том вина?
Важно первым успеть с покаяньем.
Ну а ежели кто не ещё, а уже,
И душа — как та леди, верхом в неглиже,
То Вергилий живёт на втором этаже,
Он поделится с ним подаяньем.
Здесь вполголоса любят, здесь тихо кричат,
В каждом яде есть суть, в каждой чаше есть яд.
От напитка такого поэты не спят,
Издыхая от недосыпанья.
И в оправе их глаз — только лёд и туман,
Но порой я не верю, что это обман:
Я напитком таким от рождения пьян —
Это здешний каприз мирозданья.
Нарисуй на стене моей то, чего нет:
Твоё тело — как ночь, но глаза — как рассвет.
Ты — не выход, но, видимо, лучший ответ…
Ты уходишь, и я улыбаюсь.
И назавтра мне скажет повешенный раб:
— Ты не прав, господин, — и я вспомню твой взгляд,
И скажу ему: — Ты перепутал, мой брат.
В этой жизни я не ошибаюсь.
1978 год.
Сонет
Служенье муз не терпит колеса,
А если терпит — право, не случайно.
Но я вам не раскрою этой тайны,
А лучше брошу ногу в небеса.
Ты возражаешь мне, проклятая роса?!
Ты видишь суть в объятии трамвайном?
Но всё равно не верю я комбайну —
Ведь он не различает голоса.
Таинственный бокал похож на крюк;
Вокруг него рассыпаны алмазы.
Не целовался я с тобой ни разу,
Мой омерзительный, безногий друг;
Упрёки я приму, но лишь тогда,
Когда в пакгаузе затеплится вода.
БГ, Дюша, 1981 год.
Глядя в телевизор
Я знал её с детских лет.
Я помню всё, как будто вчера.
Я не помню отца, но мать была очень добра.
И всё, что в жизни случалось не так:
Немытую посуду и несчастный брак, —
Её мать вымещала по вечерам,
Глядя в телевизор.
Нам тридцать пять на двоих,
Мы не спускаем друг с друга глаз.
С обеих сторон всё, кажется, в первый раз.
Но каждый вечер начиналось опять:
Прости, но сегодня в 7-35… —
И она забывала, кто я такой,
Глядя в телевизор.
Теперь у неё есть дочь.
Другое поколение, другие дела.
Ей только пять лет, но время летит, как стрела.
И хотя она пока что не умеет читать,
Она уже знает больше, чем знала мать:
Ведь она видит сразу много программ,
Глядя в телевизор.
1980 год.
25 к 10
Я инженер на сотне рублей,
И больше я не получу.
Мне двадцать пять, и я до сих пор
Не знаю, чего хочу.
И мне кажется, нет никаких оснований
Гордиться своей судьбой.
Но если б я мог выбирать себя,
Я снова бы стал собой.
Мне двадцать пять, и десять из них
Я пою, не зная, о чём.
И мне так сложно бояться той,
Что стоит за левым плечом.
И пускай мои слова неясны —
В этом мало моей вины,
А что до той, что стоит за плечом, —
Перед нею мы все равны.
Может статься, что завтра стрелки часов
Начнут вращаться назад.
И тот, кого с плачем снимали с креста,
Окажется вновь распят.
И нежные губы станут опять
Искать своего Христа.
Но я пел, что пел, и хотя бы в том
Совесть моя чиста.
И я счастлив тем, как сложилось всё,
Даже тем, что было не так.
Даже тем, что ветер — в моей голове,
И в храме моём — бардак.
Я просто пытался растить свой сад
И не портить прекрасный вид,
И начальник заставы поймёт меня,
И беспечный рыбак простит.
1979 год.
К друзьям
Друзья, давайте все умрём!
К чему нам жизни трепетанье?
Уж лучше гроба громыханье,
И смерти чёрный водоём!
Друзья, давайте будем жить,
И склизких бабочек душить!
Всем остальным дадим по роже:
Ведь жизнь и смерть — одно и то же.
БГ, Дюша, 1982 год.
Граф Диффузор
Граф Диффузор — наследник Вселенной,
Граф Диффузор — мистический гость,
Граф Диффузор — чудес соплеменник,
Возлюбленный неба и звёзд.
Песни его подобны касанью,
Сны его слов чисты и честны.
Граф Диффузор под небесами —
Единственный брат весны.
Граф Диффузор разбудит нас в полночь,
Он даст вам ключи от завтрашних дней.
Граф Диффузор молчанье наполнит
Цветами небесных огней.
Граф Диффузор…
1974 год.
Сана
Я ищу тебя на улицах снов,
В подземельях зелёных теней.
Я вижу след твой у далеких холмов.
Уходит полночь — ты ушла за ней.
Там, где бешеный бег часов,
Я увидел твой светлый след.
Ты растворилась в тени лесов,
Превратилась в солнечный свет.
Твой отец — владыка чудес,
Он научил тебя летать и петь.
Твоя мать — пришелец с небес,
Она не знает, что значит смерть.
Сана…
1974 год.
Она
Другая
Она придёт ко мне по тысяче ветров,
Пройдя по радуге над городом мостов.
Алмазы звёзд в её руках, —
Она их бросит в полночь.
Она ведёт меня сквозь каменные тени,
Она хранит меня, любовь её священна.
В чугунном мире вашем, как рассвет —
Её дыханье.
Как я люблю её; слова её — как свечи.
Я говорю с ней, но всегда меж нами вечность.
Она всегда со мной
В печали наших песен.
Она придёт ко мне по тысяче ветров,
Пройдя по радуге над городом мостов.
Алмазы звёзд в ее руках, —
Она их бросит в полночь.
1974 год.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.