- 1007 Просмотров
- Обсудить
Завязкой трагедии являются два мотива: физическая и нравственная гибель
человека. Первое воплощено в смерти отца, второе в нравственном падении
матери Гамлета. Так как они были самыми близкими и дорогими для Гамлета
людьми, то с их гибелью и произошел тот душевный надлом, когда для Гамлета
вся жизнь утратила смысл и ценность.
Вторым моментом завязки является встреча Гамлета с призраком. От него
принц узнает, что смерть отца была делом рук Клавдия, Как говорит призрак,
"Убийство гнусно по себе; но это
Гнуснее всех и всех бесчеловечней" (I, 5).
Гнуснее всего - потому что брат убил брата и жена изменила мужу, иначе
говоря, люди, наиболее, близкие друг другу по крови, оказались злейшими
врагами, предавшими и погубившими того, кого они должны были бы любить и
оберегать. Если уж дошло до этого, то, значит, гниль разъедает самые основы
человеческой жизни.
Что больше всего почрясло Гамлета в речи призрака? То, что ни одному
человеку, даже самому близкому, нельзя верить. Гнев Гамлета обращается и
против матери и против дяди: "О пагубная женщина! - Подлец, улыбчивый
подлец, подлец проклятый!" (I, 5) Пороки, разьедающие человеческие души.
спрятаны так глубоко, что их и не различишь. Люди научились прикрывать их.
Клавдий не тот подлец, чья мерзость видна уже в самом его внешнем облике,
как, например, в Ричарде III. Он "улыбчивый подлец", прячущий под маской
веселья и благодушия величайшую бессердечность и жестокость.
Как ни велико потрясение. Гамлета, дело для него и в данном случае не
только в частном факте, касающемся лично его и близких ему людей. Они
представительствуют за все человечество, и Гамлету есть от чего
содрогнуться, когда он узнает, что зло не философская абстракция, а страшная
реальность, находящаяся совсем рядом с ним, в людях, наиболее близких ему по
крови.
Но призрак не только рассказал Гамлету о преступлении Клавдия и вине
Гертруды, он возложил на сына задачу мести. Гамлет принимает ее. Им
руководит не одно сыновнее чувство. Мы уже достаточно знаем героя, чтобы
понимать его побуждения. Для него это становится делом всей жизни. Он
искренен, когда клянется забыть все, кроме мести;
"Ах, я с таблицы памяти моей
Вес суетные записи сотру,
Все книжные слова, все отпечатки,
Что молодость и опыт сберегли;
И в книге мозга моего пребудет
Лишь твой завет, не смешанный ни с чем..." (I, 5).
Мы видели, что до этого у Гамлета было одно преобладающее жение - уйти
из жизни, расстаться навсегда с ее злом и мерзостью. Теперь сознание того,
что жизнь ужасна, в Гамлете возросло и укрепилось. Со свойственной ему
способностью обобщения он говорит (перевожу дословно): "Время вывихнуло
сустав" (I, 5). Не совсем точно переводить "время" словом "век", ибо это
несколько сужает смысл того, что хочет выразить Гамлет. В поэтическом языке
Шекспира "Время" означает всю жизнь в ее бесконечном течении. И если Гамлет
говорит о том, что "время вывихнуло сустав", то это означает, что порушены
вечные основы жизни. По мнению сторонников философии пессимизма, трагедия
героя будто бы заключается в том, что он обнаруживает непреложность и
неискоренимость зла в жизни. Думается, что уточнение известных слов Гамлета
опровергает такое толкование. В какой-то мере оправданным был разъясняющий
перевод А. Кронебсрга, который передавал эту мысль героя словами: "Пала
связь времен". Да, дело именно в том, что жизнь была раньше другой и зло в
ней не царило или, во всяком случае, не обнаруживало себя с такой силой.
Такое понимание согласуется и с тем, что Гамлет говорит дальше. Еще раз мы
должны подчеркнуть бросающийся в глаза факт - Гамлет снова обобщает и
частную задачу личной мести возводит на ту степень, когда она перерастает
узкие рамки, становясь делом восстановления всего разрушенного нравственного
миропорядка. Он понимает, что ему предстоит "вправить" вывихнувшиеся суставы
"Времени".
Эту задачу Гамлет принимает отнюдь не с легким сердцем. Она для него -
"проклятие".
На этих словах героя также необходимо остановиться. Почему возложенная
на него задача воспринимается им как проклятие? Сторонники концепции
"слабого" Гамлета видят в этом признание героем своей неспособности, а может
быть, и нежелания вступить в борьбу. Некоторые основания для такого мнения
имеются. Но не будем поддаваться предвзятой точке зрения на характер героя.
Вспомним, во-первых, как он только что со всей силой страсти выразил
возмущение злом, воплощенным в убийце его отца. Не забудем и того, что
Гамлет по натуре человек, неспособный примириться с злом. Эти слова говорят
не о слабости Гамлета. Он проклинает век, в который он родился, проклинает
то, что ему суждено жить в мире, где царит зло и где человек, вместо того
чтобы жить в кругу истинно человеческих интересов и стремлений, должен свои
силы и душу посвятить миру зла. Может быть, я слишком много беру на себя,
утверждая, что таков смысл слов Гамлета. Но это вытекает из контекста. Если
бы "Время" было или могло быть иным, то человеку не приходилось бы ни видеть
зла, ни марать себя соприкосновением с ним. Жизни посвященной самым высоким
человеческим интересам, о деятельности, отвечающей лучшему в природе
человека, - вот о чем, по-видимому, помышлял студент виттенбергского
университета. А теперь ему придется войти в этот мир зла и силы сердца,
души, ума отдать на то, чтобы хитрить, прикидываться и изыскивать средства
для искоренения зла. Иначе говоря, прежде чем начать жить по-настоящему, как
подобает человеку, ему еще надо сначала устроить жизнь так, чтобы она
соответствовала принципам человечности.
Таким представляется нам Гамлет в начале трагедии. Мы видим что герой
истинно благороден. Он уже завоевал нашу симпатию. Но можем ли мы сказать,
что он герой том смысле слова, которое подразумевает воплощение в человеке
идеала? Нет, Гамлет не идеальный, а живой человек. Человек, впервые
столкнувшийся со злом, в жизни и всей душой почувствовавший, насколько оно
ужасно. Собственно, он только теперь по-настоящему вступает в жизнь. Ему
нужно не только осуществить определенную задачу, но и решить многие
связанные с этим вопросы: как бороться и, главное, стоит ли бороться?
Может быть, самой большой ошибкой было бы искать в Гамлете, каким он
предстает перед нами в первом акте, завершенности характера и ясности
взгляда на жизнь. Гамлет еще бесконечно далек от этого. Все, что мы можем
сказать о нем пока, это то, что он обладает врожденным душевным
благородством и судит обо всем с точки зрения подлинной человечности. Но он
еще не стал человеком и высшем смысле этого слова. Для этого необходима
борьба. Только в процессе жизненной борьбы происходит становление личности.
К этом смысле начало трагедии есть начало жизненного пути Гамлета. Белинский
очень метко определил состояние, в каком Гамлет находился до смерти отца. То
была "гармония младенчества", гармония неведения жизни. Только столкнувшись
с ее противоречиями, человек оказывается перед возможностью постижения
жизни. Для Гамлета познание жизни начинается с быстрых, мгновенных
потрясений огромной силы. Его приобщение к подлинной жизни начинается с
трагедии. Пожалуй, мы не ошибемся, сказав, что в этом отношении Гамлет
отличается от всех других трагических героев Шекспира. Их сознание трагизма
своей судьбы и трагичности жизни возникает всегда медленнее, постепеннее, а
некоторые из них только под конец приходят к сознанию трагического смысла их
существования и жизненной борьбы. А Гамлет с этого начинает свой крестный
путь трагического героя.
Его привела в ужас жизнь, когда обнажились ее язвы, его смутила
огромность возникшей перед ним задачи. Но он не уклонился от борьбы. Если
можно уже сделать хотя бы частный вывод, относящийся к положению героя в
конце первого акта, то он менее всего подкрепляет представление о слабости
характера Гамлета. У него есть сомнения и колебания, ему нелегко, более
того, как уже сказано, не для такой жизни готовил он себя - и все же,
сознавая всю тяжесть бремени, взятого им на себя, он решает вступить в
борьбу.
Это не означает, что перед нами борец, знающий, как ему достичь своей
цели. Формирование характера Гамлета как борца начнется только после
рассмотренных нами событий. Пока что перед нами человек, еще только
нащупывающий почву под ногами, не уверенный в своих силах и не знающий
средств, которые он применит. Видно только одно: что Гамлет не примиряется
со злом, потрясен и возмущен им и, как ему ни тяжело, намерен с ним
бороться.
7
Развитие характера Гамлета
Уже с самого начала трагедии наш интерес сосредоточивается на личности
героя. Многочисленные события, происходящие перед нами, выявляют различные
стороны его характера. Как уже отмечалось, в критике возникли противоречивые
оценки личности героя. Главный недостаток большинства из них состоял в том,
что они исходили из предпосылки, что личность Гамлета должна быть
последовательной от начала до конца. Поэтому искали тех преобладающих черт,
которые дали бы возможность с определенностью сказать, является ли герой
сильным или слабовольным человеком.
Из всех многочисленных трактовок образа Гамлета нам представляется
наиболее плодотворной точка зрения, высказанная В. Г. Белинским в его
известной статье "Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838).
Хотя ряд положений статьи отражают идеалистические заблуждения, присущие
Белинскому в период ее написания, главное в его разборе трагедии Шекспира
верно. Самым существенным достоинством анализа Белинского является то, что
он рассматривает характер Гамлета диалектически и берет его не в статике, а
в развитии, стремясь уловить не только многообразие реакций датского принца
на действительность, но изменения, происходящие в его душевном состоянии.
И Гете, и Вердер, и большинство других писавших о Гамлете видели в
духовном развитии героя только две ступени: до и после смерти отца. По
мнению значительной части исследователей, Гамлет, каким мы ею видим в
трагедии, от начала и до конца представляет собой человека, уже
определившегося в своем характере. Отсюда односторонность и метафизичность
решений, которые предлагались критиками. Для одних он только слабый,
неспособный к действиям человек, а для других - сильная волевая натура.
Белинский показал, что диалектику личности Гамлета составляет сочетание
силы и слабости, внутренняя борьба, происходящая в нем. Он раскрыл, что
герой на протяжении своей жизни переживает сложную эволюцию и проходит три
ступени развития.
До смерти отца, то есть до начала трагедии, Гамлет был "доволен и
счастлив жизнию, потому что действительность еще не расходилась с его
мечтами" <В. Г. Белинский, Собр. соч., т. I, стр. 337.>. Но когда на него
обрушились одна за другой беды - смерть отца, поспешный второй брак матери,
раскрытие злодейства Клавдия, - "тут Гамлет увидел, что мечты о жизни и
самая жизнь совсем не одно и то же..." <Там же.>. Прежнее восприятие
действительности, кого рог Белинский называет "младенческой гармонией", ибо
в основе ее было незнание жизни, теперь уступает место другому состоянию,
душе Гамлета происходит то, что Белинский называет "распадением", возникшим
от сознания несоответствия между действительностью и идеалами героя.
Мы знакомимся с Гамлетом тогда, когда ужасы жизни разбили воздушный
замок его идеальных представлений. От прежних иллюзий уже не осталось
ничего. В таком состоянии герой находится долго. Центральное место в
трагедии занимает изображение этого "распадения", внутреннего разлада,
происходящего в душе героя. Это и есть то, Что принято называть
"гамлетизмом".
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.