- 1379 Просмотров
- Обсудить
В другой работе ("Разделение поэзии на роды и виды") Белинский следуя
за Гегелем в утверждении того, что сущностью драмы является коллизия, или,
как мы сказали бы теперь, конфликт, отмечает, что наиболее драматичной
является внутренняя борьба, происходящая в душе героя. "Власть события, -
пишет Белинский, - становит героя драмы на распутии и приводит его в
необходимость избрать один из двух, совершенно противоположных друг другу,
путей для выхода из борьбы с самим собою..." <В. Г. Белинский, Собр. соч.,
т. II, М., 1948, стр. 17-18.>.
Трагедия "Гамлет" является классическим примером такого конфликта. Ее
содержание составляют две коллизии: внешний конфликт состоящий в
столкновении благородного принца с низменной средой датского двора,
возглавляемого Клавдием, и внутренний конфликт, существо которого
воплощается в душевной борьбе, переживаемой героем.
Действие трагедии и поведение Гамлета очень верно раскрыты Белинским,
когда он пишет: "Ужасное открытие тайны отцовской смерти, вместо того чтобы
исполнить Гамлета одним чувством, одним помышлением - чувством и мыслим
мщения, каждую минуту готовыми осуществиться в действии, - это ужасное
открытие заставило его не выйти из самого себя, а уйти в самого себя и
сосредоточиться во внутренности своего духа, возбудило в нем вопросы о жизни
и смерти, времени и вечности, долге и слабости воли, обратило его внимание
на свою собственную личность, ее ничтожность и позорное бессилие, родило в
нем ненависть и презрение к самому себе. Гамлет перестал верить добродетели,
нравственности, потому что увидел себя неспособным и бессильным ни наказать
порок и безнравственность, ни перестать быть добродетельным и нравственным.
Мало того: он перестает верить в действительность любви, в достоинство
женщины; как безумный, топчет он в грязь свое чувство, безжалостною рукою
разрывает свой святой союз с чистым, прекрасным женственным существом,
которое так беззаветно, так невинно отдалось ему все, которое так глубоко и
нежно любил он; безжалостно и грубо оскорбляет он это существо, кроткое и
нежное, все созданное из эфира, света и мелодических звуков, как бы спеша
отрешиться от всего в мире, что напоминает собою о счастии и добродетели"
<Там же, стр. 18.>.
Но с Белинским нельзя согласиться, когда он пишет, что "натура Гамлета
чисто внутренняя, созерцательная, субъективная, рожденная для чувства и
мысли" <Там же.>. Во-первых, это не согласуется с той характеристикой,
которую Офелия дает Гамлету, вспоминая, каким он был до начала всех
трагических событий (III, 1). Прежний Гамлеn, которого знала Офелия, сочетал
в себе качества "вельможи, бойца, ученого". Иначе говоря, он гармонически
воплощал и способность к действию и способность мысли. Во-вторых, это не
согласуется с мнением самого же Белинского, который признавал наличие
гармоничности в натуре Гамлета до трагических событий.
То, что Белинский назвал "распадением духа" Гамлета, проявляется именно
в нарушении гармонии между мыслью и действиеv. На наш взгляд, очень верно
определил душевное состояние Гамktта Гегель, сказав, что Гамлет "сомневается
не в том, что ему нужно делать, а в том, как ему это выполнить" <Гегель,
Соч., т. XII, стр. 248.>.
Мы видим героя удрученным всем тем, что обрушилось, на него. Конечно,
неправы те, кто считает, что Гамлет "меланхолик" п_о н_а_т_у_р_е. Не только
меланхолик, но и самый жизнерадостный человек пришел бы в отчаяние, если бы
столкнулся с ужасами, подобными тем, которые выпали на долю Гамлета. Ему
есть от чего содрогнуться и прийти в состояние глубочайшей скорби. Не
признавая этого, нельзя понять характера героя. Всякое сценическое
воплощение, равно как и литературно-критическая трактовка, игнорирующие
глубочайшую внутреннюю трагедию героя, лишают произведение Шекспира самой
его сердцевины.
Гамлет раздираем мучительнейшими противоречиями. И это естественно. Он
не заслуживал бы нашей любви и уважения, если бы перед лицом страшнейших
преступлений оставался спокойным, продолжал смотреть на мир сквозь розовые
очки или закрыл глаза, отвернулся от всего этого, приняв позу человека,
считающего зло само собой разумеющимся явлением жизни. Благодаря личным
несчастьям Гамлет увидел и бедствия других. Он страдает не только своей
болью, но и муками всего человечества. Гамлет - совесть своего века и
всякого другого века, когда противоречия жизни становятся вопиющими.
Шекспир показывает это состояние героя как одну из величайших трагедий
человеческого духа: человек, любящий жизнь, начинает ненавидеть ее; он,
преклоняющийся перед красотой и могуществом человека, проникается презрением
и ненавистью к людям. Это действительно распадение духа. Сам герой сознает,
что так жить нельзя. Ему бесконечно трудно найти решение всех вопросов,
возникших перед ним, но он не из тех, кого трудности могут остановить.
Мучительные колебания Гамлета - высшая точка трагедии и низшая точка
распадения личности героя. Шекспир показывает, что трагична не только
действительность, в которой так могущественно зло, но трагично и то, что эта
действительность может привести прекрасного человека, каким является Гамлет,
в почти безысходное состояние.
Все то, что принято определять как слабость Гамлета, проявляется именно
на этой первой ступени трагедии, когда мы видим героя мечущимся в поисках
выхода и решений. Но слабость слабости рознь. Как справедливо пишет
Белинский, Гамлет "велик и силен в слабости, потому что сильный духом
человек и в самом падении выше слабого человека в самом его восстании".
Шекспир дает нам возможность убедиться в истинности этих слов. Для этого
достаточно сравнить "восстание" Лаэрта с "падением" Гамлета. Известно, что
Лаэрт, как только до него доходит весть об убийстве отца, действует не
раздумывая и не колеблясь. Он нисколько не щепетилен в выборе средств для
осуществления мести. Его не останавливает даже преступление, и он вступает
подлый сговор с королем, чтобы предательски умертвить Гамлета. "Восстание"
Лаэрта является с нравственной точки зрения его глубочайшим падением, и он
это сам сознает перед смертью.
Гамлет ведет себя иначе. Он не торопится нанести удар. Ему нужно время
для того, чтобы обсудить с самим собой очень многое. И это тем более так,
что все происшедшее вызвало в нем страшные душевные муки.
Да, Гамлет предается раздумьям, его терзают сомнения. Но эта пора жизни
героя отнюдь не бесплодна. Размышление приводит Гамлета к познанию жизни в
ее глубочайших противоречиях. Он покупает это познание дорогой ценой, ценой
мук и страданий. Но этот крестный путь познания Гамлет проходит с
достоинством. Он не страшится ни одной из тех ужасных истин, которые
возникают перед ним как вывод из его размышлений и наблюдений. Человек
слабый по натуре не выдержал бы подобного испытания. Не всякая душа способна
к познанию истины через горе и страдание. В самой трагедии есть пример этого
- Офелия. Ей жизнь также приготовила горчайшие испытания. Как и Гамлет, она
убеждается в том, что жизнь - это скопище ужасов и действ, в которых
замешаны самые близкие и дорогие ей люди. Она оказывается не в состоянии
выдержать обрушившиеся на нее беды, не только не может, но даже и не
пытается понять происходящее. Просто ее рассудок не выдерживает всего
нагромождения противоречий и главного из них - того, что отец враг ее
любимого, а любимый убивает отца, - и она сходит с ума. Душевная стойкость
Гамлета ни в чем не проявляется и такой силой, как в том, что перед лицом
всех открывшихся ужасов он сохраняет силу ума.
В связи с этим уместно обратиться к вопросу о пресловутом безумии
Гамлета. Уже сразу после беседы с призраком принц предупреждает своих
друзей: пусть они не удивляются, если увидят, что он поведет себя странно.
Гамлет говорит, что сочтет, "быть может, нужным в причуды облекаться иногда"
(I, 5).
Из этих слов очевидно, что Гамлет решает прикидываться безумным. На
протяжении дальнейшего действия мы видим, что он и в самом деле разыгрывает
сумасшедшего. Но его поведение таково, что невольно возникает вопрос:
является ли безумие Гамлета только притворным или он в самом деле сходит с
ума. В критике возникли споры об этом, и, как всегда, мнения разделились.
Определить душевное состояние героя без предвзятости можно только На
основании тщательного анализа его поведения и речей. Обращает на себя
внимание то, что безумным Гамлет оказывается только в присутствии тех, кому
он не доверяет или кого считает своими врагами. Собственно, друг у него
только один - Горацио. Во всех беседах с ним и оставаясь наедине Гамлет
обнаруживает ясность ума. Это дает основание утверждать, что Гамлет не
является безумным, а только притворяется им. Подтверждением служат также
слова Гамлета перед началом представления "Убийства Гонзаго". Объяснив
Горацио свой замысел и попросив его наблюдать за королем, Гамлет затем
замечает, что приближаются его враги и говорит: "Они идут; мне надо
безумным" (III, 2).
Но если Гамлет не является умалишенным в клиническом смысле, то
несомненно, что потрясения, пережитые им, вызвали в нем душевную бурю. Перед
нами отнюдь не человек, который только разумом понял, что произошло. Он
почувствовал это всем своим существом, и потрясение, пережитое им несомненно
вывело его из душевного равновесия. Он находится в состоянии глубочайшего
смятения. Оно усугубляется трудностью стоящих перед ним задач и проявляется
в колебаниях.
Тяжелые испытания надломили что-то в Гамлете. Но далеко не сломили. Он
колеблется, терзается сомнениями, обнаруживает нерешительность. Но все это
не есть его характер. Белинский с полным основанием утверждает, что "от
природы Гамлет человек сильный, его желчная ирония, его мгновенные вспышки,
его страстные выходки в разговоре с матерью, гордое презрение и нескрываемая
ненависть к дяде - все это свидетельствует об энергии и великости души" <В.
Г. Белинский, Собр. соч., т. I, стр. 339.>. Слабость не есть натура Гамлета,
а состояние, переживаемое им. Он мучительно ощущает свою слабость. Одним из
элементов внутренней трагедии героя как раз и является то, что, будучи по
природе человеком сильным и энергичным, он чувствует, как все происшедшее
надломило его волю.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.