- 938 Просмотров
- Обсудить
Перед самым отъездом в Англию Гамлет наблюдает проход войск Фортинбраса
через датскую территорию. Гамлета удивляет, что тысячи людей идут драться за
клочок земли, где не хватит места похоронить тех, кто погибнет в этой
борьбе. Для него эта война - "спор о пустяке". Но тем большие укоры
обрушивает на самого себя Гамлет после встречи с войсками Фортинбраса. Как
обычно, Гамлет сразу же обобщает. Собственное бездействие наводит его на
мысль о назначении человека вообще. Разум дан людям для того, чтобы они не
только мыслили, но и принимали решения, ведущие к реальным действиям:
"Что человек, когда он занят только
Сном и едой? Животное, не больше.
Тот, кто нас создал с мыслью столь обширной,
Глядящей и вперед и вспять, вложил в нас
Не для того богоподобный разум.
Чтоб праздно плесневел он" (IV, 4).
Уже раньше Гамлет пришел к мысли, что "трусами нас делает раздумье"
(III, 1, монолог "Быть или не быть"). Теперь он безоговорочно осуждает это,
и особенно страх перед возможным роковым исходом борьбы. Для него это
"жалкий навык
Раздумывать чрезмерно об исходе. -
Мысль, где на долю мудрости всегда
Три доли трусости..." (IV, 4).
В пример себе он ставит Фортинбраса, который, "объятый дивным
честолюбием, смеется над невидимым исходом'" (IV. 4). Теперь, когда Гамлет
знает, что жизнь полна противоречий и невозможна без борьбы, он открывает
для себя нравственный закон, определяющий, что должно двигать человеком,
тогда он вступает в борьбу. Велик не тот, кто ввязывается в нее лишь тогда,
когда есть великая причина. Важен не повод, ибо он может быть даже и
незначительным. Все дело в достоинстве человека, в его чести, которую он
обязан защищать всегда:
"Истинно велик.
Кто встревожен малою причиной.
Но вступит в ярый спор из-за былинки,
Когда задета честь" (IV, 4).
А у Гамлета повод для борьбы огромный. Теперь он понимает, что даже и
без него он все равно должен был бы бороться против всего, что задевает его
"честь". Конечно, не случайно Гамлет пользуется нравственным понятием,
заимствованным из кодекса рыцарской морали. Но у него понятие чести
наполнено гуманистическим содержанием. Как об этом свидетельствует начало
монолога, оно включает все, что соответствует назначению и достоинству
человека. Рассуждения Гамлета завершаются решительным и категоричным
выводом:
"О мысль моя, отныне ты должна
Кровавой быть, иль прах тебе цена!" (IV, 4).
Последующее поведение Гамлета показывает, что это были не только слова.
Из письма Гамлета к Горацио (IV, 6) и его собственного рассказа другу (V, 2)
мы узнаем, с какой ловкостью и смелостью он вывернулся из западни,
приготовленной ему королем, и отправил вместо себя на верную смерть
Розенкранца и Гильденстерна, которых ему ничуть не жаль, ибо они, как и
Полоний, сами поставили себя под удар.
Гамлет возвращается в Данию с намерением продолжать борьбу против
короля. Как его письмо Горацио, так и беседа с могильщиком на кладбище (V,
1) свидетельствуют о том, что он обрел душевное равновесие. Особенно это
видно в разговоре Гамлета с могильщиком. Речь идет о смерти, и могильщик,
привыкший к зрелищу мертвых тел, способен грубо шутить над человеческой
бренностью. Гамлет, с присущей ему чувствительностью, конечно, смотрит на
смерть иначе. Что-то в нем по-прежнему возмущается этой страшной
неизбежностью, и он не может примириться с тем, что даже подлинное
человеческое велите - Александр Македонский, Юлий Цезарь - равно обречено
смерти. Однако тон и смысл размышлений Гамлета о смерти теперь иные, чем
раньше. Прежде Гамлет был возмущен несправедливостью природы. Самая мысль о
смерти вызывала у него страх. Теперь в его словах звучит горькая ирония, но
в ней слышится готовность примирения с неизбежностью смерти.
Однако Гамлета ждет удар, возможности которого он не предполагал, -
смерть Офелии. Спокойствие мгновенно покидает его. В порыве горя он
бросается к гробу Офелии. В это мгновение он осознает, какой страшной,
невозвратимой потерей является для него ее гибель.
Когда Лаэрт бросается, чтобы задушить его, Гамлет защищается. Он,
раньше помышлявший о самоубийстве, теперь хочет сохранить свою жизнь. Ему
незачем драться с Лаэртом, ибо жизнь нужна Гамлету для того, чтобы
осуществить свою задачу - отомстить Клавдию.
И вот приближается момент развязки. Гамлету сообщают: король побился об
заклад, что в поединке на рапирах принц победит Лаэрта. Гамлет достаточно
хорошо знает короля и понимает, что за всем этим может крыться новая
западня. Он спокойно принимает вызов Лаэрта, но признается Горацио, что на
душе у него какое-то смутное предчувствие недоброго. Горацио советует ему
отказаться от поединка, но Гамлет теперь бесстрашно пойдет навстречу любой
судьбе. "...Нас не страшат предвестия, - говорит он, - и в гибели воробья
есть особый промысел. Если теперь, так, значит, не потом; если не потом, так
значит, теперь; если не теперь, то все равно когда-нибудь; готовность - это
все. Раз то, с чем мы расстаемся, принадлежит не нам, так не все ли равно -
Расстаться рано? Пусть будет" (V, 2).
Теперь мы видим, что Гамлет окончательно преодолел страх смерти. Как
всегда, свое личное ощущение он поднимает на высоту философского принципа.
Здесь перед нами Гамлет, принявший философию стоицизма. Он обрел решимость и
преодолел колебания. Но это отнюдь не означает, что скорбь покинула его. Его
взгляд на жизнь уже не может быть столь радостным и светлым, каким он был в
годы "младенческой гармонии". Жизнь, какой ее узнал Гамлет, не радует его. В
тайне он даже мечтает о том, чтобы смерть положила конец его скорбному
существованию.
Новый Гамлет, которого мы видим в конце трагедии, уже не знает прежнего
разлада. Но это не значит, что он перестал ощущать противоречия
действительности. Наоборот, его внутреннее спокойствие сочетается с трезвым
пониманием разлада между жизнью и идеалами. Белинский верно заметил, что
Гамлет под конец снова обретает душе гармонию. Однако она в корне отличается
от той гармонии, которая была в его душе, когда он еще не знал ужасов жизни.
Душевная буря, пережитая им, не была бесплодной, ибо, как писал Белинский,
дисгармония и борьба "суть необходимое условие для перехода в
м_у_ж_е_с_т_в_е_н_н_у_ю и с_о_з_н_а_т_е_л_ь_н_у_ю гармонию..." "Что
возвратило ему гармонию духа? - пишет далее Белинский и отвечает: - очень
простое убеждение, что "быть всегда готову - вот все". Вследствие этого
убеждения он нашел в себе и силу и решимость..." <В. Г. Белинский, Собр.
соч., т. I, стр. 339.>. О новом душевном состоянии Гамлета Белинский
говорит: "Заметьте из этого, что Гамлет уже не слаб, что борьба его
оканчивается: он уже не силится решиться, но решается в самом деле, и от
этого у него нет уже бешенства, нет внутреннего раздора с самим собою,
осталась одна грусть, но в этой грусти видно спокойствие, как предвестник
нового и лучшего спокойствия" <Там же, стр. 332.>.
Во время поединка Гамлет обнаруживает коварный замысел, направленный
против него. Зная, что он смертельно ранен, он бросается на короля и в
последний миг своей жизни осуществляет наконец задачу мести. Это происходит
почти случайно. Но предъявлять это в качестве упрека Гамлету было бы
несправедливо. Реализм трагедии, ее отличие от несколько искусственного
действия обычных трагедий мести проявляется, в частности; в том, что герой
не выбирает условий, в которых он будет осуществлять свою месть, а, как это
бывает и в реальной жизни, цепью случайных и непредвиденных обстоятельств
подводится к такой ситуации, когда совсем неожиданно для него возникают и
возможность и необходимость выполнить свое намерение.
Воспитание духа, через которое прошел Гамлет, дает свои плоды в
смертный час принца. Он мужественно встречает смерть. Он знает: лично для
него все кончено. В этом смысл его последних слов - "Дальше - тишина" (V,
2). На этих словах стоит остановиться, ибо они многозначительны.
Трагедия началась с того, что Гамлет столкнулся со смертью своего отца.
Она возбудила перед ним вопрос: что такое смерть. Мы слышали сомнения,
выраженные им в монологе "Быть или не быть". Тогда Гамлет допускал, что
смертный сон может быть и новой формой существования души человека. Теперь у
Гамлета новый взгляд на смерть. Он знает, что его ждет сон без пробуждения,
растворение в ничто. Слова Гамлета выражают отрицание религиозных
представлений о загробной жизни. Для Гамлета с концом земного существования
жизнь человека прекращается.
Принципиальная важность последних слов Гамлета обнажается перед нами
благодаря следующему обстоятельству. В первом издании трагедии (кварто 1603
г.), которое содержало искаженный, неаутентичный текст последние слова
Гамлета были: "Господи, прими мою душу!" Кварто 1604 г. содержит, как
известно, текст Шекспира. Едва ли есть необходимость разъяснять подробно
различие между двумя вариантами последних слов Гамлета. В кварто 1603 г.
Гамлет умирает верующим человеком, шекспировский Гамлет умирает как
свободомыслящий философ.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.