- 1020 Просмотров
- Обсудить
Поспеши, весна прекрасна! Бархатом покрой луга; Пусть кристальна струйка ясна Вновь омоет берега. Липы, тополи ветвисты Пусть на дерне тень прострут, И фиалочки душисты В воздух аромат прольют. Дев игривы хороводы Выйдут в рощи за тобой; Суету забыв и годы, Подойдет к ним дед седой; Чтоб, под дуб с своею Саррой Сев, на игры поглядеть; Вспоминаньем — в век свой старой Хоть на миг помолодеть. Впрямь, зачем всяк день крушиться, Вспоминая, что прошло? То, чему не воротиться, Будь,— как будто не было. Что скучать все старосельем, Лет доживши до зимы? Вот ребята,— их весельем Веселиться можем мы. Поспеши ж, весна! и чистой Луг цветочками покрой; Я из них венок душистой Дряхлою сплетя рукой, Той,— чьи взоры мила друга Дней напомнят мне зарю, Той,— из хороводна круга, Я венок сей подарю.
В.В.Капнист. Собрание сочинений в 2-х т.
Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1960.
ПримечанияПод счастливой звездой рожденный, Нарышкин школьных бредней враг; Трекрестный капитан несменный, И камер-юнкер, и козак. В свойстве хоть дальнем с кровью царской, Причетник обер-секретарской! Ты видел все, везде прошел; Скажи ж мне, как в пути сем трудном, В развратном мире и причудном Ты демокритов путь нашел? Иной, все видя в черной краске, Над миром панихиду пел. В обманчивой зря злобу маске, Добру и верить не хотел. Не тешася кровавой дракой, Считал героя забиякой, Согрету в дружбе зрел змею; Не раз обманут филантропом, Чтил яростным его циклопом, Неправд откупщиком — судью. А ты, людей судья нестрогой, Заблудших не винишь слепцов; В напичканных наукой многой Индийских видишь петухов. Лишь родом знатна господина Ты почитаешь за павлина, Цветным гордящимся хвостом: Судью коварна — рыболовом, А рыцаря в венце лавровом — Отечества опекуном. Как сам душой не лицемеришь И презираешь подлу лесть, То изредка и дружбе веришь, Добру же платишь должну честь. Хоть филантропии не чтитель, Но если где благотворитель Прострет к сиротке щедру длань, То, в лепте видя [нрзб] злата, Ему, как за родного брата, Несешь признательности дань. Где встретишь зло, там очи жмуришь; На доблесть пялишь их остро; Портрет разврата [нрзб]... И пишешь во весь рост добро. Над глупостью глупцов смеешься, И лбом об стену не бьешься, Когда пойдет что впоперек. Без примеси здесь благ не ищешь, Как в черствой драме в скуке свищешь И смотришь на людей в раек. С бездельем дело так мешая, Живи, как жил ты без забот; Заднее позабывая, Все подвизайся лишь вперед. Над вздором смейся на досуге, Смейся в малом, милом круге Драгой жены, детей, друзей; Вкушай плоды любви и счастья; И знай, мой друг, что без ненастья Цены б не знал ты ясных дней.
Стихотворение, как это видно из его содержания, было написано в последний период жизни И.В.Нарышкина,
когда он находился уже в отставке от всех служебных дел и жил в кругу своей семьи. И.В.Нарышкин, статский
советник, камер-юнкер, родился в 1779 г., умер 23 июня 1818 г.; происходил из рода Нарышкиных, из которого
была мать Петра I, Наталья Кирилловна. Поэтому Капнист и говорит о нем: «В свойстве хоть дальнем с кровью царской.»
Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1960.
ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ И ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1960.
В.В.Капнист. Собрание сочинений в 2-х т.
Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1960.
В.В.Капнист. Собрание сочинений в 2-х т.Псалом 22 Господь мой Пастырь; не страшусь; Вовек отрады не лишусь. На пажитях обильных, злачных, При токах тихих и прозрачных Меня к покою он вселит; Смятенну душу возвратит И на пути наставит правы, Для имени Его и славы. Хотя во смертну сень пойду, Не убоюсь: тебя найду. Жезлом и палицей святою Меня утешив, предо мною Готовишь ты в виду врагов Трапезу всех благих даров; Главу мне муром умащаешь И полну чашу наливаешь. Вся жизнь исполнится моя Щедрот Твоих и благостыни; И в храме Твоея святыни До смерти водворюся я.
Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1960.
В.В.Капнист. Собрание сочинений в 2-х т.Псалом 138 Творец миров и человека! Ты испытал меня, узнал; И сокровенны издалека Мои ты мысли угадал. Все подвиги мои Ты знаешь, Пути мои все видишь Ты; И каждый шаг мой назираешь Недремно с горней высоты. В уме рожденное лишь слово, Известно сердцу одному, Из уст лететь едва готово, Дошло уж к слуху Твоему. Везде Твоя мне зрится сила, Куда ни обращаюсь я; И верх главы моей покрыла Стрегущая рука Твоя. Высокой столь и столь чудесной, Творец! премудрости Твоей Постичь не может ум мой тесной; Но исступлен дивится ей. Где скрыться от Тебя, не знаю; Взнесусь над звездны высоты: На троне там Тебя встречаю; Спущусь во ад... и тамо Ты. Парю ли на крылах денницы За крайний океана брег; И тамо длань Твоей десницы Мой быстрый остановит бег. Я рек: во тьме могу сокрыться; Но взор Твой освещает тень: Пред ним не может мрак сгуститься И воссияет ночь, как день. Сколь чуден Бог, меня создавый, Сколь чуден Ты в делах своих! В них луч Твоей блистает славы; Душа моя гласит о них. Когда еще я не зачался, Меня уж Ты образовал; И Ты, когда я оживлялся, Из чрева матери приял. Ты твари зрел не сотворенны, Как будто б их давно создал; И всей их жизни дни внесенны Уж в книге вечности читал. О сколь Твоя премудрость дивна! Сколь множество ее плодов! Как время, цепь их непрерывна; Число, как тма морских песков. И Ты ль, Творец! всезрящим оком Злодейства грешников не зришь; И в гневе праведном, жестоком Их смертию не поразишь? Бегите ж, злые! уклонитесь; Язык ваш остр, как жало змей: Хулу гласить вы не страшитесь На Бога в буйности своей. О Боже мой! Ты зришь и видел, Как дерзостных врагов Твоих Я всей душой возненавидел; И за врагов считал моих. Изведай, крою ль в сердце злобу? О Господи! и вождь мне будь. Смотри, мой путь ведет ли к гробу? И к вечности скажи мне путь.
Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1960.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.