Меню
Назад » »

Владимир Сергеевич Соловьев (105)

а в ладье, как и следовало ожидать, помещается воплощение жестокого рока - "ревнивец старый":
 
 Он видит - ив глаза с враждой непримиримой
 Нам пристально глядит, презрителен и нем.
 
 С обычным ему художественным тактом наш поэт не описывает последовавшей между двумя лодками катастрофы, которая, очевидно, мало гармонировала с поэтическою обстановкою, и прямо переходит к чудесному, в отношении стиха, заключению:
 
 Я помню краткое, последнее свиданье,
 Прерывистую речь, недвижный грустный взор;
 В нем виделось любви прощальное мерцанье,
 Развязки роковой покорное признанье,
 Безумству краткому конечный приговор!
 Давно ль та ночь была? Давно ль та песнь звучала
 Победной радостью? - но, горечи полно,
 Раздумье бледное теперь нам отвечало:
 - Давно!
 Ужель всему конец? Ужель пред злою силой,-
 Слепой - как смерти мрак, случайной - как волна,-
 Должна смириться страсть? - сознанье говорило:
 - Должна!
 И, как дитя, упав пред милой на колени,
 Я плакал, я молил: бежим в далекий край!
 Но взор ее твердил на все мольбы и пени:
 - Прощай! [87]
 
 И мы рассталися... И долго, как в пустыне,
 По свету, одинок, блуждал я... Вешний сон
 Безвременно померк, угас... Зачем же ныне
 Сквозь сумрак и туман мне вновь явился он?
 Зачем в груди моей так больно и так сладко
 Вдруг сердце сжалося, услышав песнь любви,
 И с тайным трепетом я в тьме слежу украдкой
 Неуловимый бег невидимой ладьи?
 
 "Зачем?" - спрашивает наш поэт, и этим вопросом заканчивается все собрание его сочинений. Если "зачем" заменить "почему", то ответ, кажется нам, ясен. Потому, конечно, что в самой неудачной и нелепой любви все-таки больше смысла и правды, чем в самой удачной смерти и в самом великолепном бездушии.
 
IX
 
 В начале того же, второго, тома сочинений гр. Кутузова помещены четыре произведения более раннего периода, содержание которых вполне гармонирует с унылым пессимистическим жизнепониманием, нашедшим свое окончательное выражение в "Рассвете". В рассказе "Гашиш"[13] изображается "туркестанец", который от "ужаса жизни" и от "противного сора противной земли" находит единственное убежище в галлюцинациях, производимых отравой:
 
 Прощай... но если бы удары
 Судьбы жестокой на тебя
 Обрушились и жизнь твоя
 Нежданным горем омрачилась,
 Припомни, что со мной случилось...
 Алла могуч - гашиша дым
 Для счастья нищих создан им.
 
 Но если полудикий туркестанец от жизненной тоски не находит другого прибежища, кроме гашиша, то и образованному русскому, пожалуй, придется искать спасения в чем-нибудь подобном: так выходит, по крайней мере, если согласиться с изображением нашей жизни в отрывке "Скука" (1875 года):
 
 И мрак, и сон - терпенья нет!
 ................................
 
 Под вечер, сладостно зевая,
 Мы завтра ничего не ждем,
 И скука - скука роковая
 Одна над всем царит кругом! [88]
 
 Автор, который через семь лет напишет вполне серьезно апофеоз смерти, теперь дает полусерьезный, полуиронический апофеоз скуки. Должно заметить, что дар иронии и сатиры свойствен нашему поэту в очень слабой степени, и читатель готов видеть подлинное выражение его настроения в следующих стихах:
 
 Всепобеждающая скука,
 Ты стала общей госпожой!
 Плач совести, сомнений мука -
 Давно покорены тобой.
 В тебе одной вся правда ныне;
 Ты - жизни цель и идеал (?) -
 Объемлешь, как самум в пустыне,
 И топишь, как девятый вал!
 .............................
 Священным трепетом объята
 Моя душа перед тобой -
 Я верный раб отныне твой.
 
 Описавши царство скуки в столичной гостиной, поэт переносится мечтою в деревню, к мужикам. Но и там опять скука, хотя "иная":
 
 Я слышал вьюги завыванье
 Вокруг пустынных деревень,
 Я видел томное мерцанье
 Лучин сквозь ночи зимней тень;
 Холмы и горы снеговые,
 Мороз, метель и мрак кругом,
 Да лица хмурые, худые
 В убогих хатах пред огнем...
 Вот с тяжкою борясь дремотой,
 Согнулась баба над работой.
 Веретено ее жужжит,
 Тоску-печаль наводит злую.
 Мужик угрюмо чинит сбрую,
 В качалке детище кричит.
 Ползут часы труда и скуки
 В молчанье мертвом, в дымной мгле,
 Но вот и ужин на столе
 Явился; трудовые руки
 Взялись за ложки... хлеб, вода,
 ..............................
 Квас кислый - ужин хоть куда...
 И вновь безмолвье, треск лучины,
 Докучный шум веретена,
 Покой беспомощной кручины,
 Стенанье ветра у окна,
 Мороз и вьюга над полями,
 Луна средь дымных облаков,
 И на дворах за воротами
 Унылый лай голодных псов... [89]
 
 Я полагаю, что жизнь крестьян вообще достаточно бедственна сама по себе и что нет никакой надобности еще наводить на нее мрачную краску субъективного характера. Почему шум веретена вызывает непременно злую тоску? Почему мужики и бабы неуклонно пребывают в мертвом молчании? Относительно баб это вполне неправдоподобно, да и мужики, если не ошибаюсь, весьма часто нарушают безмолвие более или менее крепкими словами, свидетельствующими о некоторой бодрости духа. Лица у них также бывают всякие, а не одни только хмурые и угрюмые. Я думаю даже, что и собаки деревенские не всегда бывают голодны и лают не всегда уныло, а иногда, напротив, с остервенением. Конец отрывка с полною ясностью показывает, что причина такого преувеличенно-мрачного взгляда находится не в природе вещей, а в болезненно-желчном настроении автора. Когда светская хозяйка просит его написать ей в альбом что-нибудь смешное, он вдруг приходит в совершенно несогласное с обстоятельствами дела ожесточение:
 
 И злобой тайной вдохновенный,
 Альбом я в руки смело взял
 И в нем красавице надменной
 Желанья сердца написал:
 "Скучай - ты создана для скуки;
 Тебе иного дела нет.
 Ломай и голову и руки (?) -
 Тебе на все один ответ.
 .............................
 Скучай! - С рожденья до могилы
 Судьбою путь начертан твой:
 По капле ты истратишь силы,
 Потом умрешь... И бог с тобой!"
 
 За что же это, однако? Чем виновата эта бедная дама, если, как видно из всего предыдущего, поэт ни в ком и ни в чем, ни вне себя, ни в себе самом, не находит ничего, кроме скуки?
 Насколько эта идея скуки не случайна, а укоренилась в настроении и сознании автора, видно из того, что с нее же начинается и следующая пьеса "Старики"[14], написанная, однако, через два года после предыдущей.
 
 Был долгий мир; мол было скучно;
 Дремали мы в тоске немой,
 Сквозь сон внимая равнодушно
 Европы шум для нас чужой.
 
 Быть может, если бы этот шум Европы,- поднимаемый ведь не из-за одних низших страстей и интересов, но также [90] и из-за высших принципов и идей,- не был для нас таким чужим, то и скучать нам было бы некогда; как бы то ни было, нашлось другое средство против скуки - война. Такое лекарство, однако, кажется нашему поэту хуже самой болезни, и на этот раз он, конечно, прав:
 
 Но бранный призрак дик и страшен;
 Вокруг него проклятья, стон.
 Как хищник, кровью мерзких брашен
 Упитан и обрызган он.
 
 Автор хочет показать ужас войны, представляя его отражение в маленьком уголку мирной жизни. Сюжет рассказа - трагический конец современных Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны[15]: он, отставной военный, воспламеняется бранным пылом, идет на турка и погибает в сражении; она не переносит этого горя и умирает под шум народных ликований по случаю взятия Плевны[16].
 
 Выл вечер. Плошек красный свет
 Сквозь дым пылал перед домами;
 Народ по улицам толпами
 Бродил всю ночь, и до утра
 Гремели песни и "ура"!
 Ура, ура! - и вдруг в полночи
 Старуху пробудил тот крик;
 Прислушалась, открыла очи...
 "Анисья", прошептал язык,
 "Что там такое?" - "Плевну взяли",
 Анисья сонная в ответ
 Пробормотала. Странный свет
 Мерцал пред окнами; звучали
 Лихие песни, смех - и вот
 Воскресло в голове сознанье...
 Убит! раздалося стенанье;
 Ура! в ответ кричал народ.
 
 Кроме этого прекрасного заключения, весь рассказ, при симпатичном замысле, довольно слаб в художественном отношении.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar