Меню
Назад » »

Владимир Владимирович Маяковский (23)

ЧЕТЫРЕХЭТАЖНАЯ ХАЛТУРА

В центре мира
 стоит Гиз —
оправдывает штаты служебный раж.
Чтоб книгу
 народ
 зубами грыз,
наворачивается
 миллионный тираж.
Лицо
 тысячеглазого треста
 блестит
электричеством ровным.
Вшивают
 в Маркса
 Аверченковы листы,
выписывают гонорары Цицеронам.
Готово.
 А зав
 упрется назавтра
в заглавие,
 как в забор дышлом.
Воедино
 сброшировано
 12 авторов!
— Как же это, родимые, вышло??—
Темь
 подвалов
 тиражом беля,
залегает знание —
 и лишь
бегает
 по книжным штабелям
жирная провинциалка —
 мышь.
А читатели
 сидят
 в своей уездной яме,
иностранным упиваются,
 мозги щадя.
В Африки
 вослед за Бенуями
улетают
 на своих жилплощадях.
Званье
 — «пролетарские» —
 нося как эполеты,
без ошибок
 с Пушкина1
 списав про вёсны,
выступают
 пролетарские поэты,
развернув
 рулоны строф повёрстных.
Чем вы — пролетарий,
 уважаемый поэт?
Вы
 с богемой слились
 9 лет назад.
Ну, скажите,
 уважаемый пролет,—
вы давно
 динаму
 видели в глаза?
— Извините
 нас,
 сермяжных,
 за стишонок неудачненький.
Не хотите
 под гармошку поплясать ли?—
Это,
 в лапти нарядившись,
 выступают дачники
под заглавием
 — крестьянские писатели.
О, сколько нуди такой городимо,
от которой
 мухи падают замертво!
Чего только стоит
 один Радимов
с греко-рязанским своим гекзаметром!
Разлунивши
 лысины лачки,
убежденно
 взявши
 ручку в ручки,
бороденок
 теребя пучки,
честно
 пишут про Октябрь
 попутчики.
Раньше
 маленьким казался и Лесков —
рядышком с Толстым
 почти не виден.
Ну, скажите мне,
 в какой же телескоп
в те недели
 был бы виден Лидин?!
 — На Руси
 одно веселье —
 пити...—
А к питью
 подай краюху
 и кусочек сыру.
И орут писатели
 до хрипоты
 о быте,
увлекаясь
 бытом
 госиздатовских кассиров.
Варят чепуху
 под клубы
 трубочного дыма —
всякую уху
 сожрет
 читатель-Фока.
А неписанная жизнь
 проходит
 мимо
улицею фыркающих окон.
А вокруг
 скачут критики
 в мыле и пене:
— Здорово пишут писатели, братцы!
— Гений-Казин2,
 Санников-гений...
Все замечательно!
 Рады стараться!—
С молотка
 литература пущена.
Где вы,
 сеятели правды
 или звезд сиятели?
Лишь в четыре этажа халтурщина:
Гиза,
 критика,
 читаки
 и писателя.
Нынче
 стала
 зелень веток в редкость,
гол
 литературы ствол.
Чтобы стать
 поэту крепкой веткой —
выкрепите мастерство!
1926

Владимир Маяковский. 
Навек любовью ранен. 
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.



ВЕРЛЕН И СЕЗАН

Я стукаюсь
 о стол,
 о шкафа острия —
четыре метра ежедневно мерь.
Мне тесно здесь
 в отеле Istria —
на коротышке
 rue Campagne-Premiere.
Мне жмет.
 Парижская жизнь не про нас —
в бульвары
 тоску рассыпай.
Направо от нас —
 Boulevard Montparnasse,
налево —
 Boulevard Raspail.
Хожу и хожу,
 не щадя каблука,—
хожу
 и ночь и день я,—
хожу трафаретным поэтом, пока
в глазах
 не встанут виденья.
Туман — парикмахер,
 он делает гениев —
загримировал
 одного
 бородой —
Добрый вечер, m-r Тургенев.
Добрый вечер, m-me Виардо.
Пошел:
 «За что боролись?
 А Рудин?..
А вы,
 именье
 возьми подпальни...»
Мне
 их разговор эмигрантский
 нуден,
и юркаю
 в кафе от скульни.
Да.
 Это он,
 вот эта сова —
не тронул
 великого
 тлен.
Приподнял шляпу:
 «Comment ca va,
cher camarade Verlaine?»1
Откуда вас знаю?
 Вас знают все.
И вот
 довелось состукаться.
Лет сорок
 вы тянете
 свой абсент
из тысячи репродукций.
Я раньше
 вас
 почти не читал,
а нынче —
 вышло из моды,—
и рад бы прочесть —
 не поймешь ни черта:
по-русски дрянь,—
переводы.
Не злитесь,—
 со мной,
 должно быть, и вы
знакомы
 лишь понаслышке.
Поговорим
 о пустяках путевых,
о нашинском ремеслишке.
Теперь
 плохие стихи —
 труха.
Хороший —
 себе дороже.
С хорошим
 и я б
 свои потроха
сложил
 под забором
 тоже.
Бумаги
 гладь
 облевывая
пером,
 концом губы —
поэт,
 как блядь рублевая,
живет
 с словцом любым.
Я жизнь
 отдать
 за сегодня
 рад.
Какая это громада!
Вы чуете
 слово —
 пролетариат?—
ему
 грандиозное надо.
Из кожи
 надо
 вылазить тут,
а нас —
 к журнальчикам
 премией.
Когда ж поймут,
 что поэзия —
 труд,
что место нужно
 и время ей.
«Лицом к деревне»—
 заданье дано,—
за гусли,
 поэты-други!
Поймите ж —
 лицо у меня
 одно —
оно лицо,
 а не флюгер.
А тут и ГУС
 отверзает уста:
вопрос не решен.
 «Который?
Поэт?
 Так ведь это ж —
 просто кустарь,
простой кустарь,
 без мотора».
Перо
 такому
 в язык вонзи,
прибей
 к векам кунсткамер.
Ты врешь.
 Еще
 не найден бензин,
что движет
 сердец кусками.
Идею
 нельзя
 замешать на воде.
В воде
 отсыреет идейка.
Поэт
 никогда
 и не жил без идей.
Что я —
 попугай?
 индейка?
К рабочему
 надо
 идти серьезней —
недооценили их мы.
Поэты,
 покайтесь,
 пока не поздно,
во всех
 отглагольных рифмах.
У нас
 поэт
 событья берет —
опишет
 вчерашний гул,
а надо
 рваться
 в завтра,
 вперед,
чтоб брюки
 трещали
 в шагу.
В садах коммуны
 вспомнят о барде —
какие
 птицы
 зальются им?
Что
 будет
 с веток
 товарищ Вардин
рассвистывать
 свои резолюции?!
За глотку возьмем.
 «Теперь поори,
несбитая быта морда!»
И вижу,
 зависть
 зажглась и горит
в глазах
 моего натюрморта.
И каплет
 с Верлена
 в стакан слеза.
Он весь —
 как зуб на сверле.
Тут
 к нам
 подходит
 Поль Сезан:
«Я
 так
 напишу вас, Верлен».
Он пишет.
 Смотрю,
 как краска свежа.
Monsieur,
 простите вы меня,
у нас
 старикам,
 как под хвост вожжа,
бывало
 от вашего имени.
Бывало —
 сезон,
 наш бог — Ван-Гог,
другой сезон —
 Сезан.
Теперь
 ушли от искусства
вбок —
не краску любят,
 а сан.
Птенцы —
 у них
 молоко на губах,—
а с детства
 к смирению падки.
Большущее имя взяли
 АХРР,
а чешут
 ответственным
 пятки.
Небось
 не напишут
 мой портрет,—
не трут
 понапрасну
 кисти.
Ведь то же
 лицо как будто,—
 ан нет,
рисуют
 кто поцекистей.
Сезан
 остановился на линии,
и весь
 размерсился — тронутый.
Париж,
 фиолетовый,
 Париж в анилине,
вставал
 за окном «Ротонды».
1925

Примечания
1. Comment ca va, cher camarade Verlaine? — Как поживаете, дорогой товарищ Верлен? (фр.)

Владимир Маяковский. 
Навек любовью ранен. 
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar