РАСЧЕТ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ МОСТОВ ПРОТИВ
ГЛУБОКОГО СДВИГА
1. Расчет свайных фундаментов мостов против глубокого сдвига рекомендуется производить по круглоцилиндрическим поверхностям. Радиус и положение оси наиболее опасной круглоцилиндрической поверхности скольжения при расчете определяют подбором. При этом поверхности скольжения могут назначаться как за пределами свай, так и пересекающими их (в зависимости от места расположения слоя слабого грунта). Рис. 1. Схема расчета на глубокий сдвиг по круглоцилиндрическим поверхностям 2. Для произвольно принятой круглоцилиндрической поверхности скольжения радиусом R момент Мсд и предельный момент Мпр, взятые относительно оси этой поверхности (точки О на рис. 1), вычисляются по формулам1: ; (1) , (2) 1При определении предельного момента Mпр сопротивление свай скольжению грунта по круглоцилиндрической поверхности, пересекающей сваи, не учитывается. где Gi-сила, равная сумме расчетного веса i-й части сползающего массива, заключенной между двумя вертикальными плоскостями и равнодействующей, расположенной в ее пределах внешней нагрузки. При поверхности скольжения, пересекающей сваи, в силу Gi не включается вес опоры и давление пролетного строения. Если поверхность скольжения в пределах i-го участка проходит по водопроницаемому слою (песку, супеси) или по границе водопроницаемого и водонепроницаемого слоев, то вес Gi следует определять с учетом взвешивания грунта, расположенного ниже уровня воды при расчетном паводке; ri-плечо силы Gi относительно точки О (положительно при расположении силы Gi справа от вертикали, проходящей через точку О); Т-расчетное значение горизонтальной силы, передаваемой сползающему массиву от торможения временной нагрузки в пролете. При наличии наклонных свай, пересекаемых поверхностью скольжения, принимает Т=0; rт-плечо силы Т относительно точки О; ai-угол между вертикалью и радиусом, проведенным из точки О к точке пересечения силы Gi с круглоцилиндрической поверхностью скольжения; ji и сi ¾ расчетные значения угла внутреннего трения и удельного сцепления грунта, пересекаемого поверхностью скольжения в пределах i-го участка, определяемые в соответствии с требованиями п. 4.6 настоящего Руководства; bi-средняя (условная) ширина поверхности сползания грунта в пределах i-го участка; Li-длина поверхности сползания грунта в пределах i-го участка; ni-число участков, на которое сползающий массив разделен вертикальными плоскостями (рекомендуется принимать n ³ 8). 3. При определении ширины bi поверхности скольжения и весов отдельных участков сползающего массива поперечный разрез i-го участка принимается в соответствии с рис. 2, а (в случае устоя, поддерживающего насыпь) или рис. 2, б (в случае опоры, расположенной на крутом склоне). Через jсp на рис. 2 обозначено приведенное (средневзвешенное) расчетное значение угла внутреннего трения для грунтов выделенного участка сползающей части массива. Рис. 2. Поперечный разрез участка сползающего массива а-устоя, поддерживающего насыпь; б-опоры, расположенной на крутом склоне Разбивку сползающего массива вертикальными плоскостями следует производить так, чтобы поверхность скольжения в пределах каждой выделенной части массива проходила по одному слою грунта. 4. Значения Мсд и Мпр следует определять для нескольких произвольно заданных цилиндрических поверхностей скольжения, различающихся положением точки О и значениями радиуса R. Эти значения должны удовлетворять условию Мсд £ Мпр, (3) где тсд-коэффициент условий работы, принимаемый равным 1, если поверхность скольжения не пересекает сваи, и равным 1,1, если пересекает; kн=1,4-коэффициент надежности.