Меню
Назад » » 2013 » ОКТЯБРЬ » 16

Чтобы ваше предположение простиралось не дальше, чем ваша созидающая воля

 
 
 
На блаженных островах
 
      Плоды падают со смоковниц, они сочны и сладки; и пока они падают, сдирается красная кожица их. Я северный ветер для спелых плодов. 
      Так, подобно плодам смоковницы, падают к вам эти наставления, друзья мои; теперь пейте их сок и ешьте их сладкое мясо! Осень вокруг нас, и чистое небо, и время после полудня. 
      Посмотрите, какое обилие вокруг нас! И среди этого преизбытка хорошо смотреть на дальние моря. 
      Некогда говорили: Бог, — когда смотрели на дальние моря; но теперь учил я вас говорить: сверхчеловек. 
      Бог есть предположение, но я хочу, чтобы ваше предположение простиралось не дальше, чем ваша созидающая воля. 
      Могли бы вы создать Бога? — Так не говорите же мне о всяких богах! Но вы несомненно могли бы создать сверхчеловека. 
      Быть может, не вы сами, братья мои! Но вы могли бы пересоздать себя в отцов и предков сверхчеловека; и пусть это будет вашим лучшим созданием! 
      Бог есть предположение; но я хочу, чтобы ваше предположение было ограничено рамками мыслимого. 
      Могли бы вы мыслить Бога? — Но пусть это означает для вас волю к истине, чтобы всё превратилось в человечески мыслимое, человечески видимое, человечески чувствуемое! Ваши собственные чувства должны вы продумать до конца! 
      И то, что называли вы миром, должно сперва быть создано вами: ваш разум, ваш образ, ваша воля, ваша любовь должны стать им! И поистине, для вашего блаженства, вы, познающие! 
      И как могли бы вы выносить жизнь без этой надежды, вы, познающие? Вы не должны быть единородны с непостижимым и неразумным. 
      Но я хочу совсем открыть вам своё сердце, друзья мои: если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом! Следовательно, нет богов. 
      Правда, я сделал этот вывод; но теперь он выводит меня. 
      Бог есть предположение; но кто испил бы всю муку этого предположения и не умер бы? Неужели нужно у созидающего отнять его веру и у орла его парение в доступной орлам высоте? 
      Бог есть мысль, которая делает всё прямое кривым и всё, что стоит, вращающимся. Как? Время исчезло бы, и всё преходящее оказалось бы только ложью? 
      Мыслить подобное — это вихрь и вертячка для костей человеческих и тошнота для желудка; поистине, предположить нечто подобное называю я болезнью верчения. 
      Злым и враждебным человеку называю я всё это учение о едином, полном, неподвижном, сытом и непреходящем! 
      Всё непреходящее есть только символ! И поэты слишком много лгут. — 
      Но о времени и становлении должны говорить лучшие символы: хвалой должны они быть и оправданием всего, что преходит! 
      Созидать — это великое избавление от страдания и облегчение жизни. Но чтобы быть созидающим, надо подвергнуться страданиям и многим превращениям. 
      Да, много горького умирания должно быть в вашей жизни, вы, созидающие. Так будьте вы ходатаями и оправдателями всего, что преходит. 
      Чтобы сам созидающий стал новорожденным, — для этого должен он хотеть быть роженицей и пережить родильные муки. 
      Поистине, через сотни душ шёл я своею дорогою, через сотни колыбелей и родильных мук. Уже много раз я прощался, я знаю последние, разбивающие сердце часы. 
      Но так хочет моя созидающая воля, моя судьба. Или, говоря вам откровеннее: такой именно судьбы — водит моя воля. 
      Всё чувствующее страдает во мне и находится в темнице; но моя воля всегда приходит ко мне как освободительница и вестница радости. 
      Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе — ему учит вас Заратустра. 
      Не хотеть больше, не ценить больше и не созидать больше! ах, пусть эта великая усталость навсегда останется от меня далёкой! 
      Даже в познании чувствую я только радость рождения и радость становления моей воли; и если есть невинность в моём познании, то потому, что есть в нём воля к рождению. 
      Прочь от Бога и богов тянула меня эта воля; и что осталось бы созидать, если бы боги — существовали! 
      Но всегда к человеку влечёт меня сызнова пламенная воля моя к созиданию; так устремляется молот на камень. 
      Ах, люди, в камне дремлет для меня образ, образ моих образов! Ах, он должен дремать в самом твёрдом, самом безобразном камне! 
      Теперь дико устремляется мой молот на свою тюрьму. От камня летят куски; какое мне дело до этого? 
      Завершить хочу я этот образ: ибо тень подошла ко мне — самая молчаливая, самая лёгкая приблизилась ко мне! 
      Красота сверхчеловека приблизилась ко мне, как тень. Ах, братья мои! Что мне теперь — до богов! 
      Так говорил Заратустра.
 
Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра.   
 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar