- 22.01.2013
- 1284 Просмотра
- Обсудить
Мухаммад Хусейн Табатабаи
Мухаммад Хусейн Табатабаи (1903 — 15 ноября 1981 года), известный также как Алламе Табатабаи — выдающийся иранский аятолла, шиитский богослов в четырнадцатом поколении, философ, комментатор Корана, автортафсира «Аль-Мизан». Особого титула «Алламе» Табатабаи был удостоен за свою глубокую учёность.
Аятолла сейид Мухаммад Хусейн Табатабаи родился в Тебризе в 1903 году н.э. (1321 г. лунной хиджры или 1282 г. солнечной хиджры) в семье шиитских учёных-богословов, потомков пророка Мухаммада.
Своё начальное исламское образование Табатабаи получил в родном городе, усвоив базовые знания в области арабского языка и исламских богословских дисциплин. В возрасте около 20 лет Табатабаи отправился в священный для шиитов город ан-Наджаф, чтобы продолжить своё обучение в знаменитой наджафской хаузе. В ан-Наджафе Табатабаи изучал исламское право (фикх) и основы шиитской юриспруденции (усул аль-фикх) у таких авторитетных шиитских богословов того времени, как Мирза Мухаммад Хусейн Наини и шейх Мухаммад Хусейн Исфахани.
Помимо изучения традиционного набора исламских дисциплин, преподаваемых в хаузе, Табатабаи также постигал основы теоретического и практического ирфана — исламского гнозиса. Его наставником на этом пути стал великий гностик Мирза аль-Кади.
После завершения курса своего обучения в ан-Наджафе в 1935 г. аятолла Табатабаи вернулся в родной Тебриз и несколько лет преподавал там исламские науки небольшой группе своих учеников. Тем не менее, слава о нём быстро распространилась по всему Ирану.
В 1945 г. в связи с событиями Второй мировой войны аятолла Табатабаи переехал из Тебриза в священный город Кум, являющийся крупнейшим центром шиитского знания в мире. В Куме Табатабаи начал преподавать тафсир — комментарии к Корану, а также традиционную исламскую философию и ирфан. В частности, заслугой Алламе Табатабаи является введение в учебное расписание кумской хаузы курса преподавания философской системы Муллы Садра. В ходе своей преподавательской деятельности аятолла Табатабаи также часто посещал Тегеран. В частности, у него было там некоторое количество учеников, которых он обучал в рамках современной, а не традиционной системы образования.
В последние годы своей жизни Алламе Табатабаи инициировал проведение ряда научно-исследовательских и учебных сессий совместно с Анри Корбеном и Сейедом Хоссейном Насром, в ходе которых они обсуждали классические тексты по ирфану и грозису. Сейед Хоссейн Наср назвал эти штудии компаративным гнозисом, ибо в ходе каждой из этих сессий участники исследовали сакральные тексты какой-либо из крупнейших мировых религий, уделяя особое внимание сочинениям мистического и гностического содержания. Так, в зоне рассмотрения попали «Дао дэ цзин», «Упанишады» и «Апокалипсис» Иоанна Богослова, и эти тексты сопоставлялись с суфийскими и в целом исламскими гностическими доктринами.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.