Меню
Назад » »

АВВА ДОРОФЕЙ / ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ И ПОСЛАНИЯ (10)

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТОЕ. ИЗЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ИЗРЕЧЕНИЙ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ, КОТОРЫЕ ПОЮТСЯ С ТРОПАРЯМИ НА СВЯТУЮ ПАСХУ. Приятно мне говорить вам, хотя несколько, о песнопениях, которые мы поем, чтобы вы наслаждались не (одними) звуками, но и самый ум ваш равномерно воспламенялся силою слов. И так что мы пели ныне? “Воскресения день! да принесем самих себя (в жертву)”. Древле сыны Израилевы в праздники или торжества приносили Богу дары по Закону; т.е. жертвы всесожжения, начатки и т.п. Потому святый Григорий учит и нас подобно им праздновать Господу и возбуждает нас, говоря: “Воскресения день” [Слово св. Григория Богослова на Пасху], вместо: день святого праздника! день Божественного торжества! день Пасхи Христовой! Что же значит “Пасха Христова”? Пасху совершили сыны Израилевы, когда выходили из Египта; ныне же Пасху, к празднованию которой побуждает нас святый Григорий, совершает душа, исходящая из мысленного Египта, т.е. греха. Ибо когда душа переходит от греха к добродетели, тогда совершает она Фасех Господу, как сказал Евагрий: Пасха Господня есть переход от зла (к добру). И так ныне Пасха Господня, день светлого праздника, День Воскресения Христа, распявшего грех, за нас умершего и воскресшего. Принесем же и мы Господу дары, жертвы, всесожжения, не бессловесных животных, которых Христос не хочет, ибо жертвы и приношения бессловесных не восхотел еси, и о всесожжении тельцов и овнов не благоволил (Псал. 39, 7), и Исаия говорит: что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь, и проч. (Ис. 1, 11). Но так как Агнец Божий заклан был за нас, по словам Апостола, сказавшего: Пасха наша за ны пожресть бысть Христос (1 Кор, 5. 7), да возмет грех мира и клятва о нас бысть (Гал. 3, 13), как написано проклят всяк, висяй на древе (Второз. 21, 23), да искупит нас от клятвы законныя, и да всыновление восприимем (Гал. 3, 13. 4, 5); то и мы должны принести Ему некий благоугодный дар. Какой же дар или какую жертву должны мы принести Христу в день Воскресения, чтобы это было Ему благоугодно, поелику он не хочет жертвы бессловесных животных? Тот же Святый научает нас опять и сему, ибо сказав: “Воскресения день”, он прибавляет: “да принесем самих себя.” Так и Апостол говорит: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12, 1). А как должны мы принести тела свои Богу в жертву живую и святую? Не исполняя более воли плоти и помыслов (наших) (Ефес. 2, 3), но поступая по духу, и похотей плотских не исполняя (Гал. 5, 16); ибо сие значит: умерщвлять уды наша, яже на земли (Кол. 3, 5). Это и называется жертвою живою, святою и угодною Богу. Почему же сие называется жертвою живою? Потому что бессловесное (животное), приводимое на жертву, когда закалается, умирает; а Святые, принося себя в жертву Богу, живые закалаются ежедневно, как говорит Давид: тебе ради умерщевляеми есмы весь день, вменихомся, яко овцы заколения (Псал. 43, 23). Вот что значат слова Святого Григория: “принесем самих себя”, т.е. принесем в жертву самих себя; будем умерщвлять себя весь день, как и все Святые (умерщвляли себя), ради Христа Бога нашего, умершего за нас. Как же они умерщвляли себя? - Не любя мира, ни яже в мире (1 Иоан. 2, 15), как сказано в соборных посланиях, но отвергшись похоти плотской и похоти очей и гордости житейской (16 с.), т.е. сластолюбия, сребролюбия и тщеславия, и взяв крест, последовали Христу и распяли мир себе и себя миру (Гал. 6, 14). О сем-то (говорит) Апостол: а иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Вот как умерщвляли себя Святые. Как же они приносили себя в жертву? Живя не для себя, но поработив себя заповедям Божиим и оставив свои пожелания, ради заповеди и любви к Богу и ближнему, как сказал святый Петр: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом (Мат. 19, 27). Что Он оставил? Разве у него были деньги или имения, золото или серебро? У него была сеть, да и та ветхая, как сказал святый Иоанн Златоуст; но он оставил, как упомянуто все, то есть: все свои пожелания, всякое пристрастие к миру сему, так что если бы он имел имения или богатство, то он очевидно презрел бы и их и взяв крест, последовал бы Христу, по сказанному: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Вот как Святые приносили себя в жертву! Они умерщвляли в себе, как мы сказали, всякое пристрастие и собственную волю, и жили для одного Христа и Его заповедей. Так и мы принесем в жертву самих себя, как учит святый Григорий; ибо нас хочет (Бог), мы - “стяжание самое драгоценное пред Богом”. По истине человек драгоценнее всех видимых тварей, ибо Создатель привел их (в бытие) словом (Своим), сказав: - да будет сие, и бысть; и опять: да произрастит земля то и то, и бысть; да изведут воды и т. п. (Быт. 1, 3. 11, 20), Человека же Бог создал своими руками и украсил его, а все другое устроил для служения ему и успокоения его, поставленного царем над всем сим; и даровал ему в наслаждение сладость рая, а что еще удивительнее, - когда человек лишился всего этого чрез грех свой, Бог опять призвал его кровью Единородного Сына Своего. Человек есть стяжание самое драгоценное, как сказал святый, и не только самое драгоценное но и самое свойственное (Богу), ибо Он сказал: сотворим человека по образу и по подобию Нашему, И еще: сотвори Бог человека по образу Божию сотвори его; и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 1, 26. 27. 2, 7). И Сам Господь наш, пришед к нам, воспринял образ человека, тело и душу человеческие, и одним словом, по всему кроме греха, сделался человеком, так сказать, усвоив Себе этим человека и сделав его Своим. И так хорошо и прилично сказал Святый, что “человек есть стяжание самое драгоценное”. Потом, говоря еще яснее, прибавляет “воздадим образу сотворенное по образу”. Как же это? - Научимся сему от Апостола, который говорит: Очистим себе от всякия скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1). Соделаем образ наш чистым, каким мы и приняли его, омоем его от скверны греха, чтобы обнаружилась красота его, происходящая от добродетелей. О сей-то красоте молился и Давид, говоря: Господи волею твоею подаждь доброте моей силу (Псал, 29. 8). И так очистим в себе образ (Божий), ибо Бог требует его от нас таким, каким даровал его, не имеющим ни пятна, ни порока, ни чего-либо такового (Ефес. 5, 27). Воздадим Образу сотворенное по образу, познаем свое достоинство; познаем, каких великих благ мы сподобились; вспомним, по чьему образу мы сотворены не забудем великих благ, дарованных нам от Бога единственно по благости Его, а не по нашему достоинству; уразумеем, что мы сотворены по образу создавшего нас Бога. “Почтим Первообраз”. Не будем оскорблять образа Божия, по которому мы созданы. Кто, желая написать изображение царя, осмелится употребить на оное дурную краску? Не обесчестит ли он сим царя и не подвергнется ли наказанию? Напротив, он употребляет для сего дорогие и блестящие краски, достойные царского изображения; иногда же прилагает и самое золото к изображению царя и старается все одежды царские, если возможно, представить на изображении так, чтобы, видя изображение, объемлющее все отличительные черты царя, думали, что смотрят на самого царя, на самый подлинник, ибо изображение величественно и изящно. Так и мы, созданные по образу Божию, не будем бесчестить своего Первообраза, но сделаем образ свой чистым и славным, достойным Первообраза. Ибо если обесчестивший изображение царя, видимого и подобострастного нам, бывает наказан, то что должны потерять мы, пренебрегающие в себе Божественный образ и возвращающие, как сказал Святый, образ нечистым. “И так почтим Первообраз, уразумеем силу таинства и то, за кого Христос умер”. Сила таинства смерти Христовой такова: поелику мы грехом утратили в себе образ (Божий), и потому чрез падение и грехи соделались мертвыми, как говорит Апостол (Ефес. 2, 1), то и Бог, сотворивший нас по образу Своему, умилосердившись над Своим созданием и Своим образом, нас ради сделался человеком и подъял смерть за всех, чтобы нас умерщвленных возвести к жизни, которую мы потеряли за свое прослушание; ибо Он восшел на святый крест и распял грех, за который мы изгнаны были из рая, и пленил плен, как сказано в Писании (Псал. 67, 19, Ефес. 4, 8,). Что значит: пленил плен? - То, что по преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тогда из тела, отходили в ад, ибо рай был заключен. Когда же Христос восшел на высоту святого и животворящего креста; то Он Своею кровью избавил нас из плена, которым пленил нас враг за преступление, т.е. опять исхитил нас из руки врага и, так сказать, обратно пленил нас, победив и низложив пленившего нас, потому и говорится (в Писании), что Он пленил плен. Такова сила таинства; для того умер за нас Христос, чтобы, как сказал Святый, нас умерщвленных возвести к жизни. И так мы избавились от ада человеколюбием Христовым, и от нас зависит идти в рай, ибо враг уже не насилует нас, как прежде, и не содержит нас в рабстве; только позаботимся (о себе), братия и сохраним себя от действительного греха. Ибо я и прежде много раз говорил вам, что всякий грех, исполненный на деле, опять порабощает нас врагу, поелику мы сами добровольно низлагаем себя и порабощаем (ему). Не стыд ли это, и не великое ли бедствие, если мы после того, как Христос избавил нас от ада Своею кровью, и после того, как мы все сие слышим, опять пойдем и ввергнем себя в ад? Не достойны ли мы в таком случае еще сильнейшего и жесточайшего мучения? Человеколюбец Бог да помилует нас и подаст нам внимание, чтобы мы (могли) разуметь (все сие) и помогать самим себе, дабы обрести нам хотя малую милость. Оглавление ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ. ТОЛКОВАНИЕ (НЕКОТОРЫХ) ИЗРЕЧЕНИЙ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ О СВЯТЫХ МУЧЕНИКАХ. Хорошо, братия, петь слова святых Богоносцев: потому что они всегда и везде стараются научить нас всему, ведущему к просвещению душ наших. Из этих самых слов, воспеваемых (в празднества), должны мы всегда познавать и самое значение совершаемого воспоминания. Господский ли то праздник, или святых Мучеников, или Отцов, или одним словом, какой бы то ни было святый или достопамятный день. И так мы должны петь со вниманием и вникать умом в значение слов Святых (Отцов), чтобы пели не только уста, как сказано в Отечнике, но чтобы и сердце наше пело вместе с ними. Из первого песнопения мы узнали, по силе нашей, нечто о святой Пасхе; посмотрим еще, чему хочет научить нас святый Григорий относительно святых Мучеников. В песнопении о них, которое заимствовано из его слов и которое мы поем сего дня, сказано: “жертвы одушевленные всесожжения словесные” и проч. Что значит: “жертвы одушевленные”? Жертвенным называется все, освященное на жертву Богу, как, например, овца, вол, и тому подобное. Почему же святые мученики называются жертвами одушевленными? - Потому что овца, приводимая на жертву, сперва закалается и умирает, а потом уже раздробляется, рассекается и приносится Богу: святые же мученики, еще будучи в живых, были рассекаемы на части, строгаемы, томимы, терпели рассечение на члены. Иногда же мучители отсекали у них и руки, и ноги, и языки, и выкалывали глаза; и до того они бывали строганы по ребрам, что видна была и самая внутренность их, и все сие, о чем я говорил, Святые терпели еще будучи живы, еще имея в себе души, потому они и называются жертвами одушевленными. Почему же еще (называются) “всесожжениями словесными”? Потому это иное жертва, и иное всесожжение. Иногда приносят (в жертву) не всю овцу, но только начатки ее, как сказано в Законе: правое плечо, селезенку и обе почки, и тому подобное (Исход. 29, 22). Приносившие сие, т. е, начатки, называли это жертвами; отчего такое приношение и называется вообще жертвой. Всесожжением называется то, когда всю овцу, или всего вола или какое-либо иное приношение сжигают без остатка, как сказано в том же Законе: голову с ногами и со внутренностью, иногда же и желудок и помет, одним словом, все до конца сжигают, и сие называется всесожжением. Так сыны Израилевы по Закону приносили жертвы и всесожжения. Жертвы же эти и всесожжения были прообразованиями душ, желающих спастись и принести себя (в жертву) Богу. Скажу вам и о сем немногое из того, что сказали Отцы, чтобы, когда читаете сие, вы возвышались мыслию вашею и питали душу вашу. Под мышцею (или плечом) они разумеют деятельность, вместо которой принимаются и руки, как я неоднократно говорил вам, ибо мышца составляет силу руки. И так (Израильтяне) приносили (в жертву) силу правой руки, т. е. благих дел: ибо правая рука принимается для (означения) благого. Ибо все прочие части (животного), о коих мы упомянули, как то: селезенка и две почки, и жир с них, бедра и жир на бедрах, сердце и грудь, и проч. тому подобное также суть прообразы (символы); ибо сия вся, как говорит Апостол, образы прилучахуся онем, писана же быша в научение наше (1. Кор, 10, 11). А как это, - я вам изъясню. Душа, как говорит святый Григорий [Нисский], состоит из трех частей: вожделевательной, раздражительной и разумной. И так они приносили (в жертву) селезенку, а чрево отцы принимают, как (седалище) вожделений, селезенка же есть край чрева. Значит они прообразовательно приносили край вожделевательной части, т.е. начаток ее, лучшую и важнейшую часть ее. А сие означает, что ничего (не должно) любить более Бога, и из всего вожделеннаго ничего не предпочитать стремлению к Богу: ибо мы сказали, что ему приносили самое лучшее. Почки же, жир их, бедра и жир, покрывающий бедра, означают равномерно то же самое: ибо говорят, что там седалище вожделений; все сие суть прообразы вожделевательной части. Прообраз же (символ) раздражительной части есть сердце: ибо говорят, что здесь седалище (раздражительности), на что указывает и святый Василий, говоря: раздражительность есть жар крови около сердца; а грудь есть символ разумной части, ибо для (означения) ее принимается грудь. Посему и говорится, что когда Моисей облекал Аарона в первосвященническую одежду, то, по повелению Божию, возлагал на грудь его наперсник, называемый логион (разумевательное) (Лев. 8, 8). И так все сие, как мы сказали, суть символы души, которая с помощью Божией очищает себя посредством (благой) деятельности и возвращается в свое естественное (состояние). Ибо Евагрий говорит: разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного. Когда приводили овцу, или вола, или что-нибудь подобное на жертву, сыны Израилевы вынимали сие (т.е. селезенку, почки, и проч.) из приносимого, и полагали на жертвенник перед Господом, и сие называется жертвою. Но когда приносили жертвенное (животное) все до конца и сжигали его так, как оно было, целое и совершенное; то это называется, как мы выше сказали, всесожжение. Оно есть символ совершенных, тех, которые говорят: се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом (Мат. 19, 27). В сию-то меру духовного возраста повелевал Господь придти оному (юноше), который сказал Ему: сия вся сохраних от юности моея. Ибо (в ответ на сие) Господь сказал ему: единаго еси не докончал. Чего же? Возми крест твой и гряди в след Мене, (Марк. 10, 21, Мат. 19, 20. 21). Так святые Мученики всецело принесли себя (в жертву) Богу, и не только самих себя, но и то, что было их, и что было у них. Ибо иное, как говорит святый Василий, мы сами, иное наше, и иное что у нас. Мы - это ум и душа; наше - это тело; а у нас имущество и прочие вещи. Итак Святые принесли себя (в жертву) Богу всем сердцем, всею душою и всею крепостью, исполняя слово Писания: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею мыслию твоею (Матф. 22, 37); ибо они пренебрегли не только детьми, женами, славою, имуществом и всем прочим богатством, но и самыми телами своими; посему-то они и называются всесожженниями. Разумными же потому, что человек есть животное разумное. “Заколения совершенные Богу”, и потом: “Бога знающая и Богом знаемые овцы”. Как они знают Бога? - Как Сам Господь показал и научил, сказав: овцы Моя гласа Моего слушают; и: знаю Моя, и знают Мя Моя. (Иоан. 10, 27). Почему сказал Он: овцы Моя гласа Моею слушают? вместо (того, чтобы сказать): слова Моего слушают, и заповеди Мои соблюдают, а потому и знают Меня. Ибо соблюдением заповедей Святые приближаются к Богу, и поколику они приближаются к нему, потолику и знают Его и бывают Им знаемы. Но Бог знает все, и сокровенное, и глубокое, и не сущее: почему же святый Григорий говорит о Святых, “знаемые Богом”? Потому, что они, как я сказал, чрез соблюдение заповедей приближаются к Нему, знают Его, и бывают Им знаемы. Ибо поколику кто-нибудь отвращается и удаляется от другого, потолику говорится о нем, что он его не знает, и им незнаем; также и о приближающемся к другому говорится, что он знает, и его знают. Посему-то и говорится о Боге, что он не знает грешных, ибо они удаляются от Него. Как и Сам Господь таковым говорит: Аминь глаголю вам, не вем вас (Матф. 25, 12). И так Святые, как я часто говорил, чем более приобретают добродетелей, чрез (соблюдение) заповедей, тем более усваивают себя Богу, и чем более усваиваются Ему, тем более они познают Его, и Он знает их. “Ограда их неприступна для волков”. Оградою называется то, кругом огражденное место, в которое пастырь собирает овец, и стережет, чтобы не расхитили их волки, или не украли разбойники; если же ограда с какой-либо стороны сгнила, то в нее легко бывает войти и удобно напасть (на овец) волкам и разбойникам. Ограда же Святых со всех сторон утверждена и охраняется, как сказал Господь: идеже татие не подкапывают (Матф. 6, 20), и ничто вредное не может им причинить вреда. И так помолимся, братия, чтобы и нам сподобиться быть пасомыми вместе с ними, или, по крайней мере, водвориться на месте оного блаженного наслаждения и покоя их: ибо хотя мы и не достигли состояния Святых и недостойны славы их, но можем не лишиться рая, если будем внимательны и понудим себя немного. Святый Климент говорит: “хотя бы кто и не был увенчан, но он должен стараться быть недалеко от увенчанных [Epist. 11 ad Corinth. Cap. VII]”. Ибо как в палатах царских находятся великие и славные чины, напр. сенаторы, патриции, военачальники, градоначальники, члены тайного совета, и все они весьма почетные сановники; так в тех же палатах есть и некоторые другие чины, служащие из малого жалованья; однако и они называются слугами царскими и находятся внутри палат, и хотя не пользуются славою оных великих (чинов), несмотря на то, находятся внутри (палат). Случается же, что иногда и они, преуспевая, мало помалу получают величие и славные чины и саны: так и мы постараемся избежать деятельного греха, чтобы, по крайней мере, избавиться нам от ада, и (тогда) получим возможность, по человеколюбию Божию, улучить и самый вход в рай, молитвами всех Святых. Аминь. Оглавление ПОСЛАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АВВЫ ДОРОФЕЯ. Послание поучительное к брату, вопросившему его о безчувствии и охлаждении любви При бесчувствии души, брат, полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных Отцов, памятование о страшном суде Божием, об исходе души из тела, и о имеющих ее встретить страшных силах, с (соучастием) которых она делала зло в сей маловременной и бедственной жизни. Также полезно вспоминать о том, что мы должны будем предстать пред страшным и праведным судилищем Христовым, и не только в делах, но и в словах и в помышлениях дать ответ пред Богом, пред всеми Ангелами Его, и вообще пред всем созданием. Воспоминай также часто тот приговор, который произнесет страшный и праведный Судья стоящим ошуюю Его: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Матф. 25, 41). Хорошо также вспоминать и великие скорби человеческие, дабы хотя невольно таким образом смягчилась жестокая и бесчувственная душа и пришла в сознание своей греховности. А в братолюбии изнемогаешь ты оттого, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобою также и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против твоей воли. Итак, прежде всего должен ты, с помощью Божией, отнюдь не веровать своим мнениям, и всею силою стараться смирить себя перед братиями твоими, и от всей души отсекать перед ними свою волю. Если кто-нибудь из них тебе досадит, или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову Отцов, помолись о нем, как об оказавшем тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твое. Через сие раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо, по словам святых Отцов, любовь есть узда раздражительности. Прежде же всего моли Бога дать тебе внимание и разум, дабы ты мог знать, в чем состоит воля Его благая, благоугодная и совершенная (Рим. 12, 2), а также и силу быть готовым ко всякому благому делу. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. Послание того же к брату, угнетаемому искушением Прежде всего, брат мой, (надобно сказать), что мы не знаем (путей) промысла Божия, и потому должны представлять Ему устроять все, касающееся до нас, а тем более должно поступать так теперь. Ибо если ты захочешь по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того, чтобы возлагать всю печаль свою на Бога; то такие помыслы лишь утрудят тебя. И так, когда восстанут на тебя противные помыслы и начнут утеснять тебя, ты должен взывать к Богу: “Господи! как Ты хочешь, и как Ты знаешь, устрой это дело”; ибо промысл Божий делает многое сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе, и одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские. Зная сие, Авва Пимен сказал, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Матф. 6, 34), относится к человеку, находящемуся в искушении. И так, сын мой, веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая может сделать несравненно более того, чего мы просим, или о чем помышляем (Ефес. 3, 20). Я мог бы отвечать на все, что ты сказал, но не хочу противоречить ни тебе, ни даже себе самому, только желаю показать (тебе) путь к надежде на Бога, ибо сей путь есть безопаснейший и самый твердый. Господь с тобою. К тому же брату Вспомни, сын мой, того, который сказал, что многими скорбями подобает нам внити в царствие небесное (Деян. 14, 22), и не определил, сколькими и какими именно, но сказал неопределительно: многими скорбями. И так, с благодарением и разумно переноси находящее на тебя: если имеешь грехи, то как сладкое, если же не имеешь их, то как очищающее тебя от страстей, или ходатайствующее (тебе) царство небесное. Человеколюбивый и милосердый Бог, запретивший ветру и морю и сотворивший тишину великую (Матф. 8, 26), да запретит и твоему искушению, сын мой, и да даст тебе широту сердца, чтобы ты мог разуметь коварство вражье. Аминь. Того же к брату, впадшему в трудную болезнь и различные преткновения Прошу тебя, сын мой, терпи и благодари за преткновения, случающиеся в болезни, по слову сказавшего: все, елико аще нанесено ти будет, приими за благо(Сир. 2, 3), чтобы намерение Промысла исполнилось на тебе, сын мой, так как Ему благоугодно. И так будь мужествен, укрепляйся о Господе и (уповай) на Его попечение о тебе. Бог с тобою. Того же к брату, находившемуся в искушении Мир тебе о Христе, брат! Принудь сердце твое (верить), что непременно сам ты подал довод к искушению, хотя теперь, в настоящем случае, ты и не находишь оного. Уничижай себя, терпи, молись; и я уповаю на милосердие благого Владыки Христа, что он удалит искушение. Апостол сказал: мир Христов, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердце ваше (Фил. 4 7). К тому же Не удивляйся, сын мой, если, находясь на пути, ведущем горе ты впадешь в тернию и тину; случатся опять и гладкие места: ибо находящиеся в подвиге иногда падают, а иногда (сами) низлагают (противников). Великий Иов сказал: не искушение ли житие человеку на земли (Иова 7, 1). И некто другой из святых сказал: “муж, неиспытанный искушениями, неискусен”. Ибо мы бываем искушаемы для обучения в вере, для того, чтобы мы были испытаны и научились бороться. Господь сказал: в терпении вашем стяжите души ваши (Луки 21, 19). И так надежда на благой конец да поможет нам во всем случающемся. И святый Апостол, поучая нас терпению, говорит: верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче еже можете, но сотворит со искушением и избытие яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13). И Господь наш - сама истина - да утешит тебя говоря: в мире скорбни будете, но дерзайте яко Аз победих мир (Иоан. 16, 33). Сему поучайся, в сем пребывай, и вспоминай Господа и благость Его, сын мой! Он поможет тебе во всем, ибо Он милостив и знает немощь нашу. Он вновь да запретит волнам и сотворит тишину в душе твоей молитвами Святых Его. Аминь. К тому же Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей - искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство небесное без искушений. И так не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своем, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение. К тому же Мы создание и дело благого и человеколюбивого Бога, сказавшего: Живу Аз глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иезек. 33, 11). Также: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9, 13). И так, если это истинно, и если мы так веруем; то возверзем на Господа печаль свою, и Той нас препитает (Пс. 54, 23) т.е. спасет, ибо Он печется о нас. Он да утешит и твое сердце, сын мой, молитвами Святых. Аминь. Хорошо рассудил Авва Пимен, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Мат. 6, 34), сказано к человеку, находящемуся в искушении. И изречение: возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54, 23) относится сюда же. И так оставь, сын мой, человеческие помышления и имей надежду на Бога, которая делает гораздо более того, что мы предполагаем, и успокоит тебя надежда на Бога. Господь да поможет тебе, сын мой, молитвами Святых. Мы должны сопротивляться таковым помыслам, ибо не дерзаем сказать, что проживем и завтрашний день. Того же к некоторому очень больному брату, имевшему различные, худые помышления о том, кто заботился о его нужде Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего, ибо мы должны препобеждать и покрывать это любовью. Никто не говорит ближнему своему: “зачем ты не любишь меня”? Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви. А касательно потребности телесной, (скажу), что если кто достоин успокоения, то и Сарацинское сердце Бог вразумит оказать ему милость, по его нужде; если же он недостоин, или ему не полезно, при обучении его, быть утешенным, то хотя бы он сотворил новое небо и новую землю, не найдет покоя. А сказанное тобою, что ты смущаешь братию, очевидно, есть самооправдание; ибо никто, помогая ближнему, желающему спасения, исполнять заповедь Божию, не говорит ему: “я отягощаю тебя”. Кто ненавидит огорчающих его, тот ненавидит кротость, и кто бегает от оскорбляющих его, тот бегает покоя о Христе. Человеколюбивый Бог да покроет нас, сын мой, Своею благодатью, молитвами всех Святых. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar