Меню
Назад » »

Авва Исаия / Духовно – нравственные слова (7)

21. Будем стараться всеми силами, чтобы мало-помалу, посредством плача, совлечься деяний ветхого человека, остерегаясь от всех дел пагубных, доколе не стяжем любви Божией, которая отымет от нас образ земной и водрузит в сердце нашем свой святой образ, чтобы мы были достойными Его и чистыми от всякого порока. «И якоже, говорит Апостол, облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго» (1Кор.15,49). Поелику Апостол верно узнал, что нет никого без греха с того времени, как учинено преступление, и что есть покаяние, которое приводит человека к непорочной чистоте то и увещавает нас оставить деяние преслушавшего заповедь, а совершать дела Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь святым заповедям Его. Он, по милосердию Своему, принял на Себя рабство человека, чтобы ввести его в затворенный рай, даровать ему все святые Свои добродетели и дозволить ему питаться от древа жизни которое есть разумение и соблюдение слов Его. Оно насаждает в душах верующих мир и тщательно блюдет их; оно заграждает слух их от всякого нечистого внушения злобного змея, приводя им на память горькое рабство, в которое мы впали за непослушание, убеждая нас всегда приносить благодарность Тому, Кто искупил нас Своею драгоценною кровью, истребив на кресте рукописание нашего рабства (Кол.2, 14), назвав их братьями и друзьями (Ин. 15, 14–15; 20,17). Когда Он по любви излил Духа Святого на учеников Своих и утешил сердца их, тогда сказал: «Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17). «Отче… хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною. Возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси» (Ин. 17, 24, 23). 22. Впрочем, дабы показать, что это Он говорит не о всех, но о тех, кои оставили свою волю, и повинуются Его святой воле, и отвергают от себя всякое желание мира сего, Он говорил: «Аз избрах вы от мира: сего ради ненавит вас мир, якоже от мира не суть» (Ин. 15, 19). Видишь ли, что души, которые оставили принадлежащее сему миру, удостоились соделаться невестами Господа Иисуса и пребывать в единении с Ним. Сего ради, говорит Апостол: «оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будет два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во церковь» (Еф. 5, 31–32). Тот же Апостол говорит: «Быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования его о Христе Иисусе, благовествованием» (Еф.3, 6). Те, которые соделались достойными быть с Ним единым телом, в таковых обитает Дух Святой, Который научает их всему и ходатайствует о них. «Не вы бо будете глаголющии, — говорит Господь, — но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Мф. 10,20). И Апостол говорит: «Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (1Кор. 2, 10). «Мы, говорит он, ум Христов имамы» (1Кор.2,16). Как возможно помышлять о чем-либо греховном, имея ум Христов? Брат! Уразумей сию тайну умом. 23. Все роды животных, существующих на земле, плодятся, совокупляясь со своим родом, а не с чужим, скот ли то, или дикие звери, или ползающие, или птицы. Для того Бог и привел всех животных к Адаму, чтобы видеть их, находится ли между ними подобное ему. Но он, рассмотрев всех, не нашел ни одного из животных, которое было бы с ним одного естества. Тогда Бог, взяв одно из ребер его, сотворил ему жену: «ибо заимствовал ее от мужа ея» (Быт.2, 21–22). Таинство сие велико в тех, кои соделываются невестами Христа, потому что они бывают причастниками существа Его чрез возрождение, и принадлежат к Святому Его Телу. Так говорит Апостол: «Едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди» (Рим. 12, 5). И еще: «Зане уди есмы тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 30). Видишь ли, чего он хочет, чтобы человек был подобен Ему во всем. Те, кои походят на скотов, по причине неразумия, или подражают жадности звериной, похищая друг у друга, или неистовству птиц, или ядовитости змей, тех души не могут быть невестами Христовыми, потому что они не подобны Ему делами своими. Брат! Видишь ли, каким образом Он хочет, чтобы человек был Ему подобен, не растлел ничем противоестественным, чтобы чрез сие душа могла быть Его невестой. Так из собственных действий душа познает свои помыслы. Ибо если она совершает добрые дела, то Дух Святой обитает в ней. Благие дела соделывают душу свободной от страстей. Подлинно, не может быть, чтобы Дух Святой не обитал в душе, если она точно такова. «Аще любите Мя, — говорит Господь, — заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца и Утешителя даст вам… Дух истины» (Ин. 14, 15–16). И Апостол говорит: «Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; разве точию чим неискусни есте» (2Кор.13,5). Видишь, как не подражающий деяниям Господа бывает отвержен и не может быть Его невестою. И девы все приготовили светильники свои, но те, которые не имели добрых дел, отвергнуты Им. Невод, вверженный в море, собрал и внес в Царство Небесное добрые рыбы. Плевелы росли вместе с пшеницею, но когда наступила жатва, они связаны и брошены в огонь. Смоковницы, не приносившие плода, ввергнуты в огонь. Овцы паслись вместе с козлищами, но овцы поставлены на правую сторону, а козлища на левую. Сеятель посеял свое семя, но только то принесло плод, которое упало на добрую землю. Сребро дано было без лицеприятия, но только удвоенное принесло радость. Все званы были на брак, но не имевшего брачного одеяния приказано было ввергнуть во тьму кромешную. Все признают себя верующими, но не имеющие добрых дел извергаются вон. «Мнози бо суть звани, мало же избранных» (Мф. 22, 14). 24. Братия! Испытаем самих себя и тщательно рассмотрим дела свои, прежде нежели нам должно будет предстать пред Господом. Не будем следовать тем, которые исполняют плотские хотения сердца своего; а постараемся собрать такое богатство, которое могли бы мы найти в оный час нужды, презрев то, что по необходимости нам должно будет здесь оставить. Обратим внимание на тех, которые с величайшей рачительностью прилежали к собранию оных телесных богатств, как они, оставив их, впали в геенну, ибо не хотели следовать стопам Господа Иисуса, чтобы соделаться достойными Его невестами. И так будем подвизаться со страхом Божиим в слезах, со стенанием и болезнованием сердечным о том, чтобы не подвергнуться такой же постыдной участи. Если восстанет на море буря, (от коей) многие корабли погибнут, а некоторые спасутся, то находящиеся на оных не говорят: «Поелику погибли они, то и мы погибнем», напротив, укрепляют друг друга не малодушествовать, и приносят мольбы Богу, чтобы быть невредимыми. Братия! Поистине великая буря свирепеет в сем житейском море. Будем поощрять себя к трудам и взывать к Господу, чтобы не погибнуть в волнах моря сего. Если не сложим с себя бремени греховного и не совлечемся всякой заботы бесполезной, то не возможем избегнуть потопления. Моисей не прежде воспел песнь Господу, как перешедши море и увидевши смерть тех, кои хотели удержать народ Божий в рабстве; тогда только он воскликнул: «Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море» (Исх. 15, 1). 25. Итак, если ум сохранит душевные чувства от пожеланий плотских и отделит душу от оных столпом созерцания, тогда Бог, видя непотребство страстей, которые, делая нападение на душу, усиливаются удержать чувства ее во грехе, ниспосылает помощь уму и всех врагов его погубляет и уничтожает, если он непрестанно упражняется в сокровенном поучении о Боге, как сказано в книге Бытия: «Рече Господь к Моисею: что вопиеши ко Мне; рцы сыном Израилевым, и да путешествуют. Ты же возми жезл твой, и простри руку твою на море и расторгни» (Ис.14,15,16). Верен Бог, Который подаст и нам помощь, как и Моисею, и исхитит нас из рук врагов наших, чтобы и мы могли воспеть Ему песнь новую (говоря): «Поим Господеви: славно бо прославися». Впрочем, каким образом возможем воспеть оную песнь, если мы повинуемся врагам нашим и самопроизвольно возвращаемся в Египет, вожделевая прежней пищи и вопия к Аарону: «Сотвори нам боги, иже пойдут пред нами, и введут нас обратно в Египет» (Исх. 32, 1). «Душа наша негодует о хлебе сем духовном» (Чис. 21, 5). Силен Бог послать к нам Моисея, который истребит слитого тельца, коим мы подвигнули Бога на гнев. Может, Бог, ущедривший нас дарованием покаяния, опять обратит нас к Себе и укрепит Моисея, чтобы он молился за нас и говорил: «Аще убо оставиши им грех их, остави: аще ли же ни, изглади мя из книги живота» (Исх. 32, 32). Он воздвигает нам руководителя, подобного Иисусу Навину, в то время, когда нужно истребить сем языков, чтобы ввести нас в землю обетованную и чтобы наш Израиль получил наследие и обитал в оном, наслаждаясь полным блаженством во веки веков. Аминь. Его Самого Господа нашего Иисуса Христа сила, Его помощь, Его покров, Его премудрость и Его хранение; Он в нас к славе и чести Бога Отца и Святого Духа прежде век во веки веков. Аминь. Брат, если разумеешь это, то постарайся исполнить, и Господь поможет тебе в час искушения. Аминь. Содержание Слово 27. Изречения блаженного аввф Исаии, которые слышал от него авва Петр, ученик его, и вписал в книгу 1. Отец мой говаривал: «Будь мужествен в исправлении того, что требует исправления. Только чистая душа изливает искренние молитвы к Богу. Страх Божий и утеснение удобно испрашивают прощения во грехах. Тщетны молитвы человека, желающего мщения. Не желай разузнавать о делах и совещаниях времени сего и не передавай спрашивающему тебя об оных. Внимай тем внушениям, которые внутри тебя, и моли Бога, чтобы научил тебя, которого из них ты должен послушать. Остерегайся иметь одно в устах, а другое в сердце. Кто повергается пред Богом с покорностью и со смирением внимает заповедям Его, тот приобретает любовь к Богу и ближнему; любовь же сия изгоняет страсти и смущения. Кто предался безмолвию и молчанию, тот должен ежечасно рассматривать себя, избежал ли он врагов, имеющих сретить нас на воздухе, и освободился ли от них. Ибо доколе человек подлежит их рабству, дотоле он не свободен от них и потому должен подвизаться, пока не испросит милости у Бога. Кого сердце обличает, тот еще далек от милости Божией». На вопрос мой авва Исаия отвечал: «Если хочешь последовать Господу нашему Иисусу Христу, то соблюдай слово Его. Если ты хочешь с Ним распять ветхого человека, то должен удаляться того, что отвлекает тебя от креста, приучай себя равнодушно переносить уничижение, любить оскорбляющих тебя, смирять себя пред всеми, господствовать над своими пожеланиями, хранить молчание и никого не осуждать в сердце твоем. Кто любит безмолвие и молчание, тот должен иметь страх в чаянии явления Божия. Нет страха Божия в том человеке, который повинуется греху, и таковой еще не удостоился получить милость Божию (т. е. прощения грехов). 2 Худо то, если мы в устах имеем правду, а в сердце — нечистоту и злобу. Если кто не потрудится, даже до смерти, представить тело свое таковым, каково было у возлюбленного Иисуса, тот не возможет сретить Его с радостью и не освобождается от горького рабства. Объясняя это, он взывал: «Горе, горе, горе мне! Чему подверглась душа моя! В какой чистоте она была создана! В каком рабстве ныне находится и какой суетой она опуталась!» Еще говорил: «Умоляю тебя, не давай послабления сердцу своему, доколе ты находишься в теле. Как земледелец дотоле почитает ненадежными плоды своего поля, доколе не соберет оных в житницу, так и ты, «дондеже дыхание мое есть и Дух Божий сущий в ноздрех» (Иов. 27, 3) имеешь, не должен послаблять сердцу своему, потому что находишься в неизвестности, какие соберешь плоды. Так, человек не может знать даже до последнего своего издыхания, какая страсть на него восстанет; посему не должен он оставлять сердца своего в небрежении, доколе дышит, но тщательно испрашивать помощи и милости Божией». Спросил я у него, что есть смирение и как оно приобретается. Он отвечал, что смирение состоит в том, чтобы иметь послушание, отсекать собственную волю, чтобы удручать себя подвигами, возлюбить чистоту сердечную, охотно переносить оскорбления и обид от ближнего. Он говорил, что блажен, кто облекся в нового человека, прежде нежели он удостоился сретить Христа, ибо Апостол говорит: «Яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут» (1 Кор. 15, 50). Еще говорит: «Идеже бо в вас зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте и по человеку ходите» (1 Кор. 3, 3). Еще говорил авва Исаия: оттого угнетают нас враги наши, что мы не познали своих немощей как должно и не возлюбили плача в разуме, ибо оный открыл бы нам грехи наши, которые если бы были нам совершенно известны, то почитали бы себя худшими блудниц. Сии явно грешат, потому что не знают Бога, а мы, которые почитаем себя знающими Бога, не перестаем служить греху. Кто переносит укоризну и отсекает волю свою пред ближним, с тем, чтобы Бог не предал его врагу, тот сим самым показывает, что он наемник. Ибо если бы он (чистосердечно) повергался к стопам Господа Иисуса, то старался бы отвергать собственную волю для того, чтобы не отлучиться от возлюбленного Господа своего. Кто следует своей воле, тот не имеет мира даже с благочестивыми людьми: ибо в сердце его обитают нетерпение, гнев и ссорливость. Кто говорит, что за важное дело, если он это скажет или услышит, тот подобен слепому, который ни внутри, ни вне не видит света. Уразумей это от сего (видимого) солнца, что малый облак, приблизившись, закрывает лучи солнца и теплоту. Это не всем открыто, разве тем, которые имеют разум. Кто тщательно рассматривает грехи свои, тот не будет говорить с кем либо о бесполезном. 3. Возненавидь все мирское и самый покой телесный, ибо они отвлекают тебя от любви Божией. Кто имеет врага, тот сражается с ним; так и мы должны сражаться с нашим телом, не попуская ему предаваться праздности или покою. Любящий Бога должен рассматривать свои помыслы, плотские ли они или нет? Ибо доколе кто порабощается плотскими заботами, дотоле не может назваться чистым девственником Божиим. Я спросил его, что значит евангельская молитва: да святится имя Твое. Он сказал, что это относится к совершенным, ибо имя Божие не может в нас святиться, когда мы повинуемся страстям. Он повторял изречение древних отцов: отречение от мира есть бегство от тела и размышление о смерти. Еще говорил: где нет мира с ближним, там нет Бога. Кто видит грехи свои, тот видит и мир. Не место истребляет грехи, но смирение. Давид, впавший в преступление прелюбодеяния и убийства, ничего лучше не находил принести в жертву Богу за грех, как только сказанное им: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Нетерпеливость и порицание ближнего смущают ум и не допускают ему видеть свет Божий. Во-первых, всеми силами избегай сих трех страстей: любостяжания, честолюбия и лености, которые, если возобладают душою, то низлагают ее и препятствуют ей преуспевать во благом. Пребывая в келлии, если придет тебе помысл осудить брата, то суди его из рассматривания грехов твоих, считая грехи свои гораздо большими и многочисленными его грехов; а те дела, кои находишь в себе добрыми, не считай их благоприятными Богу. Здравые члены тела заботятся о немощнейших, и доколе не возвратится им здравие, служат им по необходимости, коею с ними соединены. Жестокосердый при оскорблении ближнего говорит, что он нисколько в этом не виноват; а смиренномудрый, слыша порицание брата, возлагает вину на себя. Гордый в сердце своем думает, что он мудр и никогда не оскорблял никого. Тот, в ком есть страх Божий, заботится о том, чтобы не нашлось в нем недостатка в какой-либо добродетели. Если пребываешь в келлии и в молчании изливаешь молитвы твои пред Богом, а между тем сердце твое преклоняется к чему-либо не богоугодному и ты думаешь, что это не есть грех, а только одни помыслы, то знай, что молитвы твои, совершаемые в молчании, не истинны. Если ты веришь, что молитвы сердечные приемлются Богом, то заключай из сего, что и простое сердечное помышление со злобою вменяется тебе в грех пред Богом. 4. Кто не находит помощи во время брани, тот не может надеяться на приобретение мира. Напрасно учит тот, у кого дела не соответствуют учению. Он говорил о причащении Святых Таин: «Увы мне! Увы мне! Если я сообщаюсь со врагами Божиими, то какое могу иметь общение с Богом? Не в суд ли и осуждение причащаюся? Ибо пред сим произносятся слова: Святая святым» Если я свят, то почему же во мне действует злое?» Когда я спросил его, что есть страх Божий, он отвечал,а что нет страха Божия в том, кто повинуется чему-либо неугодному Богу. Еще я его спросил, кого должно почитать рабом Божиим. Он сказал: тот не может почитаться рабом Божиим, кто работает страстям, но он раб того, кто им обладает. «Горе мне! Горе мне!, — говорил он, — потому что я не позаботился соделаться чистым и святым, дабы мог получить милость Божию. Увы мне, несчастному! Я не подвизался победить врагов своих, чтобы мне царствовать со Христом. Горе мне, бедному, ибо именем Твоим называюсь, Господи, а служу врагам Твоим. Увы! Увы! Услаждаюсь тем, чем гнушается Царь мой, и потому Он не исцеляет меня». Когда я посетил его (говорит авва Петр), и нашел страждущего от сильной болезни, и сожалел о его страдании, то он сказал мне: «Столько удрученный болезнью, я едва могу содержать в памяти оное грозное время; если бы тело мое было здраво, то память об оном (времени) совершенно была бы для меня чужда. Ибо когда тело бывает здраво, то оно наклоннее бывает к возбуждению враждебных действий против Бога. Дерево, ежедневно напаяемое влагою, не иссыхает, но приносит плод. Скорби служат нам пособием к сохранению заповедей БожиихГоре мне! Горе мне! Ибо имею пред собою обвинителей. Как могу сретить Господа моего и святых Его, когда враги мои не оставили у меня ни одного члена, который был бы не осквернен?» Я спросил его, что необходимо для человека безмолвствующего. Он отвечал, что три вещи ему необходимы: постоянный страх, непрестанная молитва и всегдашняя бдительность над сердцем. Человек, посвятивший себя безмолвию и молчанию, должен остерегаться, чтобы не слушать бесполезных слов, ибо оные погубляют труды его. Он рассказывал, что авва Серапион, будучи спрошен некоторым старцем, каким он себя находит, отвечал: «Мне кажется, что я подобен человеку, находящемуся на сторожевой башне, который движением руки показывает приближающимся, чтобы они не подходили к нему». И старец, спрашивавший его, сказал: «А мне кажется, что я подобен человеку, построившему крепость и укрепившему оную железными запорами так, что если кто постучится, то я не слышу его, не знаю его, кто он, или откуда идет, или чего желает, не отворяю ему, пока он удалится». Еще говорил авва Исаия: если кто ищет Господа с болезнованием сердца, внимает себе, не опутывается оковами мирскими и хранит свое сердце, чтобы оно могло предстать пред судилищем Божиим беспорочно, тому Бог внимает и слушает. Содержание Слово 28. На слова: «Внемли себе» (Товит. 4, 12) 1. Прилежно внимай себе, и се великим благоговением размышляй о том, что Господь наш Иисусе Христос, будучи Бог, и имея неизреченную славу и величие, соделался человеком ради нас, и «оставил нам образ, да последуем стопам Его» (1 Петр. 2. 21). Ибо «зрак раба приим, смирил Себе» (Филип.2,7, 8), крайним, невыразимым образом, обнищал, претерпел от многих поношения и укоризны, и как сказано: «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смиренш суд Его взятся» (Иса.53,7,8), и Он подвергся за нас поноснейшей смерти. Почему и мы ради Его заповеди, и за свои грехи, должны терпеливо и равнодушно переносить, если кто справедливо, или несправедливо оскорбит нас, или нанесет бесчестье. Если кто преследует нас даже до смерти, будем вести себя, как агнцы, ведомые на заколение, не сопротивляясь, не пререкая; напротив в молчании и со смиреньем будем молиться за врагов наших. 2. Тщательно внимай себе, и почитай великим приобретеньем и спасеньем души твоей то, если ты терпеливо перенесешь ради Господа поношение, бесчестие и огорчение. Помышляй о том, что ты заслуживаешь гораздо тягчайшего наказания за грехи свои. Считай то благодеяньем, что ты удостоился пострадать ради Бога, дабы из числа многих скорбей и поношений Господа твоего, ты, хотя некоторым образом, мог подражать самым унизительным поношеньям, и жесточайшим мученьями Его.—И всякий раз, когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ. 3. Прилежно внимай себе, чтобы ты удалялся желания власти, чести, славы и похвалы, как язвы, смерти и погибели душевной, и как вечной муки. Блюдись думать о себе, что значишь что-либо, или имеешь какую-либо добродетель,—или лучше других, или даже им равен. Совершенно отсекай всякое малое похотение и пожелание плоти. Ни с одним человеком, без крайней нужды, не дозволяй себе свободного обращения, не касайся до чужого тела; ничего, даже самомалейшего не употребляй из пищи, прежде определенного времени, дабы от малых непристойных поступков постепенно не дойти до самых тяжких преступлений. 4. Прилежно внимай себе, чтобы ты искренне и от души считал себя непотребнейшим из всех христиан, и величайшим грешником, и чтобы душа твоя всегда была смиренна, и пребывала в плаче, и стенании. Всегда молчи, как недостойный и не опытный, и никогда не произноси слов без нужды. 5. Прилежно внимай себе, и имей всегда пред очами вечный оный огнь, бесконечные муки, и страждущих там грешников, и считай себя более в числе сих, нежели в числе живых. 6. Прилежно внимай себе, и помышляй, что Господь наш Иисус Христос за нас умер и воскрес, и искупил нас Своею кровью, чтобы ты более жил не для себя самого, но для Господа, «умершего за нас и воскресшего» (2Кор. 5, 15). Итак, представляй себе, что ты всегда находишься пред очами Его, и блюди свое сердце. 7. Внимай себе прилежно, чтобы всегда с полною готовностью и верою повиноваться воле Бога и Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы предлежала жизнь, или смерть, или какая скорбь. Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скорбей, бедствий и смерти, чтобы он не постигли тебя неготовым. 8. Прилежно внимай себе, чтобы не помышлять ни о каком дел, противном воле Божьей; потому что Бог вездеприсущ. Во всех даже самомалейших делах, т. е. желаешь ли ты сказать что, или сделать, или вступить с кем в какое либо общение, или вкусить пищи, или питья, или уснуть, или что другое сделать; прежде всего рассмотри, согласно ли то с волею Божьею, и взвесь побуждающую к тому причину, и таким образом приступай к оному, чтобы дело твое было по Богу; и тогда будешь иметь великое дерзновение пред Ним. 9. Тщательно внимай себе, что если кто огорчит тебя в чем либо, (и вследствие сего) будешь раздражаться скорбью, или негодованьем на него, то (в это время) молчи, чтобы не сказать чего либо неприличного, доколе сердце твое не успокоится, и тогда то с кротостью объяснись и примирись с братом. Если будет нужда обличить в чем либо брата, и ты увидишь себя подвигшимся на гнев, и не владеющим собою, то отнюдь ничего не говори, дабы тебе еще более не смутиться; но когда приметишь, что и ты и он находитесь в кротком и мирном устроении, тогда говори не с укором или обличением, но со всяким смирением объясни дело. 10. Тщательно внимай себе, чтобы не сомневаться в том, что ежедневно предстоит тебе какое либо искушенье, или со стороны смерти, или скорби, или какого либо великого бедствия. И если что из оных постигнет тебя, переноси все это мужественно и без смущенья, помышляя, что «многими скорбьми подобаешь нам вниши в царствие Божие» (Деян.14, 22). 11. Тщательно внимай себе, чтобы ни в каком деле, или слове, или помышлении не искать своей воли, или покоя, но воли Божьей, хотя бы это дело требовало великого труда: ибо таким образом достигается царствие небесное. Итак, предпочитай ее (Божью волю) всякой мудрости человеческой, и признавай оную полезнейшею всех человеческих разумений: ибо заповедь Божья —есть жизнь вечная.— «Взыскающии Господа не лишатся всякого блага» (Псал. 33, 11). 12. Бдительно внимай себе, чтобы представляя себя всегда пред Богом, ничего не ожидать тебе ни от кого, но во всем с верою надеяться на Него единого. Если ты имеешь нужду в какой либо вещи,—то моли Бога, чтобы Он тебе даровал оную, если Ему будет угодно. Все, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога, и Ему воздавай благодарность. Хотя бы ты имел в чем либо крайний недостаток, не надейся на людей, не скорби, не ропщи ни на кого, но переноси благодушно, и несмущенно, так помышляя в себе: хотя я за грехи свои заслуживаю многих бедствий, однако Бог, если восхощет, можете меня помиловать и даровать мне все необходимое. Если ты будешь иметь такое расположение духа, то Бог пошлет тебе все потребное. 13. Осторожно внимай себе, чтобы отнюдь тебе ничего не принимать, не уверясь, что это, как приобретенное правдою, даруется тебе от Бога. Таковое даяние принимай с миром; а о чем узнаешь, что оно приобретено неправдою или насилием, или обманом, или притворством, то отринь и отвергни. «Лучше частица малая со страхом Господним, нежели сокровища велия без боязни» (Притч. 15, 16). 14. Бдительно внимай себе, чтобы со всяким тщанием хранить молчание, при коем с помощью Божией, удобнее ты можешь подвизаться и преуспевать в добродетели.—Если же откроется потребность говорить, рассмотри прежде в себе: уважительна ли эта потребность; когда найдешь, что полезнее говорить, нежели молчать, тогда отверзи уста свои со страхом Божиим и трепетом, и с поникшею головою произноси слова скромно и почтительно. Если с кем либо беседуешь, ради любви поговори немного, и скорее замолчи. Если будешь спрошен, отвечай столько, сколько потребует необходимость, а не более. 15. Бдительно внимай себе: чтобы сколько воздерживаешься от блуда, столько же обуздывай пожелание очей, слуха, языка и осязания. Очи твои устремляй только на рукоделье твое, а не на посторонние предметы, разве потребует сего благословная нужда. Особенно остерегайся взирать на женщин, или красивых мужчин, без крайней необходимости. Не слушай, что говорят о других. Уста твои без нужды отнюдь ничего не должны произносить.—Брат! если эти наставления ты найдешь полезными, то постарайся исполнить их самым делом, дабы Бог помог тебе и защитил тебя в час искушения. Аминь. Содержание Слово 29. Его рыдания 1. Горе нам, предавшимся сластолюбию в сем кратком поприще жизни. Чтобы удовлетворить законопреступной и кратковременной похоти плотской, соделываем себя недостойными сладостнейшего созерцания славы Божьей! Горе нам, яко «тление нетления не наследствует» (1.Кор. 15, 50). И мы, презрев нетление, с безумным неистовством стремимся за тлением. Горе нам, что мы плоть свою, имеющую обратиться в прах и пищу червей, питаем в грехах, не боясь ни огня, в коем будем вечно мучиться, ни червя, никогда не усыпающего. Горе нам, что люди благочестивые почитают и лобызают тело наше, оскверненное нечистотами; между тем как мы «гробы повапленные», и смердим грехом смертоносным! Горе нам, что мы неумеренностью и приятными яствами умножаем в себе семя похоти, и посему возбуждаемся к преступному смешению телесному. Горе нам, что мы не умеем предпочитать тленное нетленному, и презираем Божественную и страшную правду. Горе нам, что мы ленивы и медленны к добру, готовы же и скоры ко злу.—Горе нам, что тело наше, назначенное для вечного света, мы привели к вечной тьме. Горе нам, что Сын человеческий, соделавшийся ради нас человеком, Который есть одной и той же сущности с Богом Отцем, не имеет у нас «где главы подклонить» (Матф. 8, 20); между тем, как лисицы, т. е. лукавые и нечистые духи, устроили в нас свои обиталища.—Горе нам: ибо люди правые сердцем представят пред Судью и души чистые и тела святые, без всякого порока; а мы, имея порочный души и нечистые тела, услышим изречение, подвергающее нас вечной казни. 2. Горе нам, что мы, будучи исполнены бесчестных и срамных дел, просим чести и славы святых.—Горе нам, что будучи повинны и подвержены многим грехам, мы обращаемся посреди святых и непорочных, как чистые и свободные от греха. Горе нам! будучи исполнены согрешений, мы учим и наставляем тех, кои гораздо лучше нас и превосходят нас. Горе нам, что имея бревно в своем глазе, мы проницательно усматриваем малейшие сучки согрешений братьев наших, и с гневом стремимся исторгнуть оные, как будто в нас нет ничего, требующего поправления. Горе нам! ибо мы возлагаем на братьев наших бремена тяжкие и неудобоносимые, тогда как сами, как бы немощнейшие телом не хотим прикоснуться к оным ниже «перстом». Горе нам, что мы, будучи чужды делания Божественного и монашеского, не стыдимся учить других совершению обязанностей и добродетели. Горе нам, что мы не только забываем прежние грехи, но даже не заботимся истребить настоящие, вновь соделываемые, и не омываем оных слезами. Горе нам! положив помощью Божьею и благодатью основание благого жительства, ныне на сем основании воздвигаем жительство плотское. Горе нам! мы столько уклоняемся в скверные помыслы, что те грехи, кои мы оставили, опять возобновляем их в памяти своей. Горе нам, что мы, употребляя пищу и питье, не предусматриваем, что от излишества их воздвигается в нас брань.— Горе нам! ибо дьявол, всевая в нас помыслы блуда, находить нас готовыми принимать такие мысли, и сим нас уязвляет. Горе нам, что мы вознерадели о Божественных молитвах и о поучении в святых Писаниях, и проводим дни наши в прааднословии и пустых занятиях. Горе нам! ибо столько ослеплены сердца наши, что мы предаемся лености и праздности, тогда как должны бы были прилежать оплакиванию грехов своих. Горе нам! Бог говорит: «душа, яже согрешит, та умрет» (Иезек. 18, 4); а мы не имеем никакого попечения о душе, беспрестанно согрешающей. 3. Горе нам, что мы тело свое, склонное ко грехам, к нечистым вожделеньям возбуждаем множеством пищи и наслаждениями, допускаем в сердце стрелы нечистого врага посредством очей и скверных помыслов, соделываемся конями неистовыми от прикосновения к чужим телам, и не обращаем никакого внимания на достоинство разумной души нашей, не помним и не страшимся вечной муки. Горе нам, что мы к болезням и недугам телесным довольно внимательны; к болезням и язвам душевным, самым тягчайшим, бесчувственны. Горе нам: ибо главнейшая часть человека, душа, покоряется плоти, которая есть оной раба; часть худшая повелевает лучшею, вместо того, чтобы обоим им согласно служить Творцу своему Богу. Горе нам, что грехи умножаются в нас от злых и нечистых помыслов, а мы не внимаем, что это удаляет нас от Бога и подвергает нападению злобных духов. Горе нам, что мы так несмысленны и неразумны, что домогаемся почестей святых мужей, между тем не хотим подражать делам их. Горе нам, что мы в исполнении Божественных заповедей не оказываем ни страха рабов, ни тщания наемников, ни любви сынов. Горе нам, что мы стараемся и словом и делом снискать благосклонность людей, а нерадим о правде и справедливости. Горе нам, что мы, когда грешим, то стыдимся упрека людей, а о вечном стыде, имеющем постигнуть нас, нисколько нерадим. Горе нам, что мы происшедши от бедных и незнатных родителей, не познаем самих себя; и давши Бога ради обет любить нищету и бесчестье, усиливаемся войти в число людей знатных и богатых. Горе нам, что в мирской жизни, будучи угнетаемы бедностью, хранили умеренность, а ныне, быв позваны к воздержанью, с величайшим усилием ищем насыщения чрева и покоя телу. Горе нам, что боящихся Бога охраняют Ангелы; а тех, кои удаляются от Бога и нерадят о Его заповедях, окружают демоны. Зная это (к сожалению нашему) мы присоединяем себя к обществу демонскому. Горе нам, что мы стараемся угождать богатым и сильным, а бедных и с покорностью приходящих к нам отвращаемся, как толпы докучливой. 4. Горе нам, что мы судим о людях не по добродетели, но по своему пристрастному мнению. Горе нам, что мы определяем праведное и благое, рассуждаем об оном, и учим; но весьма далеко отстоим от дел праведных и благих. Горе нам, что мы очищаем землю от репейников, терния и прочего зловредного для плодов, а пренебрегаем очищать душу свою страхом Божиим от лукавых и нечистых помыслов, кои губят и истребляют в нас святые плоды добродетелей. Горе нам, что мы предаемся такой и столь долговременной заботе для приобретения чего-либо тленного на земли, на которой мы пришельцы и странники, а не прилагаем (ни малейшего) старания о том, что необходимо для нас при переходе в вечность. Горе нам, что мы, долженствующие дать отчет пред грозным Судьею о всяком деле, о всяком слове праздном, наконец о всех помыслах лукавых и нечистых, проводим все время жизни своей без всякого попечения о сем, как будто ни в чем неповинные, и не подлежащие никакому ответу. Горе нам, что мы не только совершили много нечистого и непотребного, но даже по своему неверию отвергли и презрели обетования Божия. Горе нам, что мы, будучи объяты безрассудным пристрастием к тленному, хотя бы и могли наследовать нетление, живя по учению Евангелия, однако, недугуя привязанностью к земным предметам, лишаемся благ вечных и нетленных. Горе нам, что мы, имея возможность победить всякое сластолюбие, но по самоугодию побеждаемся страстями нашими. Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не трепещем, поступая нечестиво и согрешая пред очами Бога, который зрит сокровенное. Горе нам, что мы не растворяем слов наших солью Божественною, но безрассудно произносим слова неполезные чуждые всякого благоговения. Горе нам, что с людьми беседуем с ласкательством, лестно и лицемерием, и не боимся за сие осуждения. Горе нам, что сонливость и беспечность лишают нас сокрушенья сердечного. Горе нам, что мы хотя и оставили мир, но страстями нашими превосходим людей, живущих в мире. Горе нам, что сами, имея нужду в великом исправлении, весьма жестоко нападаем на тех, кои побеждаются самыми маловажными погрешностями. 5. Горе нам, если Господь потребует нас на суд, прежде нежели мы покаемся. Горе нам, что мы не обращаем вниманья на смрад, исходящий из чрева нашего, и потому побеждаемся сластолюбием и гордостью. Горе нам, что мы беспрестанно оскверняем души наши нечистыми помыслами, а между тем желаем, чтобы почитали нас и называли святыми. Горе нам, что мы, предавшись суетным вещам, забыли о борьбе со страстями. Горе нам, что мы здесь без страха предаемся грехам, забывая что нас ожидает огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов, вечный позор пред Ангелами и всеми тварями. Горе нам, что в сей юдоли изгнания и странничества гоняемся за забавами, достойными ненависти, забываем о наслаждениях райских, презирая царство небесное. Горе нам, что, по причине жестокосердия, мы уподобляемся юродивым девам тем, что не заботимся купить елея, коим бы освящались светильники наши, т. е. не оказываем благотворения ближнему. Горе нам, что днем и ночью возносим молитвы ко Христу, говоря: «Господи, Господи» (Матф.7, 21), и не соблюдаем того, что Он заповедал нам. Горе мне, написавшему сии рыдания и не показывающему никакого признака истинного покаяния. Горе тем, кои трудятся для пользы других, а для себя самих не употребляют трудов. Горе нам, что мы чувствуем непрестанные упреки совести нас обличающей; но не стыдимся и не страшимся суда Божия, на коем должны будем отдать отчет во всех своих поступках. Горе нам, что мы исполнены гнусных дел, при всем том услаждаемся похвалами человеческими. 6. Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий. Горе нам, что сердце наше от попечения о суетном, грубеет и расслабевает. Горе нам, что долготерпение Божье ожидает нашего обращения; однако мы не приходим в раскаяние и не исправляемся в своих лукавых делах. Горе нам, что в настоящее время не помним грехов наших, ибо, спустя немного времени, когда душа совлечется тела, с великою горестью будем читать напечатленное в памяти нашей все то, что мы соделали или мыслями, или словами, или делами. Горе нам, коим и Апостол угрожаете сими словами: «Ядый хлеб, и пияй чашу Господню недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня» (1Кор.11, 28, 29); а мы, оскверненные нашими нечистотами, приступаем к великим и страшным Божиим Тайнам, прощая себе то, что производит в нас ночные мечтания и скверные помыслы. Ибо кто соединяется с Богом, имея нечистый помысл, нечистые очи, тело растленное, душу оскверненную; тот подвергает себя многим как телесным болезням, так и душевным недугам, и потом впадет в вечные муки и бесконечный стыд. Горе мне! пишу сие, рыдая горько, но самою вещью не приношу покаяния. Увы мне! говорю истинное, но дел добрых не делаю. Увы мне! учу доброму, а делаю худое. Горе тем, кои грешат, будучи обольщены сладостью вожделения: ибо подвергнутся неизреченной скорби и вечному позору. Горе тем, которые плачут, но не престают грешат, и потому лишают себя пользы, происходящей от плача. 7. Горе людям, кои наносят ближнему оскорбление и бесчестие: ибо они чужды блаженства любви. Горе завистникам, ибо они соделывают себя чуждыми благости Божьей. Горе человекоугодникам: ибо они не могут угодить Богу. Горе лицеприемникам: ибо они отпали от истины Божьей. Горе гордым: ибо часть их с диаволом отступником. Горе небоящимся Бога: ибо они впадут во многие грехи, и в сей и в будущей жизни будут наказаны. Горе нам, что не можем претерпеть укушения и ужаления блох, мух, комаров и пчел; между тем не стараемся убежать от великого дракона, разверзающего ужасные челюсти свои с намерением поглотить нас, или уязвить своим смертоносным жалом; не удаляемся от него, и даже не просим (от Бога) против него помощи. Горе нам, что диавол уловляет нас сластолюбием, болезнями, нуждами и всеми кознями своими: однако, мы не хотим оставить своих пороков. Горе нам, когда многие уже столько времени отпали от церкви, и стараются ниспровергнуть Православную веру, а мы о сем не проливаем слез, не обнаруживаем никакой сердечной печали, не исправляем ни нравов, ни жизни; но, прибавляя грехи к грехам и неверие к злым делам, чрез что и приготовляем сами себе жесточайшие бесконечные мучения в геенне. Горе нам, написавшим сии рыданья! Хотя и приближается конец миру, но мы не раскаиваемся, не плачем о том, что мы соделали в юности, но во дни горестной старости умножаем бремена грехов большие и тягчайшие. Горе нам, что, не смотря на тяжкие и различные телесные болезни, мы не стыдимся грешить и питать грешные тела наши: а о том и нерадим, что несчастные наши души и тела недугуют смраднейшими грехами и преступлениями. Горе нам, долженствующим пройти сквозь огнь, клокочущий паче волн бушующего моря; прежде, нежели каждый из нас «да приимет, яже с телом содела, или блага или зла» (2Кор. 5, 10). Горе нам, что мы не помышляем об оном мрачном и невещественном огне, о вечном горьком плаче и о скрежете зубов: ибо тогда Бог, отъяв светлость у пламени, оставит в оном огне только жгущую силу и мрак, для большего наказания нечестивых и грешных. 8. Ах! бедная душа моя! Непрерывная печаль и скорбь стесняет мое сердце; ибо зло помрачило разум, тление побеждено нетлением, ложь заступила место истины, смерть предпочитается жизни, небесное, постоянное и вечное заменено земным, тленным и скоропреходящим, гнусное и достойное ненависти сочтено более сладостным и приятным, нежели истинная любовь и благость Христа. Заблуждение изгнало из души моей истину, вместо радости заступила печаль. Я избрал позорное и бесчестное вместо истинной похвалы и славы. Я предпочел горькое сладкому, возлюбил земное, вместо царства небесного. Враг, ненавидящий всякое добро, излил мрак в сердце мое, и омрачил в уме моем свет ведения. Увы мне бедному и несчастному! ибо диавол, запутав меня в свои сети, низверг с толикой высоты. Я на пути добродетели трудился до изнеможения; но суетными оказались труды мои. Кто не восплачет о моем жребии? Кто не возрыдает о мне, иждившем время в суетных трудах? Кто не исполнится жалости о мне, потерпевшем кораблекрушение в пристанище? «Помилуйте мя, помилуйте мя, о друзи!» (Иов. 19, 21) и с сокрушенным сердцем молите благопотребного и никаким злом непобеждаемого Господа моего Иисуса Христа: может быть, подвигнутый милосердием Своим, Он очистит ум мой от непроницаемого мрака, произведенного диаволом, ненавистником всякого добра. Лишь только взгляну на то, в каком болоте пресмыкаюсь, из коего не забочусь восстать, отъемлется у меня всякая надежда, ибо время жизни моей явно сокращается. Нет болезни больше моей болезни! Нет раны подобной моей ране! Нет печали, равной печали моего сердца: «яко беззакония моя превзыдоша главу Мою» (Псал:37, 5). Язвы мои не суть язвы от меча, и умершие мои не от брани умерли; но стрелы врага вонзились в меня и уязвили моего внутреннего человека. «Углебох в тимении глубины, и несть постояния» (Псал. 68, 2). «Страх, его же ужасахся, прииде ми» (Иов. 3, 25); «покры мя сень смертная» (Псал. 43, 20). Увы мне! Рассмотри душа моя и зри, что значит все настоящее, как оно скоротечно; как быстро проходить и с какою горестью и болезнью; и сколь, напротив, горестнее оных то, что уже приближается и настоит. Душа! помысли, скольких благ и какой надежды ты лишаешься, и каким вскоре подвергнешься мучениям и наказаниям навсегда. Итак, прежде нежели помрачится свет над главою твоею, приступи со смирением к милосердью Божью, проси, умоляй Подателя вечного света, чтобы избавил тебя от всепожирающего пламени и непроницаемой тьмы. Ибо свойственно Его благоутробию отпущать грехи человекам и даровать нам прощение, хотя мы и недостойны Его милосердия, Коему слава, держава во веки веков. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar