- 190 Просмотров
- Обсудить
65 Пс.65:1. В конец, песнь псалма воскресения. В настоящем псалме пророк указывает на призвание язычников и благовествует о будущем воскресении душ их, по сказанному: «воздвизаяй от земли нища» (Пс. 112, 7). Вводит также и лице Апостолов, которые извещают, что претерпели они за евангельскую проповедь и какие скорби ввели их в вечное веселие. Псалом говорит еще и об отвержении народа иудейского. Пс.65:2. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его. Воскликновение есть победная песнь, воспеваемая при падении врагов. Так и по низложении князей века сего в пришествие Христово повелевается всем язычникам возгласить победные песни. Пс.65:3. Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя! Какие же разумеет дела? Не Божественные ли знамения, и не изгнание ли множества нечистых демонов? Во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Обвиняет иудеев в бесчувствии, потому что и величие чудес не привело их к покорности. Пс.65:4. Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе. Поелику иудеи, видя все величие соделанных Тобою знамений, солгали Тебе; то вместо них покланяется Тебе все множество язычников. Пс.65:5. Приидите и видите дела Божия. Здесь вводится лице Апостолов, которые извещают язычников, что Сей, во время пришествия Своего во плоти творящий Божественные знамения, есть Тот самый, Кто древле иссушил Чермное море и пресек токи Иордана, так что сыны Израилевы могли перейти по суху. Пс.65:6. Обращали море в сушу. Доказательством сему служит то, что уже совершено было, когда море Он изменил в сушу. Симмах выражается так: «преложил море в сушу; перешли реку ногами». Сей Бог, даровавший нам возвращение и спасение, есть Тот самый, Который древле разделил море и реку, и предкам нашим повелел безбедно перейти их. Тамо возвеселимся о Нем. Речением «тамо» означается время. Посему говорит, что с того времени, как воцарится Он в новом веке, и мы с Ним «тамо» воцаримся и возвеселимся неизглаголанною радостью. Пс.65:7. Очи Его на языки призирают. На все обращает внимание, испытывает все, что ни делается. Преогорчевающии да не возносятся в себе. Кто же «преогорчевающии?» Не те ли, о которых сказано: «сыне человечь», иди «к дому преогорчевающему Меня» (Иезек. 2, 3), и: «коль краты преогорчиша Его в пусты́ни» (Пс. 77, 40), и еще: «не ожесточите сердец ваших, яко в прогне́вании» (Пс. 94, 8)? Пс.65:8. Благословите языцы Бога. Лучше же все, собравшись во едино, восхвалите Его и удивляйтесь Ему. Пс.65:9. Положшаго душу мою в живот. Возвеселюсь о таковых чудесах и о Соделавшем их. Он, как Владыка и на все призирающий, различает живущих на земле и налагает наказания на недостойных. Под очами же Псалмопевец разумеет Апостолов. Пс.65:10. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси. Пророчественный Дух предвозвещает скорби, какие постигнут Апостолов за проповедь, от лица их описывает сети, или узилища, и указывает на искушения огнем и водою. Пс.65:13. Вниду в дом Твой со всесожжением, т.е. в дом небесный, и со всесожжением мысленным, потому что всецело принесли они себя как бы во всесожжение Богу. Воздам Тебе молитвы моя. Воздам Тебе, говорит, по обетам моим все, что обещал в скорби. Дал же я обет, избавившись от настоящей скорби, всегда воссылать Тебе хвалы. Ибо таковы Твои распоряжения, Владыко, а наше дело – войти в храм и принести Тебе жертву благодарения. Это-то и означают речения «изрекосте» и «глаголаша» (Пс.65:14). Этим и выражает, какие дал он обеты. Пс.65:15. Всесожжения тучна вознесу Тебе. С готовностью освящу Тебе все, что учредил Ты приносить. «Тучными» же называет жертвы упитанные, потому что и Закон повелевал приносить жертвы непорочные и совершенные. И пророк Малахия предает проклятью тех, которые, имея таковые жертвы, приносят в жертву животных увечных (Мал. 1, 7–8). Это было началом бедствий и для Каина. Чрез это и мы научаемся чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценнейшего. Вознесу Тебе волы с козлы. Все это, как сказал я, и всесожжения, и волов, и козлов, которых обещал воздать Богу, понимать должно духовно. Пс.65:16. Приидите, услышите, и повем вам. Что же иное поведает, кроме того, что изобразил уже предварительно, а именно: «яко искусил ны еси», и прочее? Пс.65:18. Неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит меня Господь. Знал я, что Бог не услышал бы молитвы моей, если бы предавался я неправде. Акила переводит: «бесполезное видя в сердце моем, не услышит Господь». А это значит: вознося прошения к Богу, старался я о подобающем, зная, что не будет мне в пользу прошение, если не делаю должного. И еще, как бы похваляется пред Богом, что стал он вне всякой неправды, и потому надеется быть услышанным. 66 Пс.66:1. В конец, в песнех, псалом Давиду. И здесь опять вводится лице Апостолов, которые преподают учение язычникам и молятся об избавлении от прекословящих учению их. Посему, псалом этот сходен с предыдущим, потому что собственно говорит о благословении посвящаемого Богу, и вся почти молитва эта находится в книге Судей. Посему, так как это должно исполниться, то после пророчества о возвращении проповедует вочеловечение и пришествие Божие, а также спасение язычников. В надписании же сказано: «в песнех», потому что быть песнословимым принадлежит Богу, а людям свойственно украшаться похвалами. Пс.66:2. Боже, ущедри ны и благослови ны. Испрашиваем щедрот Твоих, Владыко, и явления лица Твоего, чтобы прийти нам в состояние проповедать всем народам явственный путь святого Евангелия Твоего, потому что «спасением» (Пс.66:3) везде называет пришествие Его. Пс.66:4. Да исповедятся Тебе, людие, Боже. Пророчествует, что все народы исповедуют Христа. Пс.66:5. Да возвеселятся, и да возрадуются языцы. Пророчественный Дух, веселясь о спасении вселенной, неоднократно повторяет одно и тоже, почерпая себе радость в этом повторении. Пс.66:6. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Здесь не простое тождесловие: напротив же того, слушатели возбуждаются этим к большему усердию. Как двукратно возбуждает народы к песнопению, так двукратно испрашивает им благословение, очевидно, по принятии уже и самого благословения. Или, поелику вследствие благословения не неведом им Сый над всеми Бог, напротив же того, приносят они уже Богу сладостнейший плод благочестия, то, если и мы приносим плод сей, т.е. упражнение в добродетели, явствует из сего, что и мы благословлены Тобою. Пс.66:7. Земля даде[f] плод свой, то есть, земля мысленная, а плод ее – преспеяние в благочестии. Пс.66:8. Благослови ны, Боже. Должно знать, что люди, благословляя Бога, приносят Ему единые слова, но не могут оказать Ему благодеяния самым делом. Бог же, благословляя, подтверждает слова делом, и подает благословляемым обилие всяких благ. После сего учит, как бывает это. 67 Пс.67:1. В конец, псалом песни Давиду. В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь, и даже обещает, что обратятся многие из преогорчевающих и погрязших в море удовольствий. А тем не менее возвещает избрание Апостолов, также показывает, кто они, и откуда, благовествует веру в Господа всех язычников, при этом же ясно учит и о восшествии Господнем на небеса. Все это можно видеть, разбирая каждый стих один за другим. Пс.67:2. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми. Пс.67:5. Путесотворите Восшедшему на запады. Уготовьте себя к тому, чтобы ходить путями на последок времен явившегося во плоти живущим на земле. Или, «Восшедшему на запады» значит «Снисшедшему даже до ада». Пс.67:6. Да смятутся от лица Его, то есть, полчища демонов. Отца сирых и судии вдовиц. «Сирыми» называет беззащитных, а «вдовицами» – души, неуневещенные Слову, потому что Он – заступник немощных, подобно нам не имеющих человеческой помощи. Кто же сей Заступник и каков Он? Бог в месте Святем Своем. Поелику наименовал Его «восшедшим на запады», т.е. снисшедшим до глубин адовых, то снова учит, что, восшедши на небеса, стал Он на Своем месте, хотя и никогда нимало не отступал от него Божеским естеством. Пс.67:7. Бог вселит единомысленныя в дом. «Единомысленными» называет тех, которые Ему единому посвятили жизнь свою, и соделали ее чуждою всякого двоедушия и мирского пожелания. Посему, обещает таковым вселение в дому Его, небесном граде. Изводя окованныя мужеством. Это подобно сказанному «сущим во узах: изыдите, и сущим во тме: открыйтеся» (Ис. 49, 9). «Узами» же и «тьмою» называет служение демонам. Такожде преогорчевающия живущия во гробех. Говорит это, потому что и во ад «сошед проповеда» там «духовом противльшимся иногда» (1 Петр. 3, 19–20). Ибо «преогорчевающия» сказано вместо «преогорчившие». Пс.67:8. Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни. Показывает, что нисшедший даже до ада есть Тот самый, Кто древле чрез Моисея извел Израиля из Египта. А посему говорит, что, когда предшествовал Ты народу Своему, исшедшему из Египта, Пс.67:9. земля потрясеся, то есть исшествие его стало известно во всей земле. Земля потрясеся, ибо небеса ка́нуша. Небеса искапали духовную пищу, разумеет же манну. От лица Бога Синаина, т.е. Бога, на горе Синайской давшего закон. От лица Бога Израилева. Израиль есть ум зрящий Бога. Пс.67:10. Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему. «Дождем» именует евангельское слово, по сказанному: «снидет яко дождь на руно» (Пс. 71, 6). «Вольным» же называет в отличие от служения подзаконного, потому что подзаконные службы допущены Им не добровольно, по сказанному: «кто... изыска сия из рук ваших» (Ис. 1, 12)? или: «всесожжения ваша не суть приятна, и жертвы ваша не усладиша Мя» (Иер. 6, 20). И изнеможе, Ты же совершил еси е. Изнемог древле, когда идолослужительствовал. Но «совершил еси е», призвав евангельскою проповедью. Пс.67:11. Животная Твоя живут на ней. «Животными» называет здесь приобщившихся животворящей пищи. «На ней» же не тоже ли значит, что и «в достоянии Его»? Уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже. Что же уготовал, как не «ихже око не виде, и ухо не слыша» (1 Кор. 2, 9)? И кто нищий, как не один из тех, о которых сказал: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Мф. 5, 3)? Пс.67:12. Господь даст глагол благовествующим силою многою. Сам даст глагол святым Своим Апостолам, чтобы могли они проповедовать евангелие. А это подобно сказанному: «не пецытеся, что речете, или что возглаголете: дастбося вам в той час, что речете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца Моего глаголяй в вас» (Мф. 10, 19–20). А сказанное: «силою многою» – должно понимать в связи с словами: «Господь даст глагол», но не с словом: «благовествующим», как думали некоторые. Ибо выражает ту мысль, что Бог с великою силою дает глагол благовествующим, то есть: намеревающимся возвестить нам блага наши Тот же подает и слово, Кто подает случай к благовествованию. Пс.67:13. Царь сил возлюбленнаго. Сам Господь дал глагол таинникам, потому что Он есть Царь возлюбленного народа, Он же и сила его. Красотою дому разделити корысти. «Дом» – уверовавшие во Христа, «красота дома» – святые Его ученики и Апостолы. Посему говорит, что красоте дома, то есть Евангелистам, дает глагол, чтобы «разделити корысти», т.е. привлечь язычников к вере и расхитить корысти у сатаны. Пс.67:14. Аще поспите посреде предел... Речь эта обращена к святым Апостолам. Если, говорит, приимут вас пределы («пределами» же называет уверовавших из двух народов), и потому, если упокоитесь в них, то даны будут им «криле голубине» с позлащенными «междорамиями». Разумеет же, что приявшие святых Апостолов сподобятся Духа Святого. Междорамия же голубиные называет позлащенными, потому что умы приявших соделает многоценными, т.е. мудрыми. Пс.67:15. Внегда разнствит Небесный цари на ней. Царями именует Апостолов, которые стали правителями Его достояния. «Оснежатся» же сказано вместо «очистятся», а «в Селмоне» толкуется: «в воздаянии». Посему говорит, что приявшие святых Апостолов в воздаяние или в награду за приятие от небесного Царя примут очищение грехов. Пс.67:16. Гора Божия гора тучная. «Горою» именует Церковь, называет же ее «тучною», потому что души принадлежащих ей соделывает упитанными и умащенными. Гора усыренная, гора тучная. Пс.67:17. Вскую непщуете горы усыренныя? «Усыренное» значит напитанное млеком, то есть, простым словом учения, по сказанному: «млеком вы напоих, а не брашном» (1 Кор. 3, 2). Посему упрекает предполагающих, что и еретические церкви могут быть усыренными, потому что нет в них ничего, что могло бы воспитать для духовного состояния. Поэтому, «вскую непщуете», будто бы вне Церкви есть иные усыренные горы, а не одна паче сия гора, «юже благоволи Бог жити в ней?» А что живет Он в Церкви, это явствует из сказанного Им самим: «зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131, 14). Пс.67:18. Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих. «Колесницею Божией» называет небесные и умные силы, которые носят на себе Бога. Это подобно сказанному: «тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» (Дан. 7, 10). Они же суть и гобзующие, или радующиеся, потому что избавлены от греха. Посему, носимый тьмами на сей колеснице есть тот же Господь, Который и на святой горе Синае дал закон. Он же опять и Пс.67:19. восшел на высоту, разумеет же высоту креста, и пленил плен, то есть возвратил из плена души, плененный диаволом. Ибо это обещал Он, говоря: «аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Приял еси даяния в человецех. От кого же приял даяния человеков, как не от Отца, изрекшего: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое» (Пс. 2, 8)? Ибо не покаряющыяся, еже вселитися. Те самые человеки, которых приял Ты в даяние, древле были непокорящимися, но и в них, говорит, вселился Ты. Смысл речи отыскивается чрез перестановку слов. Приял еси даяния в человецех, почему и вселяешься в них, то есть в данных Тебе. Но те самые, которых приял Ты, древле были непокорны. Явно же, что непокорны были, когда служили твари паче Творца. Пс.67:20. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне. По совершении великого дела возносит песнь Богу Апостольский лик. Поспешит нам Бог спасений наших. Ты, Владыко, отверзешь дверь слова, чтобы благоуспешен был для нас путь проповеди. Пс.67:21. Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная. Ясно выражает уверенность свою, что доведенных до смерти за проповедь изведет победоносно, потому что Его суть «исходища смертная». Пс.67:22. Обаче Бог сокрушит главы врагов его, то есть лика Апостолов, ибо избавит их, сокрушив главы врагов. Выражение же заимствовано от подобия змей, которые, когда нападают на человека, поражаемые в главу, сами погибают. Но речь эта имеет приложение и к начальникам народа иудейского. Верх влас преходящих в прегрешениих своих. «Верхом влас» называет опять главу, разумеет же, что сокрушит главы согрешающих нераскаянно. Пс.67:23. Рече Господь: от Васана обращу. «Васан» толкуется: горечь или преогорчение. Посему говорит, что от дома преогорчевающего, т.е. от дома Израилева, обратит к Себе. Обращу во глубинах морских. И низринувшихся в бездну сластолюбия, говорит, обращу к Себе. Пс.67:24. Яко да омо́чится нога Твоя в кро́ви. Показывает, как они обратятся. Каким же именно образом? Не тем ли самым, что будут низложены лукавые силы? Ибо, по слову Исаии, «сведох кровь их в землю» (Ис. 63, 6), так что нога Его омочена в крови. Здесь слово описывает сие как бы в виде повествования. Язык пес Твоих от враг от Него. Псами называет стражей духовного стада, святых проповедников. Язык их едва не вкушает крови мысленных врагов. Посему разумеет, что Апостольское слово едва не соделается причиною смерти для лукавых демонов. Пс.67:25. Видена быша[v] шествия Твоя, Боже. «Шествиями» Божиими называет то, что совершено по домостроительству, как то: рождение от Девы, чудотворения, восшествие на крест, домостроительственно восприятую смерть, воскресение из мертвых, восхождение на небеса. О сих-то шествиях говорит, что соделались они явными. Шествия Бога моего, Царя моего, Иже во Святем. Видишь, как ясно выражается о Сем, совершающем шествия, что Он и Бог и Царь его, проповедует также о Нем, что Он «во Святем», то есть на горе Синае, по сказанному: «Господь в них в Синаи во Святем» (Пс.67:18). Пс.67:26. Предвариша князи близ поющих. «Князьями» называет святых Апостолов, о которых сказано: «поставиши я князи по всей земли» (Пс. 44, 17). «Поющими» же именует приносящих словесные жертвы хвалы. Посему говорит, что князи «предвариша», то есть первые предначали служение духом и истиною, или служение евангельское. Посреде дев тимпанниц. «Девами» называет души уверовавших, укрепленные Святым Духом, и евангельскою проповедью огласившие поднебесную, в числе которых разуметь должно и Святых Апостолов, как предначинателей служения. Пс.67:27. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. «Источниками» израилевыми были блаженные пророки и прежде них Закон. Посему говорит, что должны мы славословить Бога, не отъинуду почерпая славословия, а только у них. Говорит же это по причине неправославных еретических писаний. Ибо из писаний Закона и пророков благословляется Господь способными из них, как из источников спасения, почерпать с веселием воду, о которой Спаситель сказал: а «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» (Ин. 4, 14). Но достойны обличения разделяющие ветхозаветное и новозаветное Писание, потому что не могут они в церквах благословлять Бога, не имея источников израилевых и Господа их, как дерзающие разделять и самое Божество. Пс.67:28. Тамо Вениамин юнейший во ужасе. Где «тамо», как не посреди поющих? И кто «Вениамин», как не блаженный Апостол Павел, происходивший от колена Вениаминова? Назван же «юнейшим», потому что ему последнему из Апостолов явился Господь. И сказано: «во ужасе» по преизбытку откровений, согласно с тем, что сам он говорит: «аще бо изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем, вам» (2 Кор. 5, 13). Справедливо же упомянул о нем первом из всех, как о потрудившемся паче других. Князи Иудовы владыки их. «Князи Иудовы», говорит, рукоположены во владыки и князья поющих. И они были как из колена Иудова, так из колен Завулонова и Неффалимова: и из колен Завулонова и Неффалимова Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, как извещает Евангелие, а из колена Иудова Левий, или Матфей, и другие Апостолы. Пс.67:29. Заповеждь Боже силою Твоею. Силою Отчею именует Сына, по сказанному: «Христос Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1, 24). Посему, лик Апостолов умоляет Отца, чтобы укрепил, «еже содела в них». Что же соделал в них, как не тело их? Посему просят, чтобы, освободив от тления, облек их в нетление, что и соделает Господь, когда снидет с небес, и мертвые восстанут нетленными. Пс.67:30. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царю дары. «Храмом» Его называет Церковь, «царями» же именует уверовавших во Христа, по сказанному: «вы же... царское священие» (1 Петр. 2, 9). Итак говорит, что из земного храма, то есть из Церкви, по вере призванные в вышний Иерусалим принесут ему дары, очевидно, духовные. Пс.67:31. Запрети звере́м тростным. Поелику многие неприязненно смотрят на житие Святых по Богу, особливо же таковы нечистые демоны, то посему молится, чтобы запретил Бог сим «зверем тростным». Тростником называлось место в Палестине, лежавшее на пути в Иерусалим. Тростник этот наполнен был львами, скрывавшимися в болоте и там подстерегавшими идущих в Иерусалим. Посему, как идущих в Иерусалим подстерегали львы, так и шествующих в мысленный Иерусалим подстерегают мысленные львы. Сонм юне́ц в ю́ницах людских. Разумеет других противников проповеди. Кто же это, как не начальники народа иудейского? Они назывались «юнцами», потому что «юницами» именовался народ. А что действительно назывались они юнцами, это явствует из сказанного: «Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя» (Пс. 21, 13). Они-то и простой народ возбуждали на брань против проповедников. Еже затворити искушенныя сребром. Сребро – Божественные словеса. Говорит же: «запрети» и мысленным, и чувственным врагам, чтобы проповедники Евангелия не были доведены до невозможности более проповедовать. Или так: «запрети» тем и другим, чтобы проповедники не были недопускаемы до проповеди. Расточи язы́ки хотящыя бра́нем: очевидно, разумеет народы в смысле духовном и брани воздвигаемые против Святых. Пс.67:32. Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопия предварит руку свою к Богу. После того как рассеяны и связаны мысленные враги, стекаются уже на проповедь египтяне и ефиопляне. Именем же египтян означает ревностных идолослужителей и противников жития израилева, а именем ефиоплян – пределы земли. Но, каким образом Ефиопия притекла на проповедь, можно видеть это в примере Евнуха ефиоплянина. Пс.67:33. Царства земная, пойте Богу. Показывает, что и все прочие народы вместе с своими царями уверуют во Христа. Воспойте Господеви Пс.67:34. восшедшему на небо небесе. Поелику в предыдущих стихах проповедал о страдании и сошествии Христовом во ад, то проповедует и о восшествии Христовом на небо. А присовокупленное «на востоки» сказано сравнительно. Ибо, как солнце, сокрывшись на западе, восходит на востоке, так и Господь как бы из глубин адовых восшел на небо небесе. Се даст гласу Своему глас силы. «Гласом силы» называет глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по Его велению. Пс.67:35. Дадите славу Богови. Так и Павел говорит: «прославите Бога в телесех ваших, и в душа́х ваших, яже суть Божия» (1 Кор. 6, 20), потому что справедливость требует во всем прославлять Благодетеля. На Израили велелепота Его, и сила Его на о́блацех. Пс.67:36. Дивен Бог во Святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим: благословен Бог. Поелику псалом упомянул о втором Его пришествии, в которое воскресит всех мертвых, то открывает нам различные почести, какие возданы будут Святым, также различные чины Святых. И чины означает словами: «Израиль», «облака», «Святые люди», а почести показывает в словах: «велелепота», «сила», «дивное», «держава». Сверх же всего этого присовокупляет, что Бог «благословен». Ибо ясно, что Святые в тех обителях, то есть небесных, непрестанно будут благословлять Бога, подражая чину горних духов.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.