- 279 Просмотров
- Обсудить
УКАЗАТЕЛИ ЦИТАТ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ Ветхий Завет Быт. Быт. 1. 26 – 75а. 32 Быт. 2. 7 – 67. 6 Быт. 3. 9 – 76. 17 Быт. 4. 7 – ex. c. 1. 10 Быт. 4. 10 – 77. 23 Быт. 15. 6 – 66. 1 Быт. 17. 9–14 – 69. 24 Быт. 21. 12 – 69. 25 Быт. 22. 7 – 55. 2 Быт. 22. 8 – 55. 2 Быт. 27. 20 – 55. 11, 12 Быт. 28. 1 – 62. 2 Быт. 49. 8–9 – 69. 22 Быт. 49. 12 – ex. c. 1. 11 Исх. Исх. 3. 5 – ex. c. 14. 41 Исх. 3. 11 – 55. 5 Исх. 3. 12 – 55. 8, 9 Исх. 3. 13 – 55. 8 Исх. 3. 14 – 55. 8 Исх. 4. 1 – 55. 8 Исх. 4. 10 – 55. 8 Исх. 4. 12 – 55. 8, 9 Исх. 12. 2 – ex. c. 13. 19 Исх. 12. 5–8 – ex. c. 13. 19 Исх. 12. 11–14 – ex. c. 13. 19 Исх. 12. 29 – ex. c. 13. 20 Исх. 12. 31 – ex. c. 13. 20 Исх. 12. 33 – ex. c. 13. 20 Исх. 12. 39 – ex. c. 13. 20 Исх. 16. 4 – 55. 7 Исх. 16. 15 – 54. 2 Исх. 16. 15–16 – 55. 7 Исх. 16. 16 – 54. 2 Исх. 32. 6 – ex. c. 14. 12 Исх. 34. 9 – ex. c. 1. 19 Лев. Лев. 17. 1–3 – 69. 25 Числ. Числ. 3. 12, 13 – 14. 4 Числ. 9. 3 – ex. c. 13. 9, 18 Числ. 16, 3 – ex. c. 14. 52 Числ. 16. 8–11 – ex. c. 14. 54 Втор. Втор. 5. 31 – ex. c. 14. 41 Втор. 6. 5 – 66. 5 Втор. 16. 1 – ex. c. 13. 9, 15, 18 Втор. 19. 14 – ex. c. 8. 7 Втор. 21. 23 – 75а. 25 Втор. 25. 4 – 64. 9 Втор. 32. 35 – ex. c. 14. 84 Втор. 33. 24 – ex. c. 1. 20 Суд. Суд. 13. 8 – 62. 11 Суд. 14. 14 – 62. 15 Суд. 14. 16 – 62. 16 Суд. 14. 18 – 62. 17 Суд. 15. 16 – 62. 23 Суд. 15. 18 – 62. 24 Суд. 16. 30 – 62. 31 1 Цар. 1 Цар. 19. 4, 5 – ex. c. 11. 10 2 Цар. 2 Цар. 3. 28 – ex. c. 11. 10 2 Цар. 12. 13 – ex. c. 11 .7 2 Цар. 24. 10 – ex. c. 11. 8 2 Цар. 24. 14 – ex. c. 11. 8 2 Цар. 24. 15, 17 – ex. c. 11. 9 3 Цар. 3 Цар. 19. 12 – 54. 7 3 Цар. 21. 3 – 75а. 17 4 Цар. 4 Цар. 6. 16 – 77. 11 Иов. Иов. 2. 9 – 76. 16 Иов. 2. 10 – 76. 17 Иов. 33. 4 – 77. 5 Пс. Пс. 4. 5 – ex. c. 14. 60 Пс. 4. 6 – 55. 3 Пс. 8. 3 – 75а. 20 Пс. 10. 3 – Sir. 3 Пс. 11. 7 – 64. 7 Пс. 14. 5, 1 – 62. 4 Пс. 18. 2 – 77. 4; ex. c. 14. 5 Пс. 18. 3 – 77. 6, 8, 15 Пс. 19. 8 – 77. 10 Пс. 22. 5 – ex. c. 14. 31 Пс. 25. 4 – ex. c. 14. 43 Пс. 25. 5 – ex. c. 14. 45, 83 Пс. 29. 10 – 76. 21 Пс. 29. 12 – 76. 21 Пс. 32. 17 – ex. c. 14. 93 Пс. 33. 7 – ex. c. 14. 87 Пс. 35. 1 – ex. c. 14. 83 Пс. 36. 1 – ex. c. 14. 45 Пс. 44. 2 – ex. c. 14. 109 Пс. 45. 5 – ex. c. 14. 78 Пс. 49. 16 – 75а. 17 Пс. 49. 20 – ex. c. 14. 43 Пс. 63. 8 – 75а. 36 Пс. 64. 9–10 1 – ex. c. 14. 81 Пс. 68. 11 – ex. c. 15. 11 Пс. 68. 14 – ex. c. 11. 15 Пс.70. 8 – ex. c. 1. 14 Пс. 75. 3–4 – 76. 21 Пс. 78. 1 – 76. 20 Пс. 81. 1 – ex. c. 14. 6 Пс. 87.5 – ex. c. 14. 110 Пс. 88. 37–38 – ex. c. 13. 4 * * * 185Адресат письма – Феофил, епископ Александрийский (385–412). Письмо написано в 392 г. после Капуанского синода (зима 391/92 г.), на котором обсуждалась антиохийская схизма, начавшаяся в 330 г., после того как ариане низложили епископа Евстафия. В 360 г. епископом был избран Мелетий, сторонник никейской веры. Вскоре он был низложен и сослан императором Констанцием II, а на его место был избран арианин Эзой. В 362 г. Люцифер Кальярский поставил еще одного никейского епископа в Антиохи, Павлина. Когда при Юлиане Отступнике вернулся из изгнания Мелетий, в Антиохи оказалось три епископа: два никейских и один арианский. В поддержке никейских епископов разделились Восток и Запад: Восток (в частности, в лице свт. Василия Великого) поддерживал Мелетия, Запад (в частности, в лице папы Дамаса) – Павлина. На Константинопольском соборе 381 г. преемником Мелетия был избран Флавиан. Западные епископы, в частности свт. Амвросий, выступили против (см.: epist. ex. c. 6, 8, 9). В 388 г. Павлин, умирая, рукоположил епископом Евагрия. После Капуанского синода восточные епископы, собравшись в Кесари Палестинской в 393 г., признали единственным законным епископом Флавиана. 186Евагрий – епископ Антиохийский (с 388 г.). 187Флавиан – епископ Антиохийский (с 381 г.). 188Ср.: Гал. 2. 18. 189В данном письме отсутствует адресат, возможно, это были македонские епископы. По мнению М. Цельнер (P. XXXI), письмо было написано свт. Амвросием от лица Медиоланского собора 393 г. По мнению Либешутца, письмо было направлено от имени Капуанского синода, уже после его закрытия (см.: Liebeschuetz. P. 56–57). 190Боноз, епископ г. Сердика (ныне г. София, Болгария) или г. Наисс (г. Ниш, Сербия), отрицал приснодевство Богородицы и приписывал ей других детей, помимо Иисуса Христа. Его вопрос разбирался на Капуанском синоде. Решение вопроса было поручено македонским епископам, которые низложили Боноза. Против учения Боноза свт. Амвросий написал сочинение «О наставлении девы и о приснодевстве Святой Марии» (393), см. рус. пер.: Свт. Амвросий Медиоланский. Собр. творений. Т. 2. М., 2012. С. 374–467. 191Анисий (383–406), епископ г. Фессалоники после Ахолия, адресат epist. 52, см.: Свт. Амвросий Медиоланский. Собр. творений. Т. 4 Ч. 1. М., 2013. С. 461–465. 192Ср.: inst. u. 4. 35. 193См.: hymn. 5. 19. 194См.: Ин. 1. 29. 195Ср.: Мф. 1. 18. 196Возможно, Вассиан, епископ г. Лоди. 197Письма 72 и 73 являются ответом свт. Амвросия на «Резоляцию» префекта Рима Квинта Аврелия Симмаха. Летом 384 г. Симмах просил малолетнего императора Валентиниана II вернуть алтарь Победы в римскую курию, а также возобновить выдачу средств из казны на содержание коллегии весталок, так как в 382 г. По приказу императора Грациана алтарь Победы был удален из курии, средства жрецов языческих культов были конфискованы, жрецы и весталки лишены привилегий. См. также: epist. ex. c. 10. 198Ср.: Пс. 43. 22. 199Закон Юлиана Отступника от 17 июня 362 г. Запрещал христианам преподавать. Ср. у Аммиана Марцеллина (res gest. 22. 10. 7). 200Из желания получить привилегии по налогообложению некоторые христиане принимали на себя жреческие обязанности, см.: Liebeschuetz. P. 64, n. 4–5. – Примеч. ред. 201М. Цельцер понимает слово «император» как обращение к Валентиниану и выделяет запятыми. – Примеч. ред. 202Возможно, свт. Амвросий имел в виду штрафы, налагаемые на сенаторов за неявку на заседания. 203Императору Грациану, убитому летом 383 г. 204Возможно, речь идет о посольстве к узурпатору Магну Максиму в конце 383 – начале 384 г. 205«Родитель» в данном случае почетный титул. 206То есть императору Феодосию. 207Императору Грациану. 208Узурпатор Маги Максим. См.: epist. 30. 209Валентиниану I, который был императором в 364–375 гг. 210Свт. Амвросий отвечает по пунктам на доводы оппонента в своем письме 73, поэтому «Реляция» Симмаха традиционно публикуется среди писем святителя. – Примеч. ред. 211Кв. Аврелий Симмах (340–402), известный политик и оратор, возможно, был родственником свт. Амвросия со стороны матери. Сохранилось несколько писем Симмаха, адресованные святителю (см.: Banterle. P. 49, not. 1). 212Указание на императорское постановление 384 г., которого добился видный представитель языческой партии префект Рима Веттий Агорий Претекстат. Согласно этому постановлению, префект города должен был восстанавливать государственные памятники и заботиться об их сохранении (см.: Zelzer. P. 21). 213Первый раз Симмах возглавлял подобное посольство в 382 г. к императору Грациану. Алтарь Победы был установлен в курии Октавианом Августом после битвы при мысе Акций в 31 г. до н. э. 214Убитого императора Грациана. Слово «божественный» Симмах применяет к покойным императорам. 215Либешутц считает, что здесь нашел отражение древний обычай, когда оппозиция при внесении закона требовала пересчитать сенаторов, предполагая, что нет кворума для принятия закона (см.: Liebeschuetz. P. 72, not. 1). – Примеч. ред. 216Титулование императора. 217Слово omen использовано, очевидно, как эвфемизм: Симмах считает выдворение алтаря Победы из курии злодеянием, но не может открыто сказать об этом христианскому императору. 218Симмах предлагает оставить алтарь в курии хотя бы как произведение искусства. 219Император Констанций II в 357 г. приказал убрать алтарь Победы из римской курии после своего визита в Рим (см.: Аммиан Марцеллин, res gest. 16. 10. 4). 220Ср. у Вергилия (ecl. 3. 60). 221Ганнибал подошел к Риму в 211 г. до н. э. Сеноны возглавили кельтов в их походе на Рим в 390 г. до н. э. и захватили Рим, но не смогли захватить Капитолий, который спасли гуси, своим гоготом разбудив защитников Капитолия. 222См. у Вергилия (georg. 1. 498). 223То есть высшее божество едино. 224Baiulus – носильщик. Бантерле предлагает переводить как «могильщик» (позднее значение этого слова), см.: Banterle. P. 59, not. 32. – Примеч. ред. 225Либершутц указывает на письма и реляции Симмаха, в которых тот упоминает о неурожае в Африке, главной житнице Рима (см.: Liebeschuetz. P. 76, not. 5). 226Ср. у Вергилия (ecl. 5. 37). 227То есть люди стали питаться желудями. Додона – святилище с дубравой Зевса. Ср. у Вергилия (georg. 1. 148–149). 228Ср. у Вергилия, georg. 1. 159: concussaque famen in siluis solabere quercu. 229Ср. у Вергилия (Aen. 3. 650). 230Император Валентиниан I (364–375). 231См.: Овидий, amor. 3. 10. 21; Валерий Флакк 1. 498. 232Письмо написано в конце лета 384 г., после того как свт. Амвросий ознакомился с «Реляцией» Симмаха, см.: uita A. 26. 233Ср.: Притч. 10. 20. 234Ср. у Вергилия (Aen. 7. 440, 452). 235Римский полководец и государственный деятель Марк Фурий Камилл, одержавший победу в войне с галлами (390 г. до н. э). 236Марк Ацилий Регул, римский полководец времен I Пунической войны. Будучи пленником, был отпущен в Рим, чтобы просить мира на выгодных для карфагенян условиях. Регул, напротив, убедил сограждан не принимать условий карфагенян. Он вернулся в Карфаген, где и был казнен. 237Публий Корнелий Сципион Африканский, римский полководец времен II Пунической войны, победитель Ганнибала. 238Император Валериан, захваченный персами в 260 г. См. у Лактанция (mort. 5). 239Сын императора Валериана Галлеи (253–268), потерявший ряд провинций империи. 240Ср.: Плавт, trucul. 22; Сенека, epist. 76. 3. 241См.: Прем. 4. 8. 242См.: Деян. 17. 23. 243См.: Прем. 13. 10. 244Ср. у Минуция Феликса (Oct. 20. 2); у Тертуллиана (apol. 12. 6); у Лактанция (diu. inst. 2. 2. 14). 245См.: Ин. 3. 15. 246О пурпуре в одежде весталок сообщает только свт. Амвросий. Обычно весталки должны были носить одежду белого цвета. 247См.: uirgb. 1. 15; uirgt. 13. В весталки брали девочек от шести до девяти лет, срок их службы составлял 30 лет. Ср. у Авла Геллия (noct. att. 1. 12). 248Имеется в виду закон Валентиниана I (от 30 июля 370 г.), согласно которому служителям Церкви запрещалось принимать в дар наследство вдов и девиц, см.: Cod. Theod. 16. 2. 20. См. также: off. 1. 20. 87. 249См.: Cod. Theod. 12. 1. 59 (2 сентября 364 г.); 12. 1. 104 (7 ноября 383 г.). Куриалы (декурионы) – члены общинного совета города, которые несли многочисленные финансовые повинности. 250О разграблении христианских храмов при императоре Юлиане Отступнике см. у Созомена (hist. eccl. 5. 5); у Феодорита Киррского (hist. eccl. 3. 12). 251Повествование о мученике Винценции, тело которого, сброшенное в воду, потом прибило волнами к берегу, см. у Пруденция: perist. 5. 437–520. 252См. у Вергилия, Aen. 2. 184: nefas quae triste piaret. 253См. у Вергилия (Aen. 2. 211). 254См. у Вергилия (georg. 1. 8). 255См. у Вергилия (georg. 1. 159). 256См. у Вергилия (georg. 1. 226). 257См. у Вергилия (georg. 1. 134). 258Разливы Нила делали почву плодородной. 259Ср. у Вергилия (Aen. 3. 650). 260Ср. у Вергилия (georg. 1. 103). 261Ср. у Вергилия (ecl. 6. 31–34). 262Ср. у Овидия (met. 1. 7). 263См.: Быт. 1. 2. и след. 264Ср. у Вергилия (ecl. 6. 36–37). 265Ср.: exam. 4. 8. 32–9. 34. 266Ср. у Вергилия (Aen. 3. 645–37). 267Ср. у Вергилия (georg. 1.99). 268Ср. у Вергилия (georg. 2. 51). 269Ср.: exam. 1. 8. 28. 270Ср.: 1 Кор. 13. 11. 271Ср.: 2 Тим. 3. 12. 272Бантерле считает, что речь идет о полах, покрытых ценным мрамором (см.: Banterle. P. 79, not. 60). 273Возможно, это указание на так называемую «хижину Ромула», расположенную на Палатинском холме. 274Альмон – река в Лации, впадающая в Тибр. Ср. у Овидия (fast. 4. 337 – 340). 275Свт. Амвросий, возможно, брал сведения из Геродота (см.: hist. 1. 131). 276Император Констанций крестился перед смертью. См. у Сократа Схоластика (hist. eccl. 2. 47). 277Речь идет об императоре Грациане, убитом 25 августа 383 г. 278Потерпев поражение в битве при Фарсале 9 августа 48 г., Помпей бежал в Египет и был убит возле г. Канон по приказу Птолмея XIII его приближенными, в числе которых был евнух Потин. 279Имеется в виду Кир Великий (VI в. до н. э.), основатель государства персов, покоривший Мидию, Лидию, Элам и другие области. 280Кир Великий погиб от руки царицы массагетов Томирис, отомстившей за смерть сына. 281Гамилькар – имя нескольких карфагенских полководцев. Вероятно, имеется в виду Гамилькар, сын Магона, разбитый при Гиммере в 480 г. до н. э. (см.: Геродот, hist. 7. 166). 282Юлиан сжег свой флот, лишив себя и свою армию возможности вернуться (см.: Аммиан Марцеллин, res gest. 24. 7). 283Письмо написано в декабре 388 г. в Аквилее (см. примеч. к epist. ex. c. 1) и подверглось редактуре перед включением его в «Собрание писем». Отправленный императору текст сохранился также как письмо epist. ex. c. 1a с некоторыми разночтениями (см.: Zelzer. P. XX-XXIII; Liebeschuetz. P. 95–111). Об этих событиях рассказывает Павлин, см.: uita A. 22–23. 284В молитве перед Богом. 285В г. Калинник на Евфрате (ныне Аль-Ракка). 286Labarum – императорское знамя с изображением креста и инициалов Иисуса Христа было введено императором Константином Великим. 287После победы Мария и Катула над кимврами и тевтонами при Верцеллах в 101 г. до н. э. 288См.: Аммиан Марцеллин, res gest. 23. 1. 2; Сократ, hist. eccl. 3. 20; Созомен, hist. eccl. 5. 22. 289Риторическое преуменьшение. Каллиник, занимавший выгодное географическое положение, был выжным торговым центром и мощной крепостью, ср.: Аммиан Марцеллин, res gest. 23. 3. 7. 290Дом Константинопольского патриарха Нектария (381–397) был сожжен арианами в 388 г. 291Сын императора Феодосия Аркадий, август с 383 г. 292Часть римского права, регламентирующая отношения между римлянами и чужеземцами. 293См.: Ириней Лионский, haer. 1. 1; Тертуллиан, adu. ualent.; блж. Августин, haeres. 11. 294Юпитер, Юнона, Аполлон, Диана, Минерва, Марс, Нептун, Венера, Церера, Либер, Меркурий, Вулкан. 295Память семи братьев Маккавеев отмечалась 1 августа. 296См.: Числ. 21. 21–31; 21. 1–3; Исх. 14; 4 Цар. 25; 1 Езд. 1. 297Ср.: 2 Цар. 7. 8–16. 298Имеется ввиду узурпатор Маги Максим. 299После поражений под Сисцией (совр. Сисак в Хорватии) и Петавионом (совр. Птуй в Словении) Максим бежал в Аквилею. 300Речь идет об Андрагафии, который, оставив армию под Сисцией, возглавил морскую флотилию Максима. Узнав о смерти Максима, покончил с собой. 301Войско Феодосия состояло из готов, гуннов и аланов. 302Ср.: Рим. 5. 6. 303См.: Лк. 7. 43. 304Ср.: Суд. 6. 28–31. 305Ср.: Ин. 8. 18–19. 306Возможно, свт. Амвросий имеет в виду указ от 388 г. (Cod. Theod. 16. 5. 14), запрещавший собрание еретических сект. – Примеч. пер. 307См.: 4 Цар. 23. 3–25. 308См. примеч. к epist. 73. 13. 309Комит Востока. 310Аркадий и Гонорий. 311Мятеж 387 г. в Антиохи с низвержением императорских статуй, которому посвящены знаменитые «Беседы о статуях» свт. Иоанна Златоуста. 312Узурпатора Максима. 313Написано в марте 386 г., во время конфликта между императрицей Юстиной, поддерживающей ариан, и свт. Амвросием. В ходе конфликта от святителя потребовали отдать одну из базилик арианам, см.: epist. 75a, 76, 77; блж. Августин, conf. 9. 7. См. также: Liebenschuetz. P. 124–136. 314Арианский епископ г. Дуросторум (ныне г. Силистра в Болгарии) Меркурин по прибытии в Медиолан взял себе имя Авксентий в честь епископа-арианина Авксентия, предшественника свт. Амвросия на Медиоланской кафедре. 315Император Валентиниан I (364–375). 316См.: Сократ, hist. eccl. 4. 1; Феодорит, hist. eccl. 3. 16. 317В 386 г. Валенитинану II было 15 лет. В 392 г. он погиб, см.: epist. 30. 318Свт. Амвросий не успел крестить Валентиниана, см.: ob. Val. 51–55. 319См.: Cod. Theod. 16. 1. 4 (от 23 января 386 г.). Указ разрешает арианские собрания и угрожает смертной казнью тем, кто выступит против этих собраний. 320Валентиниан, собрав спорящие стороны для обсуждения, уже частично нарушает свой приказ, запрещавший такие обсуждения. 321Ариминский собор 359 г. 322I Вселенский собор 325 г. утвердил единосущие Бога Сына и Бога Отца. 323Почетное наименование. На самом деле Феодосий был опекуном Валентиниана II. 324Намек на то, что узурпатор Максим, держащий под своим контролем Галлию и Испанию, поддерживает никейское вероисповедание. Свт. Амвросий обращает внимание Валентиниана на политические последствия его религиозной политики. 325Ср.: Гал. 1. 8. 326Консисторий – императорский совет. 327Возможно, свт. Амвросий напоминает о своих посольствах к Максиму, где ему пришлось защищать Валентиниана в консистории. 328Это письмо является проповедью, с которой свт. Амвросий обратился к верующим в Вербное воскресенье 29 марта 386 г. в Порцианской базилике. 329Ср.: Иов. 2. 7. 330См.: off. 2. 18. 136. 331Ср.: Мф. 10. 28. 332Ср.: epist. 77. 11. См. также: 4 Цар. 6. 12–17. 333Ср.: 4 Цар. 6. 18–23. 334Ср.: Деян. 12. 3–10. 335Ср.: Actus Petri com Simone // Acta apostolorum apocrypha / Ed. R. A. Lipsius, M. Bonnet. Leipzig, 1891. T. 1. P. 45–103. 336Ср.: Ин. 4. 34. 337Ср.: Лк. 4. 30. 338Ср.: Ин. 7. 30. 339Павлин рассказывает о заговорщиках, которые держали наготове повозку, чтобы отправить свт. Амвросия в изгнание, см.: uita A. 12. 340См.: Зах. 5. 2. 341Ср.: 2 Кор. 6. 15. 342Дионисий, епископ Медиоланский после Евсторгия, был отправлен в ссылку вместе с епископом Евсевием Верцелльским за отказ подписать осуждение свт. Афанасия Александрийского на Медиоланском соборе 355 г. 343Евсторгий, епископ Медиоланский (344 – ок. 350). 344Мироклет, епископ Медиоланский, присутствовал на Римском соборе 313 г. 345Ариане отрицали, что Христос – истинный Бог, и считали Его подчиненным Богу Отцу. – Примеч. ред. 346См.: Лк. 8. 37. 347Ср.: Мф. 21. 12. Cathedrae – скамьи менял – переосмысляются как церковные кафедры. Свт. Амвросий, возможно, намекает, что Авксентий виновен в симонии. 348См. примеч. 2 к epist. 75. 1. C. 247. 349На Ариминском соборе 359 г. под давлением властей была принята «никская формула», сводящая отношения Сына к Отцу к подобию. 350В Синод. пер.: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». 351Этот инцидент имел место весной 385 г. О нем рассказывает также блж. Августин; его мать, св. Моника, принимала участие в сопротивлении арианам (см.: conf. 9. 7. 15). 352Как во времена гонений христиан казнили за отказ признавать божество императора, так и теперь их упрекают в недостаточном почтении к императору и в попытке ограничить его волю. 353Ариане следуют примеру иудеев, не признавая Божество Христа. 354То есть доказать, что церковная базилика является собственностью императора. 355Игра слов: aerarius – 1) денежный, казначейский; 2) низшее сословие; aerarium – казна, фонд 356Ср.: hymn. 10. 24–26. См. о сщмч. Лаврентии также у Пруденция (perist. 2). 357Ср.: Лк. 14. 13. 358Значимое свидетельство свт. Амвросия о собственном гимнографическом творчестве. Либешутц высказывает предположение о более раннем начале гимнотворчества свт. Амвросия, если к весне 386 г. его уже обвиняют в общинном пении (см.: Liebeschuetz. P. 159, not. 3). 359Письмо написано в апреле 386 г. (см.: Zelzer. P. 108, not.). 36027 марта. 361Порцианская базилика – либо San Vittore al Corpo, либо San Lorenzo (см.: Zelzer. P. 108, not.). 362Базилика Спасителя. На ее месте ныне находится Миланский кафедральный собор, но фрагменты древней постройки сохранились. 363Префектом претория тогда был Флавий Евсигний (Flauius Eusignius), см.: Liebeschuetz. P. 162, not. 8. 364Это было 29 марта, праздник Входа Господня в Иерусалим. 365Ср. у Григория Турского (hist. franc. 3. 31). Сохранились следы древнего баптистерия под Миланским собором. 366См. о передаче Символа веры между литургией Слова и литургией верных: Свт. Амвросий Медиоланский. Объяснение Символа веры / Пер. прот. А. Гриня // Собр. творений. Т. 1. М., 2012. С. 160–177. – Примеч. ред. 367Страстной седмицы. 368См. законы Валентиниана I, изданные в 367 и 368 гг. (Cod. Theod. 9. 38. 3, 4). 369Возможно, в базилике мчч. Навора и Феликса на кладбище у porta Vercellina, или в базилике, которая находилась рядом с новой. 370Возможно, речь идет о новой базилике. 371Резиденция императорской семьи в разное время находилась в Павии, Аквилее, Тревирах. 372Императрица Юстина. 373Очевидно, свт. Амвросий пошел служить в старую базилику, ее также окружили солдаты. – Примеч. ред. 374Проповедь была произнесена в Страстную среду, когда в церкви в качестве рядового чтения читалась Книга Иова (см.: Zelzer. P. 115). 375См.: Пс. 16. 7. 376См.: Иов. 1. 12. 377См.: Иов. 1. 13–19; 2. 7–9. Ср.: exp. Luc. 4. 38–40. 378См.: Иов. 1. 14–18. 379См.: Быт. 3. 6. 380См.: 3 Цар. 19. 2. 381См.: Мф. 14. 8–11; Мк. 6. 24–28. 382Свт. Амвросий намекает на свою гонительницу, императрицу Юстину. 383Святитель проводит параллель с новозаветными событиями. 384По мнению Либешутца, под «прелюбодеицей» свт. Амвросий подразумевал арианскую общину в русле идущего от пророка Осии толкования (см.: Liebeschuetz. P. 169, not. 1). 385Имеется в виду помазание на царство Саула и Давида Самуилом, Соломона – Нафаном. 386Либешутц отмечает, что до 382 г. император являлся также pontifex maximus (см.: Liebeschuetz. P. 171, not. 2). 387Ср.: Ин. 6. 15. 388Имеется в виду посольство свт. Амвросия к Магну Максиму в 384 г. 389То есть в старой базилике. 3902 апреля, Страстной четверг. 391Ср.: Ион. 4. 3. 392Ср.: Ион. 4. 7. 393О евнухе Каллигоне и его казни в 388 г. см.: Ioseph. 6. 33 и след.; блж. Августин, con. Iul. 6. 14. 394Письмо было написано в июне 386 г. 395См. об этом: uita A. 14; блж. Августин, conf. 9. 7. 16; ciu. dei. 22. 8. 2. 396Ныне Амброзианская базилика в Милане, в которой находятся мощи свт. Амвросия, свв. мчч. Протасия и Гервасия. Сюда же перенесены мощи св. Марцеллины и св. Сатира, сестры и брата святителя, которые прославлены Католической Церковью. 397Basilica in porta Romana – базилика в честь святых апостолов, ныне Сан-Назаро, была освящена в 386 г., см.: uita A. 32. 2. 398Блж. Августин говорит, что свт. Амвросию в видении было открыто место погребения мучеников; см.: conf. 9. 7. 16. 399Очевидно, здесь содержится описание практики изгнания бесов возложением рук. 400Темное место. Издатели и переводчики предлагают различные коньектуры. Возможно, одна из стоявших там женщин. 401День обретения мощей – 17 июня (см.: Zelzer. P. XXXVIII). 402День перенесения мощей – 19 июня. См.: hymn. 13 (II). 403См.: Мк. 3. 17. 404См.: Пс. 112. 9. Ср. также: Ис. 54. 1. 405Ср.: Деян. 5. 15. 406См.: hymn. 13 (11); uita A. 48. 3. 407Мощи свв. Протасия и Гервасия были обретены в момент жестокого противостояния между свт. Амвросием и императорским двором в Медиолане, который требовал от святителя отдать один из храмов арианам. 408Ср.: 2 Кор. 3. 18. 409Усечение главы – обычный способ казни для римских граждан. 410Речь идет о мощах мучеников Феликса и Набора, перенесенных из г. Лоди в Медиолан в начале IV в. епископом Матерном. 411См.: hymn. 13 (11). 11–12. 412То есть в алтарь, где они будут погребены и где совершается Евхаристия. 413Ср.: Откр. 6. 9. 414В 1864 г. были обнаружены два места упокоения, где до 835 г. лежали святые мученики и свт. Амвросий. В 835 г. Ангильберт II над этими захоронениями построил новый саркофаг, в котором положил тела двух мучеников и святителя, так они пребывают до сего дня (см.: Zelzer. P. 134. not.). 415Воскресенье. 416См.: hymn 13 (11). 16–24. 417См.: Ин. 9. 19. 418См.: Ин. 14. 12. 419См.: Исх. 7–11. 420Ср.: Ин. 9. 29. 421Ср.: Мк. 1. 24. 422Написано в декабре 388 г. Свт. Амвросий продолжает тему письма 74, которое в сохранившихся рукописях следует за письмом Марцеллине как epist. ex. c. 1a. Об этом инциденте рассказывает также Павлин (см.: uita A. 22–23). 423На основании этих слов делают предположение о дате письма: свт. Амвросий мог находиться в Аквилее в связи с избранием нового епископа Хроматия, так как еп. Валериан умер в конце ноября 388 г. 424Феодосию Великому, находившемуся тогда в Медиолане. Ср.: epist. 74. 425М. Цельнер, а вслед за ней Либешутц, предлагает понимать эти слова как «я написал письмо императору, которое вместе с этим посылаю [тебе]». – Примеч. ред. 426Ср.: Иез. 37. 16. Исследователи также предлагают видеть в этих словах аллюзию на Иер. 1. 11. 427Ср.: Числ. 17. 8. 428Ср. у Филона Александрийского (Mos. 2. 178–183). 429В epist. 74 (ex. c. 1a) также цитируются эти слова. 430См.: Ис. 9. 6. 431По мнению Либешутца, свт. Амвросий указывает на крещение Иоанна Предтечи (Мк. 1. 4); см.: Liebeschuetz. P. 114, n. 2. 432То есть первородный грех. 433Ср.: sacr. 5. 27. 434См.: Мф. 18. 24–34. 435См.: Филон, sacrif. 72–87. В отличие от Авеля, Каин сберег первые плоды урожая для себя, а Богу принес худшее. – Примеч. ред. 436Ср.: uirgb. 3. 3. 11. 437См.: 1 Кор. 11. 3. 438См.: 1 Кор. 12. 12. 439Ср.: epist. 33. 3. 440Крещение. 441Назореи не должны были стричь волосы, см.: Числ. 6. 5; ср.: epist. 62. 10–31 (история Самсона). – Примеч. ред. 442В первые века христианства выражение osculum pacis означало поцелуй, которым приветствовали друг друга члены Церкви. – Примеч. ред. 443См.: Пс. 50. 17. 444Ср.: Песн. 1. 1. 445Ср.: Лк. 2. 51. 446См.: Лк. 10. 31–32. 447Ср.: hymn. 9. 30–31. 448Ср.: Быт. 8. 11. 449См.: Числ. 22–24. 450См.: Исх. 12. 36. 451См.: Исх. 16. 4. 452См.: Числ. 13. 24. In regionem Botryonis – букв. «в область виноградной грозди» (греч. botrys). 453См.: Числ. 21. 24. 454См.: Иис. Нав. 8. 23–29. Свт. Амвросий здесь смешивает и контаминирует историю Сигона, царя Аморрейского (Числ. 21. 26–29), и историю царя Гайского (Иис. Нав. 8. 23–29). 455См.: Иис. Нав. 10. 3–27. 456См.: 2 Цар. 12. 7–10. 457Тимазий, магистр конницы и пехоты, консул 389 г. Упоминается также у Зосима (hist. nou. 4. 45. 2), Филосторгия (hist. eccl. 10. 8), также в Cod. Theod. 4. 17. 5. 458Ср. воспроизведение того же разговора у Павлина, uita A. 23. 2–3 (см.: Павлин Медиоланский. Житие свт. Амвросия // Свт. Амвросий Медиоланский. Собр. творений. Т. I. М., 2012. С. 79). 459Написано в сентябре 394 г. после победы Феодосия над узурпатором Евгением при Фригиде; см. также: epist. 10. 460Возможно, свт. Амвросий имеет в виду Арбогаста, военачальника, который был инициатором заговора Евгения. 461См.: epist. ex. c. 10. 462О чудесах в битве при Фригиде см.: Созомен, hist. eccl. 7. 24, Сократ, hist. eccl. 5. 25, блж. Августин ciu. dei 5 26. 463В последних словах призыв простить участников заговора Евгения; см. ниже: epist. ex. c. 3. 464Написано осенью 394 г. Речь в этом письме идет о прошении участников заговора Евгения. 465См.: uita A. 31. 4; 46. 1–2. 466Написано в сентябре 381 г. 467Осужденные собором за арианство епископы Палладий Рациарийский и Секундиан Сингидунский. 468Пресвитер Урсин был избран римским епископом после смерти Либерия в сентябре 366 г., однако еще в конце 365 г. сторонники римского епископа Феликса после смерти того рукоположили епископом Дамаса. Между римскими христианами начались жестокие схватки, Урсина сослали в Галлию. 469Война с готами на Балканах, продолжавшаяся до октября 382 г. 470Иулиан Валент, арианский епископ г. Петовион в Паннонии; см.: Gesta epist. 2. 9. – Примеч. ред. 471Ср.: 2 Ин. 10. 472Возможно, префект Рима позволил Урсину вернуться в город. 473Написано в сентябре 381 г. вместе с письмами 8 и 9; см. также: epist. 70. 474Арианин, которого Евзой Антиохийский рукоположил епископом Александрийским после смещения Петра; см.: Феодорит, hist. eccl. 4. 21–22; Сократ, hist. eccl. 4. 24. 475Арианский епископ Константинополя в 370–380 гг., смещенный императором Феодосием; см.: Сократ, hist. eccl. 4. 14; 5. 7. 476Палладий и Секундиан. См. предыдущее письмо. 477Тимофей, епископ Александрийский в 381–385 гг. 478Имеется в виду вторжение визиготов на Балканы. 479Обращение к Грациану и Валентиниану II указывает, что реляция написана после гибели императора Валента в августе 378 г. в битве при Адрианополе и до провозглашения императором Феодосия (январь 379 г.). Послание Римского собора 378 г. сохранилось среди писем свт. Амвросия, не вошедших в собрание. Возможно, это говорит об авторстве свт. Амвросия, хотя такие известные исследователи, как Паланк (см.: Palanque J. – R. Saint Ambroise et l`Empire romain: Contribution a%` l`histoire des rapports de l`Église et de l`Étar a%` la fin du IV sie%`cle. P., 1933. P. 62), Гризон (см.: Gryson R. Le texte des Actes du concile d`Aquilée (381) / Scriptorium. 1984. 38. P. 132, n. 5) и другие, выступают против атрибуции письма свт. Амвросию. Не в пользу авторства свидетельствует и риторическая неубедительность письма. Предложенная и послании система канонического права хотя и была одобрена Грацианом (сохранился его ответ на имя заместителя префекта Рима Аквилина (см.: Collectio Avellana. CSEL 35. 54–58, также препечатано М. Цельнер: CSEL 82. 3. P. XCIII-XCV), в котором он принимает многие предложения собора), но не получила тогда юридического оформления на государственном уровне, хотя и свидетельствует о тенденции возвеличить авторитет римского епископа, проявившейся в правление римского епископа Дамаса (366–384) и поддержанной его преемником Сирицием (385–399). Лишь 17-я новелла императора Валентиниана III (445) утверждает первенство папы. См. об этом: Girardet K. M. Gericht über den Bischof von Rome // Historische Zetsehrift. 1994. 259. S. 1–38. 480Собор в Риме под председательством епископа Дамаса проходил при участии 44 епископов (см.: MGH, Gest. pont. 1. 84; Banterle. P. 205, n. 1). 481Одной из задач собора, как видно из обращения, было разрешить конфликт между римским епископом Дамасом (366–384) и дьяконом Урсином. О выборах римского епископа в 366 г. сохранилось свидетельство Аммиана Марцеллина (см.: res. gest. 27. 3. 11–13), см. также: Руфин Аквилейский, hist. eccl. 11. 10. 482Букв. «не в боках» (in lateribus), т. е. не подвергая пыткам. 483Отправлен в ссылку в Галлию. Из текста реляции ясно, что Урсин пользовался поддержкой во многих областях Италии и через 12 лет после избрания Дамаса. 484Incubare переводим как «незаконно обладать»; ср.: incubator – «епископ, незаконно получивший сан» (Blaise A. Lexicon latinitatis medii aevi. Brepols, 1975. P. 471). 485Урбан Пармский; см.: Diss. Max. 125. 486Реститут, епископ Карфагенский, председатель Ариминского собора 359 г. 487См.: Cod. Theod. 16. 6. 1 (376); 2 (377): Liebeschuetz. P. 251, n. 6. 488Клавдиан был рукоположен донатистами епископом Рима в 376 (377) г. В ответ на это обращение Римского собора император Грациан приказал Клавдиану вернуться в Африку. Сохранились свидетельства разбойничьей деятельности донатистов в Африке; см.: Поссидий, uit. Aug. 9; блж. Августин, epist. 185. 15; epist. 133. 2. Позднее Карфагенский собор 404 г. был вынужден обратиться к императорской власти с просьбой принять меры против донатистов (см.: Cod. Theod. 16. 5. 38). 489Очевидно, Исаак выступил с обвинением против епископа Дамаса, и тому пришлось защищаться перед светскими властями. 490Епископ Дамас. 491Исаака сослали в Испанию, см.: Collectio Avellana. 13. 5. 492В 378 г. (379?) префектами Галлии, Италии, Африки и Иллирика были вместе Авзоний и Гесперий. 493Заместитель префекта претория. 494Возможно, речь идет о праве Дамаса апеллировать к суду императора. 495Возможно, имеется в виду консистория. 496То есть собору епископов. 497Римский папа Сильвестр (314–335). 498Император Константин Великий (306–337). 499См.: Деян. 25. 11–12. 500См.: 1 Тим. 5. 19. 501В поздней империи пытки применялись даже против свободнорожденных римских граждан. 502По мнению Либешутца, это письмо является заключительным в серии писем (epist. 6, 9, 8), отправленных от имени Аквилейского собора 381 г. по поводу избрания на Константинопольском соборе летом 381 г. Нектария Константинопольского и Флавиана Антиохийского. От имени епископов Сев. Италии свт. Амвросий, очевидно, предлагал созвать собор в Италии для обсуждения решений Константинопольского собора; см.: Liebeschuetz, P. 231–243. – Примеч. ред. 503Аполлинарий, епископ Лаодикийский (ок. 361–390), учил, что Слово Божье занимает в Богочеловеке Христе место человеческой разумной души (логоса). Его учение было осуждено на Константинопольском соборе 381 г. 504Написано после Аквилейского собора 381 г. 505В сопоставлении со следующей фразой полагаем чтение catholicos ecclesiis издательской ошибкой либо опечаткой и читаем catholicis ecclesias. 506Свт. Флавиана Антиохийского (381–404). Мелетианская схизма в Антиохии продолжалась до 415 г. 507Константинопольский патриарх Нектарий (381–397). 508Максим Киник, пытавшийся занять Константинопольскую кафедру в 380 г. Не был признан императором Феодосием и Константинопольским собором, апеллировал к Аквилейскому собору. 509Петр, епископ Александрийский, преемник свт. Афанасия. 510Свт. Григорий Богослов, епископ Назианзийский. 511Нестория и Максима. 512О епископе Ахолии (Асхолии) см.: epist. 51. 513Император Грациан. 514Евгений – император-узурпатор в 392–394 гг., пришедший к власти при помощи полководца Арбогаста, язычника франка. Сам Евгений был христианином, но потворствовал язычникам. Письмо послано весной 393 г. из Флоренции, куда свт. Амвросий уехал, чтобы не встречаться с Евгением. 515Ср.: Пс. 110. 10. 516В 382–284 гг. 517См.: epist. 72 и 73. 518См.: obit. V. 23; epist. 25. 519О Бавтоне см.: epist. 30. 4. 520Руморид – magister militum при Валентиниане II, консул 403 г. Был по происхождению германцем и, соответственно, разделял языческие верования своего народа. 521В 391 г. 522В Виенне (недалеко от совр. Лиона, Франция). 523Евгений отказался возвращать привилегии языческим храмам, но щедро наградил самих просителей, что и было завуалированным исполнением их просьбы. 524Ср.: Деян. 1. 24. 525Ср.: uita A. 27. 2. 526См.: 2 Макк. 4. 18–20. 527Сирийский царь Антиох IV Епифан (175–164 гг. до н. э.), насильственно эллинизировавший евреев. Это послужило поводом к восстанию под предводительством Маккавеев. 528Антиох IV назначил Иасона первосвященником в 175 г. до н. э. 529Иасон обещал Антиоху записывать иерусалимлян антиохийцам (см.: 2 Макк. 4. 9). – Примеч. ред. 530Ср.: uita A. 27. 3. 531Это письмо было написано в 390 г. в связи с убийством тысяч горожан в Фессалониках готскими наемниками императора Феодосия, после того как в ходе городского восстания горожане убили готского полководца (см. об этом: Руфин, hist. eccl. 11. 18; uita A. 24–25; Созомен, hist eccl. 7. 25). О покаянии императора Феодосия свт. Амвросий говорит в obit. Th. 34. – Примеч. ред. 532Ср.: Гомер, Od. 12. 173–177. 533Ср.: Иез. 3. 18. 534Ср.: 2 Цар. 12. 1–4. 535Ср.: 2 Цар. 12. 13. 536См.: 2 Цар. 24. 10. 537На самом деле пророк Гад. 538В Священном Писании сказано «семь лет», но здесь для риторики свт. Амвросий говорит «три кары, три года, три месяца, три дня». – Примеч. ред. 539Ср.: Иов. 31. 33 540Согласно Феодориту Кирскому (см.: hist. eccl. 5. 17), было убито семь тысяч человек. 541По-видимому, к императору Константину Великому. 542См.: Ос. 6. 6. 543Император Валентиниан I. Другие переводчики (см.: Banterle. P. 241, not. 10; Liebeschuetz. P. 269) понимают под «отцом Грациана» самого Феодосия, считая, что у него был младенец сын, умерший незадолго до этого письма. Таким образом, напоминание об умершем сыне является указанием на гнев Божий за расправу над Фессалониками. – Примеч. пер. 544Написано в 380 г. 545Первые две книги трактата свт. Амвросия «О вере». 546Трактат свт. Амвросия «О Святом Духе». 547Письмо написано в 386 г. В нем свт. Амвросий показывает, как определяются дни Пасхи в Александрийской Церкви, и утверждает, что празднование Пасхи в следующем, 387 г., не противоречит древнему обычаю. Сомнение вызывало то, что празднование было назначено на 25 апреля, а в этот день, по мнению римского епископа Сириция, возможно, желавшего возродить 84-годичный цикл древней Римской Церкви, уже оказался за пределами месяца нисана. Некоторые исследователи (Б. Круш, Э. Шварц) считали, что письмо не принадлежит свт. Амвросию и написано позже, в VI в., потому что в нем якобы используются аргументы сочинения Дионисия Малого (525). Однако М. Цельнер считает его подлинным (см.: Zelzer. P. CX-VIII, а также: Zelzer M. Zum Osterfestbrief des hl. Ambrosius, und zur römischen Osterberechnigung des 4 Jahrhunderts // Wiener Studien. 1978. 91. S. 187–204), показывая, что и свт. Амвросий, и Дионисий Малый пользовались пасхальными таблицами александрийского патриарха Феофила (385–412). 548Алексанрийский 19-летний цикл, применявшийся при исчислении Пасхи. 549Ср.: Кол. 2. 16. 550Ср. у Вергилия, georg. 1. 277: quintam fuge. 551Пятый день после календ, нон и ид. Ср. у Авла Гелия (noct. att. 5. 17). 552«Египетские» дни – это 3 и 21 апреля, 3 мая, 19 сентября и 3 октября. 553«Первый месяц» – авив или нисан, соответствует марту-апрелю. Ср.: Числ. 9. 3. 554См.: Мф. 5. 17. 555См.: Chronicon Paschale, Prol. 224. 556Понедельник. 55718 апреля. 55825 апреля. 559То есть в 373 и 377 г. 56024 марта и 31 марта соответственно. 5619 апреля и 16 апреля соответственно. 56220 марта. Иудеи в 387 г. праздновали пасху до дня равноденствия. 56325 февраля и 26 марта соответственно. 56427 марта и 25 апреля соответственно. 56525 апреля. 56621 марта и 21 апреля соответственно. 56721 апреля 379 г. 56823 апреля. 56918 апреля. 570Ноны – первая четверть луны (чаще 5-е число месяца, в марте, мае, июле и октябре – 7-е). 571Ср.: Chronicon paschale, Prol. 222. 572Ср.: Исх. 12. 34. 573См.: 1 Кор. 10. 1–4. 57423 апреля 360 г. 575Это последнее известное письмо свт. Амвросия, написанное в 396–397 гг. После смерти епископа Лимения, преемника свт. Евсевия (345–371), Верцелльская Церковь оставалась без епископа из-за возникших в ней раздоров. Впоследствии епископом был избран Гонорат. О том, как Гонорат причащал свт. Амвросия перед смертью, повествует Павлин Медиоланский (см.: uita A. 47). 576Свт. Евсевия. 577В епископском сане. 578Ср.: Еф. 2. 14. 579Ср.: 1 Кор. 1. 30. 580Ср.: Ин. 10. 11. 581Ср.: Деян. 20. 29. 582Эти два монаха, последователи учения Иовиниана, оставили свой монастырь в Медиолане; см.: epist. Sir; epist. ex. c. 15; expl. ps. 25. 49. 583В действительности эпикурейцы учили не предаваться чувственным удовольствиям, но избегать всего, что вызывает страдание. 584Ср. у Эпикура (sent. 10). 585Издатели-мавристы предполагали, что речь идет о Филодеме Гадарском (I в. до н. э.). 586Ср.: Деян. 10. 10–16. 587Ср.: Втор. 9. 9 и след. 588Ср.: Дан. 14. 30–39; 9. 20–27. 589Ср.: Тов. 12. 9. 590Параграф изречения Эпикура (см.: sent. 2); см.: Liebeschuetz. P. 302, not. 4. 591Очевидно, Гемарх, преемник Эпикура; см.: Zelzer. P. 245. 592См.: Эпиктет, epist. ad Menoec. 132. 593См.: Эпиктет, fr. 124 (?). 594В Синод. пер.: «и женщина, именем Дамарь». 595Ср.: Деян. 17. 34. 596Имеется в виду Ной. Ср.: Быт. 9. 20 и след. 597Ср.: 3 Цар. 19. 6, 8. 598Ср.: Исх. 17. 6. 599Ср.: Дан. 1. 12, 14, 30–39. 600Ср.: Дан. 3. 20 и след. 601Ср.: Иудифь. 12. 15–13. 10. 602Ср.: Есф. 4. 16–7. 10. 603Ср.: Лк. 2. 37–39. 604Ср.: Мф. 3. 4, 11. 605Ср.: 4 Цар. 4. 39. 606Ср.: 2 Езд. 8. 2–8. 607Ср.: 2 Кор. 11. 27–30. 608Тема, часто встречающаяся у свт. Амвросия, например: hymn. 2. 23–24. См. также: Lewy H. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. 609Ср.: 1 Кор. 7. 5. 610Ср.: hymn. 5. 15. 611Ср.: Исх. 15. 20. 612Ср.: uirgb. 2. 3. 19; а также: Acta Pauli et Theclae, 28. 613Ср.: lacob 2. 9. 19; а также у Вергилия (Aen. 9. 339; 10. 723). 614Ср.: Еф. 5. 27. 615См.: Рим. 14. 2. 616См.: 1 Кор. 7. 3. 617Ср. у Вергилия (georg. 3. 348). 618Ср.: Мф. 8. 17. 619Ср.: Ин. 1. 29. 620Ср.: Евр. 5. 5. 621Ср.: Евр. 7. 3. 622Ср.: Числ. 16. 47–48. 623О восстании Корея см.: Числ. 16. 624Сепфора, жена Моисея. 625Ср.: Числ. 12. 626Ср.: Числ. 17. 1–11. 627Ср.: off. 1. 3. 13; 1. 21. 96. 628Ср.: off. 1. 1. 4; paenit. 2. 8. 67. 629См.: 10-е правило Сардикского собора (343). 630Свт. Евсевий Верцелльский ввел так называемую верцелльскую общину, где священнослужители жили монашеской общиной; см.: Crovella E. S. Eusebio protovescovo e patrono di Vercelli e del Piemonte. Vercelli, 1971. 631Ср.: Евр. 11. 37. 632Ср.: Дан. 1. 6 и след. 633См. примеч. к epist. 75a. 18. 634См.: 1 Кор. 9. 24. 635См.: Еф. 6. 12. 636Ср.: 3 Цар. 17. 3. 637См.: 3 Цар. 19. 8–9. 638Ср.: 3 Цар. 19. 16. 639См.: Лк. 3. 2. 640Ср.: 3 Цар. 17. 4–6. 641Ср.: fug. 6. 34; а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 41. 16). 642Ср.: fug. 6. 34; а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 14. 18; 33. 13). 643Ср. у блж. Иеронима (nom. hebr. 3. 20; 41. 5). 644Ср.: 1 Кор. 3. 2. 645То есть о епископе. 646То есть к клирикам, которые жили в Верцеллах монашеской общиной. 647См.: Кол. 3. 11. 648Ср.: 1 Петр. 1. 17; Иак. 2. 1. 649Ср.: Мф. 5. 3. 650Ср.: Откр. 3. 12; 21. 2. 651Ср.: Ис. 1. 3. 652См.: Исх. 12. 11. 653Ср.: Быт. 25. 31–34; 27. 1–35. 654См.: примеч. к epist. 4. 17. 655См.: Быт. 28–30. 656См.: Быт. 33. 1–10. 657См.: Ин. 1. 29. 658Ср. у Вергилия (Aen. 4. 366); а также: lacob. 2. 6. 27. 659Ср.: Кол. 3. 13. 660См.: Исх. 33. 7. 661См.: Исх. 29. 14. 662См.: Быт. 18. 3 и след. 663См.: Быт. 17. 16 и след. 664См.: Быт. 19. 2 и след. 665См.: Иис. Нав. 2. 1 и след. 666Букв. «отлучайте от груди». 667См.: Исх. 20. 12. 668Ср.: Лк. 9. 23. 669См.: Ин. 19. 25; а также: inst. u. 7. 49 и секвенцию Stabat Mater. 670См.: Мф. 27. 51; Мк. 15. 33; Лк. 23. 44–45. 671См.: Лк. 23. 40–43. 672Ср.: hymn. 5. 19. 673Ср.: inst. u. 7. 49. 674См.: 1 Петр. 2. 18. 675Письмо написано, скорее всего, в 393 г. (см.: Zelzer. P. CXXVII). Римский епископ Сириций (384–399) сообщает об отлучении от Церкви Иовиниана и его последователей. Иовиниан, который был прежде монахом, выступил против аскетической практики и подвига девства. Противниками его учения были блж. Иероним (adu. lou.); блж. Августин (bon. coniug. 2. 48; haeres. 82). Письмо было послано в Милан, где на соборе епископы одобрили решение Сириция (см. ниже: epist. 15). Это письмо епископа Сириция, сохранившееся среди писем свт. Амвросия, впервые говорит о первенстве девства над брачным состоянием (см.: Hunter D. Rereading the Jovinianist Controversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity // Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. 33: 3. P. 453–470). 676Иовиниан и его последователи. 677Ср.: epist. 62. 7, где говорится о покровении невесты епископом во время совершения христианского брака. 678Ср.: Гал. 1. 8. 679Письмо является ответом на предыдущее послание епископа Сириция 393 г. 680Сабин, епископ г. Плаценция (ныне г. Пьяченца); ему адресовано несколько писем свт. Амвросия (7. 32–34. 37, 39). 681Свт. Вассиан Лавдийский (ныне г. Лоди, недалеко от Милана). 682Ср.: Ин. 10. 7. 683Пальмовая ветвь вручалась как награда победителю. Этот образ часто встречается у свт. Амвросия; см., например: Isaac. 5. 65; 5. 67. 684В Своде каноничеких правил Католической Церкви до 1983 г. одной из целей брака называется remedium concupiscentiae (см.: Banterle. P. 327, n. 2). 685См. 1 Кор. 7. 39. 686Свт. Амвросий имеет в виду Еву и Божию Матерь. 687Учение о том, что Божья Матерь пребыла девой по Рождестве, было впервые высказано в Западной Церкви именно свт. Амвросием (см.: uirgb. 1. 31); см.: Hunter D. Rereading the Jovinianist Controversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity. P. 458, 460. См. также похвалу девству: epist. ex. c. 14. 36. 688Ср. Иез. 43. 1–4. 689См.: Исх. 17. 6. 690См.: Исх. 14. 22. 691См.: Числ. 20. 11. 692См.: 4 Цар. 6. 6. 693См.: Мф. 14. 29. 694См.: Исх. 15. 20 (о Мариам). 695Высокая оценка целомудрия содержится в следующих творениях свт. Амвросия: «О девственницах», «О вдовицах», «О девстве», «О наставлении девы и приснодевстве святой Марии», «Увещание к девству» (см. рус. пер.: Свт. Амвросий Медиоланский. Собр. творений. Т. 2 / Пер. А. Вознесенского; [Под. ред. Т. Л. Александровой]. М., 2012). 696Блж. Иероним писал, что Иовиниан в подтверждение своего учения цитировал слова ап. Павла (1 Тим. 4. 3–5); см.: adu. lou. 1. 40; 2, 21, 36. 697См.: 1 Кор. 9. 27. 698См.: 1Кор. 9. 19. 699См.: 2 Кор. 6. 5. 700Эта цитата из Послания к колоссянам трактуется свт. Амвросием особым образом; см.: bon. mort. 3. 10; paenit. 2. 10. 97. В epist. 11. 13 эта цитата немного изменена: ad corruptelam. 701См.: Еф. 4. 22. 702См. Книгу у пророка Ионы, особенно: Ион. 3. 5. 703Манихеи придерживались докетистских воззрений и считали Христа лишь «видением», а Его плоть призрачной. Иовиниан же и его последователи утверждали, как можно предположить из послания свт. Амвросия, что рождение Господа во плоти произошло по законам естества. Очевидно, свт. Амвросий называет их «манихеями», желая поставить вне закона (см.: Cod. Theod. 16. 5. 18, 389 г.). В свою очередь Иовиниан называл манихеем самого свт. Амвросия за его учение о непорочном рождении (uirginitas in partu), об этом упоминает блж. Августин (de nuptis 2. 5. 15; con. lul. 1. 2. 4); см.: Hunter D. Rereading the Jovinianist Controversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity. P. 458. 704Евенций, епископ г. Тицин (совр. Павия); Максим, епископ г. Эмон (совр. Любляна); Феликс, епископ г. Ком (совр. Комо); Феодул, епископ г. Октодур (совр. Мартиньи); Геминиан, епископ г. Мутина (совр. Модена); Евстасий, епископ г. Дертона (совр. Тортона); Констанций, епископ г. Клатерна (совр. Имола); см.: Zelzer. P. 311, not.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.