- 1690 Просмотров
- Обсудить
А.Ф.Лосев
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН
Часть Первая
СРЕДНЯЯ КЛАССИКА,
ИЛИ ЭСТЕТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ.
СОФИСТЫ, СОКРАТ И СОКРАТИКИ
СОФИСТЫ
§1. Общие положения
1. Греческое Просвещение. – 2. Главнейшие софисты.
§2. Основные тезисы
1. Анархическая теория природы и искусства. – 2. Эстетический анархизм толпы. – 3. Общий эстетический релятивизм. – 4. Недостаточность приведенных материалов.
§3. Уточнения в области философии
1. Уточнения в области субъективизма и индивидуализма. – 2. Отношение к мифологии. – 3. Прекрасное.
§4. Учение о слове
1. Сила слова. – 2. Отдельные имена. – 3. Синонимика Продика. – 4. Другие языковые наблюдения.
§5. Искусство
1. Некоторые общие суждения о прекрасном и искусстве. – 2. Риторика. – 3. Литература вообще и другие искусства.
§6. Историческое значение софистики
1. Отрицательные черты. – 2. Положительные черты. – 3. Эстетика софистов как средняя ступень античной классики. – 4. Софисты и Сократ.
СОКРАТ
§1. Место Сократа
1. Проблема смысла. – 2. Жизнь как проблема. – 3. Красота разума - неизбежный императив соответствующего исторического периода. – 4. Красота сознания и красота вещей.
§2. Специфика прекрасного
1. Общесмысловая сфера прекрасного. – 2. Историко-диалектическое происхождение Сократова учения о специфике прекрасного.
§3. Эстетический, телеологический и утилитарный принципы
1. Телеологический и эстетический принципы. – 2. Эстетический и утилитарный принципы.
§4. Сократ и античное понятие иронии
1. Эстетические модификации. – 2. Платоновские материалы о сократовской иронии. – 3. Социально-историческая характеристика иронии Сократа.
§5. К характеристике Сократа
СОКРАТИКИ
§1. Вступительные замечания
§2. Киники
1. Прекрасное и доброе. – 2. Безобразное. – 3. Эстетика безобразного. – 4. Логическая структура древнейшего кинизма. – 5. Эстетическая структура кинизма. – 6. Итог и историческое значение.
§3. Киренаики
1. Основной принцип. – 2. Свобода духа. – 3. Содержание эстетического принципа. – 4. Черты дуализма. – 5. Саморазоблачение гедонизма. – 6. Структурное сходство кинической и киренейской эстетики.
§4. Остальные сократики
1. Имена некоторых эстетиков. – 2. Мегарская школа. – 3. Правоверные ученики Сократа.
ПЕРЕХОД К ВЫСОКОЙ КЛАССИКЕ
§1. Подготовка платоновской эстетики в предыдущей философии
1. Социально-историческая почва. – 2. Роль софистов. – 3. Роль Сократа. – 4. Искания односторонних синтезов в сократических школах. – 5. Результат односторонних синтезов.
§2. Сущность и историческая необходимость эстетики Платона и Аристотеля
1. Логическая сущность. – 2. Преимущества платоно-аристотелевского синтеза. – 3. Почему объективный идеализм оказался выражением высокой и поздней классики в Греции. – 4. Стилистическая сущность высокой и поздней классики. – 5. Историческая необходимость платоно-аристотелевской эстетики.
Часть Вторая
ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (ПЛАТОН),
ИЛИ ЭСТЕТИКА ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
ВВЕДЕНИЕ
§1. Исходный пункт эстетики
1. Трудности изучения эстетики Платона. – 2. Учение Платона об идеях как предпосылка его эстетики. – 3. Мифология на стадии абстрактной всеобщности. – 4. Сводная формула платоновской идеи. – 5. Синтез космологии и антропологии.
§2. Ступени и проблемы эстетики
1. Ступени платоновской эстетики. – 2. Проблемы платоновской эстетики.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
§1. Эстетический принцип с описательной точки зрения
1. Отграничение эстетической области. "Гиппий бóльший". – 2. То же. "Ион". – 3. "Федр". – 4. "Горгий". "Филеб". – 5. Значение платоновских отграничений. – 6. Разные понимания описательного метода.
§2. Эстетический принцип в его трансцендентальном развитии
1. Общий феноменолого-трансцендентально-диалектический принцип. – 2. Учение о "средине". – 3. "Пир" и его учение о синтезе знания и чувственности в эстетическом сознании. – 4. "Пир" и его учение об эротическом восхождении. – 5. Общая характеристика "Пира". – 6. Эстетический предмет в "Федре". – 7. Материалы других диалогов. – 8. Трансцендентальная мифология "Федра". – 9. Трансцендентализм в эстетике "Федра". – 10. Философско-стилистические особенности "Федра". – 11. Истинное значение "души", "живого" и "тела" как трансцендентальных принципов.
§3. Эстетический принцип в его диалектическом развитии
1. Общий характер диалектики Платона. – 2. Необходимые сведения из "Парменида" и "Государства". – 3. "Филеб" с точки зрения эстетики. Основная тема. – 4. Идеальные и материальные моменты в учении о синтезе удовольствия и разумности. – 5. Пять принципов эстетической структуры в "Филебе". – 6. Значение "Филеба".
§4. Заключение об эстетическом принципе (об эстетическом предмете и его сознании)
1. Предварительная характеристика. – 2. Некоторые детали, полезные для усвоения платоновского эстетического принципа в области сознания и в области предмета сознания. – 3. Некоторые допустимые конструктивные формулы платоновского эстетического принципа.
§5. Терминология
1. Основной термин. – 2. "Калокагатия". – 3. "Безобразное" (и некоторые соседние эстетические термины). – 4. Два оригинальных текста.
МОДИФИКАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА
Вступительные замечания
§1. Доструктурные модификации
1. Простота. – 2. Чистота. – 3. Прямота.
§2. Элементарные структурно-числовые модификации
1. Платоновское учение о числе. Некоторые предварительные сведения. – 2. Основное учение о числе. – 3. Число как регулятор государственной и общественной жизни. – 4. Непрерывность. – 5. Единство и множество (многообразие). – 6. Цельность.
§3. Развитые структурно-числовые модификации
1. Равенство. – 2. Подобие. – 3. Совершенство.
§4. Структурно-числовые модификации в специфическом смысле, или конструктивные
1. Начало, середина и конец. – 2. Начало, или принцип. – 3. Середина как принцип эстетики доксической и дианоэтической. – 4. Середина как принцип эстетики тимологической и софронистической. – 5. Другие весьма важные применения принципа середины. – 6. Конец, или цель, как принцип эстетики телеологической. – 7. Итог эстетики начала, середины и конца. – 8. Величина. – 9. Порядок. – 10. Мера. – 11. Равномерность. – 12. Гармония. – 13. Симметрия. – 14. Ритм. – 15. Пропорция.
§5. Синтетически-структурные модификации
1. Энергичное, мужское, острое и мягкое, женское, сдержанное. Основные тексты. – 2.То же. Второстепенные тексты
§6. Внешне-качественные модификации
1. Гладкость. – 2. Легкость. – 3. Тонкость. – 4. Острота. – 5. Гибкость и некоторые другие подобные термины. – 6. Необходимые замечания к теории света у Платона. – 7. Светоносность. – 8. Пестрота. – 9. Сила и здоровье. – 10. Нежность и некоторые другие подобные термины. – 11. Украшение. – 12. Сводка предыдущего.
§7. Общие субъективные (внутренние) модификации
1. Ощущение и восприятие. – 2. Представление. – 3. Воспоминание. – 4. Мышление. – 5. Феория. – 6. Удовольствие и наслаждение. – 7. Аффекты, энтузиазм, мания. – 8. Добротность, доблесть, благородство, достоинство. – 9. Мудрость. – 10. Любовь. – 11. Блаженство и счастье. – 12. Итог.
§8. Специальные субъективные модификации
1. Терминологическая пестрота. – 2. Элементарно-чувственная область с ее эстетическими оттенками. – 3. Симпатически-оценочные переживания. Филиологическая и сторгологическая эстетика. – 4. Разумная любовь и сострадание, или эстетика агапетическая и элеологическая. – 5. Удивление как переход к возвышенному. – 6. Возвышенное. – 7. Трагическое. – 8. Комическое. – 9. Игра. – 10. Общий итог внутренней модификации.
§9. Предметно-смысловые модификации
1. Общий характер предметно-смысловых модификаций. – 2. Бытие и субстанция. Логос. – 3. Природа. – 4. Структурные разновидности предметно-смыслового целого (схема, морфе, тип, род и часть, или момент, эйдос и идея). – 5. Модельно-порождающие функции смысловой предметности (ипотеса, метод и закон). – 6. Модельная порожденность смысловой предметности (образ). – 7. Символическая природа смысловой предметности (знак и символ, изваяние).
§10. Творчески-жизненные модификации
1. Первообраз, или образец. – 2. Демиург. – 3. Принцип материи, или необходимости. – 4. Субъект творчески-жизненной деятельности в совокупности всех его материальных функций, или софия. – 5. Материя в совокупности всех наличных в ней идеальных воплощений, или космические ум, душа и тело.
§11. Мифологическая модификация
1. Необходимость для Платона мифологического принципа. – 2. Существенные черты платоновской мифологии. – 3. Терминология.
§12. Итог изучения платоновского эстетического принципа и его модификаций
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Вступительные замечания
§1. Материя
1. Общее определение. – 2. Инфинитезимальный смысл. – 3. Геометрически-физически-музыкальный смысл. – 4. Художественный смысл.
§2. Тело
1. Красота тела вообще. – 2. Неорганическая природа. – 3. Неорганическая и органическая природа. – 4. Свет и цвет. – 5. Звуки.
§3. Человек
1. Человек на фоне художественной действительности вообще. – 2. Красота человеческого тела. – 3. Неразрывность знания и чувственного ощущения.
§4. Общество
1. Историческая основа. – 2. Субстанциональный символизм. – 3. Три сословия. – 4. Общая психология. – 5. Теория познания. – 6. Симметрия и гармония в этической области. – 7. Субъективный коррелат.
§5. Космос и его структура
1. Космос - цельное и нерушимое трехмерное тело. – 2. Космические пропорции. – 3. Историческое происхождение теории космических пропорций. – 4. Космический геометризм. – 5. Картина космоса в целом по "Тимею". – 6. "Макрокосм" и "микрокосм".
§6. Абсолютная действительность
1. Основные науки кроме диалектики. – 2. Диалектика. – 3. Ипотеса. – 4. Безыпотесный принцип, или беспредпосылочное начало. – 5. Шесть тезисов эстетики в платоновском "Государстве". – 6. Понятное и непонятное в эстетике Платона. – 7. Абсолютная действительность как тело, душа и ум (некоторые детали бытийной иерархии после беспредпосылочного начала).
§7. Общий результат исследования эстетического принципа с его модификациями и художественной действительности
1. Идея и материя. – 2. Порождающая модель. – 3. Дальнейшие порождения основной модели. – 4. Философия и эстетика. – 5. Принцип иерархии. – 6. Миф. – 7. Рациональное и иррациональное в эстетике Платона. – 8. Эстетический принцип, его модификации, его художественное воплощение. – 9. Самодовлеющее созерцание и практически-полезное производство. – 10. Основной парадокс платоновской эстетики. – 11. Имманентное разрешение этого парадокса. – 12. Социально-историческое разрешение парадокса.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.