- 2153 Просмотра
- Обсудить
(греч. букв. весьма памятливый)
1) герой «Илиады» Гомера (VIII в. до н.э.), трагедий Эсхила «Агамемнон» (458 г. до н.э.), Софокла «Аякс» (ок. 455-445 до н.э.), Еврипида «Ифигения в Авлиде» (408-405 гг. до Р.Х.). А. был героем эпических песен о Троянской войне еще в догомеровскую эпоху. В «Илиаде» А., царь Микен, возглавляет поход греков против Трои. Его ссора с Ахиллом, храбрейшим героем греческого войска, поставившая на карту судьбу всего войска, лежит в основе сюжета «Илиады». А. предстает перед нами как надменный и эгоистичный властитель, которого только горький опыт заставляет примириться с Ахиллом и возвратить ему его пленницу Брисеиду. Аналогичные свойства характера А. проявляет и в трагедии Софокла «Аякс». В трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» А. оказывается вынужденным под давлением войска ради успеха троянского похода принести в жертву свою дочь Ифигению, предварительно вызвав ее под ложным предлогом свадьбы с Ахиллом. В «Одиссее» Гомера упоминается гибель А. от руки любовника его жены Клитемнестры Эгисфа после возвращения его из-под Трои. Гибели А. посвящена трагедия Эсхила «Агамемнон», первая часть трилогии «Орестея». А. оповещает о взятии Трои и о своем предстоящем прибытии при помощи «огненного телеграфа» и тем облегчает для Клитемнестры возможность заранее приготовиться к преступлению.
Прибыв из-под Трои в Аргос, где он, согласно Эсхилу, царствовал, А. после колебаний поддается льстивым уговорам Клитемнестры и, сойдя с колесницы, входит во дворец по пурпурным коврам, проявляя этим дерзость по отношению к богам. Клитемнестра сама убивает его в ванне, опутав предварительно покрывалом, а затем расправляется с привезенной им из Трои наложницей Кассандрой, прорицательницей, дочерью царя Приама. Во второй части трилогии («Хоэфоры») даже говорится, что Клитемнестра перед тем, как похоронить А., расчленила его тело. В третьей части («Евменидах») тень Клитемнестры жалуется, что А. преследует ее упреками в царстве мертвых.
Лит.: Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978, гл.4.
А.И.Зайцев
2) Герой трагедий Л. Аннея Сенеки «Агамемнон» и «Троянки» (середина I в. н.э.). Первая из этих трагедий является переработкой знаменитого «Агамемнона» Эсхила. В отличие от прототипа герой Сенеки появляется в ней лишь ненадолго; гораздо большее внимание уделено Эгисфу и Клитемнестре. Тонкий символический рисунок Эсхила (пурпур, на который сперва не осмеливается ступить А., и непонятное для окружающих пророчество Кассандры) заменен беседой будущих убийц: жена колеблется, и Эгисф убеждает ее принять разумное решение. Сам А. появляется в трагедии только на короткое время, чтобы выразить свою радость и обменяться с троянской пророчицей несколькими словами: та предупреждает его, но микенский царь не слушает ее, принимая Кассандру за безумную, и приказывает слугам удержать ее. Этот бледный образ вполне естественно заслонен своим блистательным прототипом.
Вторая трагедия представляет собой сюжетную контаминацию «Гекубы» и «Троянок» Еврипида (причем первая также содержит две почти независимые сюжетные линии: неудачную попытку Гекубы спасти Поликсену (ее требовала в жертву тень Ахилла) от жреческого ножа и ее месть фракийскому царю за коварно погубленного сына Полидора); здесь А. действует только в первой части и не появляется во второй (попытка Андромахи спасти сына Астианакса). Атриды вообще не пользовались расположением трагиков младшего поколения; наиболее непривлекательным образ А. выведен в «Аяксе» Софокла. Вопреки этой традиции А. изображен как умеренный и разумный правитель; он пытается спасти Поликсену (чего нет у Еврипида) и спорит с необузданным и кровожадным Неоптолемом (изображенным в традициях Вергилия): «Ни один закон не щадит пленного и не препятствует казни — Что не запрещает закон, тому мешает свершиться стыд — Победителю позволено все, что он ни решит сделать — Кому позволено многое, тому подобает желать лишь наименьшего». В новое время это отношение к героям поменялось (блестящий пример в русской драматургии — «Андромаха» П. Катенина, где А. не оставлено привлекательных черт).
Судьбе А. посвящены также трагедии В. Альфьери «Агамемнон» (1776) и Г. Гауптмана «Смерть Агамемнона» (1943).
Лит. см. к статье «Фиест».
А.И. Любжин
Агамемнон (др.-греч. Ἀγαμέμνων) — в древнегреческой мифологии царь микенский, сын микенского царя Атрея и Аэропы , или Плисфена и Клеоллы, или Плисфена и Аэропы и брат Менелая, муж Клитемнестры, один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса — «Илиады» Гомера.
После убийства отца, Атрея, племянником Эгисфом, сыном Тиеста, Агамемнон вместе с братом бежал в Спарту, где искал убежища у Тиндарея. Здесь братья женились на дочерях спартанского царя Тиндарея, Агамемнон на Клитемнестре, Менелай на — Елене. По смерти Тиндарея, престол перешёл к Менелаю. С помощью брата, Агамемнон сверг Фиеста с престола и воцарился в Микенах. Впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции.
Его дети Орест, Хрисофемида, Электра и Ифигения (в ранней версии дети Ифимеда, Электра, Орест).
Хеттские источники упоминают о правителе по имени Акагамунас (хетт. Akagamunaš), правившем страной Аххиява (хетт. Ahhiyawa, букв. «земля ахейцев») в XIV веке до н. э..
Этот правитель является вероятным историческим прототипом Агамемнона.
В Троянскую войну Агамемнону принадлежало главное начальство над всем войском. Решившие двинуться походом против Илиона совещались в Элленионе в Спарте. По другой версии, они совещались в Эгионе (Ахайя), почему там и стоит статуя Зевса Гомагирия. Отправлявшиеся походом на Илион клялись не прекращать войны у статуи Зевса Механея в Аргосе. Перед войной Агамемнон посетил оракул в Дельфах. Медный порог шатра Агамемнона показывали в Авлиде. Нечаянно убил лань Артемиды и был вынужден принести в жертву свою дочь Ифигению.
Привел под Трою 100 кораблей. Воздвиг алтарь 12 богам на острове Лект, а также святилище царя у озера Селинусия (Иония). В «Илиаде» убил 11 троянцев. Убил Ифидаманта и Главка. Всего убил 16 воинов. В погребальных играх по Ахиллу участвовал в состязании наездников.
Из-за прекрасной пленницы Брисеиды у него возник раздор с Ахиллесом. Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала и заканчивая самим Агамемноном и его детьми — Ифигенией и Орестом.
По поздней версии, возвращаясь из-под Трои, посетил Ифигению в Тавриде. Либо по пути основал Микены, Тегею и Пергам на Крите. Построил храм Афины на мысе Онугнафон в Лаконике.
По возвращении на родину с Кассандрой, одной из дочерей Приама, взятой в добычу, он погиб от руки Эгисфа (по Гомеру) — или своей супруги — по другим источникам (трагедии). Той же участи подверглась и Кассандра. Те, кто вернулись с ним из Илиона, были убиты Эгисфом на пире, их могилы, как и Агамемнона, в Микенах. Также могильный памятник в Амиклах.
Одиссей встречает его в Аиде. После смерти его душа выбрала жизнь орла.
Его почитали в Клазоменах. В Спарте почитали Зевса-Агамемнона. По Стесихору и Симониду, его дворец находился в Спарте.
Храбрость, благородство и царственное величие отличали, по словам Гомера, этого мужа. Печальная судьба и роковой конец его в особенности были излюбленной темой древних трагедий. Местом погребения его называют Микены и Амиклы. В Спарте Агамемнону воздавались божеские почести. В Херонее хранился, как святыня, его скипетр, — произведение Гефеста. Изображения Агамемнона часто встречаются в памятниках искусства, но лишь очень редко на первом плане. «Агамемноном» называли Гн. Помпея.
Действующее лицо трагедий Эсхила «Агамемнон», Софокла «Эант», Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Гекаба», Иона Хиосского и неизвестного автора «Агамемнон», Сенеки «Троянки» и «Агамемнон», Расина «Ифигения».
В честь Агамемнона назван астероид (911) Агамемнон, открытый в 1919 году.
Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.32-33; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.53-54; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 2, 2 и далее
Пиндар. Пифийские песни XI 32; Еврипид. Ифигения в Тавриде 4; Елена 391 и др.
Гесиод. Перечень женщин, фр.194 М.-У.
Гесиод. Перечень женщин, фр.195 М.-У.
Еврипид. Ифигения в Авлиде 1155
Гесиод. Перечень женщин, фр.23а М.-У.
Gerd Steiner The Case of Wiluša and Ahhiyawa // Bibliotheca Orientalis. — 2007. — Т. LXIV. — № 5-6.
Erich Ebeling, Bruno Meissner, Dietz Otto Edzard Reallexikon Der Assyriologie Und Vorderasiatischen Archaologie. — Walter De Gruyter Inc, 1999. — Т. 1 (A – Bepaste). — С. 57. — ISBN 311004451X
Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Введение // Гомер и история Восточного Средиземноморья. — М., 1996. — С. 129.
Павсаний. Описание Эллады III 12, 6
Павсаний. Описание Эллады VII 24, 2
Павсаний. Описание Эллады II 22, 2
Гомер. Одиссея VIII 80
Павсаний. Описание Эллады IX 19, 8
Софокл. Электра 566—569; Гигин. Мифы 261
Гомер. Илиада II 576; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 12; Гигин. Мифы 97
Страбон. География XIII 1, 48 (стр.605)
Страбон. География XIV 1, 26 (стр.642)
Гигин. Мифы 113
Гигин. Мифы 114
Квинт Смирнский. После Гомера IV 616—666
Драконций. Трагедия Ореста 44-107
Веллей Патеркул. Римская история I 1, 2
Павсаний. Описание Эллады III 22, 10
Гомер. Одиссея XI 412
Павсаний. Описание Эллады II 16, 6
Павсаний. Описание Эллады III 19, 6
Гомер. Одиссея XI 387; XXIV 20
Платон. Государство X 620b
Павсаний. Описание Эллады VII 5, 11
Ликофрон. Александра 1123, 1369 и комм.; Климент. Протрептик 38, 2, из Стафила
Стесихор. Орестея, фр.216 Пейдж, Симонид, фр.44 Пейдж = Схолии к Еврипиду. Орест 46
Аппиан XIV 67
Агамемнон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.