- 830 Просмотров
- Обсудить
БЕРАНЖЕ
(фр. Berenger)
Герой нескольких произведений Э. Ионеско, среди которых самое знаменитое — пьеса «Носороги» (1959 г.; появившиеся на русском языке переводы заглавия как «Носорог» противоречат не только содержанию драмы, но и специальным заявлениям автора, всегда подчеркивавшего, что имел в виду множественное число, «однорогих» и «двурогих» животных, наличествующих в пьесе в большом количестве).
Сумевший всех обескуражить анти-пьесой «Лысая певица» (1950) и трагическим фарсом «Стулья» (1952), Ионеско публикует в различных журналах короткие новеллы, которые остаются до поры до времени незамеченными. Когда после успеха «Носорогов» новеллы были изданы Галлимаром (1962), выяснилось, что они предшествовали многим знаменитым пьесам. В том числе и пьесе, где впервые появляется Беранже (ее название на русский переведено неточно — «Бескорыстный убийца», правильнее — «никем не нанятый убийца», «убийца-одиночка»; 1957). Новелла написана от первого лица и называется «Фотография полковника». «Я» из новеллы обретает в пьесе имя Беранже и позволяет предполагать в нем альтер-эго автора.
Живущий среди покорных обывателей, смирившихся с невидимым и непонятным убийцей, терроризирующим обитателей городка, который Беранже хочет превратить в «лучезарный город», он единственный стремится убрать зло, мешающее счастью людей. С упорством, которое кажется окружающим абсурдным, Б. хочет встретиться с убийцей и разгадать его тайну: тот не трогает раболепных чиновников и вообще всех, кто покорен чужой воле. Б. попадается на ту же приманку, которую убийца использовал для предыдущих своих жертв; он наивен и не приспособлен к борьбе, но в его поступке проявляется непокорность, очевидная непохожесть на других.
В еще большей степени эти черты присущи Б. из «Носорогов» (1959). Оказываясь свидетелем всеобщего оносороживания, он всеми силами стремится сохранить свою индивидуальность, не утратить человеческий облик даже тогда, когда превращение в носорога оказывается единственной возможной формой существования. В одноименной новелле Б. выступает рассказчиком, и мы с самого начала понимаем, что он уцелел в страшных событиях. В пьесе исход его схватки становится ясен лишь в финальных фразах: «Я последний человек, и я им останусь до конца! Я не сдамся!»
В обеих пьесах то зло, с коим сражается Б., забирает у него любимую, но утрата придает ему силы пойти до конца. Следующего Б., героя пьесы «Воздушный пешеход» (1962), личные беды минуют: знаменитый драматург, за которым даже на отдыхе охотятся интервьюеры (ситуация, хорошо знакомая Ионеско), приезжает в Англию в сопровождении любящих жены и дочери. Уже герой одноименной новеллы поражал всех способностью летать без помощи каких бы то ни было приспособлений, что невозможно объяснить с помощью здравого смысла. В пьесе эта способность Б. открывает перед ним страшные картины разрушительных и опустошительных событий. От обывателей его отличает не столько свободное парение над землей, сколько желание проникнуть в суть происходящего, выработать собственное к нему отношение. И как его одноименные предшественники, он оказывается за это наказан. Не раз появлявшийся в небе самолет сбрасывает бомбы именно на его домик.
Свидетелем разрушений и полного запустения некогда могущественной безымянной империи становится и самый «высокопоставленный» из Б.— король Беранже I — герой пьесы «Король умирает» (1962). Впервые от Б. многое зависит, но он бездарно распоряжается своей властью и начинает интересоваться судьбами окружающих его людей лишь тогда, когда осознает, что жить ему осталось недолго. Трагикомизм ситуации, в которой оказывается герой, и очевидное стремление драматурга с его помощью представить сатирический вариант единоличной власти выводят Б. за пределы того круга, в котором проявились особенности характеров предыдущих героев по имени Б. Они сопротивлялись оглуплению людей и их покорности перед лицом силы, — он всемерно способствовал этому. Они обладали природным чувством собственного достоинства, и именно это чувство помогало им не отступать перед лицом опасности. Он и перед смертью в своей речи-завещании больше всего говорит о своем величии. А потому, очевидно, что главная краска, которой Ионеско рисует Б., все-таки сатирическая.
Б. (без королевского титула) остался в творчестве драматурга-абсурдиста самым светлым и самым человечным образом. При всем различии ситуаций, в которые он попадает в трех пьесах, его поведенческие императивы сходны: он — не борец; никакие идеи его не увлекают, он вовсе не интеллектуал, ясно представляющий себе, как надо поступить в данной ситуации; он по самой своей сути, по своей человеческой природе не равнодушен к злу, у него аллергия на стадное существование; коллективизм и индивидуализм (как любой «изм») ему чужды. В Б. есть нерасчетливость и безоглядность Дон Кихота, но больше всего он — «простая душа», без пафоса и деклараций приверженная гуманистическим идеалам, не подлежащим пересмотру даже в абсурдном мире.
Лит.:
Проскурникова Т. Французская антидрама. М., 1968. С.58-74;
Строев А. Эжен Ионеско // Французская литература 1945-1990. М., 1995. С.548-549.
Т.Б. Проскурникова
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.