- 89 Просмотров
- Обсудить
_М_
МАЗОХИЗМ (англ. masochism) — вид полового извращения, при котором половое удовлетворение возникает лишь при условии причинения партнером физических или моральных страданий. Син. альгомания (алгомания), альгофилия, пассивная алголагния, пассивизм, страдальчество. Термин «М.», по имени австрийского писателя Захер-Мазоха, описавшего различные его проявления, ввел Р. фон Крафт-Эбинг. Диапазон проявлений М. широк — от стремления пачкаться различными выделениями (пикацизм, поллюционизм) до стремления подвергаться хирургическим операциям. Считается, что 243. основным мотивом мазохиста являются не сами по себе неприятные ощущения (во всех сферах, за исключением сексуальной, он, как и все, стремится избежать боли), а желание безраздельного господства над собой — своим телом и душой — и возникающее в ответ на это чувство собственной покорности, беспомощности. Иногда половое удовлетворение наступает при выполнении роли пониженного социального статуса — пажизм (от фр. page — паж). Более выраженный мазохистский характер имеет сервилизм (от фр. servilis — раб): мазохист может играть роль не только лишенного всех прав невольника, но и животного (чаще — собаки, кошки, лошади), на которого надевают поводок, ошейник, сбрую; при этом острота сексуальных ощущений тем больше, чем агрессивнее действия доминирующего партнера. Бывает, что половое возбуждение связывается с мыслями о смерти: танатофилы (от греч. thanatos — смерть) создают специфические интерьеры с гробами, венками, укладываются в гроб. Пассивная флагелляция, т. е. половое удовлетворение при непременном условии наказания плетьми, представляет одну из крайних форм М. Высказывается мнение, что мазохист аккумулирует страдание, чтобы потом насладиться его отсутствием. М. не всегда воплощается в реальные действия: некоторым достаточно воображать себя умершим или жертвой унизительных сцен, побоев, кастрации — мысленный М. При символическом М. девиант для получения сексуального удовлетворения совершает действия, имеющие для него личностный смысл страдания, а другими воспринимаемые как бессмысленные (напр., один мазохист регулярно заходил к знакомой и требовал, чтобы она, выказав страх по поводу возвращения мужа, запирала визитера в шкаф). М. сочетаем с др. девиациями, напр. эксгибиционизмом. Так, выделяют кандаулезизм (по имени лидийского царя Кандаулеза, демонстрировавшего другу свою спящую жену) — половое наслаждение мужчины при демонстрации обнаженной партнерши или ее изображения. Польский сексолог К. Имелинский видит проявления кандаулезизма в творчестве Рубенса. Вследствие культурно-традиционной пассивности женской сексуальной роли говорят о том, что ей мазохистские тенденции присущи в большей степени, чем мужчине. Вероятно, причиной М. является фиксация в процессе психосексуального развития сильной эмоциональной реакции на ощущение собственной слабости и беззащитности. Мазохистские наклонности отражаются на диапазоне приемлемости, сексуальном сценарии, выборе объекта влечения. Некоторые авторы считают пажизм и сервилизм не девиацией, а своеобразной игровой прелюдией. М. несовместим с психологическим равенством партнеров: мазохист тяготеет к полной и добровольной зависимости. «Естественный» и наиболее приемлемый партнер для мазохиста — садист (см. Садизм), причем они могут обмениваться ролями (см. Садомазохизм). (И. А. М.) МАКРОДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (англ. eye macromovements) — движения глаз, амплитуда которых превышает несколько десятков угл. мин. Впервые были описаны и систематизированы нем. физиологом Мюллером в 1-й пол. XIX в. К числу М. г. относят вергентные движения и версионные движения. МАКРОПСИЯ (от греч. makros — большой + opsis — зрение) — видение предметов (особенно удаленных) увеличенными по сравнению с их обычными размерами. М. может возникать в результате поражения теменно-затылочных отделов зрительного анализатора, однако чаще всего она возникает вследствие предпринимаемого человеком усилия уменьшить аккомодацию глаза, которое в этом случае не сопровождается уменьшением изображений объектов на сетчатке (в нормальных условиях уменьшение аккомодации глаз при восприятии более далеких предметов сопровождается уменьшением их сетчаточных изображений). Ср. Микропсия. См. также Восприятия пространства нарушения. МАКРОЭРГОНОМИКА (англ. macroergonomics) — раздел эргономики, рассматривающий дизайн всей рабочей системы. В своей основе это социотехнический системный подход сверхувниз к дизайну всей рабочей системы, позволяющий определять общие характеристики дизайна рабочей системы, необходимые для эффективной работы, и переносить эти характеристики в микроэргономический дизайн интерфейсов человек—работа, человек—машина, человекопрограммное обеспечение. С помощью М. подхода достигается полная согласованность и гармоничность всех компонентов рабочей системы. См. Микроэргономика. (К. В. Самойлов.) МАМАРДАШВИЛИ МЕРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ (1930-1990) — философ, большую часть жизни проведший в России, получивший на Западе имя «Грузинский Сократ». М. говорил, что «философия — это сознание вслух». Его лекции о Декарте, Канте, Прусте и изданные на их основе книги (в обработке Ю. П. Сенокосова) оказывают заметное влияние на психологов. Идеи М. о превращенных формах сознания, о человеческой свободе, свободном действии, о культуре, о расширении сферы объективного за счет включения в нее субъективного, об онтологии сознания и психики, об эстетике мышления, природе мысли и творчества, о невербальном внутреннем слове, о рефлексии, о хронотопе и дискретности жизни психологии еще предстоит освоить. М. постоянно настаивал, что задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не 244. только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить другим: человек должен узнавать себя в мысли философа, говорил М. В его лекциях и книгах необычайно и непривычно для сов. философии и науки сильны гражданские мотивы: «А планида наша — мастеровой труд, в себе самом исчерпывающееся достоинство ремесла, "пот вещи", на совесть сработанной. Сказав это, я чувствую, насколько это похоже на клятву Мандельштама "четвертому сословию". Поэтому то же самое, что я сказал о философах, гораздо поэтичнее можно сказать его же, Мандельштама, словами: "Мы умрем, как пехотинцы, но не прославим ни хищи, ни поденщины, ни лжи"». О самом М. и его преждевременной кончине можно сказать словами любимого им Мандельштама: «Видно, даром не проходит шевеленье этих губ». (В. П. Зинченко.) МАНЕРА (от франц. maniere). 1. Прием, способ ч.-л. делать. 2. Индивидуальный стиль поведения (в т. ч. общения), привычки человека. Ср. М. жестикуляции, М. выражаться. Как научный термин в психологии практически не используется. См. Индивидуальный стиль деятельности. 3. Отличительные особенности творчества художника, писателя, артиста. МАНЕРНОСТЬ (англ. affectation) — вычурность, неестественность в поведении (в т. ч. в речи). См. Аффектация, Истерия. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (МДП) (англ. cyclothymia, manic-depressive psychosis) — психическое заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных приступов (фаз), разделенных светлыми промежутками (интермиссиями), с полным восстановлением психического здоровья. Термин МДП ввел Э. Крепелин (1889). Для МДП характерно чередование маниакальной, депрессивной фаз и светлых промежутков. Фазы чаще возникают весной и осенью. Длительность фаз без лечения — от нескольких дней до нескольких лет. Для депрессивной фазы характерны угнетенное, подавленное, тоскливое настроение, тоска, двигательная заторможенность. Мышление замедленное. Объем, концентрация, переключаемость внимания и объем памяти снижены. Будущее кажется больным беспросветным и мрачным, самооценка занижена, возникают мысли о самоубийстве, в связи с чем больные в этой фазе нуждаются в постоянном контроле. В маниакальной фазе происходит повышение настроения, ускорение мыслительных процессов и двигательной активности. Для больных характерна высокая откликаемость — больной реагирует на любые внешние раздражители (действия, слова и т. п.). Продуктивность деятельности снижается. Мышление ускоряется, мысли наплывают одна на др., возникает состояние маниакальной (вихревой) спутанности. Мышление ускоряется настолько, что больные не успевают произносить фразы полностью, а выкрикивают лишь отдельные слова — явление «скачки идей». В выраженных случаях возникает бред величия. Больные критично относятся к своему состоянию, за исключением случая гневливой мании. После окончания фаз психическое здоровье восстанавливается. (Ю. В. Гущин.) МАНИАКАЛЬНЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОМ (англ. image manipulation) — оперирование зрительным образом с целью преобразования, в результате чего все его элементы должны воплощать определенные значения и входить в единое целое. М. о. может принимать форму действий, направленных на уподобление образа свойствам воспринимаемого объекта или одного из эталонов, содержащихся в долговременной памяти. Еще более разнообразными по содержанию м. б. преобразования в процессе порождения нового образа, новых визуальных форм (см. Воображение). Среди образов — предметов манипулирования — выделяются моторные автоматизмы, собственно образные явления и когнитивные репрезентации. 1-й тип образов отличается минимальной ассоциативностью, а 3-й — максимальным произвольным контролем и креативностью. 2-й тип составляют первичные образы реальности, образы живописи и др. видов искусств, мифологические и ритуальные образы — образы воображения, обладающие большой тенденцией к ассоциативным связям и в меньшей степени, чем 3-й тип, ограничивающиеся произвольным контролем. Способность этих образов к быстрым и свободным преобразованиям при манипулировании ими, к свободным переходам, движению и изменению предметного содержания создает возможность для их использования в качестве средств уподобления реально существующим объектам или средств порождения новых образов. Генетически манипулятивная способность зрительной системы может рассматриваться как производная практической деятельности. Феноменальная динамика представляет собой проявление манипулятивной способности зрительной системы, способности к оперированию и 245. преобразованию непосредственного зрительного образа с помощью системы внутренних викарных перцептивных действий. М. о. замещает действия с реальными объектами (генетически более ранние предметные действия), содержит в себе элементы продуктивности, участвует в реализации более сложных психических функций, таких как воспоминание и мышление (см. Мышление визуальное). (В. М. Гордон.) Добавление ред.: Процессы М. о., в т. ч. умственные вращения (англ. mental rotations), наиболее ярко обнаруживаются при изучении зрительного восприятия в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. При цветовой модуляции источника света продлевается возможность наблюдения стабилизированного изображения до нескольких мин. Испытуемые, осуществляя малоамплитудные движения глаз, не приводящие к смещению стабилизированного изображения, ищут позицию для наиболее верного восприятия. В результате плоские изображения становятся объемными, объемные — плоскими, неподвижные — движущимися, испытуемые видят невозможные фигуры, которые они не могут видеть при свободном (без стабилизации) рассматривании (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969). Хронометрические исследования мысленного вращения рисунков различно ориентированных трехмерных фигур были начаты Р. Шепардом и Д. Мецлером (1971). Б. И. Беспалов (1984) обнаружил инвариантность ряда факторов относительно группы визуально-мысленных преобразований образов и практических преобразований предметов. См. также Функциональная эквивалентность образов. МАНИПУЛЯЦИЯ (от лат. manipulus — горсть, manus — рука). 1. Ручная операция, ручное действие, в частности демонстрация фокуса, основанного на ловкости рук. 2. Махинация, обман, жульничество, мошенничество. 3. Коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия. Син. социальное влияние. Амер. социальный психолог Роберт Чалдини выделяет множество типичных ситуаций М.: напр. просьба о помощи, услуге; влияние продавца и рекламы на покупателя; политическая пропаганда; воспитание детей и т. д. Он же представил список лиц, для которых М. представляют собой «средства производства»: напр., сборщики средств различных фондов; уличные торговцы; дельцы, бизнесмены, торговые агенты; вербовщики; работники рекламы, пиарщики (от «Паблик рилейшнз»), имиджмейкеры; уличные попрошайки и др. Согласно Э. Шострому, М. гораздо более распространенное явление: практически любой человек — в той или иной степени и сфере жизни — «манипулятор», т. к. постоянно занят тем, что манипулирует окружающими и вместе с тем надежно пойман в сети своих и чужих М. (А. Б. Мещеряков.) МАРАЗМ (от греч. marasmos — изнурение, упадок) — угасание жизнедеятельности, сопровождающееся крайним истощением, упадком физических и психических сил; развивается в старости или вследствие длительной и тяжелой болезни. Против. акме. МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. margo — край) — личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, М. л. испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие М. л. введено Р. Парком (Park, 1932); позднее разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую» маргинальность. А. В. Сухарев предложил понятие этнической маргинальности (рассогласование в системе отношений человека к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим этническое значение), прилагаемое не только к отдельным личностям, но и к социальным группам. Распространенной т. зр., изображающей М. л. исключительно как ущербную и нуждающуюся в помощи психотерапевта (или психиатра), можно противопоставить большое количество фактов из биографий выдающихся людей, показывающих, что маргинальность служит мощным стимулом развития личности и м. б. сознательным принципом творческой личности. Ср. Модальная личность. (Б. М.) МАСКИРОВКА (англ. masking). 1. В контексте исследований восприятия М. — общий термин, обозначающий любые процессы ухудшения восприятия (обнаружения, различения, опознания) одного стимула (называемого тестовым, целевым) под влиянием предъявления др. стимулов (маскеров). Противопоставляется сенсибилизации. Теоретически М. может иметь место в любой модальности (см. М. зрительная), возможны также межмодальные эффекты М. (равно как и сенсибилизации). В зависимости от времени предъявления маскера относительно тестового стимула М. подразделяют на одновременную (симультанную) и последовательную М.; последнюю, в свою 246. очередь, делят на прямую М. (маскер предъявляется раньше тестового стимула) и обратную М. (маскер появляется после окончания предъявления тестового стимула). 2. См. Психическая маскировка. (Б. М.) МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ (англ. visual masking) — частный случай маскировки (в 1-м значении), проявляющейся в зрительной модальности. М. з., как и в общем случае, м. б. одновременной и последовательной. Ситуация одновременной М. з., когда целевые и маскирующие стимулы представляют собой изображения (двумерные фигуры), описывается в статье «Маскировка изображений», а ситуация с реальными объектами (предметными стимулами) — в статье «Камуфляж». При последовательной М. з. в зависимости от пространственных характеристик самих стимулов и пространственных отношений между ними выделяют след. виды М. з.: 1) маскировку гомогенным пятном, занимающим ту же или большую пространственную области (блокирование, или эффект Крауфорда); 2) маскировку структурированного стимула структурированным же стимулом, занимающим ту же или большую область (паттерновая М. з.); 3) маскировку стимулом, занимающим др. (по соседству) пространственную область (для этой ситуации используется термин метаконтраст в случае обратной М. з. и параконтраст в случае прямой М. з., но нередко метаконтрастом называют оба случая, акцентируя лишь факт пространственной смежности). (Б. М.) Добавление: Последовательная М. з. может приводить к полному подавлению восприятия тестового стимула, либо к ухудшению восприятия некоторых признаков (яркость, контраст, форма, пространственная частота и пр.). Временной диапазон механизмов М. з. лежит в пределах от 0 до 300 мс. Для интерпретации механизмов М. з. предложены 2 теории: теория временной суммации (интеграции) и теория прерывания. 1-я теория объясняет эффект М. з. суммацией зрительных следов предъявляемых стимулов, которая ведет к уменьшению видимого контраста фигуры и к ухудшению ее «читаемости». Теория прерывания объясняет эффект М. з. тем, что сигнал о маскере прерывает процесс обработки сигналов о тестовом стимуле, не давая возможности «созреть» его образу. Предполагается, что при равенстве прочих характеристик последовательных стимулов зрительная система отдает предпочтение более позднему (новому) стимулу; можно допустить, что зрительное внимание автоматически переключается на новый стимул и тем самым нарушается процесс категоризации предшествующего стимула. Повидимому, обе теории описывают реально существующие процессы. При коротких интерстимульных интервалах (напр., до 100 мс) имеет место временная суммация, при больших интервалах основным фактором М. з. является прерывание. С таким представлением согласуется тот факт, что обратная М. з. более эффективна по сравнению с прямой. (Т. П. Зинченко.) МАСКИРОВКА ИЗОБРАЖЕНИЙ (англ. figure masking) — предъявление тестового зрительного стимула на фоне маскирующего структурированного стимула (изображения), в результате чего ухудшается обнаружение и опознание тестового стимула. Э. Рубин, изучая феномен выделения фигуры из фона, установил, что фигура воспринимается как расположенное на переднем плане, замкнутое и ограниченное целое; фон — как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета поле. Т. о. фигура, по словам Л. С. Рубинштейна, «обладает как бы большей предметностью». В исследованиях гештальт-психологов был обнаружен факт различия величины разностного порога чувствительности на фоне и на фигуре. При этом более низкие пороги обнаружены на фоне, а более высокие — на фигуре. Установлено, что такое изменение контура, как его дополнение или усложнение, весьма эффективный способ скрыть фигуру. Наложение сетки («зрительного шума») не всегда вызывает тот же эффект. Простые формы могут маскировать восприятие более сложных форм; последние трудно выделить, если они включаются в более простые и четкие формы. На этом законе — законе выделения наиболее простых и четких структур — основан целый ряд явлений М. и., которые используются в военной маскировочной технике (см. Камуфляж). (Т. П. Зинченко.) МАСКУЛИННОСТЬ — см. Пол. МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД (Maslow, 1908-1970) — амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии. Наибольшую известность принесла М. его иерархическая модель мотивации. М. выделяет 5 «уровней» потребностей, считая эти потребности врожденными и универсальными для любого человека: 1) физиологические (низший уровень); 2) потребности в безопасности (в широком смысле слова); 3) потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 4) потребность в уважении и признании; 5) потребность в самоактуализации, т. е. потребность в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя» (высший уровень). Потребности вышележащих уровней м. б. удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшой процент людей (ок. 1%). Эти люди обладают личностными особенностями, 247. качественно отличными от свойств личности невротиков и людей, не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже М. отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя 2 класса потребностей: потребности нужды и потребности развития. В последние годы жизни М. занимался созданием новой психологии — психологии бытия самоактуализирующейся личности, которая является, по М, идеалом развития любого человека. (Д. А. Леонтьев.) МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass communication; от лат. communicatio — сообщение, передача) — систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений, с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории (широких слоев населения) и воздействия на поведение, аттитюды, взгляды, убеждения, мнения людей; технически осуществляется с помощью разнообразных средств: печать, радио, ТВ и др. В социологии М. к. часто рассматривается как вид социальной коммуникации, под которой понимается деятельность, обусловленная системой социальнозначимых норм и оценок, образцов и правил общения, принятых в данном обществе. Социальная коммуникация нацелена на взаимодействие людей, на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация. В социальной психологии М. к. понимается как одна из форм опосредованного общения. Исследование М. к., ее средств, способов, методов, форм и целей началось в 1940-х гг., когда стремительно стала развиваться социальная психология; внимание к М. к. еще более возросло в 1960-80 гг., когда массовая информация стала трактоваться в качестве ключевого фактора социального управления, а к концу 1980-х гг. в некоторых социологических контекстах даже утверждалось, что теория М. к. и есть теория общества. С 1960-х гг. М. к. стали исследоваться с привлечением идей философии, лингвистики, культурологии, психологии, математики, кибернетики и т. д. Крупный вклад в понимание М. к. внесли работы Г. Лассуэлла, Р. Якобсона, Р. Фишера, Н. Винера, Х. Криса, Н. Лейтеса, В. Шрамма, Г. Иннеса и др. М. к. характеризуется: 1) наличием технических средств; 2) наличием массовой аудитории; 3) многообразием коммуникационных каналов; 4) вариативностью коммуникативных средств. Эта цель чаще всего выделяют след. основные функции М. к.: 1) информационную (предоставление сведений по различным сферам общественной деятельности); 2) регулятивную (формирование общественного сознания, общественного мнения, создание аттитюдов и стереотипов, манипулирование, социальный контроль); 3) культурологическую (ретрансляция культурнозначимой информации, ознакомление с достижениями человечества, сохранение культурных традиций, межкультурные взаимодействия). В идеале, М. к. нацелены на оптимизацию социальной деятельности, на интеграцию и консолидацию общества и социализацию индивидов. В «Словаре М. к.» Ж. Фаже функции М. к. определяются на основе предложенного Якобсоном подхода: отправитель (адресант) самовыражается (экспрессивная функция), он делает ценностью процесс общения (поэтическая или эстетическая функция), соотносится с реальностью, контекстом (коммуникативная, или референтивная функция), входит в контакт со своим собеседником (фатическая функция) и т. д. Согласно схеме Лассуэлла, анализ структуры коммуникационного процесса состоит из 5 элементов: 1) кто сообщает? (анализ управления коммуникационным процессом); 2) что сообщает? (анализ содержания коммуникации); 3) по какому каналу? (анализ коммуникационных средств); 4) кому сообщает? (анализ аудитории); 5) с каким успехом? (анализ эффективности коммуникационного процесса). Структурный анализ коммуникационного процесса можно осуществить и по линейной схеме, предложенной Якобсоном: 1) отправитель сообщения (адресант, коммуникатор); 2) получатель сообщения (адресат, реципиент, коммуникант); 3) общение (связь, контакт); 4) код (шифр); 6) контекст сообщения; 7) сообщение (информация). В зависимости от характера канала связи реципиенты могут выступать в качестве слушателей, читателей, зрителей, участников. Канал соединяет адресанта и адресата, причем сообщения м. б. направлены либо к известным адресатам, либо к их вероятностному множеству. Помимо упомянутой линейной модели М. к. предложены также интерактивная и трансакционная. Отличительными чертами интерактивной модели являются обратная связь и замкнутый характер коммуникации; для трансакционной модели существенно одновременное отправление и прием разных сообщений коммуникаторами. (А. Б. Мещеряков.) МАСС-ЭФФЕКТ — см. Локализация высших психических функций. МАСТУРБАЦИЯ — см. Онанизм.
МАЗОХИЗМ (англ. masochism) — вид полового извращения, при котором половое удовлетворение возникает лишь при условии причинения партнером физических или моральных страданий. Син. альгомания (алгомания), альгофилия, пассивная алголагния, пассивизм, страдальчество. Термин «М.», по имени австрийского писателя Захер-Мазоха, описавшего различные его проявления, ввел Р. фон Крафт-Эбинг. Диапазон проявлений М. широк — от стремления пачкаться различными выделениями (пикацизм, поллюционизм) до стремления подвергаться хирургическим операциям. Считается, что 243. основным мотивом мазохиста являются не сами по себе неприятные ощущения (во всех сферах, за исключением сексуальной, он, как и все, стремится избежать боли), а желание безраздельного господства над собой — своим телом и душой — и возникающее в ответ на это чувство собственной покорности, беспомощности. Иногда половое удовлетворение наступает при выполнении роли пониженного социального статуса — пажизм (от фр. page — паж). Более выраженный мазохистский характер имеет сервилизм (от фр. servilis — раб): мазохист может играть роль не только лишенного всех прав невольника, но и животного (чаще — собаки, кошки, лошади), на которого надевают поводок, ошейник, сбрую; при этом острота сексуальных ощущений тем больше, чем агрессивнее действия доминирующего партнера. Бывает, что половое возбуждение связывается с мыслями о смерти: танатофилы (от греч. thanatos — смерть) создают специфические интерьеры с гробами, венками, укладываются в гроб. Пассивная флагелляция, т. е. половое удовлетворение при непременном условии наказания плетьми, представляет одну из крайних форм М. Высказывается мнение, что мазохист аккумулирует страдание, чтобы потом насладиться его отсутствием. М. не всегда воплощается в реальные действия: некоторым достаточно воображать себя умершим или жертвой унизительных сцен, побоев, кастрации — мысленный М. При символическом М. девиант для получения сексуального удовлетворения совершает действия, имеющие для него личностный смысл страдания, а другими воспринимаемые как бессмысленные (напр., один мазохист регулярно заходил к знакомой и требовал, чтобы она, выказав страх по поводу возвращения мужа, запирала визитера в шкаф). М. сочетаем с др. девиациями, напр. эксгибиционизмом. Так, выделяют кандаулезизм (по имени лидийского царя Кандаулеза, демонстрировавшего другу свою спящую жену) — половое наслаждение мужчины при демонстрации обнаженной партнерши или ее изображения. Польский сексолог К. Имелинский видит проявления кандаулезизма в творчестве Рубенса. Вследствие культурно-традиционной пассивности женской сексуальной роли говорят о том, что ей мазохистские тенденции присущи в большей степени, чем мужчине. Вероятно, причиной М. является фиксация в процессе психосексуального развития сильной эмоциональной реакции на ощущение собственной слабости и беззащитности. Мазохистские наклонности отражаются на диапазоне приемлемости, сексуальном сценарии, выборе объекта влечения. Некоторые авторы считают пажизм и сервилизм не девиацией, а своеобразной игровой прелюдией. М. несовместим с психологическим равенством партнеров: мазохист тяготеет к полной и добровольной зависимости. «Естественный» и наиболее приемлемый партнер для мазохиста — садист (см. Садизм), причем они могут обмениваться ролями (см. Садомазохизм). (И. А. М.) МАКРОДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (англ. eye macromovements) — движения глаз, амплитуда которых превышает несколько десятков угл. мин. Впервые были описаны и систематизированы нем. физиологом Мюллером в 1-й пол. XIX в. К числу М. г. относят вергентные движения и версионные движения. МАКРОПСИЯ (от греч. makros — большой + opsis — зрение) — видение предметов (особенно удаленных) увеличенными по сравнению с их обычными размерами. М. может возникать в результате поражения теменно-затылочных отделов зрительного анализатора, однако чаще всего она возникает вследствие предпринимаемого человеком усилия уменьшить аккомодацию глаза, которое в этом случае не сопровождается уменьшением изображений объектов на сетчатке (в нормальных условиях уменьшение аккомодации глаз при восприятии более далеких предметов сопровождается уменьшением их сетчаточных изображений). Ср. Микропсия. См. также Восприятия пространства нарушения. МАКРОЭРГОНОМИКА (англ. macroergonomics) — раздел эргономики, рассматривающий дизайн всей рабочей системы. В своей основе это социотехнический системный подход сверхувниз к дизайну всей рабочей системы, позволяющий определять общие характеристики дизайна рабочей системы, необходимые для эффективной работы, и переносить эти характеристики в микроэргономический дизайн интерфейсов человек—работа, человек—машина, человекопрограммное обеспечение. С помощью М. подхода достигается полная согласованность и гармоничность всех компонентов рабочей системы. См. Микроэргономика. (К. В. Самойлов.) МАМАРДАШВИЛИ МЕРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ (1930-1990) — философ, большую часть жизни проведший в России, получивший на Западе имя «Грузинский Сократ». М. говорил, что «философия — это сознание вслух». Его лекции о Декарте, Канте, Прусте и изданные на их основе книги (в обработке Ю. П. Сенокосова) оказывают заметное влияние на психологов. Идеи М. о превращенных формах сознания, о человеческой свободе, свободном действии, о культуре, о расширении сферы объективного за счет включения в нее субъективного, об онтологии сознания и психики, об эстетике мышления, природе мысли и творчества, о невербальном внутреннем слове, о рефлексии, о хронотопе и дискретности жизни психологии еще предстоит освоить. М. постоянно настаивал, что задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не 244. только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить другим: человек должен узнавать себя в мысли философа, говорил М. В его лекциях и книгах необычайно и непривычно для сов. философии и науки сильны гражданские мотивы: «А планида наша — мастеровой труд, в себе самом исчерпывающееся достоинство ремесла, "пот вещи", на совесть сработанной. Сказав это, я чувствую, насколько это похоже на клятву Мандельштама "четвертому сословию". Поэтому то же самое, что я сказал о философах, гораздо поэтичнее можно сказать его же, Мандельштама, словами: "Мы умрем, как пехотинцы, но не прославим ни хищи, ни поденщины, ни лжи"». О самом М. и его преждевременной кончине можно сказать словами любимого им Мандельштама: «Видно, даром не проходит шевеленье этих губ». (В. П. Зинченко.) МАНЕРА (от франц. maniere). 1. Прием, способ ч.-л. делать. 2. Индивидуальный стиль поведения (в т. ч. общения), привычки человека. Ср. М. жестикуляции, М. выражаться. Как научный термин в психологии практически не используется. См. Индивидуальный стиль деятельности. 3. Отличительные особенности творчества художника, писателя, артиста. МАНЕРНОСТЬ (англ. affectation) — вычурность, неестественность в поведении (в т. ч. в речи). См. Аффектация, Истерия. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (МДП) (англ. cyclothymia, manic-depressive psychosis) — психическое заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных приступов (фаз), разделенных светлыми промежутками (интермиссиями), с полным восстановлением психического здоровья. Термин МДП ввел Э. Крепелин (1889). Для МДП характерно чередование маниакальной, депрессивной фаз и светлых промежутков. Фазы чаще возникают весной и осенью. Длительность фаз без лечения — от нескольких дней до нескольких лет. Для депрессивной фазы характерны угнетенное, подавленное, тоскливое настроение, тоска, двигательная заторможенность. Мышление замедленное. Объем, концентрация, переключаемость внимания и объем памяти снижены. Будущее кажется больным беспросветным и мрачным, самооценка занижена, возникают мысли о самоубийстве, в связи с чем больные в этой фазе нуждаются в постоянном контроле. В маниакальной фазе происходит повышение настроения, ускорение мыслительных процессов и двигательной активности. Для больных характерна высокая откликаемость — больной реагирует на любые внешние раздражители (действия, слова и т. п.). Продуктивность деятельности снижается. Мышление ускоряется, мысли наплывают одна на др., возникает состояние маниакальной (вихревой) спутанности. Мышление ускоряется настолько, что больные не успевают произносить фразы полностью, а выкрикивают лишь отдельные слова — явление «скачки идей». В выраженных случаях возникает бред величия. Больные критично относятся к своему состоянию, за исключением случая гневливой мании. После окончания фаз психическое здоровье восстанавливается. (Ю. В. Гущин.) МАНИАКАЛЬНЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОМ (англ. image manipulation) — оперирование зрительным образом с целью преобразования, в результате чего все его элементы должны воплощать определенные значения и входить в единое целое. М. о. может принимать форму действий, направленных на уподобление образа свойствам воспринимаемого объекта или одного из эталонов, содержащихся в долговременной памяти. Еще более разнообразными по содержанию м. б. преобразования в процессе порождения нового образа, новых визуальных форм (см. Воображение). Среди образов — предметов манипулирования — выделяются моторные автоматизмы, собственно образные явления и когнитивные репрезентации. 1-й тип образов отличается минимальной ассоциативностью, а 3-й — максимальным произвольным контролем и креативностью. 2-й тип составляют первичные образы реальности, образы живописи и др. видов искусств, мифологические и ритуальные образы — образы воображения, обладающие большой тенденцией к ассоциативным связям и в меньшей степени, чем 3-й тип, ограничивающиеся произвольным контролем. Способность этих образов к быстрым и свободным преобразованиям при манипулировании ими, к свободным переходам, движению и изменению предметного содержания создает возможность для их использования в качестве средств уподобления реально существующим объектам или средств порождения новых образов. Генетически манипулятивная способность зрительной системы может рассматриваться как производная практической деятельности. Феноменальная динамика представляет собой проявление манипулятивной способности зрительной системы, способности к оперированию и 245. преобразованию непосредственного зрительного образа с помощью системы внутренних викарных перцептивных действий. М. о. замещает действия с реальными объектами (генетически более ранние предметные действия), содержит в себе элементы продуктивности, участвует в реализации более сложных психических функций, таких как воспоминание и мышление (см. Мышление визуальное). (В. М. Гордон.) Добавление ред.: Процессы М. о., в т. ч. умственные вращения (англ. mental rotations), наиболее ярко обнаруживаются при изучении зрительного восприятия в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. При цветовой модуляции источника света продлевается возможность наблюдения стабилизированного изображения до нескольких мин. Испытуемые, осуществляя малоамплитудные движения глаз, не приводящие к смещению стабилизированного изображения, ищут позицию для наиболее верного восприятия. В результате плоские изображения становятся объемными, объемные — плоскими, неподвижные — движущимися, испытуемые видят невозможные фигуры, которые они не могут видеть при свободном (без стабилизации) рассматривании (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969). Хронометрические исследования мысленного вращения рисунков различно ориентированных трехмерных фигур были начаты Р. Шепардом и Д. Мецлером (1971). Б. И. Беспалов (1984) обнаружил инвариантность ряда факторов относительно группы визуально-мысленных преобразований образов и практических преобразований предметов. См. также Функциональная эквивалентность образов. МАНИПУЛЯЦИЯ (от лат. manipulus — горсть, manus — рука). 1. Ручная операция, ручное действие, в частности демонстрация фокуса, основанного на ловкости рук. 2. Махинация, обман, жульничество, мошенничество. 3. Коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия. Син. социальное влияние. Амер. социальный психолог Роберт Чалдини выделяет множество типичных ситуаций М.: напр. просьба о помощи, услуге; влияние продавца и рекламы на покупателя; политическая пропаганда; воспитание детей и т. д. Он же представил список лиц, для которых М. представляют собой «средства производства»: напр., сборщики средств различных фондов; уличные торговцы; дельцы, бизнесмены, торговые агенты; вербовщики; работники рекламы, пиарщики (от «Паблик рилейшнз»), имиджмейкеры; уличные попрошайки и др. Согласно Э. Шострому, М. гораздо более распространенное явление: практически любой человек — в той или иной степени и сфере жизни — «манипулятор», т. к. постоянно занят тем, что манипулирует окружающими и вместе с тем надежно пойман в сети своих и чужих М. (А. Б. Мещеряков.) МАРАЗМ (от греч. marasmos — изнурение, упадок) — угасание жизнедеятельности, сопровождающееся крайним истощением, упадком физических и психических сил; развивается в старости или вследствие длительной и тяжелой болезни. Против. акме. МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. margo — край) — личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, М. л. испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие М. л. введено Р. Парком (Park, 1932); позднее разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую» маргинальность. А. В. Сухарев предложил понятие этнической маргинальности (рассогласование в системе отношений человека к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим этническое значение), прилагаемое не только к отдельным личностям, но и к социальным группам. Распространенной т. зр., изображающей М. л. исключительно как ущербную и нуждающуюся в помощи психотерапевта (или психиатра), можно противопоставить большое количество фактов из биографий выдающихся людей, показывающих, что маргинальность служит мощным стимулом развития личности и м. б. сознательным принципом творческой личности. Ср. Модальная личность. (Б. М.) МАСКИРОВКА (англ. masking). 1. В контексте исследований восприятия М. — общий термин, обозначающий любые процессы ухудшения восприятия (обнаружения, различения, опознания) одного стимула (называемого тестовым, целевым) под влиянием предъявления др. стимулов (маскеров). Противопоставляется сенсибилизации. Теоретически М. может иметь место в любой модальности (см. М. зрительная), возможны также межмодальные эффекты М. (равно как и сенсибилизации). В зависимости от времени предъявления маскера относительно тестового стимула М. подразделяют на одновременную (симультанную) и последовательную М.; последнюю, в свою 246. очередь, делят на прямую М. (маскер предъявляется раньше тестового стимула) и обратную М. (маскер появляется после окончания предъявления тестового стимула). 2. См. Психическая маскировка. (Б. М.) МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ (англ. visual masking) — частный случай маскировки (в 1-м значении), проявляющейся в зрительной модальности. М. з., как и в общем случае, м. б. одновременной и последовательной. Ситуация одновременной М. з., когда целевые и маскирующие стимулы представляют собой изображения (двумерные фигуры), описывается в статье «Маскировка изображений», а ситуация с реальными объектами (предметными стимулами) — в статье «Камуфляж». При последовательной М. з. в зависимости от пространственных характеристик самих стимулов и пространственных отношений между ними выделяют след. виды М. з.: 1) маскировку гомогенным пятном, занимающим ту же или большую пространственную области (блокирование, или эффект Крауфорда); 2) маскировку структурированного стимула структурированным же стимулом, занимающим ту же или большую область (паттерновая М. з.); 3) маскировку стимулом, занимающим др. (по соседству) пространственную область (для этой ситуации используется термин метаконтраст в случае обратной М. з. и параконтраст в случае прямой М. з., но нередко метаконтрастом называют оба случая, акцентируя лишь факт пространственной смежности). (Б. М.) Добавление: Последовательная М. з. может приводить к полному подавлению восприятия тестового стимула, либо к ухудшению восприятия некоторых признаков (яркость, контраст, форма, пространственная частота и пр.). Временной диапазон механизмов М. з. лежит в пределах от 0 до 300 мс. Для интерпретации механизмов М. з. предложены 2 теории: теория временной суммации (интеграции) и теория прерывания. 1-я теория объясняет эффект М. з. суммацией зрительных следов предъявляемых стимулов, которая ведет к уменьшению видимого контраста фигуры и к ухудшению ее «читаемости». Теория прерывания объясняет эффект М. з. тем, что сигнал о маскере прерывает процесс обработки сигналов о тестовом стимуле, не давая возможности «созреть» его образу. Предполагается, что при равенстве прочих характеристик последовательных стимулов зрительная система отдает предпочтение более позднему (новому) стимулу; можно допустить, что зрительное внимание автоматически переключается на новый стимул и тем самым нарушается процесс категоризации предшествующего стимула. Повидимому, обе теории описывают реально существующие процессы. При коротких интерстимульных интервалах (напр., до 100 мс) имеет место временная суммация, при больших интервалах основным фактором М. з. является прерывание. С таким представлением согласуется тот факт, что обратная М. з. более эффективна по сравнению с прямой. (Т. П. Зинченко.) МАСКИРОВКА ИЗОБРАЖЕНИЙ (англ. figure masking) — предъявление тестового зрительного стимула на фоне маскирующего структурированного стимула (изображения), в результате чего ухудшается обнаружение и опознание тестового стимула. Э. Рубин, изучая феномен выделения фигуры из фона, установил, что фигура воспринимается как расположенное на переднем плане, замкнутое и ограниченное целое; фон — как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета поле. Т. о. фигура, по словам Л. С. Рубинштейна, «обладает как бы большей предметностью». В исследованиях гештальт-психологов был обнаружен факт различия величины разностного порога чувствительности на фоне и на фигуре. При этом более низкие пороги обнаружены на фоне, а более высокие — на фигуре. Установлено, что такое изменение контура, как его дополнение или усложнение, весьма эффективный способ скрыть фигуру. Наложение сетки («зрительного шума») не всегда вызывает тот же эффект. Простые формы могут маскировать восприятие более сложных форм; последние трудно выделить, если они включаются в более простые и четкие формы. На этом законе — законе выделения наиболее простых и четких структур — основан целый ряд явлений М. и., которые используются в военной маскировочной технике (см. Камуфляж). (Т. П. Зинченко.) МАСКУЛИННОСТЬ — см. Пол. МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД (Maslow, 1908-1970) — амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии. Наибольшую известность принесла М. его иерархическая модель мотивации. М. выделяет 5 «уровней» потребностей, считая эти потребности врожденными и универсальными для любого человека: 1) физиологические (низший уровень); 2) потребности в безопасности (в широком смысле слова); 3) потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 4) потребность в уважении и признании; 5) потребность в самоактуализации, т. е. потребность в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя» (высший уровень). Потребности вышележащих уровней м. б. удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшой процент людей (ок. 1%). Эти люди обладают личностными особенностями, 247. качественно отличными от свойств личности невротиков и людей, не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже М. отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя 2 класса потребностей: потребности нужды и потребности развития. В последние годы жизни М. занимался созданием новой психологии — психологии бытия самоактуализирующейся личности, которая является, по М, идеалом развития любого человека. (Д. А. Леонтьев.) МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass communication; от лат. communicatio — сообщение, передача) — систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений, с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории (широких слоев населения) и воздействия на поведение, аттитюды, взгляды, убеждения, мнения людей; технически осуществляется с помощью разнообразных средств: печать, радио, ТВ и др. В социологии М. к. часто рассматривается как вид социальной коммуникации, под которой понимается деятельность, обусловленная системой социальнозначимых норм и оценок, образцов и правил общения, принятых в данном обществе. Социальная коммуникация нацелена на взаимодействие людей, на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация. В социальной психологии М. к. понимается как одна из форм опосредованного общения. Исследование М. к., ее средств, способов, методов, форм и целей началось в 1940-х гг., когда стремительно стала развиваться социальная психология; внимание к М. к. еще более возросло в 1960-80 гг., когда массовая информация стала трактоваться в качестве ключевого фактора социального управления, а к концу 1980-х гг. в некоторых социологических контекстах даже утверждалось, что теория М. к. и есть теория общества. С 1960-х гг. М. к. стали исследоваться с привлечением идей философии, лингвистики, культурологии, психологии, математики, кибернетики и т. д. Крупный вклад в понимание М. к. внесли работы Г. Лассуэлла, Р. Якобсона, Р. Фишера, Н. Винера, Х. Криса, Н. Лейтеса, В. Шрамма, Г. Иннеса и др. М. к. характеризуется: 1) наличием технических средств; 2) наличием массовой аудитории; 3) многообразием коммуникационных каналов; 4) вариативностью коммуникативных средств. Эта цель чаще всего выделяют след. основные функции М. к.: 1) информационную (предоставление сведений по различным сферам общественной деятельности); 2) регулятивную (формирование общественного сознания, общественного мнения, создание аттитюдов и стереотипов, манипулирование, социальный контроль); 3) культурологическую (ретрансляция культурнозначимой информации, ознакомление с достижениями человечества, сохранение культурных традиций, межкультурные взаимодействия). В идеале, М. к. нацелены на оптимизацию социальной деятельности, на интеграцию и консолидацию общества и социализацию индивидов. В «Словаре М. к.» Ж. Фаже функции М. к. определяются на основе предложенного Якобсоном подхода: отправитель (адресант) самовыражается (экспрессивная функция), он делает ценностью процесс общения (поэтическая или эстетическая функция), соотносится с реальностью, контекстом (коммуникативная, или референтивная функция), входит в контакт со своим собеседником (фатическая функция) и т. д. Согласно схеме Лассуэлла, анализ структуры коммуникационного процесса состоит из 5 элементов: 1) кто сообщает? (анализ управления коммуникационным процессом); 2) что сообщает? (анализ содержания коммуникации); 3) по какому каналу? (анализ коммуникационных средств); 4) кому сообщает? (анализ аудитории); 5) с каким успехом? (анализ эффективности коммуникационного процесса). Структурный анализ коммуникационного процесса можно осуществить и по линейной схеме, предложенной Якобсоном: 1) отправитель сообщения (адресант, коммуникатор); 2) получатель сообщения (адресат, реципиент, коммуникант); 3) общение (связь, контакт); 4) код (шифр); 6) контекст сообщения; 7) сообщение (информация). В зависимости от характера канала связи реципиенты могут выступать в качестве слушателей, читателей, зрителей, участников. Канал соединяет адресанта и адресата, причем сообщения м. б. направлены либо к известным адресатам, либо к их вероятностному множеству. Помимо упомянутой линейной модели М. к. предложены также интерактивная и трансакционная. Отличительными чертами интерактивной модели являются обратная связь и замкнутый характер коммуникации; для трансакционной модели существенно одновременное отправление и прием разных сообщений коммуникаторами. (А. Б. Мещеряков.) МАСС-ЭФФЕКТ — см. Локализация высших психических функций. МАСТУРБАЦИЯ — см. Онанизм.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.