- 83 Просмотра
- Обсудить
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. political psychology) — междисциплинарная область на стыке политологии, психологии и социологии. Предметом П. п. являются психологические компоненты политического поведения человека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. В последнее время многие авторы склонны считать предметом П. п. двусторонний процесс влияния психологических факторов на политическое поведение и политических действий — на психологические состояния (М. Дойч). 352. Высказывалось мнение о включении П. п. в состав социальной (или макросоциальной) психологии, изучающей отношения между индивидом и обществом, большими социальными группами. П. п. получила развитие г. о. в США и Канаде, в меньшей мере — в западноевропейских странах. С нач. 1990-х гг. появляются политико-психологические исследования рос. авторов (Е. Шестопал, Г. Дилигенский, А. Юрьев, Л. Гозман, Е. Гантман-Егорова и др.). П. п. исследует широкий круг проблем как внешней политики (психология войны и мира, терроризм, принятие политических решений, этнические и межгосударственные конфликты, взаимное восприятие партнеров по переговорам), так и внутриполитической жизни (мотивация политического участия в традиционных институтах и новых движениях, дискриминация меньшинств, психология формирования политических идентичностей и т. д.). Проблематика П. п. включает: 1) макрополитические процессы глобального, регионального и национального уровней; в последнее время кроме межд. проблем особый интерес исследователей вызывают переходные процессы (демократизация, изменение политических институтов, смена идентичности, динамика общественного мнения); 2) процессы, идущие в групповом и массовом политическом сознании и поведении (принятие решений, формирование групповых политических установок, политический конформизм, лидерство, конфликты, сотрудничество, массовые политические установки и пр.; 3) политическое поведение индивида, будь это лидер или рядовой гражданин. Западная П. п. традиционно уделяет большое внимание политической социализации индивида, формированию стиля лидерства, чувствам, аттитюдам, восприятию избирателями политических деятелей, их политической лексике, идеологии, мышлению, технологиям принятия решений. Методология и методы П. п. определяются ориентацией исследователей на теории среднего уровня и данные эмпирических исследований. Нередко П. п. заимствует конкретные объяснительные модели поведения и сознания индивида и группы в социологии и психологии, а политического процесса и институтов — в политологии. Методы, используемые в П. п., ориентированы на получение эмпирических данных разного уровня, но преимущественно — на изучение индивидуального поведения и сознания. Широко применяются контент-анализ (документов, выступлений, видеоматериалов), интервью и фокус-группы. В арсенале методов П. п. большое место занимают также тесты, проективные методики, экспертные оценки и т. д. При консультативной работе с клиентами-политиками используются некоторые коррекционные и психотерапевтические методы. Ведущая теоретическая парадигма в современной П. п. — политический бихевиоризм, главной задачей которого является изучение разнообразных форм политического поведения, а не мыслей и чувств индивида по поводу политики и политиков. Его сторонники (Дж. Деннис, Д. Истон, Р. Найеми, К. Дженнингс и др.) внесли существенный вклад в исследование различных форм политического участия, межэтнических и межгосударственных конфликтов, политической социализации и пр. Исследования политических психологов когнитивистской или гуманистической ориентации (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Дж. Адельсон, С. Реншон, Р. Инглхарт и др.) посвящены тому, каким образом человек думает о политике, воспринимает лидеров и партии, какие потребности реализует, какие мотивы и ценности включает, взаимодействуя с политикой, а также воздействию средств массовой информации на политической менталитет человека. Еще одно крупное направление представлено политическим психоанализом, основным предметом которого является бессознательная мотивация политического поведения. Начиная с работ З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, В. Райха, в психоанализе ведется систематическая разработка проблемы бессознательного в политике. Э. Фромм и Т. Адорно исследовали психологические основы кризисных процессов современной цивилизации, феноменов политического авторитаризма и тоталитаризма. Особое влияние оказали идеи Э. Эриксона и Г. Лассуэлла. Исследователи этого направления создали психологические портреты крупных политических деятелей современности. Ими организован банк данных на более чем полторы сотни современных политиков от Мао Дзэдуна до Жириновского. (Е. Б. Шестопал, Г. Г. Дилигенский) ПОЛИЭФФЕКТОРНЫЙ МЕТОД (англ. polygraphic method) — одновременная регистрация нескольких реакций организма, возникающих в ответ на действие раздражителя. Син. полиграфический метод. В исследованиях по психофизиологии и общей физиологии наиболее часто используются: кожно-гальванические и сердечно-сосудистые реакции; изменение биопотенциалов мозга (электроэнцефалография), электрокардиограмма, клеточная активность, вызванные потенциалы, Е-волна; реакции в двигательной сфере (тремор, электромиография); изменение дыхания (см. Пневмограф); изменения артериального и венозного давления крови; сдвиги чувствительности в анализаторах. П. м. применяется для более полного и объективного изучения механизмов работы н. с. В последние годы используется для регистрации эндокринных и 353. биохимических реакций. См. Детектор лжи, Кожно-гальваническая реакция, Непроизвольные реакции, Методы электрофизиологические, Плетизмография. ПОЛЛИАННЫ МЕХАНИЗМ (ПОЛЛИАННЫ ПРИНЦИП) (англ. Pollyanna mechanism) — механизм психологической защиты, благодаря которому индивид ни о чем не тревожится и полагает, что все идет хорошо (нормально), несмотря на свидетельства об обратном. Название происходит от имени персонажа романа Элеоноры Портер (Porter), который (точнее, которая) был неисправимым и слепым оптимистом. См. Защита психологическая, Тревожность. (Б. М.) ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (англ. gender identity, sex identity) — переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. П. и. определяет освоение половой роли (см. Гендерная роль, Пол), влияет на все поведение и развитие личности. Нормальное психосексуальное развитие ребенка происходит при условии, что позиции и поведение родителей дифференцированы по половому признаку: мать ведет себя как женщина, а отец как мужчина. См. также Периодизация психического развития, Половые извращения, Сексология, Социальная идентичность. (Т. П. Гаврилова.) ПОЛОВЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ (англ. sexual perversions) — болезненные нарушения направленности полового влечения и/или способов его удовлетворения. Син. парафилии, парасексуальности, аберрации половые, сексуальные перверсии. Прежде к П. и. относили любые сексуальные потребности и действия, отличающиеся от общепринятой в данном обществе модели полового поведения, причем они не только считались болезненными расстройствами, но и осуждались моралью (что не очень логично). Сейчас многие сексологи лишь часть половых девиаций рассматривают как явную патологию. Под П. и. подразумевают качественное изменение либидо. Фригидность, сатириазис, нимфоманию, эротоманию, айдойоманию, представляющие собой количественные изменения, к ним не относят. Нет однозначного мнения об онанизме: он настолько распространен, что многие авторы отказываются квалифицировать его как П. и. Существует огромное множество как П. и., так и способов их классификации. Трудности последней вытекают из текучести форм П. и., многообразия и синонимичности терминов, принципиальных расхождений в интерпретации. Чаще всего П. и. подразделяют на 2 группы. 1-ю составляют П. и., связанные с направленностью, объектом (целью) полового влечения. Традиционно в нее включали гомосексуализм, однако сейчас правомерность этого подвергается сомнению. Безусловно, к этой группе П. и. относятся: а) влечение к детям — педофилия (син. инфантосексуализм, падерозия); б) к старикам — геронтофилия; в) к статуям — пигмалионофилия; г) к трупам — некрофилия (см. Садизм); д) к животным, чаще всего козам, овцам, свиньям, собакам, гусям — зоофилия (син. скотоложество, зооэрастия, содомия, бестиализм); е) нарциссизм; ж) фетишизм; з) к кровным родственникам — инцестофилия и др. 2-я группа охватывает П. и., проявляющиеся в характере действий, приносящих удовлетворение и приводящих к оргазму. Она включает: садизм; мазохизм; эксгибиционизм; трансвестизм; триолизм и сексуальный плюрализм (см. Плюрализм сексуальный); достижение полового возбуждения или оргазма путем наблюдения за сексуальной активностью др. людей или путем созерцания чужих гениталий — вуайеризм (син. визионизм); при подслушивании звуков, свидетельствующих об интимных отношениях, — эксаудиризм; при трении о лиц против. пола в давке (толпе, транспорте) — фроттаж; при обнюхивании, обмазывании, проглатывании человеческих выделений — экскрементофилия (копролагния, копрофагия, пикацизм, урофагия) и т. д. В основе др. классификации лежит идея о невозможности четкого разграничения нормального и патологического либидо и существовании континуума промежуточных форм. В этом случае говорят о: 1) истинных перверсиях — реализуемых искаженных половых влечениях, частично или полностью заменяющих нормальное половое поведение; 2) перверсных тенденциях — отраженных в мечтах и фантазиях, но по каким-то причинам не реализуемых деформированных сексуальных установках; 3) перверсных элементах — незначительных отклонениях от нормальной сексуальности, выполняющих роль дополнительных стимулов, которые усиливают сексуальное возбуждение при половых контактах либо являются единственно возможной формой получения сексуального наслаждения. Истинные перверсии: а) носят навязчивый, принудительный характер; б) имеют тенденцию к прогрессированию — перверсные действия учащаются, а потребность в них постепенно превращается в доминирующую; при этом нередко острота сексуальных переживаний понижается, усиливается раздражительность, чувство пустоты, неудовлетворенности; в) крайне затрудняют длительные партнерские связи: партнер воспринимается обезличенно, только как необходимый сексуальный раздражитель, причем его чувства и желания могут совершенно игнорироваться (напр., при садизме, некрофилии, эксгибиционизме, вуайеризме); г) имеют периодичность 354. нарастания сексуального беспокойства, причем возможно чередование периодов нормальной и перверсной сексуальности; д) приводят к нарастанию социальной изоляции. Причины П. и. не изучены в полной мере. Факторами риска м. б. неблагоприятная наследственность, гормональные нарушения, поражения головного мозга различной природы (родовые травмы, интоксикации, нейроинфекции), нарушение психосексуального развития (как результат неправильного полового воспитания, изоляции от сверстников, в т. ч. против. пола), асоциальная среда, ряд психических заболеваний: шизофрения, эпилепсия, психопатии. Напр., у истерических психопатов возможны эксгибиционизм и нарциссизм; у тормозимых — вуайеризм, педофилия, фетишизм, зоофилия; у возбудимых — эксгибиционизм и педофилия в сочетании с садизмом. Среди педофилов немало, конечно, психически больных или гиперсексуальных людей, однако в основном к педофилии прибегают пожилые люди, у которых наблюдается возрастное снижение потенции, а также подростки и люди с задержкой психосексуального развития и фиксацией полового общения на подростковой стадии. Был выдвинут ряд концепций (генетическая, эндокринная, неврогенная, условнорефлекторная), отличающихся определенной односторонностью. Исключение представляют психоаналитическая и дизонтогенетическая концепции. Согласно последней, П. и. — это результат нарушения психосексуального развития и закрепления модифицированных, гипертрофированных, незрелых форм проявления сексуальности, свойственных детскому и подростковому возрастам. В этой концепции выделяются 3 группы П. и.: 1) транзиторные (заместительные) — формируются на фоне правильного развития сексуальности при невозможности нормальной реализации либидо (в период юношеской гиперсексуальности, в условиях изоляции, однополых коллективов); исчезают при нормализации условий для половой жизни; 2) формирующиеся на фоне задержки психосоциального развития (нарушение коммуникации с лицами против. пола, задержка формирования либидо на платонической и эротической стадиях); могут длиться годами, но не реализуются (перверсные тенденции) и не приводят к личностным изменениям; 3) формирующиеся на фоне преждевременного психосексуального развития — бывают результатом психических расстройств или растления со стороны др. лиц; развиваются при пониженных порогах возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм; наслоение этапа психосексуальной ориентации на этап становления половой роли ведет к быстрой и прочной фиксации неадекватных способов реализации либидо; такие П. и. определяют поведение, с трудом корректируются. Лечение П. и. должно быть комплексным и длительным. Применяются психотерапия, гипноз, медикаменты для подавления либидо (антиандрогены); зарубежные попытки хирургически воздействовать на мозговые центры были признаны опасными для здоровья и жизни пациента. Профилактика П. и. заключается в предупреждении ускорения психосексуального развития и искажения либидо, необходимым условием чего является создание действенных барьеров на пути растления, совращения детей и подростков, ознакомления их с порнографией. Большое значение имеет нормализация общения, а также ранняя диагностика и лечение психических заболеваний. Уголовный кодекс РФ расценивает развратные действия в отношении несовершеннолетнего как половые преступления и предусматривает уголовную ответственность за совершение с ним или при нем полового акта, занятие онанизмом или эксгибиционизмом; возбуждение или удовлетворение половой потребности несовершеннолетнего путем прикосновения к его половым органам, ознакомления с порнографией. (И. А. М.) ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ МЕТОД — см. Метод полярных профилей. ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРА (англ. interference immunity of human operator) — свойство человека эффективно выполнять заданную производственную программу при наличии помех, близких по своему характеру к параметрам полезных сигналов. Понятие П. о. введено в психологию на основании анализа тех видов трудовой деятельности, в которых поступающая информация может искажаться за счет неточной работы приборов (напр., «запаздывания» приборов), где канал связи, по которому проходит речевое общение оператора и абонента, заполнен посторонними сообщениями — помехами, оказывающими сбивающее действие (напр., при радиотелефонной связи летчиков с оператором пункта управления). В исследованиях по П. о. изучается эффект подсказок как помех: опоры на письменный текст при устном выступлении, подачи радиокоманд и др. сигнализации корригирующего и запрашивающего характера; при этом создается как бы «двойник» деятельности — 2 текста, одинаковых (близких) по форме и содержанию, но смещенных во времени. Восприятие полезных сигналов на фоне помех требует большого нервного напряжения (описаны случаи потери сознания и явлений физиологического дискомфорта вазомоторного характера). Пробы на П. о., основанные на принципе воспроизведения, используются в профессиональном отборе. (В. М. Мунипов.) 355. ПОНИМАНИЕ (англ. understanding, comprehending) — широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова «П.». 1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: «Пастернак — человек понимания. Я — человек исключительного понимания. Гете — человек всепонимания». 2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным. 3. Продукт процесса П. — само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П. 4. П. как одна из целей познания и обучения. Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы «истории духа» В. Дильтей. Противопоставляя П. как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: «П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или «Критики чистого разума». В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования». П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации (герменевтика, экзегеза). «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры — эта способность лежит в основе существования человека» (А. А. Брудный, 1998). П. — это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметные значения; языку образов — предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку — концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики) могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении. Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов. Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению. В трудах М. М. Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: «Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество». К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться. П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст «почемучек»), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С. Л. Рубинштейн). Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.) 356. ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (нем. Verstehende Psychologie, англ. understanding psychology) — направление в нем. психологии конца XIX — нач. XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а понимание ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей. Идею разработки этого направления выдвинул нем. философ В. Дильтей в своей «описательной» психологии, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе (духе), отрицание самой возможности экспериментальными методами изучать человеческое сознание. Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки встретило решительные возражения со стороны ее передовых представителей, в частности, Г. Эббингауза, указавшего, что программа П. п. сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке. Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Э. Шпрангера, который ввел термин «П. и.» и выделил 6 типов личности или «духовной индивидуальности», в дальнейшем подвергнутых эмпирической проверке в работах Г. Олпорта и др. Предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому феноменологический описательный подход оказал влияние на многих психологов (А. Пфендера, Ф. Крюгера и др.), а также на некоторых философов-экзистенциалистов (К. Ясперс, М. Хайдеггер). ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1920-1997) — сов. психолог, доминантой интересов которого были творчество, продуктивное мышление и интуиция. Теоретические изыскания в этой области он совмещал с превосходно выполненными экспериментами по решению разнообразных задач: от учебных задач школьниками до решения творческих задач умственно развитыми взрослыми. П. находил подобие форм поведения детей на этапах развития способностей детей действовать «в уме» и на фазах решения творческих задач взрослыми. Это дало ему основания заключить, что этапы онтогенеза преобразуются в структурные уровни механизма решения задач. П. занимали проблемы природы психики и предмета психологии. П. — автор многих книг, посвященных мышлению (см.: П. Психология творения. Избранные психологические труды. М., 1999). (В. П. Зинченко.) ПОНЯТИЕ (англ. concept) — форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие. Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания П. со способом его конструирования, идеализации (абстракции и обобщения). Через П. происходит реализация содержательного обобщения, совершается переход от сущности к явлению. Оно фиксирует в себе условия и средства такого перехода и выведения частного из всеобщего. За каждым П. скрыто особое предметное действие (или их система), воспроизводящее предмет познания. Исторически сложившиеся в обществе П. объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах — целесообразно созданных предметах. Индивид усваивает их раньше, чем научается действовать с частными проявлениями. Усвоенное общее — прообраз, мера, масштаб для оценки эмпирически встречающихся вещей. П. в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое П. фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического П. выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного); оно отображает переход, отождествление различного в едином, происходящее в самой действительности, воспроизводит развитие, становление системы целостности конкретного и лишь внутри этого раскрывает особенности и взаимосвязь единичных предметов (см. Теория). ПОПРАВКА НА СЛУЧАЙНЫЙ УСПЕХ (англ. correction for chance, correction for guessing) — предложенный Г. Блэквеллом способ обработки данных психофизического эксперимента, позволяющий учесть долю случаев, когда испытуемый дает положительный ответ на предъявленный раздражитель не на основе возникшего у него ощущения, а в результате действия несенсорных факторов. Син. Коррекция на угадывание. П. н. с. у. выведена для случая признания порогового принципа работы сенсорной системы; поэтому в исследованиях, основанных на признании принципа непрерывности (см. Психофизическая модель теории обнаружения сигнала), она неприменима. (К. В. Бардин.)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.