- 654 Просмотра
- Обсудить
Часть 2 ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Субъектно-деятельностный подход: от С. Л. Рубинштейна до современной психологии индивидуальности Т. Ф. Базылевич (Москва) Взгляды С. Л. Рубинштейна составляют органическую часть совре- менного состояния российской психологической науки. Не будет преувеличением сказать, что идеи ученого приобретают с течени- ем времени и накоплением знаний все большее значение. В пред- ставленном сообщении обобщаются радикальные преобразования в области дифференциальной психологии, акмеологии и ее базовой области – дифференциальной психофизиологии, которые связаны с реализацией идей С. Л. Рубинштейна. Отечественная дифференциальная психофизиология, фундамент которой составила теория свойств нервной системы, выдвинутая в основных чертах еще И. П. Павловым, а применительно к человеку существенно преобразованная и методически оснащенная глав- ным образом Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным, их соратниками и учениками. Данное направление психологической науки было призвано изучать унитарные параметры целого мозга как задатки общеличностных особенностей человека. Созданная к 1960-м годам аналитическая теория основных свойств нервной системы рассматривала их как природную основу формально-динамической стороны психики. Она обеспечивала углуб- ленное изучение отдельных свойств, но вместе с тем констатировала парциальность особенностей разных регионов мозга и множествен- ность их психологических проявлений. Фрагментарность получаемых фактов препятствовала целостному воссозданию индивидуальности в единстве организма, индивида и личности (термин «индивидуаль- ность» до сих пор часто употребляется как синоним индивидуальных различий). В то время деятельностный принцип считался основополагающим для психологических исследований. Вместе с тем деятельностный аспект анализа психики, как и любой другой, имел, с одной стороны, определенную область его отчетливой применимости и, с другой стороны, имплицитно включал область неприменимости (которая обычно четко не обозначалась). К этой области как раз относятся проблемы задатков способностей, одаренности, таланта, креатив- ности, творческости, которые становятся ключевыми для субъектно- центрированной психологии индивидуальности. Расширительная трактовка априорных допущений деятельност- ной парадигмы, где индивидуальность как бы принималась за кон- стантную величину (такая абстракция необходима на начальных этапа исследования), вела к неверным по своей сути выводам об от- сутствии детерминистических воздействий типологических свойств на деятельность и ее эффективность. Эти стереотипы мышления, согласно которым воспитание, образование, среда способны легко и направленно формировать индивидуальность и психический облик человека по образцу идеала личности будущего, стали пересматри- ваться по мере получения фактов в конкретных работах. Специальное изучение новой для типологических исследований проблемы целостной индивидуальности имело в отечественной пси- хологии непростую судьбу. Конституциональные свойства индивида обычно рассматривались в качестве безличных предпосылок развития личности или же в качестве «индивидуальной болтанки», которая яв- ляется своеобразным артефактом обучения. Расширительная и в сво- ей сути неверная трактовка непрофессионалами необходимости деиндивидуализации психологической феноменологии наталкивала на мысль о сглаживании индивидуальных различий по мере форми- рования личности. Эти стереотипы постепенно стали изменяться под давлением фак- тов. Все больше теоретиков и практиков начинали понимать, что клю- чевая детерминанта оптимальности индивидуального развития – внутренние условия субъекта деятельности. (Парадоксальным стал неоднократно наблюдаемый факт, согласно которому активизация ключевых компонент психики – периоды принятия ответственного решения, требующие мобилизации креативности, творческости, – знаменовал отсутствие двигательной активности в стандартных деятельностных ее показателях.) По-видимому, внешние причины, преломляясь сквозь призму внутренних условий взаимодействия человека с миром, интегративно проявляются в поведении и деятель- ности в зависимости от специфических особенностей внутренних («субъектных») феноменов. В этой связи в гуманистически ориенти-73 рованном человекознании стал остроактуальным субъектный подход, ученые все чаще стали обращаться к наследию С. Л. Рубинштейна. Субъектный принцип разрабатывался в отечественной фило- софской и психологической науке, был актуализирован и развит С. Л. Рубинштейном в его многогранном качестве. Еще в 1920-х годах ученый определил субъекта как центр организации бытия, раскрыл его способности саморазвития, самоопределения, самосовершенст- вования. С этого момента методология развития перестала сводиться к движению по горизонтали, к стадиальности. Открылась «вертикаль» в развитии человека (именно «вертикальный срез» разноуровневых свойств индивида и личности в деятельности в дальнейшем стал основным объектом психологии индивидуальности). Положение о том, что внешние причины действуют на поведение и психику, преломляясь через внутренние условия взаимодействия субъекта с внешним миром, красной нитью проходит через научное творчество ученого. В состав внутренних условий, опосредствующих эффект внешних влияний и в известной степени детерминирующих формирование способностей человека, включаются и его типологи- ческие особенности. С. Л. Рубинштейн в этой связи указывает, что если только природными органическими условиями нельзя объяснить изменения в умственной деятельности человека, то и исключить их как условие из объяснения этой деятельности нельзя. Интенсивное познание закономерностей формирования инди- видуальности в составе жестких звеньев этих внутренних условий начато в последние годы в связи с запросами практики. Практики (да и теоретики) с все большей очевидностью понимают, что решение социально-значимых задач индивидуализации обучения и воспита- ния, вопросы профориентации, профотбора кадров, эффективности труда, проблемы психосоматики и акмеологии индивидуальных различий связаны с учетом особенностей человека в их целостности. Любая общепсихологическая закономерность свое реальное вопло- щение получает в индивидуально-модифицированных формах. Усилившаяся в этой связи рефлексия психологов и практиков, направленная на раскрытие сущностных детерминант формирования индивидуальности, свидетельствует о крушении ранее распростра- ненных стереотипов околонаучного мышления, постулирующих ши- рокие возможности подгонки людей под единый стандартный образец требований деятельности, рассматривающих смысл образования как преодоление своеобразия человека. Напротив, в современном мире существующее разнообразие индивидуальностей анализируется как бесценное богатство общества. В данном контексте целостность индивидуальности наиболее полно раскрывается в единстве подвер-74 гшихся индивидуально-системному обобщению организмических, индивидных и личностных свойств, своеобразие которых опосредует взаимодействие человека с внешним миром. В этой связи особое значение приобретает детальное типологи- ческое исследование произвольности в контексте изучения задат- ков сущностных детерминант человеческого поступка (работа была поддержана Российским фондом фундаментальных исследований). Психофизиологический уровень индивидуальности является при этом референтным в экспериментальном исследовании, поскольку он опосредует влияние генотипа на психику, обладает выраженными ку- мулятивными качествами, включает непроизвольную составляющую произвольной активности (В. Д. Небылицын, Б. Ф. Ломов, Т. Ф. Базыле- вич и др.). При этом целостность типологических механизмов произ- вольности раскрывается в системообразующей роли цели и результата действия в ходе организации активности человека, а также в интегра- тивности характеристик индивидуальности и типичности поведения (П. К. Анохин, В. Б. Швырков, Ю. И. Александров, В. М. Русалов и др.). Выполненные в данном контексте теоретико-экспериментальные работы открывают новые пути решения таких остроактуальных про- блем изучения индивидуальных различий, как парциальность свойств нервной системы, трансситуативная вариативность характеристик индивидуальности, единство содержательной и формально-динами- ческой компоненты субъектно-объектного взаимодействия, совмеще- ние мобильности предметного содержания психики с устойчивостью общих факторов динамики индивидуальной жизнедеятельности. Все вышесказанное позволяет понять важность проводимых работ (в области дифференциальной психологии и психофизиологии, а также в новом направлении психологических наук – дифферен- циальной акмеологии) для развития теории, методов диагностики и принципов практического учета интегрированных в поведении особенностей человека. В современной психологической науке при- ближение к субъектно-центрированному познанию закономерностей формирования целостной индивидуальности помогает активизиро- вать проработку таких остроактуальных проблем, как задатки общих и частных способностей личности, одаренности и таланта, гармо- ничность сочетания генетических предпосылок и средовых влияний в индивидуальном развитии при сопряжении в нем биологического с социальным, изучение индивидуальности как предиктора психо- соматики, выраженности эколого-профессионального «выгорания», толерантности и враждебности, действия радиации на человека, нар- ко- и алкогольной зависимости. Очевидно, все эти проблемы имеют не только теоретическое, но и практическое значение.75 Системный ракурс многогранных субъектно-центрированных проблем индивидуальности являются оптимальной стратегией ин- теграции данных о соотносимости разнообразных особенностей человека при естественном развитии субъектно-объектного взаимо- действия. Такой подход к рассмотрению неизбежно ограниченных экспериментальных фактов в плане развития дифференциальной психофизиологии и психологии создает новое проблемное поле, поз- воляющее перейти от постулирования «мозаичной» феноменологии индивидуальности к изучению закономерностей, связывающих раз- ные ее уровни в субъекте психической деятельности. Целостность динамично развивающихся органических живых систем принципиально не может быть описана через механические взаимосвязи отдельных ее частей, уровней, признаков. Целостность, применительно к проблемам индивидуальных различий, целесо- образно изучать через «системообразующий фактор» (П. К. Ано- хин), детерминирующий интегративность характеристик человека (В. П. Кузьмин, В. М. Русалов), типичность поведения. Имплицитные знания, содержащиеся в формулируемых пред- ставлениях, позволяют понять характерные для разных типов чело- веческой индивидуальности «сцепления» и «слития» разноуровневых ее особенностей, которые выводятся не непосредственно из свойств нервной системы, а анализируются как обусловленные историко-эво- люционными законами формирования системных качеств функцио- нальных органов развивающегося в активном поведении субъектно- объектного взаимодействия. Научные факты свидетельствуют, что функциональные системы в любой период развития деятельности (изучены страты с координата- ми: степень сформированности стратегии поведения и субъективная вероятность успеха в будущей ситуации решения задачи) включают в фиксируемые факторы признаки генотипа и информационного эквивалента образа потребного будущего. Таким образом, целост- ность индивидуальности основывается на реальности единства ор- ганизмических, индивидных и личностных компонент, получающих свою определенность в структуре развивающегося взаимодействия субъекта со специфической его средой. Наши теоретико-экспериментальные разработки в области ис- следования целостной индивидуальности позволяют применять их в практике. Как показывают конкретные системные исследования, координированность, органичность сочетания в синдромах целостной индивидуальности биологического с социальным, генотипического и средового, взаимодействуя с психологическими факторами ситуа- ции развития и сказываясь в психоэмоциональной напряженности, 76 может стать решающим условием продуктивности и результатив- ности деятельности, развития эколого-психического «выгорания», деструкций и деформаций личности, стрессоустойчивости, рисков психосоматики, фиксации алкогольной зависимости. Развиваемые в наших работах субъектно-центрированные пред- ставления о целостности индивидуальности позволяют выделять компенсаторные возможности в сложившейся структуре свойств и конструировать индивидуализированные способы регуляции деятельности, снимающие нежелательные уровни напряженности в целях психологической безопасности человека. Показано также, что индивидуальные особенности психофи- зиологического, психодинамического и общеличностного уровней поведения образуют синдромы, которые определяются конкретной ситуацией решения задачи. Эти факты отражают единство индивид- ных и общеличностных характеристик целостной индивидуальности в поведении. Индивидуально-обобщенные признаки антиципации служат своеобразным индикатором становления индивида субъектом психической деятельности. Теоретическим результатом такого рода анализа является сис- тематизация ситуаций, в которых необходим учет индивидуаль- но-типологических факторов оптимального сопряжения индивида с окружающим миром. Без таких данных не может обойтись любой вид прогностики. Системное видение целостности свойств индивидуальности в активном субъекте психической деятельности расширяет область применимости типологических концепций. С этих позиций стано- вятся понятными постоянно фиксируемые связи психологии инди- видуальности и парциальных свойств отдельных регионов мозга. По-видимому, стабилизация развития деятельности обусловливает моменты, когда потенциальные много-многозначные связи отдель- ных характеристик человека уступают место детерминистическим зависимостям. Таким образом можно трактовать показанное в кон- кретном исследовании соотношение выраженности позитивной фазы мозговых потенциалов антиципации и времени переделки навыка, когда происходит кардинальная смена функциональных систем. Резюмируя представленные материалы, подчеркну, что способ- ностью образовывать своеобразие целостной индивидуальности обладает субъект, имеющий в «жестких» звеньях индивидуальнос- ти эволюционно «слитые» паттерны свойств организма, индивида и личности, которые образуют единство (целостность) в субъекте психической деятельности. Их единство является простым инстру-77 ментом образования закономерных совокупностей разноуровневых характеристик человека. Чем больше мы узнаем о человеческой индивидуальности, тем яс- нее понимаем целостнообразующее значение своих усилий и величие природы. Исторически инвариантные идеи С. Л. Рубинштейна, таким об- разом, стали отправным моментом развития современной субъект- но-деятельностной парадигмы в гуманистическом человекознании. Следствием такого отражения идей – «из прошлого – в настоящее» – стали многие открытия в психологической науке. Перечислю глав- ные из них: 1. Сформирован новый объект дифференциальных об- ластей психологии – индивидуальность, которая всегда целостна. Разработаны технологии квазиэксперимента, основанные на фунда- ментальной типологической теории 2. Создано новое направление психологических наук – дифференциальная акмеология, объект которой – гармоничность целостной индивидуальности как предик- тор результативности, эффективности, продуктивности деятельнос- ти и, шире, жизнедеятельности зрелой личности. 3. В субъектной психологии на смену категориям «Формирование», «Управление», «Программирование», «Гомеостаз», «Адаптация» пришли понятия «Развитие», «Потенциальные и актуальные способности», «Нададап- тивная активность», «Целостная индивидуальность», «Синергии», «Акмеологическое развитие». Сегодня можно констатировать, что психическое развитие чело- века в современном обществе, переходящем от эпохи «масс» к эпохе индивидуальностей, в значительной мере определяется знаниями фундаментальных законов целостности свойств человека как личнос- ти, как индивидуальности и как субъекта психической деятельности
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.