Меню
Назад » »

Психология человека в современном мире Том 2 (21)

Опыт исследования игрового действия А. В. Черная (Ростов-на-Дону) Приоритет деятельностного подхода в исследовании игры – функ- циональный анализ, основанный на выделении единиц игровой  деятельности. Модальность игрового действия, определяется прежде  всего тем, что оно осуществляется в воображаемом поле, в мнимой  ситуации. В игровом действии, согласно Л. С. Выготскому, мысль  отделяется от вещи, и начинается действие от мысли, а не от вещи  (Выготский, 1966, с. 65). Такие характеристики игрового действия непосредственным  образом связаны с одной из высших форм игры, сюжетно-ролевой.  С. Л. Рубинштейн указывал, что «Выготский и его ученики считают  исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе  мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя  определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые  он при этом придает окружающим предметам; <…> эта теория, не- правомерно суживая понятие игры, произвольно исключает из нее те  ранние формы игры, в которых ребенок, не создавая никакой мнимой  ситуации, разыгрывает какое-нибудь действие, непосредственно  извлеченное из реальной ситуации (открывание и закрывание двери,  укладывание спать и т. п.) (Рубинштейн, 1989, с. 71). Посредством  введения игрового действия как единицы анализа игры С. Л. Рубин- штейн задает логику исследования различных форм игры в контексте  анализа формирующихся в них игровых действий. В ходе теоретической реконструкции игровых действий, направ- ленных на овладение ребенком предметным миром игровой культуры,  нами выделены следующие направления в их развитии:138 Первое – овладение манипулятивно-игровым способом действия в играх-манипуляциях с игрушками, предметами и материалами,  побуждающими к действиям ориентировочно-исследовательского  типа. Функциональное назначение предмета осваивается в условиях  неспецифических пробных действий, зависящих от архитектоники  естественных телесных движений, прежде всего, движений руки.  Генетически первый опыт освоения игрового способа действия иг- рающий получает в играх-манипуляциях с разнообразными природ- ными объектами и материалами (камешками, раковинами, плодами  растений, палочками). Другим важным моментом освоения игрово- го способа действия является использование игрушки – предмета,  специально предназначенного для игры. В игровом арсенале детей,  от архаического до современного этапа развития человечества, не- изменно присутствуют предметные игрушки – погремушки, волчки,  вертушки, трещотки, каталки с неизменным (инвариантным) ис- торически закрепленным за игрушкой действием как обобщенным  коллективным результатом освоения человеком функционального  назначения предмета. Второе – овладение системой предметно-специфических и пред- метно опосредованных (орудийных) действий осуществляется в играх  с предметами: палочками, камешками, косточками, стеклышками,  черепками, пробками, пуговицами и т. д. Акциональный анализ, дета- лизация двигательного состава предметно-специфических действий в играх с мячом (к анализу привлечены материалы сборника Я. И. Ду- шечкина, 1903) и предметно-орудийных действий в традиционных  играх с палочками: русских (Л. Г. Дайн), обско-угорских (В. М. Ку- лемзин), донских (записаны автором в 1996 г.) позволяет сделать  следующие выводы. В целостном игровом поле развитие каждого  последующего (усложняющегося) уровня действия идет по пути гене- рализации. Каждый новый акт отрабатывается для того, чтобы быть  включенным в действие более высокого порядка. Игры с предметами  представляют собой программу овладения пространственными ори- ентировками и сенсомоторными координациями, захватывающими  весь комплекс телесно-мышечной и нервной систем: глаз–предмет,  глаз–предмет–рука, глаз–рука–предмет; реципрокные координации  левой и правой частей тела; проксимальные и дистальные мышечные  группы плеч, кисти, руки. Строгое соответствие выполняемых пред- метно-специфических и предметно-орудийных действий игровым  правилам выступает условием освоения эталонного способа действия,  зафиксированного в правилах. Смысловое восприятие и расчленение  пространства от ориентировки в трехмерном пространстве с учетом  траектории движения своего тела и логики предмета и/или орудия  к построению образа пространства, обеспечивающего скоординиро-139 ванность системы действий «субъект–объект» и «субъект–объект– субъект» способствуют тому, что образ пространства приобретает  субъективное значение картины мира. Смысловое пространство – это  уже личностное образование. Третье – овладение предметом как средством символической дея- тельности в играх с предметным замещением. В традиционной куль- туре первый опыт игрового замещения ребенок получал от взрослых,  приспосабливавших для игры в соответствии с местной традицией не- притязательные бытовые предметы, природные материалы раститель- ного и животного происхождения, о чем свидетельствуют этнографи- ческие данные об играх с предметным замещением у обско-угорских  (Р. Г. Рейнсон-Правдин); башкирских (И. Г. Галяутдинов); хакасских  (Ю. Г. Кустова); чукотских, ненецких, эскимосских (А. Н. Фролова);  монгольских (Б. Сарантуяа) детей. Ситуации, когда нейтральный  предмет, вводимый в игровую реальность в соответствии с реали- зуемым игровым замыслом, наделяется значением в смысловом  поле игры, способствуют «открытию» потенциально заложенной  в предмете символической функции. Символические или условные  действия, для которых предмет является уже не непосредственным  объектом, а вспомогательным средством, освобождают ребенка  от консервативной привязанности к функциональному назначению  предмета, допускают выраженную свободу замещения. Анализ игрового действия, формирующегося в раннем онтогене- зе, раскрывает онтогенетическую тенденцию развития отношения  к предмету от натуралистически-предметного его бытия к симво- лическому значению, от освоения предмета в его функциональном  назначении к освоению потенциально заложенной в предмете сим- волической функции. Литература Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы  психологии. 1966. № 6. С. 62–76. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar