- 765 Просмотров
- Обсудить
Часть 3 ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Влияние аттитюдного фактора на оценку валидности силлогизмов Т. Т. Абашидзе (Тбилиси, Грузия) Тесная взаимосвязь познавательного и аффективного компонентов любого психического акта не раз подчеркивалась Л. С. Рубин- штейном и его учениками. Конкретной целью нашей работы было исследование влияния эмоционального и неэмоционального содер- жания мыслительных задач на эффективность оценки их валидности (Гуния, 2000). Материалом для эксперимента служили одинаковые по логичес- кой форме силлогизмы (так называемые Barbara), состоящие из двух условных групп. В одну группу входили силлогизмы «эмоционального» содержания, в отношении которых у субъекта возникало оценочное отношение. Во вторую группу входили нейтральные, «неэмоцио- нальные» силлогизмы, содержание которых не вызывало у субъекта личного отношения. Были проведены три серии эксперимента, в которых менялась последовательность предъявления вышеназванных групп силло- гизмов с целью установления ее возможного влияния на процесс решения задачи. В первой серии испытуемым предъявлялись сначала «неэмоциональные» силлогизмы, затем «эмоциональные»; во второй серии – наоборот, сначала «эмоциональные», а затем «неэмоциональ- ные» силлогизмы; в третьей серии силлогизмы разных групп были смешаны и давались испытуемым в случайной последовательности; менялась также последовательность силлогизмов внутри групп. Испытуемым предлагалось оценить силлогизмы по их валид- ности (правильность–ошибочность), т. е. действительно ли вытекает полученный вывод из данных предпосылок согласно законам логики, если допустить, что посылки истинные. Подсчет и сравнение средних величин правильных ответов в каж- дой серии и по «эмоциональной», и «неэмоциональной» группам показал, что испытуемые наиболее успешно оценивают задачи первой серии, а при оценке материала второй и третьей серии допускают больше ошибок. Успех испытуемых в первой серии объясняется тем, что предъявление «неэмоциональных» силлогизмов, в первую очередь, способствует улучшению решения «эмоциональных» силлогизмов настолько, что испытуемые справляются с ними почти с одинако- вым успехом. В других сериях число правильных решений в группе «неэмоциональных» силлогизмов превышает число таковых в «эмо- циональной» группе. Во всех трех сериях «неэмоциональные» силлогизмы оценивались примерно с одинаковым успехом. В первой серии при предъявлении силлогизмов «неэмоциональной» группы результат с каждым после- дующим заданием улучшался – увеличивалось число испытуемых, правильно оценивших валидность силлогизмов. После того как испытуемые оценивали силлогизмы по их ва- лидности, им предлагалось выразить свое отношение к содержа- нию силлогистических суждений эмоционального содержания, т. е. сказать, согласны они или не согласны с взглядами, высказанными в выводах. Являясь убеждениями и аттитюдами испытуемых, эти данные можно считать проявлением тенденциозности мышления и фактором, предположительно влияющим на правильную оценку валидности силлогизмов. В качестве меры тенденциозности применялся процентный по- казатель силлогизмов, оцениваемый испытуемыми как «правиль- но – соглашаюсь» или же «неправильно – не соглашаюсь». Подобное отношение к содержанию силлогизмов указывает на то, что тенден- циозность оказывает влияние на оценку валидности силлогизмов. Напротив, когда силлогизм одновременно оценивается как «пра- вильно», но «не согласен», или «неправильно», но «согласен», надо полагать, что в таком случае тенденциозность не влияет на оценку валидности силлогизмов. Однако не все из указанных комбинаций имеют одинаковую информативную ценность, поскольку в качестве эксперименталь- ного материала были использованы лишь правильные силлогизмы. Для выявления тенденциозности наиболее информативной является вторая комбинация, в которой правильные силлогизмы оценива- ются как неправильные, вследствие несогласия с их содержани- ем. Комбинацию «правильно – не согласен» надо считать наиболее информативной с непредвзятой точки зрения, поскольку в таком 150 случае испытуемый, не соглашаясь с содержанием силлогизма, все же оценивает его как правильный, т. е. разграничивает форму от содержания. Примечательно, что степень тенденциозности для группы «эмо- циональных» силлогизмов первой серии (где средний показатель ошибок в «эмоциональных» суждениях уменьшается) ниже по срав- нению с силлогизмами соответствующих групп из второй и третьей серий (где «эмоциональные» силлогизмы решаются испытуемыми хуже, чем в первой серии). В первой серии имеется наибольшее чис- ло силлогизмов, оцениваемых как «правильно – не согласен» (чаще встречается комбинация, наиболее информативная по непредвзятос- ти, и реже вторая – наиболее информативная по тенденциозности), а во второй серии, наоборот – наименьшее число таковых (т. е. чаще встречается вторая комбинация, а реже – третья). В третьей серии вторая и третья комбинации оценок силлогизмов встречаются почти с одинаковой частотой. В первой серии (сначала давались «неэмоциональные» силло- гизмы, затем «эмоциональные») испытуемые проявляют тенден- циозность меньше всего и, возможно, поэтому допускают наимень- шее количество ошибок при оценке «эмоциональных» силлогизмов по их валидности. Для оценки валидности (правильности–ошибочности) силлогизма необходимо разграничение его логической формы и содержания, что не всегда удается. Разграничению логической формы силлогизмов от их содержания мешает субъективное отношение к «эмоциональ- ному» содержанию силлогизмов, так называемая тенденциозность. Тенденциозность уменьшается при оценке «эмоциональных» силло- гизмов в том случае, если они непосредственно следуют за группой «неэмоциональных» силлогизмов. Анализируя факт влияния последовательности предъявления разных групп силлогизмов, полагаем, что в процессе эксперимен- та субъект сначала реагировал на ситуацию тотально – принимал или отвергал силлогизм в целом, и только впоследствии ему уда- валось разграничить его форму и содержание. Этому препятст- вовал, главным образом, эмоциональный характер содержания силлогизма. Литература Гуния Н. Влияние эмоционального фактора на решение логических задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Тбилиси, 2000
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.