- 700 Просмотров
- Обсудить
Проблема самоорганизации мышления в работах С. Л. Рубинштейна А. К. Белоусова (Ростов-на-Дону) Получившая широкое распространение стройная и популярная теория самоорганизации, иллюстрированная фактами из естест- венно-научных исследований (физика, химия, математика), в послед- нее время гуманитаризируется. Многие закономерности, открытые в точных науках на природных системах, обнаруживаются и в систе- мах, относящихся к миру человека. Ее положения в равной степени применимы к социальным и психологическим системам. Представляется, что для развития психологии нужны не факты или новые категории, заимствованные из других областей и прило-156 женные к психологическим исследованиям. Перефразируя Л. С. Выгот- ского, можно сказать, что психологии нужна своя синергетика, пред- полагающая возможность «вскрыть сущность данной области явлений, законов их изменения, качественную и количественную характерис- тику, их причинность, создать свойственные им категории и понятия» (Вы готский, 1982, с. 420), а это предполагает не просто механическое приложение синергетических понятий (бифуркация, диссипативная структура и пр.) к психологическим явлениям. Использование методов синергетики предполагает разработку своих психологических поня- тий, отражающих специфику динамики развития психологических систем, и процессов самоорганизации в них. В этом нам видятся возможности развития синергетики в психологии. Существует определенная логика становления проблем самоорга- низации в психологии. В разное время в качестве систем понимались различные явления: психика (Б. Ф. Ломов, В. К. Шабельников), дея- тельность (А. Н. Леонтьев), личность (как система отношений к миру – Б. Г. Ананьев; социальных ролей – И. С. Кон; диспозиций – В. А. Ядов) (Абульханова-Славская, 1997). В этих подходах рассматривались различные аспекты детерминации и регуляции каждой системы. Проблема становления различных видов детерминизма в психологии была рассмотрена Б. Ф. Ломовым, показавшим существенные стороны и ограничения «линейного детерминизма», «вероятностного детер- минизма», «материалистического детерминизма». Понимая неудовле- творительность существующих схем детерминизма и рассматривая психику как систему, Б. Ф. Ломов утверждал, что «детерминация реально выступает как многоуровневая, многоплановая, включающая явления разных (многих) порядков, т. е. системная» (Ломов, 1999, с. 75). Предупреждая о несводимости детерминации только к каузальному объяснению, Б. Ф. Ломов считал, что «в исследованиях детерминации психических явлений (как и любых других) приходится иметь дело не только с каузальными связями, но и со связями, определяемыми понятиями «условие», «фактор», «основание», «предпосылка», «опо- средствование» и др…» (там же, с. 76). Эти идеи Б. Ф. Ломова легко вписываются в современную трак- товку методологических принципов нелинейного мышления, рас- сматривающих целостность самоорганизующейся системы как само- воспроизводство себя. Принцип нелинейного мышления был введен в оборот и получил широкое распространение в современных методо- логических исследованиях И. С. Добронравовой (Добронравова, 1991). Опираясь на работы И. Пригожина и И. Стенгерс, И. С. Добронравова конкретизирует понимание детерминации, исходя из представлений о нелинейности развития: «Есть еще один важный момент в описании 157 развития как самоорганизации. Это принцип: «случайность как до- полнение необходимости». Пути развития самоорганизации системы не предопределены… Конкретная история конкретного объекта, начатая как цепь бифуркаций со случайным выбором, открывающим впереди разные наборы возможностей, предстает как необходимое действие причины, в рождении которой сыграла неэлиминируемую роль случайность. Условия, которые способно ассимилировать данное основание, в том числе и внешние условия, способствуют тому, что случайность дополняет необходимость» (Добронравова, 1991, с. 49). Представляется, что эти положения являются определяющими в анализе процессов мышления и мыслительной деятельности. Однако эти идеи, нашедшие отклик в системных представлениях Б. Ф. Ломова, еще не были представлены в систематизированном виде и в рамках традиционного системного подхода в 70–80 гг. XX столетия не полу- чили развития. Идеи системной детерминации, отвечающие логике нелинейного мышления, получили методологическую разработку в работе В. П. Огородникова (Огородников, 1985) и только затем были ассимилированы в психологии. А в 70–80-е годы в рамках сформи- рованных парадигм существование и функционирование различных систем рассматривалось, как правило, в контексте адаптивного при- нципа, выражаемого понятиями регуляции и саморегуляции. Основные линии анализа выстраивались вокруг оси «человек – мир». Как происходят и развиваются отношения человека с миром, как они регулируются и что выступает в качестве регуляторов – эти вопросы являются основными практически для большинства кон- цепций, исследующих взаимоотношения человека с миром. Пред- ставления о гомеостатическом принципе регуляции, обнаруженном в биологических системах (Ч. Дарвин, К. Бернар, У. Кеннон), были распространены на широкий круг систем, в том числе кибернети- ческих, физических (Ч. Р. Эшби) (Ярошевский, 1998). В соответствии с этим принципом проводились исследования и анализ собственно психологических систем, а точнее, различных аспектов взаимоотно- шения человека и мира. В психологических концепциях можно выделить два направления анализа взаимодействия человека и мира при исследовании процессов мышления: первое ориентируются на адаптивную, гомеостатичес- кую парадигму, второе – подчеркивает активный, продуктивный характер этих отношений, выражающийся в неадаптивной природе человеческого поведения и психики (Матюшкин, 1984). Неадаптивная самоорганизующаяся природа взаимоотношений человека с миром лучше всего схватывается в исследованиях мыш- ления, носящего продуктивный характер, для которого характерен 158 выход за пределы самого себя. Таким образом, производство новооб- разований как продуктивная и предметная сторона самоорганизации характеризует развитие мышления как системное, самоорганизую- щееся явление. Обоснование такого утверждения опирается на сле- дующие факты. Во-первых, психическое вообще несет на себе отпечаток про- цессуальности, т. е. возникает в конкретных актах взаимодействия субъекта с объектом или, в более широком контексте – человека с миром (Рубинштейн, 1976). Учитывая, что чаще всего эти акты взаимодействия подчинены логике деятельности, т. е. имеют опре- деленную направленность, избирательность, которые нельзя понять вне системного анализа деятельности, становится очевидно, что про- цессуально возникающие психические новообразования могут стать объектом психологического исследования в контексте изучения деятельности, саморазвитие которой (динамика, направленность, избирательность и т. д.) осуществляется в ходе формирования ново- образований и в опоре на них. Во-вторых, психологические новообразования есть одновременно и продукты – результаты деятельности, и то, что обусловливает ее движение, динамику и развитие, превращая деятельность в самоор- ганизующуюся систему. Исследовать мышление в психологии можно, исследуя деятельность, т. е. не сам факт обнаружения, открытия или формирования нового, а место и роль этого нового в общем ее процессе – как результат и момент самодвижения и как предпосылку для последующего движения. В-третьих, соединение процессуального, динамического плана исследования с содержательным, морфологическим планом, который представляет деятельностный подход, – это и есть, с нашей точки зрения, основание для психологического исследования самоорга- низации мышления. При таком подходе и возникает в полной мере проблема регулирующей и организующей роли психологических новообразований и их роли в самоорганизации мышления. Понятно в связи с этим, что в достаточно большом объеме лите- ратуры по общей психологии и психологии мышления проблемам его самоорганизации и неадаптивной природы, связанной и проявляю- щейся в порождении и трансформации новообразований, отводится пока не самое большое место. Если рассматривать исторический контекст развития различных направлений в общей психологии и психологии мышления, то в первую очередь можно отметить пре- обладание гомеостатической парадигмы. Итак, одним из факторов, существенно ограничивших резуль- тативность исследований, выступает то, что мышление в основном 159 рассматривалось в рамках гомеостатической парадигмы, очень часто с точки зрения неизменных критериев, не учитывающих постоянного формирования новообразований, в основе которого лежат динамич- ные, меняющиеся критерии, знаменующие собой переход из области адаптации, выход за пределы ситуации в пространство развития человека. В отечественной психологии значительный вклад в развитие проблем мышления был внесен С. Л. Рубинштейном. Последователь- но развивая концепцию о психическом как процессе, он выдвигал положение о мышлении как взаимодействии субъекта с объектом, процессуальность которого определяется непрерывностью этого взаимодействия. Исследование процессуальной стороны мышления выступило основной задачей, для достижения которой С. Л. Рубин- штейн считал целесообразным абстрагироваться от других аспектов изучения мышления. Именно необходимостью такой абстракции объясняется то, что личностный аспект мышления остался в стороне: «Лишь выяснив сперва собственные закономерности самого процесса мышления… можно затем… определить действие различных личност- ных факторов» (Рубинштейн, 1958, с. 138). Оставив в центре внимания инвариантную основу мышления – анализ через синтез – основной механизм, обеспечивающий динамизацию, С. Л. Рубинштейн «уходит» от личности. В «Основах общей психологии» он пишет: «При всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание: личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция» (1946, с. 676). Однако этот «уход» от личности был временным, вызванным необходимостью исследования основного инварианта мышления, и в последние годы, развивая планы и задачи исследования мышления, ученый пытается «вернуть» личность в психологию мышления: «ввес- ти личностный аспект (действия, мотивы, способности)», «личность, мотивационный аспект, в нем: не задача сама по себе, не проблемная ситуация сама по себе, ее преобразования выстраиваются в ряд преобразований, а субъект, человек, шаг за шагом ее преобразует» (Рубинштейн, 1966, с. 226). Воззрения С. Л. Рубинштейна не оставались в течение его жизни неизменными, постоянными. В последней работе, опубликован- ной уже посмертно, он стремится объединить противопоставление субъекта и объекта, мира и человека, говоря о действующем челове- ке, порождающем «новую данность нового наличия бытия», опять «„взрываемую" действиями человека». «Своими действиями я непре- рывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе 160 с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя» (Рубинштейн, 1976, с. 311). Таким образом, изменяя мир, объективную ситуацию, человек изменяет и самого себя. С. Л. Рубинштейн, последовательно развивая диалектику взаимо- действия человека и мира, продвинулся далеко вперед в понимании единства их развития. Пожалуй, только в настоящее время при раз- витии представлений о психологических системах, ценностно-смыс- ловой структуре психологической ситуации подробно исследуется их интеграция в становлении новых психологических качеств пред- метов. «Становление или становящееся соотнесено с тем внутрен- ним в человеке, что, в свою очередь, соотносится с чем-то внешним по отношению к ситуации, входящим и выходящим за ее пределы, это внешнее по отношению к ситуации связано с внутренним по от- ношению к человеку» (Рубинштейн, 1976, с. 338). С. Л. Рубинштейн, таким образом, одним из первых понял необхо- димость для человека выйти из ограничивающего круга адаптации к миру в ходе деятельности и посредством мышления. В его работах прослеживается возможность решения самоорганизующейся приро- ды человека, его мышления как акта действующего человека. В то же время, нам представляется, что проблема самооргани- зации мышления и его динамики, связанная с избирательностью и направленностью, может быть решена в контексте «действующего человека»: «избирает» все-таки не психика, не деятельность, а человек, действующий здесь, сейчас и определенным образом. В настоящее время становится понятно, что решить проблему избирательности мышления, а вместе с ней и проблему формиро- вания новообразований как основы самоорганизации в контексте теории взаимодействия едва ли возможно. Избирательность является функцией отношения субъекта к объекту, и в этом плане отношение предшествует взаимодействию. К этому приходят исследователи в теории психологических систем (Клочко, 2000). Литература Абульханова-Славская К. А. Проблема личности в психологии // Психоло- гическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. С. 270–374. Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии // Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев, 1991. Главная страница http: // rusnauka. ru. narod. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Саморегуляция личности: системный взгляд. Томск: Изд-во ТГУ, 2000.161 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. Матюшкин А. М. Основные направления исследования мышления и твор- чества // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 1. С. 9–17. Огородников В. П. Познание необходимости. М.: Мысль, 1985. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Педагогика, 1958. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. Рубинштейн С. Л. Очередные задачи психологического исследования мыш- ления // Исследования мышления в советской психологии. М.: Прогресс, 1966. С. 224–236. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педа- гогика, 1976. С. 253–381. Ярошевский М. Г. Принцип системности // Петровский А. В., Ярошев- ский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 366–408
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.