- 619 Просмотров
- Обсудить
Мышление как предмет логики, психологии и педагогики М. В. Марокова (Волгоград) Мышление выступает предметом изучения многих научных дис- циплин: логики, философии, психологии, физиологии, педаго- гики и др., каждая из которых, изучая мышление, имеет свою сферу исследования. В разделе философии – гносеологии, – изучающем общие законы человеческого познания, мышление рассматривается как процесс, приводящий к возникновению идей, гипотез, теорий и т. д. Эти ре- зультаты человеческой мысли представлены в гносеологии как этапы движения к истине, которая уже известна и непременно достигается логически правильным путем. С точки зрения гносеологии, наиболее полным и ярким актом мышления выступает «…научное открытие, как самое результативное проявление человеческой мысли. Именно оно в значительной степени приближает человечество к истине и рас- крывает механизм мышления» (Славская, 1968, с. 11). В предмете гносеологии представлен общий путь познания, его логическая норма, что, конечно же, отличается от мышления реального, конкретного человека. Психологическая трактовка мышления не может быть сведена к представлениям о нем в логике, но и вместе с тем не может быть оторвана от логики как объективно-идеальной основы субъектив- но-индивидуальных способов мышления. Психология мышления неизбежно исходит из той или иной философско-логической методо- логической концепции. И эта связь психологии с логикой и теорией познания, с философией отчетливо проявляется в истории психоло- гических учений о мышлении. Психология, изучая мышление, исходит из того, что реальные мыслительные процессы совершаются людьми, обладающими по-221 требностями, мотивами, способностями, эмоциями. Люди могут придерживаться ложных или стереотипных стратегий, сочетать противоречивые логики, принимать за истинное мышление цепочки случайных ассоциаций и т. п. Рассмотрение мышления в его живой индивидуальной форме – область психологии. Психология объясняет закономерности мыслительной деятель- ности каждого человека не столько с точки зрения его результата, сколько и преимущественно с точки зрения его процесса и внутренних психологических, субъективных средств. Именно процессуальность и внутренние средства – мыслительные операции – выделяются С. Л. Рубинштейном и представителями его школы – К. А. Абульха- новой-Славской, А. В. Брушлинским, А. М. Матюшкиным – как собст- венно психологический предмет изучения. Основным положением, выдвигаемым С. Л. Рубинштейном в про- тивовес интроспекционистским, ассоциативным теориям мышления и подходу, предпринятому в гештальтпсихологии, выступает прин- цип активности субъекта, согласно которому мышление протекает как взаимодействие и активное отражение субъектом объективной реальности в процессе деятельности субъекта по преобразованию чувственных данных об окружающем мире. Утверждение принципа активности существенно изменило представление о детерминации мышления, которая в концепции С. Л. Рубинштейна стала опреде- ляться формулой: воздействия внешних причин преломляются через внутренние условия. Взаимодействие внешних причин и внутренних условий обеспечивает развертывание процесса мышления, его ди- намику. В качестве главного внутреннего условия выступает мыс- лительная деятельность субъекта, включающая операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Согласно позиции С. Л. Рубинштейна, обоснованной в его работе «Бытие и сознание» (2003), психологическое знание о мышлении – это знание о нем как о сложно организованном целом в его отношении к другому сложно организованному целому – бытию, при этом знание, представленное в определенной содержательной проекции. Специ- фичность этой проекции определена С. Л. Рубинштейном следующим образом: «Мышление как предмет психологического исследования не может быть определено вне отношения мысли к бытию. Психоло- гия поэтому также берет мышление не в отрыве от бытия, но изучает как специальный предмет своего исследования не отношение мыш- ления к бытию, а строение и закономерности протекания мыслитель- ной деятельности индивида, в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними» (Рубинштейн, 1989, с. 364). Основа для разрешения вопроса о соотно-222 шении логического и психологического, позволяющая понять связь между ними, заложена в следующем высказанном им положении: «По- скольку психическое, внутреннее определяется опосредованно через отношение свое к объективному, внешнему, логика вещей – объектов мысли – в силу этого входит в психику индивида заодно с их пред- метным содержанием и более или менее адекватно осознается в его мышлении. Поэтому логическое, никак не растворяясь в субъективно психологическом (в духе психологизма) и не противостоя извне всему психологическому (в духе антипсихологизма), входит определяющим началом в сознание индивида» (там же). В традиции, заданной С. Л. Рубинштейном, оставалась неиз- менной идея единства функционального и генетического аспектов при анализе психики человека. Как указывают К. А. Абульханова- Славская и А. В. Брушлинский, эта идея имела принципиальное значение для теории С. Л. Рубинштейна (Абульханова-Славская, Бруш- линский, 1989, с. 250–283). Однако в экспериментальной исследова- тельской практике изучение функционального аспекта оказалось более развернутым, а взаимодействие и взаимопереходы генетичес- кого и функционального подробно не обсуждались и практически (экспериментально) не исследовались. Соотношение логического и психологического представлений о мышлении можно определить также, придерживаясь культурно- исторической психологии (Л. С. Выготский) и выработанного в этой традиции деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев). Логика пред- послана индивидуальному мышлению. Индивид, формируя свое мышление, воспроизводит те или иные его объективные идеальные нормы, становясь или не становясь субъектом мыслительной дея- тельности в соответствии с этими нормами, формами мышления. «С точки зрения… деятельностного подхода к исследованию психики человека умственное развитие протекает как процесс активного присвоения индивидом исторически выработанных средств и спо- собов мышления, – пишут П. Г. Нежнов и А. М. Медведев, – согласно основным положениям этого подхода, мышление человека есть его родовая способность и как таковая является предметом изучения логики. Психология же призвана выявить субъективные способы присвоения и реализации индивидами исторически сложившихся видов и форм мышления, опираясь на данные логики об их объек- тивном строении» (1995, с. 29). Обратимся теперь к мышлению как предмету педагогической науки. Педагогика также изучает мышление. Более того, поскольку педагогика ориентирована преимущественно на становление и фор- мирование когнитивной составляющей (при всех спорах о соотно-223 шении обучения и воспитания система обучения являет большую проработанность и надежность), мышление занимает значительное место в педагогических построениях. Определяя задачи педагогики в этой области, А. М. Матюшкин отмечал, что педагогика изучает спо- собы формирования интеллектуальных действий учащихся и способы создания условий, приводящих к эффективному усвоению знаний и развитию творческого мышления. А психология изучает мышление как процесс обнаружения неизвестных, новых законов и способов действия в проблемных ситуациях (Матюшкин, 1972, с. 190). Педагогика также опирается на определенные логические пред- ставления о мышлении. «Каждый отдельный человек в процессе воспитания и обучения присваивает себе и превращает в формы собственной деятельности те средства и способы мышления, кото- рые созданы обществом в соответствующую историческую эпоху. Чем полнее и глубже он присвоил всеобщие категории мышления, тем продуктивнее и логичнее его мыслительная деятельность» (Да- выдов, 1972, с. 333). К педагогической проблематике обращался С. Л. Рубинштейн. В статье «Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)» им намечена программа об- новления педагогики на основе идей субъектности и рассмотрено учение как «совместное исследование» учителем и учениками по- знаваемого предмета (Рубинштейн, 1986). Однако в дальнейшем интересы С. Л. Рубинштейна и его последователей сосредоточились преимущественно на методологических проблемах общей психо- логии. (Исключение составляют исследования А. М. Матюшкина, проведенные в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, в последующем – Психологическом институте РАО и посвященные формированию мышления в проблемном обучении и изучению ода- ренности.) Тесно связанной с проблемами педагогики является психоло- гическая теория Л. С. Выготского, в которой мышление человека рассматривалось как высшая психическая функция, имеющая куль- турное происхождение и выступающая продуктом воспитания. Одно из центральных положений занимает значение социальной ситу- ации развития, содержание которой в концепции Л. С. Выготского неразрывно связано с представлением о взаимодействии реальной и идеальной форм. Идеальная форма содержит, в том числе, и образец логики, носителем которой выступает общественный взрослый – в рас- сматриваемом случае педагог. Мышление и сознание формируются в определенной ситуации – социальной ситуации развития – той самой «не среды вообще, а среды ребенка» (Л. С. Выготский). Поэтому 224 для развития мышления учащихся важно то, на какую логическую систему ориентирована педагогическая теория и практика. Педа- гогика определяет, строит и обеспечивает методически и организа- ционно среду, в которой складываются и развиваются те или иные (по преимуществу) формы мышления. Длительное время в педагогике доминировали, более того, счи- тались единственно возможными представления о мышлении, вы- работанные в теории умозаключения, предметом которой была не- противоречивость выводного знания. Основной задачей этой логики, получившей впоследствии название формальной, было выяснение правил и форм следования одного суждения из другого (других) на основе законов тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. При развитии и возникновении множества логик, соответствующих раскрываемой многомерности мира, педа- гогика долгое время продолжала ориентироваться на единственный вариант, причем тот, который мало поддается развитию и оказывается не самым продуктивным. Это парадоксально, поскольку именно педагогика по своему прямому назначению – сфера расширенного воспроизводства человеческой культуры. На такое положение дел еще в 60-е годы прошлого века указывал Г. П. Щедровицкий: «Логика этого рода, достигшая наивысшего развития в формах так называ- емой математической логики, действительно мало, что могла дать для решения собственно педагогических проблем и задач. А другие варианты логики, ориентированные на описание знаний, их развития и способов организации в сложные системы, все это время были ото- двинуты на задний план, и за ними даже вообще отрицали право назы- ваться логикой. Поэтому не удивительно, что в педагогике развилось и все более закреплялось скептическое отношение к логике вообще. Дело дошло до того, что часто собственно логическое исследование знаний и процессов мышления в тех случаях, когда оно выходило за рамки формально-логического анализа, стало интерпретироваться как психологическое, или эвристическое, – картина, которую мы мо- жем широко наблюдать в советской психологии. Результатом такого положения дел, как правило, было лишь то, что анализ такого рода проводился недостаточно квалифицированно, на основе устаревших и искаженных логических представлений» (Щедровицкий, 1993, с. 11). Примером выхода за рамки традиционной логики стала сложив- шаяся к началу 1970-х годов концепция содержательного обобщения В. В. Давыдова и основанная на ней практика экспериментального об- учения. Как и отмечалось Г. П. Щедровицким, концепция содержатель- ного обобщения, будучи по сути логической, а не психологической, возникла «на территории» психологии. Собственно психологической 225 и, одновременно, педагогической конкретизацией концепции стала теория и практика развивающего обучения, получившая название системы Эльконина–Давыдова. В. В. Давыдов провел подробный и развернутый анализ основа- ний формальной логики и логики диалектической. Различение этих логических форм служило задаче построения образования, ориенти- рованного на развитие психических функций – рефлексии, анализа, планирования, – объективно отвечающих канонам содержательно- теоретического мышления. В концепции содержательного обобщения, развернуто изложенной в работе В. В. Давыдова «Виды обобщения в обучении» (1972), противопоставляются две формы мышления – эмпирическое и теоретическое. Основание – ориентация этих форм на две различные логики – формальную и содержательную, а также различия в психологических механизмах и педагогических условиях формирования. Так, эмпирическое знание вырабатывается при срав- нении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства. Теоретическое – возникает путем анализа роли и функции некоторого особенного отношения вещей внутри целостной системы, которое вместе с тем служит генетически исходной основой всех ее проявлений. Отметим, что логическое противопоставление указанных форм мышления не отменяет их реального совместного существования в мышлении и сознании индивида. Но такое противопоставление необходимо для ориентации системы образования и для выработки критериев психолого-педагогической диагностики. Диагностика мышления традиционно предполагает решение задач под наблюдением экспериментатора. Проблема состоит в том, что в исследованиях мышления часто используются задачи, пред- метно-логическая отнесенность которых не подвергается рефлек- сии, они могут быть неспецифичны ни в предметно-содержатель- ном, ни в логическом отношении для проявления, объективации исследуемых психических функций. Это снижает содержательную валидность методик. Основой для диагностических заданий чаще всего становятся ситуации, построенные на материале естественных наук и математики, инженерных устройств, интеллектуальных игр. Критерий соответствия логики задачи логике «высокой формы» мыш- ления, задающей предметно-логическую норму мышления, при этом выдержать чрезвычайно трудно. В современной школе при организации психолого-педагогической диагностики широко используются, хотя и не всегда успешно, самые разнообразные системы контроля над процессами развития ребенка, в том числе и мышления. Наибольшее распространение из них полу-226 чили системы тестов, у большинства из которых в основании лежат представления о развитии как о простом количественном росте. Однако остается совершенно не ясным и не понятным то, благодаря чему возникает (или не возникает) возможность перехода испыту- емого от задач одной трудности к задачам, которые лишь на одну ступеньку становятся более трудными, какие процессы скрываются за отдельным тестом, и что происходит в развитии, чтобы появилась возможность решения более трудной задачи того же типа. На основании представлений о процессе мышления, сложившихся в логике, психологии и педагогике, считаем необходимым выделить аспекты, составляющие, по нашему мнению, проблемную область в организации и построении современной психолого-педагогической диагностики мышления: • в диагностике развития мышления по-прежнему преобладает тестологический подход и все та же ориентация на «метод срезов». Такая ситуация во многом сохраняется и в исследо- ваниях, декларирующих свою принадлежность культурно- историческому подходу и теориям развивающего обучения, и это спустя 70 лет после обсуждения механизмов и движущих сил развития в работах Л. С. Выготского; • построение диагностики, ориентированной на развитие мыш- ления, предполагает иное, нежели в тестологии, понимание нормы психического развития. Представления о норме в этом случае должны учитывать социальную ситуацию развития и ориентироваться на зону ближайшего развития диагнос- тируемой психической функции. Литература Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Послесловие: Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С. Л. Ру- бинштейна // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. С. 250–283. Брушлинский А. В. «Культурно-историческая» теория мышления // Иссле- дования мышления в советской психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1966. С. 123–174. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Зна- ние, 1983. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические пробле- мы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. Матюшкин А. М. Исследование психологических закономерностей процесса анализа // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 46–56.227 Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педа- гогика, 1972. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество // Сер. Психологи Оте- чества. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд- во НПО «МОДЭК», 2003. Медведев А. М., Нежнов П. Г. Метод и результаты исследования сформиро- ванности содержательного анализа как компонента рефлексивного мышления // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск: ПИ РАО, 1995. С. 29–66. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–108. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание // Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. Славская К. А. Детерминация процесса мышления // Исследования мышле- ния в советской психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1966. С. 175–224. Славская К. А. Мысль в действии. (Психология мышления). М.: Политиздат, 1968. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.