- 708 Просмотров
- Обсудить
Часть 4 ТВОРЧЕСТВО, СПОСОБНОСТИ, ОДАРЕННОСТЬ О синтетической теории эмоционального интеллекта И. Н. Андреева (Полоцк, Беларусь) Анализ результатов современных исследований эмоционального интеллекта позволяет обнаружить ряд проблем, требующих перво- очередного рассмотрения. Так, «смешанные» модели эмоционального интеллекта (ЭИ) включают принадлежащие к различным подструкту- рам личности, порой несовместимые компоненты и свойства. Между тем отмечается, что сложности в уяснении онтологического статуса интеллекта связаны с тем, что предметом исследования все время вы- ступали свойства интеллекта. Поэтому отвечать следует не на вопрос: «Что представляет собой интеллект?» с последующим перечислением свойств, а на вопрос: «Что представляет собой интеллект как носитель этих свойств?» (Холодная, 1997, с. 117). Не изучены структурные связи внутри ЭИ как интегрального целого. Поскольку ЭИ представляет собой комплексное образование с организованной структурой, которая носит не аналитический, а синтетический характер (Петровская, 2007), представляется не- обходимым целостное его исследование, предполагающее анализ взаимодействия компонентов. Дискуссионным является вопрос о месте ЭИ в ряду других пси- хических структур. Эмоциональный интеллект чаще всего рассмат- ривается как интеллектуальная способность, однако существуют представления о нем как о личностном свойстве или как совокупности эмоциональных знаний, умений и навыков. Вопрос о прогностической способности ЭИ по отношению к позитивным личностным и пове- денческим особенностям находится на начальной стадии изучения. До сих пор не изучены процессы, лежащие в основе эмоциональ- ного интеллекта, и не выделены процессуальные свойства, харак- теризующие состав, приемы и стратегии интеллектуальной дея- тельности. Эта проблема является общей для изучения интеллекта (Шадриков, 2007). Спорным является вопрос о возможности развития эмоционально- го интеллекта. Его дискуссионность связана с тем, что в рамках «моде- ли способностей» ЭИ рассматривается как врожденная возможность, диапазон развития которой ограничен наследственными факторами. Программы развития эмоционального интеллекта до сих пор не имеют убедительной теоретической и методологической основы. Поиск решения указанных проблем привел автора статьи к разра- ботке синтетической теории ЭИ, в основе которой лежит синтез моде- ли способностей Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо и представлений об интеллектуальных способностях ряда отечественных и зарубежных психологов (С. Л. Рубинштейна, М. А. Холодной, В. Д. Шадрикова, Д. В. Ушакова, Г. Айзенка, Д. Хебба). В рамках этой модели мы, вслед за В. Д. Шадриковым (2007), рассматриваем интеллект как системное проявление познаватель- ных способностей, для которых умственные способности выступают в качестве общего фактора, влияющего на другие способности. Ины- ми словами, интеллект – это системное проявление способностей индивида. Эмоциональный интеллект трактуется нами с позиции информа- ционного подхода, с точки зрения обнаружения и переработки ин- формации. В качестве такой информации для ЭИ выступают эмоции. Каждая из них содержит специфическую систему идентифицируемых сигналов, которая нуждается в различении и осмыслении. Эмоцио- нальная информация включает значения отдельных эмоций, их соче- таний, их последовательности, а также оценку взаимосвязей, которые они отражают. При этом эмоции выступают не только как материал для когнитивного анализа, они способны мотивировать и фасили- тировать умственную деятельность. Таким образом, эмоциональный интеллект – системное проявление интеллектуальных способностей к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации. Традиционный подход к определению способностей (Теплов, 1961) не вполне соответствует представлениям о них зарубежных исследо- вателей ЭИ. Английскими эквивалентами понятию «способности» в зарубежной теории эмоционального интеллекта являются термины «ability» и «capacity» (Mayer, 2000). Первый из них означает возмож- ность, прежде всего физическую, второй – умственную способность в сочетании с потенциалом человека. Иными словами, способности ЭИ следует рассматривать скорее как потенциальные возможности, нежели как индивидуально-психологические особенности, не су- ществующие до включения их обладателя в трудовую деятельность.291 В отечественной психологии подход к способностям как к воз- можностям, существующим «до деятельности», в последнее время становится все более распространенным. Следует отметить, что по- добная идея зародилась и развивалась в трудах С. Л. Рубинштейна. С. Л. Рубинштейн характеризует способности через личностные образования, качества и свойства. Он акцентирует внимание на пси- хологической природе способностей, складывающихся в активном процессе освоения мира субъектом. Психологический механизм формирования способностей ученый усматривает в обобщении пси- хических процессов, с одной стороны, и отношений, с которыми имеет дело субъект в своей деятельности, – с другой (Рубинштейн, 2002). Тем самым оба аспекта формирования способностей (личностный и деятельностный) связаны и не противопоставляются друг другу. Способности определяются С. Л. Рубинштейном как «закреп- ленная в индивиде система обобщенных психических деятельнос- тей. В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются» (Ру- бинштейн, 2002, с. 546). Для нашего исследования важно, что при та- ком подходе способности соотносятся с психическими процессами, которые понимаются как деятельности. Иными словами, речь идет о психической деятельности. Далее С. Л. Рубинштейн подчеркива- ет: «Всякий психический процесс или психическая деятельность как форма связи субъекта с объективным миром предполагает со- ответствующее психическое свойство или способность в широком смысле слова» (там же). Таким образом, способности рассматриваются С. Л. Рубинштейном как свойства психических процессов или пси- хической деятельности. Обратим внимание на то, что указанный автор трактовал способности как функциональное свойство человека, которое может находиться в латентном состоянии до тех пор, пока он не вступит во взаимодействие с предметным миром либо с другими людьми: «Способности квалифицируют личность как субъекта дея- тельности: будучи принадлежностью личности, способность, конечно, сохраняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не действует» (там же, с. 538). Иными словами, С. Л. Рубинштейн усматривает в способности некий скрытый личностный потенциал, который существует до деятельности и может проявиться при бла- гоприятном стечении обстоятельств или в случае необходимости. Как определенное развитие представлений о способностях С. Л. Рубинштейна может рассматриваться теория способностей, пред- ложенная В. Д. Шадриковым (Шадриков, 1997, 2007). В. Д. Шадриков рассматривает способности как атрибуты, свойства функциональных 292 систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные функции. Способности рассматриваются с позиции общего – как об- щие (всеобщие) качества. Единичное представлено мерой выражен- ности свойства у конкретного индивида. Вслед за В. Д. Шадриковым и Д. В. Ушаковым, мы рассматриваем способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную ме- ру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности (Шадриков, 1997, 2007; Ушаков, 2003). В данной интерпретации понятия способностей мы можем рассматривать их как возможности человека. Подобное представление о способностях позволяет указать их место в струк- туре психики. Способности «конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, относя его к отдельным психическим функциям» (Шадриков, 2007, с. 178). Способности рассматриваются В. Д. Шадриковым в трех измере- ниях: способности индивида, способности субъекта деятельности и способности личности. Способности индивида отражают их природ- ную, биологическую сущность. Способности субъекта деятельности понимаются как проявление способностей индивида в конкретной деятельности. Они развиваются на базе природных способностей ин- дивида. Как и последние, способности субъекта деятельности имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Способности человека как личности представляют собой свойства личности, определяющие социальную успешность и качественное своеобразие социального познания и поступков, в структуре которых функционируют способности индивида и субъекта деятельности (Шадриков, 2007). В соответствии с подобной классификацией способностей вы- деляется два вида интеллекта: природный интеллект – интеллект индивида и культурный интеллект – интеллект субъекта деятель- ности. Интеллект субъекта деятельности является результатом раз- вития природного интеллекта, которое заключается в формировании интеллектуальных операций и приобретении программ и планов (алгоритмов) разрешения определенных жизненных ситуаций, ре- шении формальных задач. Как отмечает В. Д. Шадриков, интеллект не ограничивается функционально-деятельностным аспектом развития. Способности развиваются в познании не только физического, но и социального мира. В способностях человека как субъекта сознательного позна- ния проявляется весь человек как личность, весь его внутренний 293 мир. Таким образом, можно говорить еще об одном уровне интел- лектуальной системы – об интеллекте личности. Исходя из этого, в иерархической структуре ЭИ мы можем выделить три компонента: интеллект индивида, интеллект субъекта деятельности, интеллект личности (таблица 1). Таблица 1 Иерархическое строение эмоционального интеллекта Уровни интел- лекта ЭИ в рамках данной модели Проявления эмоционального интеллекта Результаты развития ЭИ Интел- лект ин- дивида ЭИ как спо- собность (свойство функцио- нальной системы) Эмоциональность, актив- ность, «эмоциональная беглость», эмоциональная устойчивость, сензитив- ность; экстраверсия Возможность точно раз- личать эмоции, понимать собственные эмоции и эмоции других людей, управлять собственными и чужими эмоциями Интел- лект субъекта деятель- ности Эмоцио- нальная компе- тентность Осведомленность в сфере эмоций, содержательный индивидуальный словарь эмоций, фасилитация мышления, эффективная эмоциональная саморегу- ляция Эффективность деятель- ности в системе «человек– человек», во взаимодейст- вии с другими людьми Интел- лект лич- ности ЭИ как черта личности (эмоцио- нальная креатив- ность) Ответственность за собст- венное эмоциональное благополучие, адекватные ментальные репрезента- ции внутренних и внеш- них эмоциональных явлений, эмоциональная культура Адаптивность и стрессо- устойчивость, открытость эмоциональному опыту, стилистический эмо- циональный интеллект, социо-эмоциональная эффективность, эмоцио- нально-интеллигентное поведение; самопринятие, позитивная Я-концепция, доминирование интер- нальных ценностей Из таблицы видно, что ЭИ, как способность индивида, рассматрива- ется нами как свойство интегративной когнитивно-эмоциональной функциональной системы. Эмоциональный интеллект как способ- ность представляет собой природные возможности когнитивных процессов индивида, обеспечивающих обработку эмоциональной информации. Эмоциональная компетентность является прижиз- ненно формирующимся «сплавом» эмоциональных знаний, умений и навыков. Эмоциональная креативность рассматривается нами как личностное образование в соответствии с представлениями 294 о творческих способностях как о прижизненном образовании (Averill, 1999). К примеру, существует представление о том, что интеллект индивида «выступает в качестве „верхнего ограничителя"», «по- толка потенциальных творческих достижений» (Дружинин, 1998, с. 68); что творчество – это дериват интеллекта, преломленного через структуру личности, которая либо тормозит, либо стимулирует ее проявление (Богоявленская, 2002); что креативности можно учить, воспитывая установку, характерную для творческой личности (Стен- берг, Григоренко, 1997). Творческие способности рассматриваются как максимальное выражение способностей, поэтому в представ- ленной нами иерархии они занимают верхнюю ступень. Поскольку творческие способности «есть системное проявление личностных ка- честв» (Шадриков, 2007, с. 322), и средовые влияния на креативность оказываются более значимыми, чем на интеллект (Д. В. Ушаков, 2003), есть основания отнести их к интеллекту личности. Приведенный выше подход к иерархической структуре ЭИ от- части устраняет противоречия между сторонниками представлений об эмоциональном интеллекте-способности и об ЭИ – черте личнос- ти, поскольку очевидно, что это различные уровни иерархической структуры эмоционального интеллекта. При этом снимается вопрос о возможности повышения эмоционального интеллекта, посколь- ку эмоциональная компетентность и эмоциональная креативность и представляют собой результаты его прижизненного развития. Эмоциональный интеллект рассматривается в рамках концеп- ции множественного интеллекта и трактуется как часть социально- практического интеллекта. В структуре эмоционального интеллек- та целесообразно выделить внутриличностный и межличностный компоненты. Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) направлен на собственные эмоции, в то время как межличностный ЭИ (МЭИ) – на эмоции других людей. Внутри МЭИ и ВЭИ мы, вслед за Дж. Мейером, П. Сэловеем и Д. Карузо, выделяем такие структурные компоненты, как распознавание эмоций, понимание эмоций, управ- ление эмоциями и фасилитацию мышления (таблица 2). В структуре эмоционального интеллекта, по нашему мнению, можно выделить врожденные компоненты, обусловливающие эф- фективную обработку эмоциональной информации (флюидный ЭИ, эмоциональный интеллект как способность), и эмоциональные знания, умения и навыки, которые образуются прижизненно (кристалли- ческий ЭИ, эмоциональная компетентность). Эмоциональная креа- тивность, по нашему мнению, также относится к кристаллическому эмоциональному интеллекту, поскольку представляет собой прижиз- ненную «надстройку» над эмоциональным интеллектом-способнос-295 тью, возникающую вследствие изменений в представлениях и нормах индивида на основе рефлексии индивидуального эмоционального опыта (Averill, 1999). Предлагаемая нами структура эмоционального интеллекта представлена в таблице 3. Таблица 3 Структура эмоционального интеллекта Уровни ЭИ \ Виды ЭИ Флюидный ЭИ Кристаллический ЭИ Интеллект индивида ЭИ как способность ВЭИ МЭИ Интеллект субъекта деятельности Эмоциональная компетентность Внутрилич- ностная ЭК Межличност- ная ЭК Интеллект личности Эмоциональная креативность При таком подходе интегральный эмоциональный интеллект мо- жет рассматриваться как совокупность умственных способностей к обработке эмоциональной информации, а также знаний и умений, связанных с эмоциональной сферой. Подобный подход допускает возможность измерения эмоционального интеллекта, поскольку тестовые задания обычно обращаются не к способностям как таковым, а к умениям и знаниям, и его дальнейшего развития. ЭИ личности является не чем иным, как свойством личности. Эмоциональный интеллект рассматривается нами как компонент интеллектуальной сферы личности. Уровень эмоционального ин- теллекта у конкретного человека зависит от того, насколько точны и конструктивны его ментальные репрезентации субъект-субъектных отношений. Несмотря на то, что ЭИ, как показывают исследования, взаимо- связан с рядом личностных характеристик, по нашему мнению, бы- ло бы ошибкой отождествлять эмоциональный интеллект с данными Таблица 2 Внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект Виды эмоционального интеллекта ВЭИ МЭИ Способ- ности эмоцио- наль- ного интел- лекта Выражение собственных эмоций Различение эмоций других людей Понимание собственных эмоций Понимание эмоций других людей Осознанная регуляция собствен- ных эмоций Осознанная регуляция эмоций других людей Фасилитация собственного мыш- ления Фасилитация мышления других людей296 свойствами личности (например, с составляющими Большой Пятерки), лишая ЭИ статуса самостоятельной психологической категории. Можно допустить, что структурные компоненты ЭИ связаны друг с другом через иные личностные свойства, которые в настоящее время описываются авторами «смешанных» моделей как составляющие эмоционального интеллекта. Итак, в рамках синтетической теории эмоционального интел- лекта ЭИ трактуется как системное проявление интеллектуальных способностей к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации. Иерархическая структура эмоционального интеллекта, с одной стороны, включает интеллект индивида (ЭИ как способность), интеллект субъекта деятельности (эмоциональную компетентность) и интеллект личности (эмоциональную креативность). С другой стороны, в структуре эмоционального интеллекта целесообразно выделить внутриличностный и межличностный компоненты. Внут- риличностный эмоциональный интеллект направлен на собствен- ные эмоции, в то время как межличностный ЭИ – на эмоции других людей. Таким образом, интегральный эмоциональный интеллект может рассматриваться как совокупность умственных способностей к обработке эмоциональной информации, а также знаний и умений, связанных с эмоциональной сферой. Литература Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей человека // Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2002. Дружинин В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интел- лектуального диапазона» // Психологический Журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 61–70. Петровская А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результа- тивных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: Автореф. дис.…канд. психол. наук. Ярославль, 2007. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Стенберг Р. Учимся думать творчески! 12 теоретически обоснованных стра- тегий обучения творческому мышлению / Р. Стенберг, Е. Григоренко // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мо- лодая гвардия, 1997. С. 191–192. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Б. М. Теплов. Психология инди- видуальных различий. М., 1961. С. 9–20. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та; М.: Барс, 1997. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во ИП РАН, 2003.297 Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: Логос, 1996. Шадриков В. Д. Способности человека. М.: Изд-во Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психологии, НПО «МОДЭК», 1997. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект – Пресс, 2007. Averill J. R. Individual differences in emotional creativity: structure and correlates // Journal of Personality. April, 1999. Vol. 67:2. P. 331–371. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Models of emotional intelligence / Ed. by R. J. Sternberg // Handbook of intelligence. Cambrige, UK: Cambrige University Press, 2000. P. 396–420.
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.