Меню
Назад » »

Психология человека в современном мире Том 2 (50)

Изучение лидерских способностей подростков,  обучающихся в лицее для одаренных учащихся Е. А. Бурзунова (Иркутск) На современном этапе развития российской экономики и социаль- ной сферы особенно остро встает вопрос о руководящих кадрах.  Создание всевозможных программ по обучению эффективному управ- лению (в частности, президентская программа MBI) лишь частично  удовлетворяет потребность общества в грамотных руководителях,  менеджерах. Между тем давно известно, что эффективность управ- ленца состоит не столько в умениях и навыках, которым, безусловно,  можно обучиться, сколько в личности самого человека, его лидерском  потенциале. Очевидным преимуществом советской системы ВЛКСМ была по- этапная подготовка и продвижение наиболее способных к управлен- ческой деятельности молодых людей, своеобразное «выращивание»  кадров. В рамках такого подхода «потенциальные лидеры» могли  получить практику руководящей работы, так сказать, «на местах».  Современная же система образования в большинстве случаев такой  возможности лишена и компенсирует этот недостаток созданием  специальных условий для обучения и воспитания выдающихся детей:  будь то формирование «сильных» классов или создание специализи- рованных школ. Но что же происходит с ребенком, который из своей  естественной среды, где он был «звездой», был лидером, попадает  в созвездие таких же успешных учеников, как и он сам? Что проис- ходит с его внутренней системой оценки, лидерскими способностя-315 ми, когда ему необходимо перестраиваться под новые условия, ведь  его собственная «система координат» оказывается разрушенной?  Подобная проблематика до сих пор не была изучена, поэтому наше  исследование мы посвятили исследованию лидерских способностей  подростков, обучающихся в лицее для одаренных учащихся. В соответствии с поставленной целью нами были сформулирован  ряд задач, в частности, изучить особенности коммуникативной сфе- ры и межличностных отношений у одаренных подростков-лидеров,  а так же проследить динамику их изменения на период обучения детей  в специализированных условиях лицея для одаренных учащихся. Исследование проводилось в МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркут- ска, в течение 2006–2008 гг. Выборка составила 54 чел., из них – 28  мальчиков и 26 девочек в возрасте 12–13 лет. Данный лицей – учреждение интернатного типа, является му- ниципальным образовательным учреждением. Это единственный  в городе лицей, который занимается по собственной вариативной  программе, одобренной департаментом образования. Учреждение  формулирует свою миссию как «Обогащение интеллектуально-твор- ческого и социально-адаптивного потенциала личности». Особенность образовательного процесса здесь заключается в бо- лее глубоком изучении школьных предметов, обучение ориентирова- но на более высокий уровень знаний по сравнению с традиционными  школами, больше времени уделяется самостоятельной подготовке.  В лицее работают педагоги высшей категории, а также заслуженные  работники образования. Особенностью данного образовательного  учреждения являются также и формы преподавания: в старших  классах уроки осуществляются не по традиционной схеме, а в форме  лекций, семинаров, что в дальнейшем способствуют более успешной  адаптации детей к условиям высших учебных заведений. Поступле- ние в лицей осуществляется после младшей школы на конкурсной  основе, учащиеся сдают экзамены, по результатам которых они могут  быть зачислены (в лицее проходят обучение дети со всей Иркутской  области). В связи с этим очевидно, что в данном учебном заведении  обучаются далеко не стандартные дети, тем или иным образом про- явившие себя как одаренные. Первый этап исследования включал изучение социометрических  статусов, а также коммуникативной сферы и межличностных отно- шений учащихся первого года обучения в лицее (после 1,5 мес. адап- тации). С этой целью нами был использован ряд тестовых методик:  социометрия, тест «Лидер», «КОС» для изучения коммуникативных  и организаторских способностей, опросник Т. Лири, а также статис- тические методы анализа – критерии Манна–Уитни, Вилкоксона.316 В результате было сформировано две выборки: ярких лидеров  (28 %) и подростков с менее выраженными лидерскими качествами  (72 %). Далее осуществлен сравнительный анализ уровней комму- никативных и организаторских способностей учащихся указанных  выборок. В результате сравнения было выявлено, что одаренные подростки- лидеры обладают очень высоким уровнем проявления коммуникатив- ных способностей, т. е. они испытывают потребность в коммуникатив- ной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются  в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе.  Это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле  или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные  решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было  принято другими. Они также обладают высоким уровнем проявления  организаторских способностей, т. е. не теряются в новой обстановке,  быстро находят друзей, занимаются общественной деятельностью,  помогают друзьям и близким, с удовольствием принимают участие  в организации общественных мероприятий. Подростки с менее выраженными лидерскими способностями  обладают средним уровнем проявления коммуникативных и орга- низаторских способностей. Они стремятся к контактам с людьми,  не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение,  планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отли- чается высокой устойчивостью (различия достоверны при р = 0,015). В результате исследования преобладающего типа межличностных  отношений у одаренных подростков с ярко выраженными лидерскими  способностями обнаружено преобладание дружелюбного типа меж- личностных отношений. Подростки же с менее выраженными лидер- скими способностями отличаются агрессивным, подчиняемым типом  межличностных отношений (показатели статистически значимы  при р = 0,021). Кроме того, у подростков-лидеров прослеживается тен- денция к авторитарному и альтруистичному типам межличностных  отношений (показатели шкалы «Я-идеальное»): они хотели бы лиди- ровать во всех видах групповой деятельности, быть ответственными  по отношению к людям, принося в жертву свои интересы. В отличие  от них, у учащихся с менее выраженными лидерскими способностями  проявляются стремления к зависимому и агрессивному поведению  (различия значимы при р = 0,007 и р = 0,041, соответственно). Они  хотели бы во всем полагаться на свое мнение, а также занимать  лидирующие позиции. Вторым этапом нашей работы стало изучение динамики уровня  лидерских способностей одаренных подростков обеих выборок. С этой 317 целью нами было проведено повторное диагностическое исследование  всех изучаемых критериев с помощью аналогичного набора методик  через год после начала эксперимента (т. е. после поступления детей  в лицей). В результате было выявлено, что при сопоставлении результатов  социометрии и опросника «Лидер» первого и второго срезов зна- чительных различий не наблюдается. Явные же отличия отмечены  в уровне развития коммуникативных и организаторских способнос- тей, где произошло снижение уровней их развития. Если при первич- ном обследовании у «лидеров» был очень высокий уровень развития  коммуникативных и высокий уровень развития организаторских  способностей, то на момент повторной диагностики уровень развития  данных показателей являлся средним. Статистический анализ резуль- татов подтвердил достоверность различий в оценке коммуникативных  способностей на высоком уровне значимости (р = 0,000). Необходимо также отметить изменения показателей уровня  развития коммуникативных и организаторских способностей и у ода- ренных подростков с менее выраженными лидерскими качествами  (со среднего уровня до уровня ниже среднего), (р = 0,04 и р = 0,023,  соответственно). При сравнении результатов, отражающих динамику типов меж- личностных отношений в первом и во втором срезе, было установлено,  что у подростков-лидеров значимо увеличились числовые показате- ли уровней дружелюбия и альтруистичности (как по показателям  «Я-реальное», так и «Я-идеальное»), в результате чего у них возникла  тенденция к дезадаптивному поведению по этим шкалам (р = 0,013  и р = 0,048 для «Я-реальное» и р = 0,022 и р = 0,018 для «Я-идеальное»,  соответственно). Это указывает на увеличение у них стремления  к социальному одобрению, ориентацию на принятие, стремление  «быть хорошим» для всех без учета ситуации. Характерно также стрем- ление к помощи и состраданию, готовность принести в жертву свои  интересы, гиперответственность. Возможно, увеличение показателей  по данным шкалам связано, прежде всего, с тем, что большая часть  детей проживает в интернате, общаются с определенным и посто- янным кругом людей, и для поддержания своих позиций подростки  стремятся вести себя так, чтобы вызвать одобрение у одаренных  сверстников, так как в данном возрасте сверстники являются главным  ориентиром. При изучении динамики аналогичных показателей выборки  одаренных подростков с менее выраженными лидерскими качест- вами статистически достоверных отличий в преобладании типов  межличностных взаимоотношений выявлено не было.318 Таким образом, проведенное нами исследование, направленное  на изучение лидерских способностей подростков, обучающихся в ли- цее для одаренных учащихся, позволяет сформулировать ряд выводов. Во-первых, существуют различия в преобладающих типах меж- личностных отношения между подростками – явными лидерами  и обычными учащимися, не имеющими ярких лидерских качеств.  Последние характеризуются агрессивным, подчиняемым типом  межличностных отношений, в отличие от «лидеров», которым свойст- венны дружелюбие и альтруистичность. Во-вторых, при изучении динамики уровня развития лидерских  качеств обеих выборок учащихся лицея для одаренных детей было  выявлено снижение коммуникативных и организаторских способнос- тей. Наблюдается гипертрофированность изначально положительных  качеств, характерных для подростков-лидеров, что формирует у них  тенденцию к дезадаптивному поведению, проявляющуюся в увели- чении стремления к социальному одобрению без учета ситуации,  гиперответственность. Таким образом, возникает вопрос: всегда ли адекватно создание  специализированных условий для обучения нестандартных детей  тому результату, который ожидается «на выходе»? Одаренный ребенок,  в частности, обладающий способностями к организаторской деятель- ности, лидер по своей сути – должен быть лидером «относительно  кого-то». По всей вероятности, ему необходимо поле деятельности, где  он может реализовать свои возможности. Как показало наше иссле- дование, нарушение этой закономерности может привести к потере  того бесценного управленческого потенциала, который имеет наше  общество в виде одаренных детей.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar