- 579 Просмотров
- Обсудить
Особенности активации семантической сети как когнитивная предпосылка творчества Е. М. Лаптева, Е. А. Валуева (Москва) Креативность человека образуется сочетанием множества факто- ров – личности, мотивации, среды, особенностей когнитивных механизмов. Данное исследование направлено на изучение когни- тивной базы творческого мышления. Оно опирается на традицию, заложенную Я. А. Пономаревым, и развивает его идеи об осознаваемом и неосознаваемом продуктах действия и о логическом и интуитивном полюсах мышления. В работах Я. А. Пономарева затрагивается одна из важных проблем, связанных с механизмами творческого мышле- ния, – проблема доступа к содержаниям памяти. Наиболее доступны- ми для нашего мышления являются знания, возникшие как «прямые продукты» наших прошлых действий. Однако для решения творчес- ких задач их не хватает. Творческое мышление, по Я. А. Пономареву, способно оперировать «побочными продуктами», доступ к которым намного сложнее. Необходимо понять, действительно ли испытуемые, обладающие более высокими уровнями креативности, отличаются большей способностью извлечения труднодоступных элементов па- мяти, и если да, то какие механизмы за это ответственны. Важным этапом исследования является операционализация подхода, предложенного Я. А. Пономаревым, с помощью понятий, развиваемых в западной психологической науке. В первую очередь, * Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РГНФ № 08-06-00755а и Президента РФ МК № 1799.2008.6.352 речь идет о концепции активации семантической сети. Согласно активационному подходу знания человека могут быть представлены в виде сети взаимосвязанных элементов, а активация при этом опре- деляется как состояние готовности этих элементов к тому, чтобы быть извлеченными из памяти. При этом одни элементы могут быть готовы к извлечению, а другие – нет. Идею применения активационного при- нципа к психологии творчества впервые предложил К. Мартиндейл. В своей модели он ввел понятия узкой и широкой активации (т. е. активированности небольшого или значительного числа элементов семантической сети, соответственно) и связал последнее состояние с творческим процессом. Целью нашего исследования стало выявле- ние особенностей активации семантической сети у людей с разным уровнем креативности. Один из интереснейших феноменов, наблюдающийся в ходе творческого процесса, – это феномен действия подсказки или клю- ча. Он заключается в том, что после безуспешных попыток решить какую-либо задачу, человек оставляет ее, но через какое-то время сталкивается (случайно в жизни или намеренно со стороны экс- периментатора в исследовании) с ключом-подсказкой, после чего достаточно легко приходит к решению. Чувствительность к подсказке, очевидно, должна быть отличительной особенностью творческих людей. Такая чувствительность может быть обеспечена разными механизмами. Мы видим возможный путь поиска этих механизмов в особенностях активационных процессов. Согласно нашему пред- положению, одной из особенностей семантической сети высокок- реативных людей может быть ее способность удерживать в течение достаточно длительного времени ряд элементов в состоянии слабой активации (предактивации). Дополнительная активация этих элемен- тов при встрече с подсказкой с большей вероятностью приводит к осо- знанию решения по сравнению с ситуацией, когда предактивация отсутствует. Проверка нашей гипотезы возможна при использовании экс- периментального варьирования времени предъявления подсказки в ходе решения задачи. Для этого эксперимент будет состоять из 3-х этапов. На 1 этапе испытуемые в течение определенного времени должны решать задачу. На 2 этапе (инкубационном) испытуемым нужно выполнять нерелевантное первому этапу задание, в котором содержатся слова-подсказки. Подсказки должны встречаться либо вна- чале задания, либо в конце. На 3-м этапе испытуемые возвращаются к решению задачи 1-го этапа. Согласно нашей гипотезе, при высоком уровне креативности должно наблюдаться более эффективное ис- пользование подсказки при ее позднем предъявлении.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.