- 783 Просмотра
- Обсудить
Экспериментальное изучение интеллектуальной одаренности Л. И. Ларионова (Иркутск) Статья посвящена изучению психологической структуры интел- лектуальной одаренности. В рамках данного исследования нас интересовали: а) эмпирическое выявление структуры одаренности; б) сформированность у старшеклассников основных компонентов одаренности (интеллекта, креативности, духовности); в) взаимосвязь этих компонентов; г) особенности психологического развития уча- щихся в группах с разным уровнем интеллекта; д) специфика разви- тия основных компонентов одаренности в зависимости от гендерной принадлежности. Идентификация старшеклассников как одаренных осуществля- лась на основе критерия реальных интеллектуальных достижений. В исследовании участвовало 300 чел. – учащихся старших классов иркутских экспериментальных школ, лицеев, гимназий, победителей городских, областных, российских, международных олимпиад, соро- совских стипендиатов. Для сравнения была обследована контрольная группа (40 чел.) старшеклассников того же возраста со значениями психометрического интеллекта в пределах: 95 < IQ < 110. Мы понимаем интеллектуальную одаренность как личностное динамическое образование, в структуру которого входят интеллект, креативность, духовность. Мы предполагаем, что наряду с некоторой самостоятельностью структурных компонентов одаренности (интел- лект, креативность, духовность) существует связь и взаимовлияние их друг на друга. При этом духовность рассматривается как системо- образующий фактор одаренности. В исследовании использовался набор из 9 методик, которые поз- воляли оценить развитость интеллекта, креативности, духовности, некоторых других личностных особенностей. В структуре духовности мы выделяем две составляющих: внутреннюю и внешнюю. Внут- ренняя связана с категорией «Я» и исследовалась с помощью тестов самоотношения В. В. Столина, ценностных ориентаций М. Рокича, самоактуализации Н. Ф. Калина. Внешняя связана с категорией «Дру- гой» и проявляется во взаимоотношениях со значимыми другими, поэтому она исследовалась с помощью тестов на социальный интел- лект Дж. Гилфорда и М. О'Салливен, на особенности межличност- ного взаимодействия Т. Лири, на самоактуализацию Н. Ф. Калиной. Для диагностики психометрического интеллекта использовался культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла; для диагности- ки креативности – тест Е. Торренса; для диагностики акцентуации 354 характера – тест Х. Шмишека; для диагностики личностных черт – факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Статистическая обработка данных проводилась с использованием корреляционного, регрессионного анализов. В связи со сложностью структуры одаренности в ее изучении важную роль играют модели, особым образом структурирующие изучаемые явления. В нашем случае применялся регрессионный анализ для выявления влияния различных факторов на значение IQ. Аргументами в уравнениях были показатели креативности, личностных черт, функцией – значение IQ, весовые коэффициенты указывали на вклад факторов в прогноз развития IQ. По результатам исследования было построено свыше 100 регрессионных уравнений частных (по каждой методике) и общих уравнений (по результатам всех тестов). Коротко остановимся на полученных результатах. В целом струк- тура как вербальной, так и образной креативности у одаренных юношей и девушек достаточно однородна, у юношей это выражено в большей степени. Как интегральные, так и частные показатели вербальной и образной креативности у одаренных школьников неза- висимо от пола имеют значения выше средних и высокие. «Обычные» девушки и юноши (95 < IQ < 110) имеют средние значения показателей образной и вербальной креативности. Полученные данные позволяют предположить, что одаренные юноши и девушки в отличие от сверстников из контрольной группы более успешны в плане творческого подхода к решению задач, они проявляют терпимость к неопределенности, чутко воспринимают недостатки и пробелы в знаниях, не склонны принимать решения без учета всей доступной информации. Данные по изучению акцентуации в зависимости от показателей IQ и гендерной принадлежности позволили установить следующие закономерности: у одаренных юношей в целом по данным исследо- ваний обнаружено меньшее количество акцентуаций, чем у девушек, а у неодаренных учащихся обнаружено большее количество акцен- туаций, чем у одаренных. Особенно это касается девушек, у которых выявлены все 11 типов акцентуаций, имеющих высокую степень выраженности. Регрессионные уравнения, построенные по результатам иссле- дований, имеют разный вид в связи с разными закономерностями, существующими между значениями IQ и типами акцентуаций, а так- же гендерной принадлежностью испытуемых. У высокоодаренных мальчиков влияние на IQ оказывает гипертимическая акцентуация – 18,00; эмотивная – 31,65; демонстративная – 35,93. У высокоодаренных девочек – циклотимная – 34,39, дистимическая – 65,61. Полученные 355 нами данные согласуются с результатами исследований других ав- торов. Так, например С. С. Лутар с соавт. отмечают, что одаренные девочки больше подвержены депрессии, чем в равной мере одаренные мальчики (Luthar et al., 1992). Регрессионное уравнение для высокоодаренных юношей имеет вид: IQ = 7,31E + 16,44I + 23,71N – 2,5O + 29,14Q1 + 10,79Q3 + 10,11Q4 Для высокоодаренных девушек: IQ = 41,17E + 50,29M + 8,54Q4 Для юношей из контрольной группы: IQ = 85,27B + 1,7E – 13,04Q4 Для девушек из контрольной группы: IQ = 49,71A + 50,29N, где A, B, E, I, M, N, O, Q1, Q2, Q4 – личностные факторы. Приведем психологические портреты, составленные на основе регрессионных уравнений. Высокоодаренные юноши имеют выраженное стремление к до- минированию (E), в то же время их отличает эмоциональная чувст- вительность, образность, мягкость, утонченность, художественное восприятие мира (I), социальная опытность (N), средний уровень чувства вины (О), разнообразные интеллектуальные интересы, гиб- кость и критичность мышления, стремление к конструктивным преобразованиям (Q1 ), высокий самоконтроль поведения (Q3 ), не- фрустрированность (Q4 ). Высокоодаренных девушек, так же как юношей, отличает стремле- ние к доминированию, выраженное еще в большей степени, чем у юно- шей (Е), интеллектуальные и художественные интересы, богатство и высокое напряжение внутреннего мира, самобытное мировоззрение, творческая одаренность и активность (М), нефрустрированность. Портрет юношей из контрольной группы достаточно своеобразен. Наибольшее влияние на динамику их интеллекта оказывают не лич- ностные, как у одаренных, а когнитивные факторы (В) (по данным теста имеющие низкие значения), осуществляющие наибольший вклад в развитие интеллекта, в незначительной степени стремление к доминированию (Е), нефрустрированность (Q4 ). У девушек из контрольной группы достаточно скромный пси- хологический портрет, выделяются только два фактора, влияющих на развитие их интеллекта, это фактор А – открытость социуму, об- щительность и фактор N – социальная опытность. При оценивании духовности мы исходили из представления о том, что это сложное личностное образование, включающее внутреннюю и внешнюю составляющую, производилось на основе данных о Я-кон-356 цепции, ценностных ориентациях, особенностях межличностного взаимодействия. Полученные результаты по изучению самоотношения показали, что при сходстве профилей самоотношения у одаренных и неода- ренных юношей позитивный характер самоотношения в большей степени выражен у одаренных юношей. Аналогичная закономер- ность характерна и для девушек. При этом у обыкновенных девушек установлен конфликтный характер самоотношений, что отражает неблагополучие в их личностной сфере. Анализ ценностных ориентаций показал существование отличий в структуре как терминальных, так и инструментальных ценностей одаренных и неодаренных учащихся. Самыми значимыми из терми- нальных ценностей у одаренных юношей и девушек являются ценности общения и человеческих взаимоотношений: друзья, любовь, ценность здоровья, интересная работа. У юношей отмечаются также ценности «жизненная мудрость», «свобода», у девушек – «познание» и «уверен- ность в себе». Такие ценности, как «материально обеспеченная жизнь», «удовольствие», для одаренных учащихся являются незначимыми. У учащихся из группы контроля, напротив, эти ценности входят в группу значимых, а терминальная ценность «интересная работа» занимает одно из последних мест в ряду их ценностей. Получились не- кие «ножницы»: молодежь хочет жить в достатке, но при этом главное средство достижения такого достатка – работа – оттеснена на задний план. В последние десятилетия произошли изменения в структуре ценностных ориентаций молодежи, связанные с социальными из- менениями. Самыми престижными стали материальные ценности, ценности индивидуализма в противовес духовным, коллективистским ценностям. Об этом свидетельствуют данные лонгитюдных исследо- ваний духовного мира молодежи, проведенных Р. Г. Гуровой (2000); исследований ценностных ориентаций в условиях социального пере- лома Ч. А. Шакеевой (1998), исследований Й. Хорака, И. Вачека (1995) и др. Поскольку для русской культуры духовные ценности всегда были важнее материальных, постольку размывание ценностей, изменение ценностного ядра культуры опасно для существования как культуры, так и русского этноса в целом. Для интерпретации структуры ценностных ориентаций одарен- ных и неодаренных учащихся можно использовать высказывание В. Н. Дружинина (1999) о том, что лица с высоким интеллектом яв- ляются носителями национальной культуры. По мнению С. В. Лу- рье (1997), одаренные люди удерживают традиционную культуру от прогрессирующего упрощения, они поддерживают и сохраняют целостность национальных традиций.357 Анализ регрессионных уравнений, построенных по результатам изучения ценностных ориентаций одаренных учащихся, показал влияние духовных ценностей на развитие интеллекта. Полученные данные о характере межличностных отношений показывают, что у одаренных учащихся эти отношения складываются благополучно по адаптивному варианту, по сравнению с неодарен- ными, характер отношений у которых имеет дезадаптивный вариант. Рассмотрим алгебраические модели, описывающие влияние раз- личных факторов на развитие интеллекта. Для одаренных юношей уравнение множественной регрессии имеет следующий вид: IQ = 11,56A + 4,68B + 56,65C + 11,62D + 3,50E + 11F, где А – дисти- мическая акцентуация, B – демонстративная акцентуация, С – ин- тегральный показатель вербальной креативности, D – N (социальная опытность), Е – требовательность (межличностные отношения), F – ценность «равенство». Как видно из этого уравнения, влияние на динамику интеллекта в большей степени оказывает вербальная креативность, затем дисти- мическая, демонстративная акцентуации, характер межличностных отношений, социальная опытность, а также ценность «равенство», которая проявляется в общении и может быть отнесена к духовным ценностям. Для одаренных девушек: IQ = 8,33A + 65,59B + 26,08С, где А – дистимическая акцентуация, В – вербальная креативность, С – М (креативность по 16-факторному опроснику). На развитие интеллекта у одаренных девушек большое влияние оказывает вербальная креативность, дистимическая акцентуация характера, креативность. Для контрольной группы юношей: IQ = –1,96A + 4,60B + 11,00C + 10,17D – 22,58E + 20,14F + 24,30G + 24,30H, где А – педантичная акцентуация, В – дистимическая акцен- туация, С – вербальная креативность, D – образная креативность, Е – самоотношение, F – самоактуализация, G – B (шкала интеллекта 16-факторного опросника), H – требовательность (межличностные отношения). Для контрольной группы девушек: IQ = –12,33A + 9,21B + 43,87C + 0,97D – 15,74E + 17,88F, где А – дис- тимическая акцентуация, В – вербальная креативность, С – образная креативность, D – самоотношение, Е – А (шкала открытости 16-фактор- ного опросника), F – требовательность (межличностные отношения). Сравнение алгебраических моделей влияния факторов на ди- намику интеллекта одаренных и неодаренных учащихся позволило 358 установить общее и особенное в психологических механизмах влия- ния. Общее – это влияние вербальной креативности, дистимической акцентуации и требовательности в межличностных отношениях. Особенное – степень этого влияния, наибольший уровень которой проявляется в группе одаренных. К особенному относится влияние фактора «социальных отношений» и ценности «равенство» у одарен- ных юношей, а также влияние образной креативности, самоотно- шения, самоактуализации на динамику интеллекта обыкновенных учащихся. Полученные результаты подтверждаются данными других иссле- дований, приведенными в литературе. В 1921 г. впервые Л. М. Термен при проведении лонгитюдного исследования установил, что одарен- ные более благополучны в личностном плане, более успешны в учеб- ной и профессиональной деятельности, чем неодаренные. Данные свидетельствуют, что одаренные общительны и вообще «превосход- ные люди». Аналогичные данные получили и другие исследователи (Feldhusen et al., 1981). Таким образом, данные нашего экспериментального исследова- ния позволяют заключить, что отдельные компоненты одаренности имеют высокий уровень развития и что существует связь между отдельными структурными компонентами одаренности: интеллек- том, креативностью, духовностью. Полученные данные в целом сви- детельствуют о благополучии одаренных учащихся по сравнению с контрольной группой, что подтверждается высоким уровнем лич- ностной адаптации, а также позитивным характером межличностных отношений. Литература Гурова Р. Г. Духовный мир молодежи в меняющейся России XX века (лонги- тюдное социолого-педагогическое исследование 1960–2000 гг.) // Мир психологии. 2000. № 4. С. 147–159. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1999. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика развития. М.–СПб., 2001. Лурье С. В. Историческая этнология // Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект- Пресс, 1997. Хорак Й., Вачек И. Молодежь и ее ценностная ориентация // Гуманизация образования. 1995. № 2. С. 24–27. Шакеева Ч. А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. М.-Воронеж, 1998. Feldhusen J. F., Treffinger D. J. The Role of Instructional Material in Teaching Creative Thinking // Edition T. Psychology and Education of the Gifted / 359 Ed. by W. B. Barbe, J. S. Renzulli. USA, N. Y.: Irvington Publishers, Inc., 1981. P. 386–393. Luthar S. S., Ligler E. S. Goldstein D. Psychosocial adjustment among intellectually gifted adolescents: the role of cognitive-developmental and experiential factors // G. Child Psychol. Psychial. 1992. Vol. 33. P. 361–373. Terman L. M. The Discovery and Encouragement of Exceptional Talent // Edition T. Psychology and Education of the Gifted / Ed. by W. B. Barbe, J. S. Renzulli. USA, N. Y.: Irvington Publishers, Inc. 1981. P. 5–19. Werner E. E., Bachtold L. M. Personality factors of gifted boys and girls in middle childhood and adolescence // Gifted Child Quarterly. Spring, 1995. Vol. 28. № 1. P. 177–182.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.