- 745 Просмотров
- Обсудить
Чувствительность к интенциональности как предиктор эмоционального интеллекта Е. А. Шепелева (Москва) В соответствии с теоретическими представлениями С. Л. Рубин- штейна, способности человека являются закрепленной в индивиде системой обобщенных психологических процессов. Способность, представляя собой свойство личности, выражается в возможности переноса действий с одного материала на другой, из одной ситуации в другую, и включает в себя систему операций, требующихся для со- вершения действия. Способности проявляются у конкретного чело- века с различной продуктивностью в зависимости от соотношения уровня обобщенности психического процесса и степени владения необходимыми операциями (Рубинштейн, 1973). Такой подход позволяет операционализировать способности чело- века, связанные с социально-эмоциональной сферой психики – пони- мание эмоций, управление эмоциями, способность к эффективному социальному взаимодействию, наряду с традиционно выделяемыми в психологии способностями – общим интеллектом, обучаемостью, креативностью и др. (Дружинин, 2008). Изучение эмоционального и социального интеллекта как спе- цифической способности «действовать разумным образом в челове- ческих отношениях» (Thorndike, 1920, с. 227, цит. по: Робертс с соавт., 2004) в настоящее время актуально как для фундаментальной, так и для прикладной и практической психологии. В теоретическом плане конструкт эмоционального интеллекта позволяет соединить аффективную и когнитивную стороны познавательных процессов, в психологической практике развитие социальных способностей актуально практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Обучение человека владению своим эмоциональным состоянием, пониманию чувств и переживаний других людей, эмпатии и другим эмоциональным и социальным проявлениям находит применение в педагогической, организационной, клинической и других отраслях психологии (Орел, 2007). Целью нашего исследования являлось изучение чувствительности к распознаванию интенциональности как одной из операциональных составляющих эмоционального интеллекта. Нами была разработана оригинальная компьютерная психодиагностическая методика, ре- гистрирующая скорость восприятия и оценки намерений. Методика направлена на измерение скорости реакции на эмоционально окра- шенные изображения ситуаций межличностного взаимодействия, представляющие собой черно-белые силуэтные фотографии. Данный тест является одним из косвенных методов диагностики эмоциональ- ного и социального интеллекта, позволяющим за короткое время оценить способность человека к пониманию своих и чужих чувств и эмоций, управлению эмоциональными состояниями, а также пред- сказать эффективность межличностного взаимодействия индивида. Данные, полученные в пилотажном исследовании, проведен- ном на взрослых испытуемых (объем выборки составил 36 чел.), демонстрируют тенденцию к положительной взаимосвязи быстроты восприятия интенций и показателями эмоционального интеллекта, измеренными с помощью опросника «ЭмИн» (Люсин, 2006), – внут- риличностным эмоциональным интеллектом и пониманием эмоций, а также с социальной самоэффективностью. По результатам пилотажного исследования методика была моди- фицирована и в настоящее время проходит апробацию в средних шко- лах Москвы (объем выборки составил более 300 чел.). В дальнейшем планируется включение данной методики в общий комплекс тестов эмоционального интеллекта и его применение в психологической практике, а также построение теоретической структурной модели когнитивной переработки эмоциональной информации. Литература Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22. Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятия и способы диагностики // Ин- тернет-публикация: www.flogiston.ru, 2007. Робертс Р. Д., Мэттью Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный ин- теллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3–26. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. Thorndike E. L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. 1920. Vol. 140. P. 227–235.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.