Меню
Назад » »

Психология человека в современном мире Том 2 (64)

Чувствительность к интенциональности  как предиктор эмоционального интеллекта Е. А. Шепелева (Москва) В соответствии с теоретическими представлениями С. Л. Рубин- штейна, способности человека являются закрепленной в индивиде  системой обобщенных психологических процессов. Способность,  представляя собой свойство личности, выражается в возможности  переноса действий с одного материала на другой, из одной ситуации  в другую, и включает в себя систему операций, требующихся для со- вершения действия. Способности проявляются у конкретного чело- века с различной продуктивностью в зависимости от соотношения  уровня обобщенности психического процесса и степени владения  необходимыми операциями (Рубинштейн, 1973). Такой подход позволяет операционализировать способности чело- века, связанные с социально-эмоциональной сферой психики – пони- мание эмоций, управление эмоциями, способность к эффективному  социальному взаимодействию, наряду с традиционно выделяемыми  в психологии способностями – общим интеллектом, обучаемостью,  креативностью и др. (Дружинин, 2008). Изучение эмоционального и социального интеллекта как спе- цифической способности «действовать разумным образом в челове- ческих отношениях» (Thorndike, 1920, с. 227, цит. по: Робертс с соавт.,  2004) в настоящее время актуально как для фундаментальной, так  и для прикладной и практической психологии. В теоретическом  плане конструкт эмоционального интеллекта позволяет соединить  аффективную и когнитивную стороны познавательных процессов,  в психологической практике развитие социальных способностей  актуально практически во всех сферах жизнедеятельности человека.  Обучение человека владению своим эмоциональным состоянием,  пониманию чувств и переживаний других людей, эмпатии и другим  эмоциональным и социальным проявлениям находит применение  в педагогической, организационной, клинической и других отраслях  психологии (Орел, 2007). Целью нашего исследования являлось изучение чувствительности  к распознаванию интенциональности как одной из операциональных  составляющих эмоционального интеллекта. Нами была разработана  оригинальная компьютерная психодиагностическая методика, ре- гистрирующая скорость восприятия и оценки намерений. Методика  направлена на измерение скорости реакции на эмоционально окра- шенные изображения ситуаций межличностного взаимодействия,  представляющие собой черно-белые силуэтные фотографии. Данный тест является одним из косвенных методов диагностики эмоциональ- ного и социального интеллекта, позволяющим за короткое время  оценить способность человека к пониманию своих и чужих чувств  и эмоций, управлению эмоциональными состояниями, а также пред- сказать эффективность межличностного взаимодействия индивида. Данные, полученные в пилотажном исследовании, проведен- ном на взрослых испытуемых (объем выборки составил 36 чел.),  демонстрируют тенденцию к положительной взаимосвязи быстроты  восприятия интенций и показателями эмоционального интеллекта,  измеренными с помощью опросника «ЭмИн» (Люсин, 2006), – внут- риличностным эмоциональным интеллектом и пониманием эмоций,  а также с социальной самоэффективностью. По результатам пилотажного исследования методика была моди- фицирована и в настоящее время проходит апробацию в средних шко- лах Москвы (объем выборки составил более 300 чел.). В дальнейшем  планируется включение данной методики в общий комплекс тестов  эмоционального интеллекта и его применение в психологической  практике, а также построение теоретической структурной модели  когнитивной переработки эмоциональной информации. Литература Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта:  опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22. Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятия и способы диагностики // Ин- тернет-публикация: www.flogiston.ru, 2007. Робертс Р. Д., Мэттью Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный ин- теллект: проблемы теории, измерения и применения на практике //  Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3–26. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. Thorndike E. L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. 1920. Vol. 140.  P. 227–235.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar