Меню
Назад » »

ВОЛЯ К ВЛАСТИ / КОММЕНТАРИИ (1)

В Примечаниях поясняются имена и термины, которые от носятся к историческим реалиям или составляют «культур ный фон» второй половины XIX столетия, мало известный современному читателю. Даются также пояснения к употре бляемым Ницше немецким выражениям, смысл которых не возможно полностью сохранить в переводе. Лица и поня тия, не поясненные в Примечаниях, отмечены в Именном и Предметном указателях с перечнем поглавных ссылок.

книга первая европейский нигилизм

5. ...открывает ее телеологию... — Телеология (греч.) — учение о том, что все в мире целесообразно, т. к. имеет telos — конечную причину (см. прим. 552). 17. Персонифицированность... — нем. Personen-Realitat здесь, судя по окончанию первого слова (мн. ч.) и по контексту, все- таки «реальность ипостасей [Бога]», которые в христианской догматике считались отдельными личностями (hipootaois)1. Канту казалась необходимой гипотеза «умопостигаемой свободы», чтобы снять с ens perfectum ответственность... — «Умопостигаемый», нем.— лат. intelligibel, означает не столько способность понять то, что дается нам в ощущениях (это Кант вообще отвергал), сколько способность вообразить, вывести логически то, чего нельзя ощутить эмпирически. Считая «нравственным» лишь того, кто придерживается правил морали сознательно, а не по душевному влечению («категорический императив»), Кант, в сущности, предоставлял свободу человеку лишь в его воображении. Ens perfectum [est] (лат.) — «сущее совершенно», важнейший постулат Канта о совершенстве существующего мира, в котором он сходится со всеми индийскими философиями (и расходится с большинством европейских). 27. Карлейль, Томас (1795-1881) — английский историк и философ, писавший об «упадке духа» современности и видевший смысл дальнейшего хода истории в создании новой (культурной) элиты взамен ушедших старых, которая взяла бы на себя духовное воспитание «среднего человека», выработку новых нравственных норм и организацию государства259. Нет философа, толкователя дела [скорее, происходящего, т. к. многозначность русского слова «дело» здесь скорее затемняет смысл немецкого Tat, означает вполне конкретное деяние] — мысль двоякая, подразумевающая и вопрос, возможен ли такой философ в принципе, то есть способен ли вообще кто-то дать происходящему адекватные (окончательные) объяснения, и попытку самого автора это сделать. 30. Как и прежде, верят в добро и зло... — мысль о том, что понятия «добра» и «зла» носят не этический даже, а социальный характер, потому что относительны в приложении к любой паре людей и их сообществ, тоже далеко не нова. Удобнее всего (для себя) обошлись с этой антиномией буддисты, приняв постулат о «Всебезразличии», т. е. неприложимости этих понятий к любым отношениям, в том числе и межчеловеческим, потому что у каждого своя правда (ср. гл. 375-379). Милль, Джон Стюарт (1806-1873) — английский философ и сын философа, автор трудов по логике, экономике; считал, что в основе нравственности (моральный кодекс) должны лежать соображения пользы (добра, счастья и т. д.), которое то или иное действие или отказ от него может принести индивиду, его близким, его нации и всему человечеству. Противоречивость понятий пользы и добра в применении к этим разным уровням была ясна уже ему самому, и он пытался скомпенсировать ее, утверждая необходимость альтруизма2. 32. Отклонение эвдемонологических точек зрения. — Эвдемонизм — восходящее к античности представление о счастье как результате сознательного отказа от погони за ним («счастлив не тот, у кого есть все, что ему нужно, а тот, кому ничего не нужно»). Положенное философами XVIII-XIX вв. в основу нравственности, сделало бессодержательным само понятие счастья. 35. Гедонизм — представление об удовольствии (наслаждении, счастье) как смысле человеческого существования и основе нравственности, также восходящее к античности. Полярность возможных истолкований этого представления привела к появлению разнообразнейших этических теорий, от так или иначе поощряющих удовольствие (Гольбах, Бентам, Милль) до сурово его ограничивающих или осуждающих (Кант, Маркс). 38. Декаданс — франц. decadence немецкие словари того времени передавали как das Uberfeinerte — «излишне утонченное», «слишком чувствительное»260, отсюда сравнение с идиосинкразией — болезненной психосоматической реакцией на определенные внешние раздражители. Именно поэтому Ницше называет декаданс физиологическим или биологическим явлением и пользуется французским словом, а не его немецким эквивалентом Dekadenz (упадок, вырождение). 45. ...мы... <...> всего слепее реагируем именно тогда, когда совсем не следовало бы реагировать.— Классический принцип у-вэй даосской философии: не делай лишнего. Сила какой-либо натуры сказывается. в некоторой отсрочке ее: известного рода aSiapopia. — Адиафория (греч.) «неиспорченность»; в этике таким образом (адиафора) обозначаются понятия, безразличные в нравственном отношении, т. е. ни хорошие, ни дурные (стоять, ходить). 47. Бернар, Клод (1813-1878) — фр. врач, физиолог, доказал существование у человека центров (периферической) нервной системы, действующих независимо от головного и спинного мозга. 5С. Чандала (санскр.) — одна из самых низших каст в Индии. 51. Паскаль как тип — Паскаль, Блез (1623-1662), блестящий французский ученый-математик, философ, в возрасте ок. 30 лет ударившийся в регилию и оставивший занятия наукой. Это действительно тип, т. к. таких примеров известно немало, начиная с Оригена (III в.) и кончая О. Контом, Р. Вагнером и нашими современниками. ...христианской испорченности (нем.-лат. Korruption) — точнее, «испорченности христианством» и далее в том же знач.: «потусторонностью» и др. Здесь не должно быть никакого соглашения... — в оригинале Vertrag, собственно «договор», здесь как калька французского contrat, ср. «общественный договор» у Руссо261, на которого Ницше ссылается ниже (62). Потому и «общество» названо здесь не Gesellschaft, а Sozietat (см. далее 53, 54), что по-немецки означает скорее «кружок единомышленников». 52. Тело гибнет, когда поражен какой-либо орган. Право альтруизма нельзя сводить на физиологию... — Нем.-фр. alteriert и Al- truismus, оба слова — от лат. корня alter («другой»), что подчеркивает взаимосвязь обеих фраз и обозначаемых ими явлений. Премии для дегенератов и убогих... — Зд. нем. Schlechtweg- gekommene, «неудачники», объяснение см. у автора в § 55. 53. Спенсер, Герберт (1820-1903) — английский философ- позитивист, «первый философ викторианской Англии». Родился в семье школьного учителя. Усматривал в природе и обществе действие одних и тех же законов эволюции, стремящейся к установлению всеобщего равновесия. Чтобы избежать неизбежного при этом вывода о всеобщей же энтропии, ввел, выражаясь современным языком, понятие распада старых экосистем и зарождения новых на их месте. 54. Раса испорчена. — Здесь и вообще в этой книге Ницше употребляет слово «раса» не в политологическом, а скорее в зоологическом смысле («порода», ср. нем. Rasse как порода у собак), поэтому искать элементы расизма в его высказываниях сегодня не имеет смысла. 55. Продумаем эту мысль в самой страшной ее форме-жизнь, как она есть, без смысла, без цели, но возвращающаяся неизбежно, без заключительного «ничто» — «вечный возврат».— Ср. представление русского философа П.Д. Успенского (1880-1947) о том, что реинкарнация может быть лишь возвратом в одну и ту же жизнь, в том же календарном времени и географическом пространстве, и повторяющуюся с незначительными отклонениями262. Хорошую иллюстрацию этого представления дали А. и Б. Стругацкие в повести «Подробности жизни Никиты Воронцова». Спиноза достиг такой утверждающей точки зрения... — Спиноза, Бенедикт (собств. Барух, 1632-1677): философ- пантеист, живший в Амстердаме, знаток и критик концепций как иудейского, так и христианского богословия. Считал, что искание целей в природе имеет своим источником (и результатом) невежество. На самом же деле «все, что совершается, совершается по законам и правилам, заключающим в себе вечную необходимость и истину, хотя они и не все нам известны, а, стало быть, она [т. е. природа—Е.К.] сохраняет прочный и неизменный порядок». «Мощь-воля» — нем. Macht-Wille, контаминация (стяжение) выражения Wille zur Macht с тем же значением; далее — степень власти (Grad der Macht) как степень могущества. Устремление в «ничто». — Wille ins Nichts, букв. Воля к Ничто, желание избавиться от существования, а точнее, от мыслей о нем — см. прим. 64. Стоит только вспомнить о той обстановке, в которой выступил Будда.— По легенде, Будда Шакьямуни, в миру царевич Сиддхартха Гаутама, начал свою проповедь в VI в. до н. э., в период кризиса идеологии брахманизма и системы каст, в период распада старого мышления и зарождения нового. 59. Омрачение, нем. Verdusterung — здесь помрачение ума, затемнение индивидуального и общественного сознания, умственное расстройство, по поводу которого люди в минуты просветления сами недоумевают: «Откуда могло оно явиться при нашем разуме, у нас, людей благородного происхождения, счастья, удачи, лучшего общества, знатности, добродетели?», как пишет Ницше в «Генеалогии морали». Государственные кочевники (чиновники и т. д.): нет «родины».— Зд. кочевники (нем. Nomaden) как особое племя, не признающее ни корней, ни родства, ср. рус. «дьяволово семя» о чиновниках. Справедливость как воля к власти (воспитание).— Здесь словом «воспитание» переводчик передает нем. Zuchtig- ung, букв. «телесное наказание», имеется в виду традиционная прусская «муштра». Ср название 4-й части данной книги. Черная музыка-куда девалась настоящая музыка?— словом «настоящая» переводчик передает нем. erquickende, букв. «освежающая, подкрепляющая» («ясная и глубокая» — Ницше о музыке Вагнера), какой немецкие композиторы, современники Ницше, писать не умели. В 60-80-е гг. в музыке немецкоязычных государств преобладали малые формы и традиции давно почившего в бозе романтизма (ср. далее 69, е). «Немцы не способны к пониманию величия: доказательство — Шуман», писал Ницше. Анархист... анархизм — теория, предлагавшая заменить государство конгломератом (как сказали бы сейчас, конфедерацией) мелких социальных и хозяйственных объединений, которые бы обеспечивали индивиду неограниченную самостоятельность, потому что «все, что полезно народу (государству, обществу), вредно для индивида (и наоборот)». Возник в бурные 40-е гг. как одно из течений протеста против традиционных институтов государства и церкви (М. Штирнер, «Единственный и его собственность», П. Прудон, «Философия нищеты»), наряду с коммунизмом (К. Маркс, «Манифест», «Немецкая идеология») и «новобиблейской» социальной критикой или, по выражению Маркса, утопическим социализмом (А. Эскирос, «Евангелие народа», В. Вейтлинг, «Евангелие бедного грешника», А. Кон- стан, «Библия свободы» и др.). 60. .действительное сострадание и сорадование в больших размерах (радость близкого общения с большим числом себе подобных, свойственное всем стадным животным).— Ср. у Шопенгауэра: «Пустота внутреннего мира, пошлость сознания, бедность ума побуждают людей искать общества, которое опять-таки состоит из совершенно таких же лиц»; впрочем, речь здесь идет лишь о тех, кого сам Ницше называет «низшими», «стадом», но не о нем самом и не о других «высших» индивидах: «страдать от одиночества есть также возражение,— я всегда страдал только от множества»1. 64. Второй буддизм. Нигилистическая катастрофа, которая положит конец буддийской культуре.— Первоначальный буддизм представлял собой общину нищенствующих монахов, проповедовавших освобождение духа от бремени всего материального; вторичный же, т. е. воспринятый европейцами в XVIII и XIX веке, проповедовал освобождение духа от бремени самого себя. Ницше с детства был дружен с крупнейшим немецким индологом Паулем Дейссеном (1845-1919), благодаря которому приобрел довольно обширные познания в области индийской философии. 66. «Будьте просты». — здесь Ницше полемизирует с евангельским «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). 67. Теперь раздробление земельной собственности объясняется противоположной тенденцией.— В оригинале gehort in, «составляет часть», т. е. является не результатом, как в русском переводе, а одной из причин. 68. Что наука возможна в том смысле, как она процветает ныне. — кризис объективистской науки, убедившейся, что чисто математических выкладок недостаточно для познания мира, имел место не только в конце XIX века, когда его еще застал Ницше (махизм, эмпириокритицизм), но и в 70-80-е гг. XX века (теория самоорганизации, синергетика). 69а. ...каузализм, механизм.— Каузализм — попытка объяснить все взаимосвязи, существующие в природе, обществе и человеческой психике, действием одного лишь закона причины и следствия; механизм (механицизм) — сведение всех мировых законов к законам механики. 78. Литератор.— Зд. в значении «писака». Фромантен, Эжен (1820-1876) — французский художник-пейзажист и писатель, автор «психологического» романа «Доминик», где доказывается, что мужчина не может полюбить женщину безоговорочно, ибо она «порочна изначально». ...чудовища-Нибелунги с наинервнейшей музыкой.— Речь об оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга». 82. ...русский пессимизм (Толстой, Достоевский).— Ницше высоко ценил Ф. Достоевского: «Вот психолог, с которым у меня очень много общего»,— писал он Петеру Гасту. 83. Это пророчество претворилось применительно к нам... — высмеяв христианство, просветители XVIII в. очень скоро убедились, что тем самым лишили толпу мощного дисциплинирующего начала, не дав ничего взамен, отсюда вольтеровское: «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». 84. Шопенгауэр как подделка (дореволюционное состояние). — речь о возврате к шаблонам общественного сознания, бытовавшим до Французской революции. Коренное непонимание Шопенгауэром воли... — следуя Канту, Шопенгауэр различал волю как «вещь в себе», т. е. как некий космический принцип, и ее отдельные проявления, каковыми он считал все многообразие вещей в мире. Выходило, что «волей» обладают и человек, и животные, и кристаллы, и небесные тела—все, что движется (растет или уменьшается), а движется в конечном итоге все263. Для Ницше воля без человека бессмысленна, у человека же она может и должна стать источником всех действий. 85. ...рассматривать Вагнера и Шопенгауэра как типы умственно ненормальных людей... — в конце 1872 г. некий психиатр опубликовал статью, доказывавшую, что Р. Вагнер сумасшедший. Ницше написал гневный ответ, который зачитывал на своих лекциях3. 86. Ибсен, Генрик (1828-1906) — норв. драматург и писатель, герои которого обычно — сильные, чистые натуры, вступающие в конфликт с обществом лицемеров и собственников. Сам став жертвой такого конфликта, Ибсен больше четверти века провел в эмиграции. 87. ...Вагнеровский Парсифаль... — Парсифаль — легендарный рыцарь Круглого Стола, благодаря своему простодушию обретший чашу Грааля; герой поздней (последней) оперы Р. Вагнера, искавшего спасение нации в неиспорченном «цивилизацией» народе. Образ Парсифаля в Легендах Круглого Стола — позднейший, искусственный, в отличие от других лишенный исторического прототипа: это — недостижимый идеал рыцаря, тот самый «хороший мальчик», который любит овсяную кашу и всегда вежлив с родителями. 89. Гомеопатией христианства назову я это! — Гомеопатия здесь в смысле отмеривания микроскопических долей исходного вещества. ...чтобы какой-нибудь «дух» «носился» над этими водами... — парафраз библейского «... и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). 90. ...и немецкий дух в 1888 году есть шаг назад по сравнению с немецким духом в 1788. — В 1786 г. умер Фридрих Великий, выдвинувший Пруссию в мировые державы, Кант успел стать известным философом, а Гете — поэтом, Гегель в 1788 г. поступил в университет, Шиллер опубликовал программное стихотворение «Боги Греции». В феврале 1788 г. родился Артур Шопенгауэр. 1888 год, последний год творческой работы Ницше, немцы называли «годом трех императоров», потому что 9 марта в возрасте 91 года умер Вильгельм I, соратник Бисмарка по созданию нового рейха (см. прим. 748), ровно 99 дней спустя умер его сын и преемник Фрид- рих III, а после него воцарился последний германский император Вильгельм II, положивший конец надеждам на социальные реформы. 91 . Гальяни, Фердинандо, аббат (1728-1787) — итал. писатель, экономист и дипломат, друг Дидро и сотрудник «Энциклопедии»; предшественник «духовного» направления в историографии XIX в., отрицавшего всякое влияние материальных и геополитических факторов на ход мировой истории; «самый глубокий, проницательный и, может быть, самый грязный человек своего столетия»264. . леопардиевского пессимизма. — Леопарди, Джакомо, граф (1798-1837): итальянский поэт-романтик, чьи стихи, отточенные по форме, проникнуты глубочайшей меланхолией. Быть может,, я лучше всех знаю, почему только человек смеется... — См. у Ницше далее, § 693 и 1040. 92. Кант - Руссо, сенсуалисты, Юм, Сведенборг.— О влиянии Ж.-Ж. Руссо на Канта писали много265; сенсуализм — направление в теории познания, восходящее к античности (Эпикур), предполагающее, что познавать возможно лишь интуитивно, а всякие рационалистические построения лишь затемняют дело; — Юм, Дэвид (1711-1776): английский философ, скептик и агностик; считал причинно-следственную связь бесспорной лишь психологически, а (социальную) психологию поэтому единственной надежной базой любой науки; — Сведенборг, Иммануил (1688-1772) шведский инженер-ясновидец, почетный член СПб. Академии наук, основатель религии Нового откровения («Церковь Нового Иерусалима», существующая и поныне в США и др. странах). Шопенгауэр -индийцы и романтика, Вольтер.— Шопенгауэр много почерпнул из индийских и особенно буддийских учений (растворение индивидуальной воли в мировой — аналогия с нирваной и т. п.); романтизм с его мрачным ми- роощущением героя-одиночки послужил естественным первоисточником шопенгауэровского пессимизма, а с Вольтером находили у него даже внешнее сходство266. Вагнер -французский культ ужасного и большой оперы, Париж и бегство в первобытное состояние (брак брата с сестрой).— Парижский период жизни Вагнера, который он сам называл «адом», подвигнул его на «создание большой немецкой оперы». «Культ ужасного» стал проявляться в уставшей от войн и революций Франции в 70-е-80-е гг.: художники, писатели изображали калек, воров и проституток, в кабаре выступали карлики и уроды и т. п. Характерный пример — гениальный художник А. Тулуз-Лотрек (1864-1901), пораженный наследственным заболеванием, сам дитя от брака брата и сестры (двоюродных). Как же это именно немцы открыли греков. — Ницше не дает на этот вопрос прямого ответа, однако в его рассуждениях о греческих философах подчеркивается близость взглядов софистов к его собственным (см. 427 и дал.). Галеви пишет: «Ницше анализирует происхождение и сущность эллинского лиризма, противопоставляет между собою две Греции: одну, опьяненную мифологией, дионисовыми песнями и полную иллюзий, т. е. Грецию Эсхила — трагическую, завоевательницу, и другую, нечестивую, рассудочную, бескровную, Грецию александрийскую, Грецию Сократа, которая, умирая, развращает оставшиеся вокруг нее нетронутые народы. Далее Ницше показывает нам, как точно так же сталкиваются между собою две Германии: Германия демократов и ученых с Германией солдат и поэтов; нужно сделать между ними свой выбор»267. Музыка есть постепенное стихание звука.— Нем. Musik ist Ausklingen, т. е. по смыслу: музыка есть путь к молчанию. 93. Возрождение и Реформация. Расточительность... — После суровых Средних веков люди новой эпохи настолько стремились «взять от жизни все», испытать все переживания, что очень многие, особенно талантливые ученые, художники, поэты, «растрачивая» себя, умирали молодыми, на дуэ- ли или от болезней; долгожители, как Микеланджело (89) или Челлини (71), были редки. Начался неприличный век Германии.— XVI в., в литературе: Ганс Сакс, Иоганн Фишарт, «народные книжки», песни, полные самых непечатных выражений в адрес святых и церковных иерархов как следствие отказа от поклонения прежним (католическим) идеалам и авторитетам. 94. Рыцарство как добытое с бою положение власти. — нем. Ritterlichkeit, т. е. как качество, а не как сословие (Rittertum). Бичер-Стоу, Гарриет (1811-1896) — американская писательница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома». ...небесное царство нищих духом началось.— Ср. евангельское: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Нагорная проповедь, Мф. 5: 3). 95. Аристократизм: Декарт, господство разума... — Декарт, Рене (1596-1650) — французский философ и естествоиспытатель, автор рационалистической теории познания, предполагавшей возможность достоверного знания, если оно подкреплено стройными логическими рассуждениями (выводимыми на основе математических доказательств). Анимализм: Шопенгауэр, господство похоти... — Нем. Be- gierde имеет более широкое значение, чем русское «похоть» — это страстное желание, вообще стремление к чему-то, сходное с шопенгауэровской волей (см. ниже).—Анимализм здесь — преобладание животного начала в человеке. Конт, Огюст (1798-1857) — французский математик и философ, основатель и «первосвященник» позитивизма (сам себя на склоне лет объявил таковым); верил в возможность и необходимость исправления устройства общества под руководством духовной элиты. Успех детерминизма. — Детерминизм — учение о всеобщей причинной обусловленности явлений в природе, обществе, психике человека. Использовался просветителями (Руссо, Гердер и др.) в качестве антитезы правящему миром промыслу Божию. Вслушайтесь в слова Гете о Спинозе.— «Этика» Спинозы произвела на Гете большое впечатление своей искренностью. «Он успокоил мои разбушевавшиеся страсти»,— писал Гете.— «Но прежде всего меня захватило в этом мыслителе полнейшее бескорыстие, светившееся в каждом из его положений... Быть бескорыстным во всем, и всего бескорыстнее в любви и дружбе, стало заветным моим желанием, моим девизом, моим житейским правилом»268. Не отождествляя свое мировоззрение со спинозовс- ким, Гете тем не менее подчеркивает, что тот «благодаря математической и древней раввинской культуре поднялся на вершину мышления»269. 97. ...ученых Пор-Рояля.— Пор-Рояль — женский монастырь в Шеврезе, с 1625 в Париже; первоначально иезуитский колледж, во 2-й половине XVII в. ставший оплотом янсенизма и важнейшим центром французской культуры. Его настоятельница, мать Анжелика, была сестрой Антуана Арно («Великого Арно», 1612-1694, философа-картезианца); вокруг них собралась группа известнейших ученых — Паскаль, Ни- коль, де Саси, Лансло, поэт Расин. Их этика «умеренного протестантизма» «дала тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но в то же время с фанатической сектантской узостью»270. Альфиери, Витторио, граф (1749-1803) — итальянский поэт и драматург, автор двух десятков трагедий на античные и современные сюжеты, посвященных глубоким нравственным коллизиям и борьбе страстей. 101. Блаженный Августин (Августин, Аврелий, 353-430) — раннехристианский богослов, епископ Гиппонский (Сев. Африка). Философ-неоплатоник. Автор ряда трудов, считавшихся апологетикой (защитой от ересей) основ христианства, на деле же практически впервые формулирующих эти основы. 103. Шатобриан в письме от 1803 г. к де Фонтану... — Шато- бриан, Франсуа-Рене де, виконт (1768-1848): французский аристократ, писатель, во времена Реставрации дипломат или посол в Берлине, Риме, Лондоне. Автор ряда романтических повестей, путевых заметок и эстетико-филос. трактатов: «Гений христианства», «Опыт революций», «Опыт, о переворотах» и др.271 — Фонтан, Луи, маркиз де (1757-1821): ректор Парижского Университета 1808-1815, близкий друг Шатобриана. Президент деБросс... — Бросс, Шарль, граф де (1709-1777), президент Бургундского парламента, французский историк, автор весьма язвительных «Писем об Италии». Готье, Теофиль (1811-1872) — французский поэт, писатель и критик, начавший как романтик, но позже перешедший на позиции «искусства для искусства» («Эмали», «Камеи»). Делакруа также не любил Рима. — Делакруа, Эжен (17981863) — французский художник, «глава» романтической школы живописи. В Рим ездили учиться скульпторы, живописцы же предпочитали оливковые рощи итальянской деревни. Ламартин восхваляет Сорренто и Позилиппу.— Ламартин, Альфонс де (1790-1869): французский историк и поэт, счи- таюшийся «первым из романтиков»: его меланхолические «Поэтические раздумья» (1820) принесли ему необычайную популярность.— Позилиппо: потухший вулкан на побережье Неаполитанского залива. Виктор Гюго восторгается Испанией... — Гюго, Виктор Мари (1802-1885) — известный французский писатель, посвятивший Испании целый ряд стихотворений и два политических воззвания. 105. Энгр, страстный музыкант.... — Энгр, Жан-Огюст-Доми- ник (1780-1867): французский художник-классицист, живописец и рисовальщик, природный музыкант, игравший на всех музыкальных инструментах. Вернэ, Горас (Орас, 1789-1863) — французский художник, сын и внук художника, писавший главным образом батальные картины. То типичное превращение, наиболее ярким примером которого между французами может служить Г. Флобер... с 1830 по 1850 год — Точнее, по 1851 год, когда во Франции к власти окончательно пришел Наполеон III, и всякое «умственное брожение» было подавлено полицейским режимом.— Флобер, Гюс- тав (1821-1880) — французский писатель, начавший в 40-е гг. как поздний романтик («Мемуары безумца», «Пляска мертвецов»), при Наполеоне же III-м ставший пессимистом вполне в духе Ницше. Отсюда «чувство глубокой бесперспективности, которое, как лейтмотив, звучит повсюду у Флобера.»272. 106. ... сколько «Теклы» в Бетховене! — Текла: раннехристианская святая, оставившая родителей и жениха ради проповеди христианства; есть греческий роман II в. о деяниях ее вместе с ап. Павлом, изданный по-немецки в 1851 г., в 1858 г. переложенный в пространную поэму тогда модным, а ныне забытым поэтом Паулем Гейзе (1830-1914). Фрейшютц («Волшебный стрелок», нем. Freischutz) — опера К.-М. фон Вебера; «Летучий голландец» — опера Р. Вагнера. 107. Credo quia absurdum est — «Верую, потому что бесмыс- ленно», слова, лишь приписываемые Квинту Септимию Флоренту Тертуллиану, раннехристианскому писателю начала II в., но вполне выражающие его важнейшие положения — о примате веры перед знанием и об авторитете как критерии истины273. 110. Признаки силы. моглут быть ошибочно приняты за слабость. — в переводе на современный язык смысл этого пассажа таков: с точки зрения традиционного, т. е. давно изжившего себя, но все еще возводимого в эталон всеобщего подавления чувств, эти проявления силы и независимости многими будут восприняты как порок. 113b. Страх перед всеобщим «Напрасно».— Нем. umsonst, здесь — калька с латинского frustra в значении «что ни делай, все равно ничего не изменишь». 114. ..потенцирование ценности человека... — в данном случае — попытка решить психологические и социальные проблемы путем все большего увеличения относительной ценности человеческой личности, что (до определенных пределов) составляет основу современного западного «умозрения». 116. .артисты, евреи, музыканты. — Ницше имеет в виду маргиналов, по тем или иным причинам вытесненных обществом на периферию общественной жизни и вынужденных добиваться «места под солнцем» исключительно за счет личных качеств. 117. .постановка на первое место вопроса о здоровье тела, а не о здоровье «души». — здесь и далее Ницше почти цитирует Фридриха-Людвига Яна (1778-1852), активного пропагандиста «всенародной» физической культуры и спорта как средства возрождения немецкого духа после поражения в войнах с Наполеоном. 118. ... более... гетевское отношение к чувственности. — Гете считал чувственность движителем душевного развития человека вообще и его творчества в частности: «видно, природе угодно, чтобы один пол воспринимал другой как чувственное воплощение всего доброго и прекрасного», и далее: «все, что радовало, мучило или хотя бы занимало меня, я тотчас же спешил превратить в образ, в стихотворение»274. 120. ...гиератические манеры: — иератический (греч.) — священный. ...мы считаем страсть за преимущество... — нем. wir rech- nen die Leidenschaft als ein Vorrecht, т. е. признаем преимущество страсти. Данкур, Лесаж, Реньяр... — Данкур, Флоран (1661-1725): французский драматург, автор нескольких «комедий нравов» наподобие мольеровских («Модный кавалер», «Добропорядочные мещане» и др.); — Лесаж, Ален Рене (1668-1747): французский писатель, драматург, автор многочисленных романов, сатирических повестей и комедий1; — Реньяр, Жан Франсуа (1655-1709): французский драматург, автор нескольких комедий в стихах и прозе («Игрок», «Единственный наследник» и пр.). 121 . Высшие точки подъема культуры и цивилизации не совпадают.— Ср. более подробную разработку этой темы у Шпенглера: «Культура и цивилизация — это рожденный почвой организм и образовавшийся из первого при его застывании механизм. Одновременно с этим мораль превращается в проблему. Мораль культуры — это та, которой обладают, мораль цивилизации — та, которую ищут»275. 123. ... борьба между Руссо и Вольтером около 1760.— Об этой «борьбе» см. 98-100. 128. Ранке, Леопольд фон (1795-1886) — немецкий историк, за заслуги возведенный во дворянство; считается одним из основателей «объективно-критического метода» историографии и «художественной» формы изложения, автор многочисленных трудов по истории европейских стран. Ренан, Эрнест (1823-1892) — французский востоковед и историк религий, автор многочисленных и чрезвычайно популярных в свое время книг по истории иудаизма и раннего христианства276. 130. Уоллес, Роберт (1697-1771) — английский пресвитерианский священник, автор оригинальной «теории народонаселения», согласно которой человечеству угрожает гибель от перенаселения, отсрочить которую помогают ниспосылаемые Провидением войны, эпидемии и нищета. 132. Что отличает нас, действительно хороших европейцев... — в оригинале Die guten Europaer, die wir sind, т. е. по смыслу: нас, «добрых европейцев», каковы мы в собственных глазах. 134. Настало время великого полдня, ужасающего просветления... — ср. «Полдень и вечность», один из вариантов названия 1-й главы «Заратустры», где говорится, как тот, прожив 10 лет (с 30 до 40) отшельником в горах, ощутил полноту своей мудрости и вышел к людям. Коренное противоречие в цивилизации и в возвышении человека.— Ср. у О. Шпенглера: «Цивилизация — это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Они — завершение. они — неизбежный конец».
 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar