- 313 Просмотров
- Обсудить
Книга третья принцип новой оценки
468. Великие методологи: Аристотель, Бэкон, Декарт, Огюст Конт.— Аристотель (см. прим. 449) и лорд Фрэнсис Бэкон (1561-1626) — авторы систем логики (известных как первый и второй «Органон»); Декарт (см. прим. 95), друг и во многом единомышленник Бэкона, оставил «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» (1637), Конт (см. прим. 95) выдвинул рациональный принцип математической абстракции как систематизирующее начало всякой исследовательской деятельности. 470. ...не допускать лишить себя привлекательности энигматического характера.— Энигматический (от греч. enigma «загадка») — загадочный, таинственный. 471. ...следствие их веры в божественную нелживость. — ср. онтологическое доказательство бытия Бога у Декарта и вывод из него: если Бог существует, то этим исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Понятия как наследие какого-либо потустороннего предсу- ществования.— Ср. платоновские «идеи» и «вещь в себе» Канта, к концу XIX в. обретшие новую жизнь в теософских представлениях о «предсуществовании» души и зависимости ее внешних проявлений от потребностей трансцендентной монады.— Монада (греч. «единичная») — понятие античной философии, озн. «единицу бытия» и развитое Лейбницем (см. прим. 411) в целое учение («Монадология»), подхваченное богословами и мистиками. Душа рассматривалась как некая самостоятельная субстанция, неделимая и неразрушимая, не связанная с телом; тело же (равно как и другие части личности) считалось зависящим от своей монады294. 479. Наивный человек говорит: то-то и то-то производит... — Это отражается и в языке, ср. безличные конструкции типа «меня тошнит» или «мне везет». 480. Познание работает как орудие власти.— Здесь власть (нем. Macht) опять-таки означает «мощь», «могущество», силу человека. ...зависит от меры роста воли к власти в сказанной поро де: — здесь и далее порода (нем. Art) скорее означает «вид», определенную категорию людей, обладающих определенными же способностями. 481. «Перспективизм».— ср. определение этого понятия в § 636. 488. «Душа», «я» -история показывает, что здесь мы имеем дело с очень старым различением («дыхание», «жизнь»)... — Ср. «всякое дыхание да хвалит Господа» в библейских текстах V в. до н. э. (Пс. 150:6), ивр. kol ha-Neshama, т. е. всякая живая душа. «Жизнь» же (ивр. Haya) счит. имеющейся и у простейших1. 500. Идиоплазма — (от греч. plasma, творение, и idios, подобный) — практически то же, что мы сегодня обозначаем понятием «биосфера». 503. .познавательный аппарат есть абстрагирующий и упрощающий аппарат-направленный не на познавание, но на овла- девание вещами. — Ср. по Фромму, это только один из спосо- бов взаимоотношений человека с миром («обладание»), предполагающий лишь накопление сведений об объекте; вторым, более продуктивным, Фромм считает «бытие» — «переживание» объекта, отождествление себя с ним, изменение человеческого Я в результате этого. 507. Мы проецировали условия нашего сохранения как предикаты сущего вообще.— В традиционной логике предикат — то, что говорится о субъекте, представление о способе его существования. 515. ...эвклидово пространство, например, есть такая условная «истина». — Со времен Эвклида (III в. до н. э.) в западной философии господствовало представление о пространстве как не подверженном изменениям континууме, статичном «вместилище», имеющем три и только три измерения; лишь начиная со второй пол. XIX в. (В. Гаусс, Н. Лобачевский) ему отводится роль частного случая. 522. Мы вкладываем дисгармонию и проблемы в вещи, так как мы мыслим только в форме речи.—Нем. in sprachlicher Form, «в языковой форме»: хотя Ницше и оперирует здесь понятиями т. н. гносеологической концепции языка (Э. Мах, Г. Гельм- гольц), считающей язык (речь) лишь орудием мышления, однако по сути он прав, т. к. основа любого языка, сложившаяся в дописьменный период, потом практически навязывает ему определенные философские концепции—так, экзистенциализм и иные теории бытия (от лат. esse, быть) немыслимы в Китае, язык которого не знает глагола «быть». Ср. также. прим. 409. 524. «Сообщение» понимается здесь. — нем. Verkehr, т. е. в т. ч. и движение, обмен информацией, современные коммуникации. 532. Но что есть истина ? Быть может, своего рода вера, которая стала условием жизни? — Этот вопрос Пилата приводится в Евангелии (Ин. 18: 38), ответ Иисуса—у Бернарда Шоу: «Истина есть то, во что мы верим — то, что мы считаем истиной». 541 . Надписи на одном современном доме умалишенных. «Необходимости мысли суть моральные необходимости» (Грберт Спенсер).— О причинах нелюбви Ницше к г. Спенсеру см. прим. 382; точно такого выражения у Спенсера нет, однако фактически вся часть V («Основания науки о нравственности») его «Синтетической философии» проникнута идеей о том, что интеллект у людей развился только когда они стали существами социальными: «Когда сознание принуждения, общественного мнения и авторитета приводит к образованию идеи и чувства обязательности, то эту идею и это чувство можно рассматривать как этические», и что человечество развивается в направлении все большей этизации своего мышления295. «Последний пробный камень истинности какого-нибудь положения есть непостижимость его отрицания» — у Спенсера: «Немыслимость отрицания какого-нибудь познавания служит гораздо более высоким доказательством его истинности, чем какие бы то ни было перечисления опытов». Здесь Спенсер полемизирует с Дж. Ст. Миллем (прим. 30), утверждавшим, что таких «познаваний» (положений) быть не может, ибо люди рано или поздно находят опровергающие их доказательства296. 573. ...Гете: переход Бога в нечто более утонченное и туманное, в добродетель и дух,- ощущается у него как более грубая ступень. — Ср., например, слова Фауста: Наполни же все сердце этим чувством, И, если в нем ты счастье ощутишь, Зови его как хочешь: Любовь, блаженство, сердце, Бог! Нет имени ему! Все в чувстве! А имя — только дым и звук, Туман, который застилает небосвод. — произносимые им в сцене обольщения Гретхен, спросившей, верит ли он в Бога (часть 1, сцена 16. Пер. Н. Холодков- ского). 579. ... к чему страдание? <.> Мораль считается существенным условием прекращения страданий.— Ср.: «Избавление от страданий, от страха смерти заключается не в отказе от радостей жизни, а в воспитании у человека добродетели, в самообладании, в освобождении от чувственных привязанностей и страстей». 589. «Деятельность и страдание»—нем. Tun und Leiden, здесь в смысле различия действительного и страдательного залога (субъект и объект). 594. Я знаю, что я ничего о себе не знаю.— Парафраз известного афоризма Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». 598. Ибо истина безобразна.— Ср. кораническое: «Не спрашивайте о таких вещах, которые, если открыты будут вам, огорчат вас»297. 609. ... ты должен иметь еще и волю к неведению... — Ср. понятие «авидья» (незнание) у индийцев, прим. 442. 616. Мир... <...> «течет», как нечто становящееся... — Парафраз высказывания Гераклита: pavta ргєі, «все течет», как выражение изменчивости вещей. 618. ...у избранных умов. можно заметить какое-то предчувствие. — См. прим. 68. 625. ... понимание возможно лишь постольку, поскольку оно является простой семиотикой.— Семиотика — дисциплина, изучающая свойства знаковых систем (одной из которых является человеческий язык); здесь и ниже Ницше вновь обращается к гносеологической концепции языка (см. прим. 522), согласно которой ощущения — это символы, знаки. 627. Вера в causae падает с верой в telrj (против Спинозы и его каузализма).— Лат. causae «причины». О каузализме см. прим. 69a. Греч. telr, точнее, telos (у Ницше описка) — «конечные причины». Спиноза, собственно, не был каузалистом; Ницше «инкриминирует» ему здесь лишь его представление о природе и о Боге как имеющих причину своего существования в себе самих (лат. causa sui). 634. Здесь нет адиафории... — см. прим. 45. 639. Что мир не стремится к устойчивому состоянию, есть единственное, что доказано.— У Ницше: DaB die Welt nicht auf einen Dauerzustand hinaus will. т. е. не как оспаривание второго закона термодинамики, а скорее как констатация, что «мир не вечен». 643. Воля к власти интерпретирует (при образовании органа дело идет об интерпретации): — Здесь и ниже (643-650) Ницше фактически предвосхищает ряд положений современной науки: усложнение структуры (рост упорядоченности) системы означает увеличение количества информации («интерпретация» как переработка информации). В живых системах это — результат осуществления генетической программы по построению фенотипа298 (у Ницше — «другая память, которую мы можем подметить в актах наследственности» — § 646). Причем наследственная информация, хранимая в молкулах ДНК, изменяется не только случайным образом, но и целенаправленно, когда тот или иной орган оказывается плохо приспособленным к условиям существо- вания1 (ср. у Ницше о «новых формах», § 647). 659. ... тело не совсем исчезло, чему можно найти курьезнейшие свидетельства частью у Павла, частью из философии Веданты.— Ап. Павел сетует: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? « (Рим. 7:24) и в том же Послании к Римлянам бичует пороки, источником которых считает тело (Рим. 1:24 и дал., 6:6 и дал.). В ведантизме телесная сущность человека осуждается как «ведущая к гибели» и «демоническая»299. 666. . с дисдемонистической перспективой, что это, может быть, процесс, не ведущий никуда. — Дисдемонистический (от др.-греч. 8ya8ai|iov) — несчастный. 669. «Неудовольствие» и «удовольствие» суть наиглупейшие формы выражения суждений. — Здесь и ниже (§§ 669-670) Ницше полемизирует с Г. Спенсером, у которого эти понятия составляют основу биологической, психической и социальной эволюции человека. 676. ...дело идет вовсе не о человеке -он должен быть преодолен.— Ср. «человек есть нечто, что должно быть преодолено» в «Заратустре», ибо он — ступень, стадия на пути развития от животного к сверхчеловеку. Эта мысль не нова; в том или ином виде мы находим ее и у конфуцианцев, и у каббалис- тов, и даже в православной философии, где она формулируется как «обожение». 689. Не вправе ли мы в таком случае принять и в химии эту волю в качестве движущей причины ? И в космическом порядке ?— Ср. постулаты современной синергетики, выявляющей общие принципы эволюции и самоорганизации сложных систем как живого, так и неживого300. 698. Кант говорит: «Под следующими положениями графа Вер- ри. я подписываюсь с полным убеждением».— Верри, Пьетро (1728-1799), итальянский экономист и философ. Сам аристократ по происхождению, он считал праздность «матерью всех пороков». Цитируемое положение взято Кантом из труда Верри «Идеи о сущности удовольствия». 708. ...и всякая научная гипотеза (например, механизм). — здесь и далее механизм в значении «механицизм», см. прим. 69а. 716. «Во всех прилегающих к нам царствах, а также в их союзниках, мы должны видеть наших врагов. » — В русском пере- воде «Законов Ману» (см. прим. 142): «Следует считать врагом соседа и сторонника врага, другом — соседа врага, нейтральным — [всякого], кроме этих двух»301. «Одной только собственной силой добродетели трудно было бы утвердиться...» — В рус. пер.: «Весь мир подчиняется [только] посредством Наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха Наказания весь мир служит пользе»302. 717. Через разделение ответственности... — ср. слова Милована Джиласа, черногорского коммуниста-диссидента (1911-1995): «Социализм — это организованная безответственность». 718... . Чему он учится в виду своей грядущей службы государству, так же претит его природе.— Напоминание о нивелирующей роли школы в обществе, не нуждающемся ни в недоучках, ни в гениях (ср. известную римскую притчу о царе, вырывавшем на поле чересчур высокие колосья в ответ на вопрос соседа: что делать с умниками?) — подробнее см. у Ницше далее. 719. ...резиньяция... — фр.-нем. Resignation, «упадничество», отказ от самого себя. 722. ... корсиканцы наслаждаются счастьем больше, чем жители материка.— См. прим. 204. см. прим. 427. 730. ...тоэХкз — 731 . Континуум — лат. continuum — нечто связное, систематическое, неизменное. 732. При заключении законных браков в гражданском, или мещанском смысле... — нем. burgerlich мещанский, в русском и немецком языках исторически в смысле: «относящийся к жителям города», позже уничижительное. 734. Парсифаль, этот образцовый идиот... — см. прим. 87. ...равные права и для неудавшихся... — нем. MiBratene, уроды (ныне вместо этого говорят и пишут: Behinderte, инвалиды); в современной ФРГ официальное общественное мнение требует не замечать их отличий от остальных людей. 735. . идеалисты, способные в жизни своей возвыситься только до преступления... — ср. прим. 292, 351. 736. ...опыт авгуров... — авгуры (лат.) — жрецы у древних римлян, предсказывавшие будущее по полетам птиц. В оригинале Nierenprufer, гаруспики — жрецы, гадавшие на внутренностях животных. «Вольность птицы». — буквальный перевод немецкого Vogelfreiheit, означающего объявление кого-либо вне закона. Вплоть до начала XVIII в. такого человека имел право убить каждый. 740. ...его деяние -это просто симптом.— Ср. у ап. Павла: «закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:16). .при условии, что он не принадлежит к расе преступников.— Нем. Rasse des Verbrechertums, букв. расе преступности, т. е. не к какой-то человеческой расе, а к преступному миру. см. прим. 142. 742. Ману — 747. ... припомним вердикт Савонаролы о Флоренции, вердикт Платона об Афинах Перикла <...> приговор всех немцев contra Гете.— Нем. слово Urteil собств. означает «суждение», но в подобном перечне начинает преобладает его второе значение — «осуждение» («приговор», в т. ч. судебный). Савонарола, Джироламо (1452-1498) — итальянский монах-доминиканец, настоятель собора Св. Марка во Флоренции; предпринял попытку церковной реформы, требуя замены правления герцогов Медичи теократической республикой, но не получил поддержки папы и был сожжен. ...Достоевский... говорит об обитателях сибирских каторжных тюрем, что они составляют наиболее сильную и ценную часть русского народа.— См. прим. 233. 748. И пресловутый «новый рейх». — Т. н. «второй рейх» (1871-1919), новая Империя Германской нации, основанный Бисмарком и Вильгельмом I; «первым рейхом» считается Священная Римская империя (962-1806), «третьим» — режим Гитлера (1933-1945). 751 . Вот и Гельвеций обстоятельно внушает нам мысль, что люди, дескать, стремятся к власти, дабы иметь наслаждения, доступные властителю. — Гельвеций, собств. Адриан Клод (17151771) — французский философ-материалист, блестящий критик религии, автор трактата «О человеке», где пишет: «Все желают быть счастливыми и думают, что они были бы совершенно счастливы, если бы обладали властью, необходимой, чтобы доставить им всякого рода удовольствия. Желание власти имеет, стало быть, своим источником любовь к удовольствиям» (глава VII). На самом деле Гельвеций не так прост: далее (в главе Х) он дает гораздо более полное и психологически верное разъяснение этого тезиса. 753. ...стадное животное делает себя господином и чуть ли не Господом.— В оригинале das Herdentier sich zum Herrn macht — очередной пример любви Ницше к однокоренным словам и созвучиям. Нем. Herr употребляет в значениях «господин» и «Господь». 757. ...каждый есть абсолютный инструмент.— Т. е. «винтик»; см. прим. 266. 765. ...так-и-всяк-бытия... — нем. So-und-so-Sein, букв. «быть таким-то». . в России нет недостатка в таких атеистах из мстительности.— Ср. образы столь ценимого Ницше Ф. Достоевского, т. е. те же «не преуспевшие» в жизни. Словом «месть» здесь переведено фр.-нем. Ressentiment, «злопамятство», «враждебность». ... душевной монады. — см. прим. 471. . отношения для души суть лишь оказии, чтобы не сказать заминки. — Нем. Gelegenheiten и Verlegenheiten. . как не являемся мы и ошибкой Бога. (мысль, с которой, как известно, начинается Ветхий Завет).— Имеется в виду всемирный потоп, устроенный Богом для удаления «неудавшегося» человечества и замены его новым (Быт., гл. 6). 772. Вот и Джон Стюарт Милль (который Шамфора называет новым Ларошфуко.) — Шамфор, собств. Рош, Николя-Се- бастьен (1741-1794), псевдоним де Ш.— французский писатель-моралист, автор язвительных «Мыслей, Максим и Анекдотов» в подражание Ларошфуко; в период якобинского террора предпочел гильотине самоубийство. 773. Он должен говорить и действовать с уважением к себе, покуда он в своем лице представляет общность... — Ср. с усердно насаждавшимся «чувством советского человека», или с ощущением американца в любой иной стране, знающего, что за ним стоит сверхдержава, да даже с ощущением представителя малой нации, чувствующего за спиной клан. .когда индивидуум ощущает себя орудием и рупором божества.— То же, но за счет идентификации с трансцендентными силами — поэты, шаманы, руководители сект; ср. мироощущение символистов в начале ХХ в., считавших свои стихи- символы знамениями, «означающими нечто, принадлежащее к божественной действительности»303. 777. ...гиперфетация... — греч.-лат. hyperfoetatio, перенашивание плода (мед., устар.). 778. ...множественность «душ в одной груди» — см. прим. 490. 782. Фулье, Альфред (1838-1912) — французский философ, признававший, подобно Шопенгауэру, волю движителем Вселенной («хочу, следовательно существую»), однако считавший возможным и необходимым объединить все философские системы («дать им договориться друг с другом») и выводивший этические нормы из «научных» оснований. 783. . «быть полисом», как в Греции. — Античный город-государство предполагал полную идентификацию интересов своих граждан со своими; см. прим. 427. ...орден иезуитов... — католич. монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой в 1534 году в качестве «противовеса» Реформации. Требовал от своих членов полного слияния с «матерью-церковью». ...прусский офицерский корпус. — со времен Фридриха II — особая каста, со своими традициями и кодексом чести. Принадлежность к нему (при условии ненарушения традиций и кодекса) обеспечивала доступ к высшим должностям в государстве, ср. Бисмарк, Гинденбург, Штауфенберг. ...чиновничество... — гос. служащие в Германии со времен Бисмарка и до наших дней делятся на две категории: собственно служащие (Angestellte), которых можно уволить без каких-либо обязательств по отношению к ним, и чиновники (Beamten), опять-таки составляющие особую касту: их нельзя уволить, они имеют право на пожизненное социальное и пенсионное обеспечение и т. п. Ср. с номенклатурой в советское время. 785. Исправление понятия.— Ср. понятие чжэнмин в конфуцианской этике, означающее «исправление имен»: имя должно соответствовать сущности вещи («назовем кошку кошкой»). 786. ..«ego». взятое атомистически, в ложной антитезе к «Не- Я». — ср. «Органоны» Аристотеля (IV в. до н. э.) и Ф. Бэкона (XVII в.): то, что было моим Я, будет им и останется, и то, что было Не-Я, никогда не будет принадлежать к моему Я. Лишь «Третий Органон» П. Д. Успенского (XX в.) снимает эту так раздражающую Ницше преграду: то, что есть Я, когда-то не было им и когда-то перестанет быть моим Я; то, что не есть мое Я, когда-то было им или может стать им304. Первородный грех.— В христианской экзегетике — нарушение Адамом и Евой запрета есть плоды с Древа познания (Быт., гл. 3) как объяснение наличия «внутреннего источника» греха в каждом человеке (тот самый «живущий во мне грех», о котором говорит ап. Павел)305. ... пестовать людей, в которых себялюбие убито: священников, святых.— «Святой» здесь в значении идеала, к которому должен стремиться каждый путем подавления в себе «греховных» влечений. 789. ...пессимизм ... Гартмана... если, конечно, это не просто издержки пресловутого берлинского юмора.— Гартман, Эдуард фон (1842-1906) — немецкий философ, последователь Шопенгауэра и Шеллинга, автор концепции управляющей миром бессознательной воли, из чего вытекает необходимость избавления от трех извечных иллюзий: земного счастья, потустороннего счастья и счастья в результате социального прогресса, а также неизбежность гибели мира после исчезновения этих иллюзий. Но Гартман родился в Берлине, а берлинцам приписывают язвительный и грубоватый юмор. 792. Германии, которая богата ловкими и хорошо начитанными учеными... — нем. geschickt и wohlunterrichtet, т. е., скорее, «грамотными» и «хорошо обученными»: по-немецки так обычно говорят о ремесленниках. ...плохо сложенные людишки. — нем. ubelgeratene, т. е. «неладно скроенные» не столько в физическом, сколько в духовном смысле. Дюринг, Евгений Карл (1833-1921) — немецкий философ, автор претенциозной «Естественной системы знания, или философии действительности», разгромленной Ф. Энгельсом в известном труде «Анти-Дюринг» (1876-1878). 793. ...надо, чтобы в принципе каждый мужчина высших сословий -кем бы он там ни был -был еще и офицером.— Т. е. должен пройти выучку дисциплине, повиновению и умению принимать решения,— см. у Ницше далее (912). 805. ...афродическое блаженство... — «Афродическими» (нем. aphrodisische), по имени богини любви Афродиты, называли во времена Ницше лекарственные средства, способствующие половому возбуждению. 809. ...простые духовные проявления этого психомоторного раппорта (induction psycho-motrice, как называет ее Ш. Фере)... — рап- порт (устар.): состояние «открытости», готовности воспринять информацию; употр. в оккультизме (состояние медиума) и в психологии XIX в. Ср. понятие индукции в физике.— Фере, Шарль — французский психолог, философ, один из основателей известной психопатологической школы. 811 . всякое внутреннее движение. сопровождается васкулярны- ми изменениями. — vascularus (среднев.-лат.) — сосудистый. На этом принципе основаны т. н. «детектор лжи» и совр. диагностические приборы, замеряющие электрический потенциал кожи (дерматроны). Суггестивная сила музыки. — от лат. suggestio «внушение»: термин, широко употребляемый в психологии и психотерапии. 814 . Гете учил иначе. ему неудобно было в таких вещах признаваться.— Гете упорно называл «Страдания юного Вертера» (1774) своим предостережением для юношества. 815. . принципиальная и мудрая осмотрительность в отношении к эротике. назову Стендаля, Т. Готье, также и Флобера.— См. прим. 103-105. 816. ... соседство Петрушки и Бога. — нем. Hanswurst, фольклорный образ шута, аналогичный русскому Петрушке, в народных пьесах часто исполняющий роль deus ex machina, т. е. вмешательства судьбы. 817. ... vers la canaille plumiere e crivassiere, говоря словами старика Мирабо. — Мирабо, Виктор Рикети, маркиз де (17151789) — известный фр. экономист, автор популярных в свое время трудов «Друг народа» и «Трактат о податях»; отец Оноре-Габриэля Мирабо (1749-1791), знаменитого оратора, политика и посредственного писателя. Отец постоянно унижал сына и несколько раз добивался его ареста. 825. Разделение на «публику» и «посвященных»:—нем. Zonakel, сенакль, см. прим. 170; в христианских странах часто обозначение кружка художников, поэтов, вообще единомышленников. ...великое шарлатанство Виктора Гюго и Рихарда Вагнера. — Ницше имеет в виду то, что сегодня назвали бы халтурой, кичем: социально-утопические идеи Гюго и национально-утопические идеи Вагнера, их неправдоподобно- благородные герои и беспросветные злодеи во многом способствовали популярности произведений обоих авторов у широкой публики. Ср. у Ницше далее (§§ 830, 849). 826. ...соседствование божьего дара с яичницей в романах натурализма... — фр.-нем. faits und traits, букв. «фактов и вымысла», в знач. вещей совершенно разнородных. 830. Греки Винкельмана и Гете, ориентальные люди Виктора Гюго, персонажи Эдды у Вагнера, англичане тринадцатого века у Вальтера Скотта... — Авторы XVIII-XIX вв. часто идеализировали жизнь предыдущих эпох, ища в них простоту и благородство нравов, глубину чувств и яркость ощущений, «утраченные» в Новое время. Винкельман, Иоганн Иоахим (1717-1768) — авторитетнейший немецкий историк XVIII в., считается основателем научной археологии. Его «История искусства Древнего мира» пользовалась необычайной популярностью. «Эдда (Старшая)» — сборник песен VIII-IX вв. о богах и героях скандинаво-германского пантеона, ставших персонажами вагнеровского «Кольца Нибелунгов». 835 . К чести «Кармен».-К чести Генриха Шютца (и «Общества Листа»). К чести Мендельсона... — «Кармен» — опера Ш. Бизе (1875).— Шютц, Генрих (1585-1632) — композитор, «создатель первой немецкой национальной оперы, немецкого балета и основоположник немецкой оратории». «Общество Листа» (нем. Liszt-Verein) — группа музыкантов, сторонников Ф. Листа, противников т. н. Лейпциг- ской школы, «застывшей на умеренно-романтических позициях». В 1854 г. объединились в Нововеймарское общество, в 1861 г. переименованное во Всеобщий немецкий музыкальный союз «имени Генриха Шютца». ...еще один элемент Гете воплотился в Рахели... — Рахель Фарнгаген фон Энзе, урожд. Левин (1771-1833), супруга немецкого писателя Карла-Августа Ф. фон Энзе (1785-1858); ее салон в Берлине в начале XIX в. был средоточием культурной и духовной жизни. 838. .как музыканты мы в этой области смеемся вычурностям Гербарта. — Гербарт, Иоганн Фридрих (1776-1841), немецкий философ и педагог, автор учебника психологии и «Энциклопедии философии». Ввел понятие «реала» как единицы бытия, доказывал существование Бога на основе этической и эстетической необходимости. 839. ...разве состояние, в которое повергает слушателей и тем паче слушательниц увертюра к «Лоэнгрину», существенно отличается от сомнамбулического экстаза ? Я слышал, как одна итальянка. — О «суггестивном» воздействии музыки Вагнера на слушательниц ср. у современного писателя Г. Розендорфе- ра, прекрасного знатока музыки: «Юдит, жена Якоба Шваль- бе, которая вообще была очень музыкальна, сказала однажды, когда они все вместе слушали этот дуэт [ Тристана и Изольды— Е.К.]: "Неприличная музыка". При этом она немного смутилась и даже покраснела. Кессель подумал было, что она имеет в виду чисто музыкальную сторону, но — потом он специально спросил Швальбе, потому что это его заинтересовало — оказалось, что фрау Швальбе выразилась в самом прямом, даже физическом смысле. "Это только при тебе она постеснялась высказаться точнее. Но мне она однажды призналась, что женщин эта музыка пробирает буквально до самого нутра".»306 841. ...мужество перед листом бумаги. мужество Давида Штрауса.— Штраус, Давид Фридрих (1808-1874), немецкий богослов, философ, автор труда «Жизнь Иисуса» (1836), в котором уравнивал евангельское предание с другими мифологиями, считая его выражением общественного сознания эпохи, а Иисуса — всего лишь его носителем, хотя и лицом историческим (т. е. обыкновенным человеком). Взгляды Ш. вызвали резкую критику со стороны католической церкви — и положили начало Тюбингенской школе протестантской истории религии. Ему посвящено эссе Ницше «Давид Штраус. Критика исповедника и писателя». ..«то ль он привлек, то ль сам утоп», как сказал поэт... — Нем. halb zog sie ihn, halb sank er hin — выражение из «Фауста» Гете, ставшее в нем. яз. крылатым. 842. . тот зодчий, что возвел Палаццо Питти. — Питти — знаменитый флорентийский род, соперничавший с Медичи; дворец (Палаццо) Питти, законченный в 1440 г. зодчим Филиппо Брунеллески (1377-1446), с великолепными фресками и статуями, представляет собой ныне одну из достопримечательностей Флоренции. 846. ...искусство этого происхождения всегда будет.... блаженным в Хафизе... — Хафиз, собств. Шамседдин Мохаммед (ок. 1325-1390), персидский поэт, автор многочисленных сти- хотворений-«газелей». 848. .это как раз случай Шекспира, с той предпосылкой, что им и вправду был лорд Бэкон.— Теории, ставящие под сомнения авторство Шекспира, появились еще в середине XIX в. в связи с отсутствием оригинальных рукописей и скудостью биографических данных. Особую популярность они приобрели в наши дни благодаря появлению новых методов исследования (компьютерный анализ). Произведения Ш. приписывают, причем достаточно аргументированно, и Фрэнсису Бэкону, и Рэтленду, и Оксфорду, и Дерби, и др. Однако, как писал еще Виктор Гюго (1864), «Главное создание Шекспира — сам Шекспир», т. е. тот комплекс произведений, который под этим именем давно стал достоянием всего человечества. 849. ...современники Гердера, Винкельмана, Гете и Гегеля... — Т. е. авторов, наиболее часто обращавшихся к античной и германской древности как к «утраченному идеалу». ...засилье массы (Вагнер, Виктор Гюго, Золя, Тэн): — см. прим. 825. 851. .в ужасе и сострадании. то, что благодаря возбуждению этих аффектов человек от них якобы «очищается», как полага- ет Аристотель, есть попросту неправда.— Главная цель трагедии, по Аристотелю, есть «очищение» (греч. катарсис) зрителя через сопереживание с тем, что могло бы произойти с ним самим307. Начиная с эпохи Возрождения, это понятие было переосмыслено на религиозный лад («очищение от страстей»), что вызвало возражение Гете, указавшего, что «художественное произведение не есть исправительное заведение», и что речь здесь идет о «примирении страстей» как восстановлении душевного равновесия. 852. .они для него без образа, безобразные.— О безобразном см. прим. 298. .предпочтение к гадательным и страшным вещам есть симптом силы... — нем. fragwurdige «сомнительным», т. е. таким, в которых нельзя быть уверенным.
468. Великие методологи: Аристотель, Бэкон, Декарт, Огюст Конт.— Аристотель (см. прим. 449) и лорд Фрэнсис Бэкон (1561-1626) — авторы систем логики (известных как первый и второй «Органон»); Декарт (см. прим. 95), друг и во многом единомышленник Бэкона, оставил «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» (1637), Конт (см. прим. 95) выдвинул рациональный принцип математической абстракции как систематизирующее начало всякой исследовательской деятельности. 470. ...не допускать лишить себя привлекательности энигматического характера.— Энигматический (от греч. enigma «загадка») — загадочный, таинственный. 471. ...следствие их веры в божественную нелживость. — ср. онтологическое доказательство бытия Бога у Декарта и вывод из него: если Бог существует, то этим исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Понятия как наследие какого-либо потустороннего предсу- ществования.— Ср. платоновские «идеи» и «вещь в себе» Канта, к концу XIX в. обретшие новую жизнь в теософских представлениях о «предсуществовании» души и зависимости ее внешних проявлений от потребностей трансцендентной монады.— Монада (греч. «единичная») — понятие античной философии, озн. «единицу бытия» и развитое Лейбницем (см. прим. 411) в целое учение («Монадология»), подхваченное богословами и мистиками. Душа рассматривалась как некая самостоятельная субстанция, неделимая и неразрушимая, не связанная с телом; тело же (равно как и другие части личности) считалось зависящим от своей монады294. 479. Наивный человек говорит: то-то и то-то производит... — Это отражается и в языке, ср. безличные конструкции типа «меня тошнит» или «мне везет». 480. Познание работает как орудие власти.— Здесь власть (нем. Macht) опять-таки означает «мощь», «могущество», силу человека. ...зависит от меры роста воли к власти в сказанной поро де: — здесь и далее порода (нем. Art) скорее означает «вид», определенную категорию людей, обладающих определенными же способностями. 481. «Перспективизм».— ср. определение этого понятия в § 636. 488. «Душа», «я» -история показывает, что здесь мы имеем дело с очень старым различением («дыхание», «жизнь»)... — Ср. «всякое дыхание да хвалит Господа» в библейских текстах V в. до н. э. (Пс. 150:6), ивр. kol ha-Neshama, т. е. всякая живая душа. «Жизнь» же (ивр. Haya) счит. имеющейся и у простейших1. 500. Идиоплазма — (от греч. plasma, творение, и idios, подобный) — практически то же, что мы сегодня обозначаем понятием «биосфера». 503. .познавательный аппарат есть абстрагирующий и упрощающий аппарат-направленный не на познавание, но на овла- девание вещами. — Ср. по Фромму, это только один из спосо- бов взаимоотношений человека с миром («обладание»), предполагающий лишь накопление сведений об объекте; вторым, более продуктивным, Фромм считает «бытие» — «переживание» объекта, отождествление себя с ним, изменение человеческого Я в результате этого. 507. Мы проецировали условия нашего сохранения как предикаты сущего вообще.— В традиционной логике предикат — то, что говорится о субъекте, представление о способе его существования. 515. ...эвклидово пространство, например, есть такая условная «истина». — Со времен Эвклида (III в. до н. э.) в западной философии господствовало представление о пространстве как не подверженном изменениям континууме, статичном «вместилище», имеющем три и только три измерения; лишь начиная со второй пол. XIX в. (В. Гаусс, Н. Лобачевский) ему отводится роль частного случая. 522. Мы вкладываем дисгармонию и проблемы в вещи, так как мы мыслим только в форме речи.—Нем. in sprachlicher Form, «в языковой форме»: хотя Ницше и оперирует здесь понятиями т. н. гносеологической концепции языка (Э. Мах, Г. Гельм- гольц), считающей язык (речь) лишь орудием мышления, однако по сути он прав, т. к. основа любого языка, сложившаяся в дописьменный период, потом практически навязывает ему определенные философские концепции—так, экзистенциализм и иные теории бытия (от лат. esse, быть) немыслимы в Китае, язык которого не знает глагола «быть». Ср. также. прим. 409. 524. «Сообщение» понимается здесь. — нем. Verkehr, т. е. в т. ч. и движение, обмен информацией, современные коммуникации. 532. Но что есть истина ? Быть может, своего рода вера, которая стала условием жизни? — Этот вопрос Пилата приводится в Евангелии (Ин. 18: 38), ответ Иисуса—у Бернарда Шоу: «Истина есть то, во что мы верим — то, что мы считаем истиной». 541 . Надписи на одном современном доме умалишенных. «Необходимости мысли суть моральные необходимости» (Грберт Спенсер).— О причинах нелюбви Ницше к г. Спенсеру см. прим. 382; точно такого выражения у Спенсера нет, однако фактически вся часть V («Основания науки о нравственности») его «Синтетической философии» проникнута идеей о том, что интеллект у людей развился только когда они стали существами социальными: «Когда сознание принуждения, общественного мнения и авторитета приводит к образованию идеи и чувства обязательности, то эту идею и это чувство можно рассматривать как этические», и что человечество развивается в направлении все большей этизации своего мышления295. «Последний пробный камень истинности какого-нибудь положения есть непостижимость его отрицания» — у Спенсера: «Немыслимость отрицания какого-нибудь познавания служит гораздо более высоким доказательством его истинности, чем какие бы то ни было перечисления опытов». Здесь Спенсер полемизирует с Дж. Ст. Миллем (прим. 30), утверждавшим, что таких «познаваний» (положений) быть не может, ибо люди рано или поздно находят опровергающие их доказательства296. 573. ...Гете: переход Бога в нечто более утонченное и туманное, в добродетель и дух,- ощущается у него как более грубая ступень. — Ср., например, слова Фауста: Наполни же все сердце этим чувством, И, если в нем ты счастье ощутишь, Зови его как хочешь: Любовь, блаженство, сердце, Бог! Нет имени ему! Все в чувстве! А имя — только дым и звук, Туман, который застилает небосвод. — произносимые им в сцене обольщения Гретхен, спросившей, верит ли он в Бога (часть 1, сцена 16. Пер. Н. Холодков- ского). 579. ... к чему страдание? <.> Мораль считается существенным условием прекращения страданий.— Ср.: «Избавление от страданий, от страха смерти заключается не в отказе от радостей жизни, а в воспитании у человека добродетели, в самообладании, в освобождении от чувственных привязанностей и страстей». 589. «Деятельность и страдание»—нем. Tun und Leiden, здесь в смысле различия действительного и страдательного залога (субъект и объект). 594. Я знаю, что я ничего о себе не знаю.— Парафраз известного афоризма Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». 598. Ибо истина безобразна.— Ср. кораническое: «Не спрашивайте о таких вещах, которые, если открыты будут вам, огорчат вас»297. 609. ... ты должен иметь еще и волю к неведению... — Ср. понятие «авидья» (незнание) у индийцев, прим. 442. 616. Мир... <...> «течет», как нечто становящееся... — Парафраз высказывания Гераклита: pavta ргєі, «все течет», как выражение изменчивости вещей. 618. ...у избранных умов. можно заметить какое-то предчувствие. — См. прим. 68. 625. ... понимание возможно лишь постольку, поскольку оно является простой семиотикой.— Семиотика — дисциплина, изучающая свойства знаковых систем (одной из которых является человеческий язык); здесь и ниже Ницше вновь обращается к гносеологической концепции языка (см. прим. 522), согласно которой ощущения — это символы, знаки. 627. Вера в causae падает с верой в telrj (против Спинозы и его каузализма).— Лат. causae «причины». О каузализме см. прим. 69a. Греч. telr, точнее, telos (у Ницше описка) — «конечные причины». Спиноза, собственно, не был каузалистом; Ницше «инкриминирует» ему здесь лишь его представление о природе и о Боге как имеющих причину своего существования в себе самих (лат. causa sui). 634. Здесь нет адиафории... — см. прим. 45. 639. Что мир не стремится к устойчивому состоянию, есть единственное, что доказано.— У Ницше: DaB die Welt nicht auf einen Dauerzustand hinaus will. т. е. не как оспаривание второго закона термодинамики, а скорее как констатация, что «мир не вечен». 643. Воля к власти интерпретирует (при образовании органа дело идет об интерпретации): — Здесь и ниже (643-650) Ницше фактически предвосхищает ряд положений современной науки: усложнение структуры (рост упорядоченности) системы означает увеличение количества информации («интерпретация» как переработка информации). В живых системах это — результат осуществления генетической программы по построению фенотипа298 (у Ницше — «другая память, которую мы можем подметить в актах наследственности» — § 646). Причем наследственная информация, хранимая в молкулах ДНК, изменяется не только случайным образом, но и целенаправленно, когда тот или иной орган оказывается плохо приспособленным к условиям существо- вания1 (ср. у Ницше о «новых формах», § 647). 659. ... тело не совсем исчезло, чему можно найти курьезнейшие свидетельства частью у Павла, частью из философии Веданты.— Ап. Павел сетует: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? « (Рим. 7:24) и в том же Послании к Римлянам бичует пороки, источником которых считает тело (Рим. 1:24 и дал., 6:6 и дал.). В ведантизме телесная сущность человека осуждается как «ведущая к гибели» и «демоническая»299. 666. . с дисдемонистической перспективой, что это, может быть, процесс, не ведущий никуда. — Дисдемонистический (от др.-греч. 8ya8ai|iov) — несчастный. 669. «Неудовольствие» и «удовольствие» суть наиглупейшие формы выражения суждений. — Здесь и ниже (§§ 669-670) Ницше полемизирует с Г. Спенсером, у которого эти понятия составляют основу биологической, психической и социальной эволюции человека. 676. ...дело идет вовсе не о человеке -он должен быть преодолен.— Ср. «человек есть нечто, что должно быть преодолено» в «Заратустре», ибо он — ступень, стадия на пути развития от животного к сверхчеловеку. Эта мысль не нова; в том или ином виде мы находим ее и у конфуцианцев, и у каббалис- тов, и даже в православной философии, где она формулируется как «обожение». 689. Не вправе ли мы в таком случае принять и в химии эту волю в качестве движущей причины ? И в космическом порядке ?— Ср. постулаты современной синергетики, выявляющей общие принципы эволюции и самоорганизации сложных систем как живого, так и неживого300. 698. Кант говорит: «Под следующими положениями графа Вер- ри. я подписываюсь с полным убеждением».— Верри, Пьетро (1728-1799), итальянский экономист и философ. Сам аристократ по происхождению, он считал праздность «матерью всех пороков». Цитируемое положение взято Кантом из труда Верри «Идеи о сущности удовольствия». 708. ...и всякая научная гипотеза (например, механизм). — здесь и далее механизм в значении «механицизм», см. прим. 69а. 716. «Во всех прилегающих к нам царствах, а также в их союзниках, мы должны видеть наших врагов. » — В русском пере- воде «Законов Ману» (см. прим. 142): «Следует считать врагом соседа и сторонника врага, другом — соседа врага, нейтральным — [всякого], кроме этих двух»301. «Одной только собственной силой добродетели трудно было бы утвердиться...» — В рус. пер.: «Весь мир подчиняется [только] посредством Наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха Наказания весь мир служит пользе»302. 717. Через разделение ответственности... — ср. слова Милована Джиласа, черногорского коммуниста-диссидента (1911-1995): «Социализм — это организованная безответственность». 718... . Чему он учится в виду своей грядущей службы государству, так же претит его природе.— Напоминание о нивелирующей роли школы в обществе, не нуждающемся ни в недоучках, ни в гениях (ср. известную римскую притчу о царе, вырывавшем на поле чересчур высокие колосья в ответ на вопрос соседа: что делать с умниками?) — подробнее см. у Ницше далее. 719. ...резиньяция... — фр.-нем. Resignation, «упадничество», отказ от самого себя. 722. ... корсиканцы наслаждаются счастьем больше, чем жители материка.— См. прим. 204. см. прим. 427. 730. ...тоэХкз — 731 . Континуум — лат. continuum — нечто связное, систематическое, неизменное. 732. При заключении законных браков в гражданском, или мещанском смысле... — нем. burgerlich мещанский, в русском и немецком языках исторически в смысле: «относящийся к жителям города», позже уничижительное. 734. Парсифаль, этот образцовый идиот... — см. прим. 87. ...равные права и для неудавшихся... — нем. MiBratene, уроды (ныне вместо этого говорят и пишут: Behinderte, инвалиды); в современной ФРГ официальное общественное мнение требует не замечать их отличий от остальных людей. 735. . идеалисты, способные в жизни своей возвыситься только до преступления... — ср. прим. 292, 351. 736. ...опыт авгуров... — авгуры (лат.) — жрецы у древних римлян, предсказывавшие будущее по полетам птиц. В оригинале Nierenprufer, гаруспики — жрецы, гадавшие на внутренностях животных. «Вольность птицы». — буквальный перевод немецкого Vogelfreiheit, означающего объявление кого-либо вне закона. Вплоть до начала XVIII в. такого человека имел право убить каждый. 740. ...его деяние -это просто симптом.— Ср. у ап. Павла: «закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:16). .при условии, что он не принадлежит к расе преступников.— Нем. Rasse des Verbrechertums, букв. расе преступности, т. е. не к какой-то человеческой расе, а к преступному миру. см. прим. 142. 742. Ману — 747. ... припомним вердикт Савонаролы о Флоренции, вердикт Платона об Афинах Перикла <...> приговор всех немцев contra Гете.— Нем. слово Urteil собств. означает «суждение», но в подобном перечне начинает преобладает его второе значение — «осуждение» («приговор», в т. ч. судебный). Савонарола, Джироламо (1452-1498) — итальянский монах-доминиканец, настоятель собора Св. Марка во Флоренции; предпринял попытку церковной реформы, требуя замены правления герцогов Медичи теократической республикой, но не получил поддержки папы и был сожжен. ...Достоевский... говорит об обитателях сибирских каторжных тюрем, что они составляют наиболее сильную и ценную часть русского народа.— См. прим. 233. 748. И пресловутый «новый рейх». — Т. н. «второй рейх» (1871-1919), новая Империя Германской нации, основанный Бисмарком и Вильгельмом I; «первым рейхом» считается Священная Римская империя (962-1806), «третьим» — режим Гитлера (1933-1945). 751 . Вот и Гельвеций обстоятельно внушает нам мысль, что люди, дескать, стремятся к власти, дабы иметь наслаждения, доступные властителю. — Гельвеций, собств. Адриан Клод (17151771) — французский философ-материалист, блестящий критик религии, автор трактата «О человеке», где пишет: «Все желают быть счастливыми и думают, что они были бы совершенно счастливы, если бы обладали властью, необходимой, чтобы доставить им всякого рода удовольствия. Желание власти имеет, стало быть, своим источником любовь к удовольствиям» (глава VII). На самом деле Гельвеций не так прост: далее (в главе Х) он дает гораздо более полное и психологически верное разъяснение этого тезиса. 753. ...стадное животное делает себя господином и чуть ли не Господом.— В оригинале das Herdentier sich zum Herrn macht — очередной пример любви Ницше к однокоренным словам и созвучиям. Нем. Herr употребляет в значениях «господин» и «Господь». 757. ...каждый есть абсолютный инструмент.— Т. е. «винтик»; см. прим. 266. 765. ...так-и-всяк-бытия... — нем. So-und-so-Sein, букв. «быть таким-то». . в России нет недостатка в таких атеистах из мстительности.— Ср. образы столь ценимого Ницше Ф. Достоевского, т. е. те же «не преуспевшие» в жизни. Словом «месть» здесь переведено фр.-нем. Ressentiment, «злопамятство», «враждебность». ... душевной монады. — см. прим. 471. . отношения для души суть лишь оказии, чтобы не сказать заминки. — Нем. Gelegenheiten и Verlegenheiten. . как не являемся мы и ошибкой Бога. (мысль, с которой, как известно, начинается Ветхий Завет).— Имеется в виду всемирный потоп, устроенный Богом для удаления «неудавшегося» человечества и замены его новым (Быт., гл. 6). 772. Вот и Джон Стюарт Милль (который Шамфора называет новым Ларошфуко.) — Шамфор, собств. Рош, Николя-Се- бастьен (1741-1794), псевдоним де Ш.— французский писатель-моралист, автор язвительных «Мыслей, Максим и Анекдотов» в подражание Ларошфуко; в период якобинского террора предпочел гильотине самоубийство. 773. Он должен говорить и действовать с уважением к себе, покуда он в своем лице представляет общность... — Ср. с усердно насаждавшимся «чувством советского человека», или с ощущением американца в любой иной стране, знающего, что за ним стоит сверхдержава, да даже с ощущением представителя малой нации, чувствующего за спиной клан. .когда индивидуум ощущает себя орудием и рупором божества.— То же, но за счет идентификации с трансцендентными силами — поэты, шаманы, руководители сект; ср. мироощущение символистов в начале ХХ в., считавших свои стихи- символы знамениями, «означающими нечто, принадлежащее к божественной действительности»303. 777. ...гиперфетация... — греч.-лат. hyperfoetatio, перенашивание плода (мед., устар.). 778. ...множественность «душ в одной груди» — см. прим. 490. 782. Фулье, Альфред (1838-1912) — французский философ, признававший, подобно Шопенгауэру, волю движителем Вселенной («хочу, следовательно существую»), однако считавший возможным и необходимым объединить все философские системы («дать им договориться друг с другом») и выводивший этические нормы из «научных» оснований. 783. . «быть полисом», как в Греции. — Античный город-государство предполагал полную идентификацию интересов своих граждан со своими; см. прим. 427. ...орден иезуитов... — католич. монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой в 1534 году в качестве «противовеса» Реформации. Требовал от своих членов полного слияния с «матерью-церковью». ...прусский офицерский корпус. — со времен Фридриха II — особая каста, со своими традициями и кодексом чести. Принадлежность к нему (при условии ненарушения традиций и кодекса) обеспечивала доступ к высшим должностям в государстве, ср. Бисмарк, Гинденбург, Штауфенберг. ...чиновничество... — гос. служащие в Германии со времен Бисмарка и до наших дней делятся на две категории: собственно служащие (Angestellte), которых можно уволить без каких-либо обязательств по отношению к ним, и чиновники (Beamten), опять-таки составляющие особую касту: их нельзя уволить, они имеют право на пожизненное социальное и пенсионное обеспечение и т. п. Ср. с номенклатурой в советское время. 785. Исправление понятия.— Ср. понятие чжэнмин в конфуцианской этике, означающее «исправление имен»: имя должно соответствовать сущности вещи («назовем кошку кошкой»). 786. ..«ego». взятое атомистически, в ложной антитезе к «Не- Я». — ср. «Органоны» Аристотеля (IV в. до н. э.) и Ф. Бэкона (XVII в.): то, что было моим Я, будет им и останется, и то, что было Не-Я, никогда не будет принадлежать к моему Я. Лишь «Третий Органон» П. Д. Успенского (XX в.) снимает эту так раздражающую Ницше преграду: то, что есть Я, когда-то не было им и когда-то перестанет быть моим Я; то, что не есть мое Я, когда-то было им или может стать им304. Первородный грех.— В христианской экзегетике — нарушение Адамом и Евой запрета есть плоды с Древа познания (Быт., гл. 3) как объяснение наличия «внутреннего источника» греха в каждом человеке (тот самый «живущий во мне грех», о котором говорит ап. Павел)305. ... пестовать людей, в которых себялюбие убито: священников, святых.— «Святой» здесь в значении идеала, к которому должен стремиться каждый путем подавления в себе «греховных» влечений. 789. ...пессимизм ... Гартмана... если, конечно, это не просто издержки пресловутого берлинского юмора.— Гартман, Эдуард фон (1842-1906) — немецкий философ, последователь Шопенгауэра и Шеллинга, автор концепции управляющей миром бессознательной воли, из чего вытекает необходимость избавления от трех извечных иллюзий: земного счастья, потустороннего счастья и счастья в результате социального прогресса, а также неизбежность гибели мира после исчезновения этих иллюзий. Но Гартман родился в Берлине, а берлинцам приписывают язвительный и грубоватый юмор. 792. Германии, которая богата ловкими и хорошо начитанными учеными... — нем. geschickt и wohlunterrichtet, т. е., скорее, «грамотными» и «хорошо обученными»: по-немецки так обычно говорят о ремесленниках. ...плохо сложенные людишки. — нем. ubelgeratene, т. е. «неладно скроенные» не столько в физическом, сколько в духовном смысле. Дюринг, Евгений Карл (1833-1921) — немецкий философ, автор претенциозной «Естественной системы знания, или философии действительности», разгромленной Ф. Энгельсом в известном труде «Анти-Дюринг» (1876-1878). 793. ...надо, чтобы в принципе каждый мужчина высших сословий -кем бы он там ни был -был еще и офицером.— Т. е. должен пройти выучку дисциплине, повиновению и умению принимать решения,— см. у Ницше далее (912). 805. ...афродическое блаженство... — «Афродическими» (нем. aphrodisische), по имени богини любви Афродиты, называли во времена Ницше лекарственные средства, способствующие половому возбуждению. 809. ...простые духовные проявления этого психомоторного раппорта (induction psycho-motrice, как называет ее Ш. Фере)... — рап- порт (устар.): состояние «открытости», готовности воспринять информацию; употр. в оккультизме (состояние медиума) и в психологии XIX в. Ср. понятие индукции в физике.— Фере, Шарль — французский психолог, философ, один из основателей известной психопатологической школы. 811 . всякое внутреннее движение. сопровождается васкулярны- ми изменениями. — vascularus (среднев.-лат.) — сосудистый. На этом принципе основаны т. н. «детектор лжи» и совр. диагностические приборы, замеряющие электрический потенциал кожи (дерматроны). Суггестивная сила музыки. — от лат. suggestio «внушение»: термин, широко употребляемый в психологии и психотерапии. 814 . Гете учил иначе. ему неудобно было в таких вещах признаваться.— Гете упорно называл «Страдания юного Вертера» (1774) своим предостережением для юношества. 815. . принципиальная и мудрая осмотрительность в отношении к эротике. назову Стендаля, Т. Готье, также и Флобера.— См. прим. 103-105. 816. ... соседство Петрушки и Бога. — нем. Hanswurst, фольклорный образ шута, аналогичный русскому Петрушке, в народных пьесах часто исполняющий роль deus ex machina, т. е. вмешательства судьбы. 817. ... vers la canaille plumiere e crivassiere, говоря словами старика Мирабо. — Мирабо, Виктор Рикети, маркиз де (17151789) — известный фр. экономист, автор популярных в свое время трудов «Друг народа» и «Трактат о податях»; отец Оноре-Габриэля Мирабо (1749-1791), знаменитого оратора, политика и посредственного писателя. Отец постоянно унижал сына и несколько раз добивался его ареста. 825. Разделение на «публику» и «посвященных»:—нем. Zonakel, сенакль, см. прим. 170; в христианских странах часто обозначение кружка художников, поэтов, вообще единомышленников. ...великое шарлатанство Виктора Гюго и Рихарда Вагнера. — Ницше имеет в виду то, что сегодня назвали бы халтурой, кичем: социально-утопические идеи Гюго и национально-утопические идеи Вагнера, их неправдоподобно- благородные герои и беспросветные злодеи во многом способствовали популярности произведений обоих авторов у широкой публики. Ср. у Ницше далее (§§ 830, 849). 826. ...соседствование божьего дара с яичницей в романах натурализма... — фр.-нем. faits und traits, букв. «фактов и вымысла», в знач. вещей совершенно разнородных. 830. Греки Винкельмана и Гете, ориентальные люди Виктора Гюго, персонажи Эдды у Вагнера, англичане тринадцатого века у Вальтера Скотта... — Авторы XVIII-XIX вв. часто идеализировали жизнь предыдущих эпох, ища в них простоту и благородство нравов, глубину чувств и яркость ощущений, «утраченные» в Новое время. Винкельман, Иоганн Иоахим (1717-1768) — авторитетнейший немецкий историк XVIII в., считается основателем научной археологии. Его «История искусства Древнего мира» пользовалась необычайной популярностью. «Эдда (Старшая)» — сборник песен VIII-IX вв. о богах и героях скандинаво-германского пантеона, ставших персонажами вагнеровского «Кольца Нибелунгов». 835 . К чести «Кармен».-К чести Генриха Шютца (и «Общества Листа»). К чести Мендельсона... — «Кармен» — опера Ш. Бизе (1875).— Шютц, Генрих (1585-1632) — композитор, «создатель первой немецкой национальной оперы, немецкого балета и основоположник немецкой оратории». «Общество Листа» (нем. Liszt-Verein) — группа музыкантов, сторонников Ф. Листа, противников т. н. Лейпциг- ской школы, «застывшей на умеренно-романтических позициях». В 1854 г. объединились в Нововеймарское общество, в 1861 г. переименованное во Всеобщий немецкий музыкальный союз «имени Генриха Шютца». ...еще один элемент Гете воплотился в Рахели... — Рахель Фарнгаген фон Энзе, урожд. Левин (1771-1833), супруга немецкого писателя Карла-Августа Ф. фон Энзе (1785-1858); ее салон в Берлине в начале XIX в. был средоточием культурной и духовной жизни. 838. .как музыканты мы в этой области смеемся вычурностям Гербарта. — Гербарт, Иоганн Фридрих (1776-1841), немецкий философ и педагог, автор учебника психологии и «Энциклопедии философии». Ввел понятие «реала» как единицы бытия, доказывал существование Бога на основе этической и эстетической необходимости. 839. ...разве состояние, в которое повергает слушателей и тем паче слушательниц увертюра к «Лоэнгрину», существенно отличается от сомнамбулического экстаза ? Я слышал, как одна итальянка. — О «суггестивном» воздействии музыки Вагнера на слушательниц ср. у современного писателя Г. Розендорфе- ра, прекрасного знатока музыки: «Юдит, жена Якоба Шваль- бе, которая вообще была очень музыкальна, сказала однажды, когда они все вместе слушали этот дуэт [ Тристана и Изольды— Е.К.]: "Неприличная музыка". При этом она немного смутилась и даже покраснела. Кессель подумал было, что она имеет в виду чисто музыкальную сторону, но — потом он специально спросил Швальбе, потому что это его заинтересовало — оказалось, что фрау Швальбе выразилась в самом прямом, даже физическом смысле. "Это только при тебе она постеснялась высказаться точнее. Но мне она однажды призналась, что женщин эта музыка пробирает буквально до самого нутра".»306 841. ...мужество перед листом бумаги. мужество Давида Штрауса.— Штраус, Давид Фридрих (1808-1874), немецкий богослов, философ, автор труда «Жизнь Иисуса» (1836), в котором уравнивал евангельское предание с другими мифологиями, считая его выражением общественного сознания эпохи, а Иисуса — всего лишь его носителем, хотя и лицом историческим (т. е. обыкновенным человеком). Взгляды Ш. вызвали резкую критику со стороны католической церкви — и положили начало Тюбингенской школе протестантской истории религии. Ему посвящено эссе Ницше «Давид Штраус. Критика исповедника и писателя». ..«то ль он привлек, то ль сам утоп», как сказал поэт... — Нем. halb zog sie ihn, halb sank er hin — выражение из «Фауста» Гете, ставшее в нем. яз. крылатым. 842. . тот зодчий, что возвел Палаццо Питти. — Питти — знаменитый флорентийский род, соперничавший с Медичи; дворец (Палаццо) Питти, законченный в 1440 г. зодчим Филиппо Брунеллески (1377-1446), с великолепными фресками и статуями, представляет собой ныне одну из достопримечательностей Флоренции. 846. ...искусство этого происхождения всегда будет.... блаженным в Хафизе... — Хафиз, собств. Шамседдин Мохаммед (ок. 1325-1390), персидский поэт, автор многочисленных сти- хотворений-«газелей». 848. .это как раз случай Шекспира, с той предпосылкой, что им и вправду был лорд Бэкон.— Теории, ставящие под сомнения авторство Шекспира, появились еще в середине XIX в. в связи с отсутствием оригинальных рукописей и скудостью биографических данных. Особую популярность они приобрели в наши дни благодаря появлению новых методов исследования (компьютерный анализ). Произведения Ш. приписывают, причем достаточно аргументированно, и Фрэнсису Бэкону, и Рэтленду, и Оксфорду, и Дерби, и др. Однако, как писал еще Виктор Гюго (1864), «Главное создание Шекспира — сам Шекспир», т. е. тот комплекс произведений, который под этим именем давно стал достоянием всего человечества. 849. ...современники Гердера, Винкельмана, Гете и Гегеля... — Т. е. авторов, наиболее часто обращавшихся к античной и германской древности как к «утраченному идеалу». ...засилье массы (Вагнер, Виктор Гюго, Золя, Тэн): — см. прим. 825. 851. .в ужасе и сострадании. то, что благодаря возбуждению этих аффектов человек от них якобы «очищается», как полага- ет Аристотель, есть попросту неправда.— Главная цель трагедии, по Аристотелю, есть «очищение» (греч. катарсис) зрителя через сопереживание с тем, что могло бы произойти с ним самим307. Начиная с эпохи Возрождения, это понятие было переосмыслено на религиозный лад («очищение от страстей»), что вызвало возражение Гете, указавшего, что «художественное произведение не есть исправительное заведение», и что речь здесь идет о «примирении страстей» как восстановлении душевного равновесия. 852. .они для него без образа, безобразные.— О безобразном см. прим. 298. .предпочтение к гадательным и страшным вещам есть симптом силы... — нем. fragwurdige «сомнительным», т. е. таким, в которых нельзя быть уверенным.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.