- 12157 Просмотров
- Обсудить
Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon, 1st Viscount St Albans); 22 января 1561 — 9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого — быть использованным человеком.
Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона.
Существует не признанная научным сообществом «бэконианская версия», приписывающая Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира.
Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М.: Наука, 1990, 328 с., 25 000 экз., (Памятники ист. мысли). ISBN 5-02-008973-7
Городенский Н. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1915.
Иванцов Н. А. Франциск Бэкон и его историческое значение.// Вопросы философии и психологии. Кн. 49. С. 560—599.
Либих Ю. Ф. Бэкон Веруламский и метод естествознания. СПб., 1866.
Литвинова Е. Ф. Ф. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. СПб., 1891.
Путилов С. Тайны «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона // Наш современник.1993.№ 2. С.171-176.
Сапрыкин Д. Л. Regnum Hominis. (Имперский проект Френсиса Бэкона). М.: Индрик. 2001
Субботин А. Л. Шекспир и Бэкон // Вопросы философии.1964.№ 2.
Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М.: Мысль, 1974.-175 с.
Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes) (5 апреля 1588, Малмсбери, Уилтшир, Королевство Англия — 4 декабря 1679, Дербишир, Королевство Англия) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.
Основные сочинения
The Elements of Law, Natural and Politic (1640)
Treatise on Human Nature (1650)
Philosophicall Rudiments concerning Government and Society (публикация английского перевода с латинского «De Cive»)(1651)
Философская трилогия «Основы философии»:
«О теле» (1655);
«О человеке» (1658);
«О гражданине» (1642);
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936).
Letters upon Liberty and Necessity (1654)
The Questions concerning Liberty, Necessity and Chance(1656)
Postumously A Dialogue between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England (написаны в 1666 году, опубликованы в 1681 году)
Posthumously Behemoth, or The Long Parliament (написан в 1668 году, опубликованы в (1681 году)
Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651)
Opera philosophica, quae latine scripsit…, ed. W. Molesworth, v. 1-5. — L., 1839-45.
The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11. — L., 1839-45
В русском переводе:
Избранные сочинения, т. 1-2. — М. — Л., 1926.
Избранные произведения, т. 1-2. — М., 1964 (Философское наследие, Т. 7, 8).
Литература
Ческис А. А. Томас Гоббс. — М., 1929.
«Под знаменем марксизма». — 1938. — № 6. (статьи Б. Э. Быховского, Л. Германа, М. Петросовой, Д. Бихдрикера).
Мееровский Б. В. Гоббс. — М.: Мысль, 1975. — 208 с. — (Мыслители прошлого). — 50 000 экз.
Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса. // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. — М., 1990. — С. 104—122.
Михаленко Ю. П. Гоббс и Фукидид (о месте Гоббса в позднем английском Возрождении)// Историко-философский ежегодник. — М., 1986. — С. 104—124.
Тесля А. А. Абсолютизм государства: политическая философия Томаса Гоббса. — 2006.
Tönnies F. Thomas Hobbes, der Mann und der Denker. — Osterwieck, 1912.
Polin R. Politique et philosophie chez Thomas Hobbes. — P., 1952.
Peters R. Hobbes. — L., 1956.
Piotrowski R.: Od materii Świata do materii Państwa. Z filozofii Tomasza Hobbesa. — Kraków, 2000.
Hobbes studies, ed. by K. C. Brown. — Oxford, 1965.
McNeilly F. S. The anatomy of Leviathan. — N. Y. — L., 1968.
Gauthier D. P. The logic of Leviathan. — Oxford, 1969.
Рене Декарт (фр. René Descartes [ʁəˈne deˈkaʁt], лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Декарт Р. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989.
Том 1. Серия: Философское наследие, том 106.
Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта (3).
Правила для руководства ума (77).
Разыскание истины посредством естественного света (154).
Мир, или Трактат о свете (179).
Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (250).
Первоначала философии (297).
Описание человеческого тела. об образовании животного (423).
Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть (461).
Страсти души (481).
Небольшие сочинения 1619—1621 гг. (573).
Из переписки 1619—1643 гг. (581).
Том 2. Серия: Философское наследие, том 119.
Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом (3).
Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора (73).
Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции (418).
Беседа с Бурманом (447).
Из переписки 1643—1649 гг. (489).
Декарт Р. Геометрия. С приложением избранных работ П. Ферма и переписки Декарта. М.-Л.: Гостехиздат, 1938. Серия: Классики естествознания.
Декарт Р. Космогония: Два трактата. М.-Л.: Гостехиздат, 1934. Серия: Классики естествознания.
Декарт Р. Первоначала философии (1644)
Декарт Р. Размышления о первой философии… (1641) текст
Ренэ Декарт. Рассуждение о методе…" (1637) Издательство Академии Наук СССР, 1953. Серия: Классики науки, 655 с..
Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках.
Текст трактата на русском и французском языках.
Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат., М.: Академический проект, 2011. 335 с., Серия «Философские технологии», 1500 экз., ISBN 978-5-8291-1327-8.
Рене Декарт. Сочинения в библиотеке Я. Кротова.
Литература
Асмус В. Ф. Декарт. М.: 1956.
Переиздание: Асмус В.Ф. Декарт. — М.: Высшая школа, 2006. — 335 с. — (Классика философской мысли.). — 3000 экз. — ISBN 5-06-005113-7
Барабанов О. О., Петрова Е. В. Два математических письма Декарта принцессе Елизавете Богемской // История науки и техники, № 1, 2011, С. 20-32.
Барабанов О. О., Барабанова Л. П. История теоремы Декарта о кругах // История науки и техники, № 5, 2011, С. 2-15.
Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта) / Ответственный редактор Мотрошилова Н.В.. — М.: ЦОП Института философии РАН, 1997. — 181 с. — (Научное издание). — 500 экз. — ISBN 5-201-01958-7
Декарт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах, том II, М.: Наука, 1970 Математика XVII столетия.
Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII в. М.: Наука, 1993.
Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987.
Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. Глава 7: Картезианское естествознание. — М.: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). — 352 с. — (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). — ISBN 978-5-397-01479-3.
Леденева Е. В. Человек-машина (между Ламетри и Декартом). Credo new. 2010, №3.
Ляткер Я. А. Декарт. М.: Мысль, 1975.
Мамардашвили М. Картезианские размышления.
Матвиевская Г. П. Рене Декарт, 1596—1650. М.: Наука, 1976.
Никифоровский В. А. Из истории алгебры XVI-XVII вв. — М.: Наука, 1979. — С. 119-160. — 208 с. — (История науки и техники).
Яновская С. А. О роли математической строгости в творческом развитии математики и специально о «Геометрии» Декарта. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 151—184.
Le Gaufey, Guy. L’incompletude du symbolique: De Rene Descartes a Jacques Lacan. Paris: Distique, 1991.
Фролова Е. А. Декарт и некоторые аспекты концепций человека в средневековой арабской философии // Сравнительная философия. М., 2000. С.229-244.
Фролова Е. А. Проблема Декарта в современной арабской философии. // Вопросы философии. 1969. № 5.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.
Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) (1689).
Опыт о человеческом разумении (Essay Concerning Human Understanding) (1690).
Второй трактат о гражданском правлении (The Second Treatise of Civil Government) (1690).
Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education) (1693).
Заиченко Г. А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. — 1985. — № 4. — С. 98-109.
Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, ивр. ברוך שפינוזה; лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени.
Сочинения
ок. 1660 «О Боге, человеке и его счастье»
ок. 1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»
1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
1670 «Богословско-политический трактат»
1677 «Политический трактат» (не окончен)
1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
1677 «Еврейская грамматика»
Переводы сочинений Спинозы на русский язык
Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1957.
Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 2. — М.: Госполитиздат, 1957.
Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 1. / Вступительная статья К. А. Сергеева. — Изд. 2-е. — СПб.: Наука, 1999. — 489 с. — (Слово о сущем). — 2050 экз. — ISBN 5-02-026750-3
Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. / Вступительная статья К. А. Сергеева. — Изд. 2-е. — СПб.: Наука, 1999. — 629 с. — (Слово о сущем). — 2050 экз. — ISBN 5-02-026751-1
Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Н. А. Иванцова. — СПб.: Аста-пресс ltd, 1993. — 248 с. — 5000 экз. — ISBN 5-85962-044-6
Спиноза Б. Трактат об очищении интеллекта / Пер. с лат. В. Н. Половцовой. — М.: Кушнерев и К°, 1914. — 188 с.
Литература
Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. — М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. — 557, [3] с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-026924-2
Ковнер С. Р. Спиноза, его жизнь и сочинения. Варшава, 1897.
Диттес Ф. Критические этюды о нравственной философии Спинозы. СПб., 1900.
Диттес Ф. Этика Спинозы, Лейбница и Канта. СПб., 1902.
Робинсон Л. Метафизика Спинозы. СПб., 1913.
Кечекьян С. Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. М., 1914.
Луппол И. К. Бенедикт Спиноза. М., 1924
Маньковский Л. А. Спиноза и материализм. М., 1930
Беленький М. С. Спиноза. М., 1964.
Коников И. А. Материализм Спинозы. М., 1971.
Соколов В. В. Спиноза. — М.: Мысль, 1973. — (Мыслители прошлого).
Соколов В. В. Спиноза. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Мысль, 1977. — 222 с. — (Мыслители прошлого).
Соколов В. В. Спиноза. — Изд. 3-е, стереотипное. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 224 с. — (Из наследия мировой философской мысли: великие философы). — ISBN 978-5-397-00629-3
Майданский А. Д. Геометрический порядок доказательства и логический метод в «Этике» Спинозы // Вопросы философии. М., 1999. № 11. С. 172—180.
Кауфман И. С. Философия Спинозы в России. Первая часть. 1774—1884.// Историко-философский ежегодник 2004. М., 2005. С.312-344.
Нечипуренко В. Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, № 1. С.13-21.
Луначарский А. В. Спиноза и буржуазия, 1933
И. Васильев, Л. Науменко Три века бессмертия. // Коммунист. 1977, № 5. С. 64-63.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (нем. Gottfried Wilhelm Leibniz или нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz, МФА (нем.): [ˈɡɔtfʁiːt ˈvɪlhɛlm fɔn ˈlaɪbnɪts] или [ˈlaɪpnɪts]; 21 июня (1 июля) 1646 — 14 ноября 1716) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.
Важнейшие научные достижения:
Лейбниц, независимо от Ньютона , создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисления (см. исторический очерк), основанные на бесконечно малых.
Лейбниц создал комбинаторику как науку; только он во всей истории математики одинаково свободно работал как с непрерывным, так и с дискретным.
Он заложил основы математической логики.
Описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1, на которой основана современная компьютерная техника.
В механике ввёл понятие «живой силы» (прообраз современного понятия кинетической энергии) и сформулировал закон сохранения энергии.
В психологии выдвинул понятие бессознательно «малых перцепций» и развил учение о бессознательной психической жизни.
Основные философские сочинения
«Рассуждение о метафизике» (Discours de métaphysique), 1685 или 1686, издание 1846.
«Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом» (Systme nouveau de la nature et de la communication des substances, aussi bien que de l’union qu’il y a entre l' me et le corps), 1695.
«Новые опыты о человеческом разуме» (Nouveaux essais sur l’entendement humain par l’auteur du systme de l’harmonie prtablie), 1704, издание 1765.
«Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» (Essais de thodice sur la bont de Dieu, la libert de l’homme et l’origine du mal), 1710.
Основные математические сочинения
«Об истинном отношении круга к квадрату» (1682).
«Новый метод максимумов и минимумов» (1684).
«О скрытой геометрии и анализе неделимых…» (1686).
Основные сочинения по физике
«Новая физическая гипотеза» (1671).
«Доказательство памятной ошибки Декарта» (1686).
«Очерк динамики» (1695).
Политические и юридические сочинения
«Трактат о праве…» (1667).
«Христианнейший Марс…» (1680).
«Об искусстве комбинаторики» (1666).
«Протогея» (Protogaea), ок. 1693, издание 1748.
Лейбниц Г. В. Сочинения, в четырёх томах. Серия: Философское наследие. М.: Мысль.
Том 1. Метафизика. «Монадология». 1982. — 636 стр.
Том 2. «Новые опыты о человеческом разумении». 1983. — 686 стр.
Том 3. Теория познания, методология, логика и общая теория науки. 1984. — 734 стр.
Том 4. «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла». 1989. — 560 стр.
Лейбниц Г. В. Математические работы в переводе А. П. Юшкевича // Успехи Мат. Наук, т. 3, в. 1 (23).
О приумножении наук (архив) (недоступная ссылка с 13-05-2013 (134 дня) — история).
Лейбниц Г. В. Письма и эссе о китайской философии и двоичной системе исчисления. Предисловие, переводы и примечания В. М. Яковлева. М., 2005. — 404 с. ISBN 5-201-02133-6.
Лейбниц Г. В. Труды по философии науки. — М.: Либроком, 2010. — 178 с. — (Из наследия мировой философской мысли. Философия науки). — ISBN 978-5-397-01388-8
Погребысский И. Б. Готфрид Вильгельм Лейбниц. — Изд.2-е, перераб. и доп. — М.: Наука, 2004. — 270 с. — ISBN 5-02-032752-2
Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон. Лейбниц, Готфрид Вильгельм (англ.) — биография в архиве MacTutor.
Герье В. И. Лейбниц и его век: Отношения Лейбница к России и Петру Великому. — СПб.: Наука, 2008. — ISBN 978-5-02-026942-2 (Слово о сущем; Т.75).
Альманах «Философский век». «Лейбниц и Россия». СПб., 1996.
Каринский Вл. Умозрительное знание в философской системе Лейбница. — СПб., 1912.
Нарский И. С. Готфрид Лейбниц. — М.: Мысль, 1972[К 3]. — 239 с. — (Мыслители прошлого). — 40 000 экз.
Серебреников В. С. Лейбниц и его учение о душе человека. — СПб., 1908. С.X + 366.
Соловьев Н. «Теодицея» Лейбница, рассматриваемая в связи с его метафизическим учением. — Харьков, 1904.
Сретенский Н. Н. Лейбниц и Декарт. Критика Лейбницем общих начал философии Декарта: Очерк по истории философии./Послесл. Е. Малышкина, Д. Куницына. — СПб.: Наука, 2007. — 183 с. — ISBN 5-02-026941-7
Фишер Куно. История новой философии. Т.III. Лейбниц, его жизнь, сочинения и учение. — СПб., 1905.
Фишер К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учение. — М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. — 734 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-028917-0
Петрушенко Л.А. Философия Лейбница на фоне эпохи. — М.: Альфа-М, 2009. — 510 с.
Ягодинский Ив. Ив. Философия Лейбница. Процесс образования системы. Первый период, 1659—1672. — Казань, 1914. Репринт — СПб., 2007.
Белл Э. Т. Творцы математики. — М.: Просвещение, 1979. — 256 с.
Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество, 2000.
Большой Энциклопедический словарь. — 2000.
Васильев В. В. Лейбниц // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — 2004.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.
Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. — 896 с.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Под редакцией В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. Под редакцией Ф. В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.
Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
Философия: Энциклопедический словарь. Под редакцией А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — ISBN 5-8297-0050-6
История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах, М.: Наука. Том 2. Математика XVII столетия. (1970)
Хал Хеллман. Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов — Глава 3. Ньютон против Лейбница: Битва титанов = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 320. — ISBN 0-471-35066-4
Кембаев Ж. М. «Египетский план» Готфрида Вильгельма Лейбница как один из этапов развития политических и правовых теорий объединения европейских государств // История государства и права. — 2010. — № 2. — С. 42—45.
Гуманистическая наука по Лейбницу и назначение академий. Под редакцией В. Кальтенбахера и А. А. Россиуса. Переводы А. А. Россиуса. — Москва-Неаполь: Cecom, 2010. — 114 с.
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.