- 05.04.2012
- 106219 Просмотров
- Обсудить
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
Глава из книги Альберта Швейцера "Культура и этика” (1)
Глава из книги Альберта Швейцера "Культура и этика” XV. Шопенгауэр и Ницше Большим несчастьем следует считать то, что оба крупнейших мыслителя моралиста второй половины XIX века Шопенгауэр и ...в чем оно нуждается, социальную этику, которая вместе с тем была бы на самом деле этикой. Они разрабатывают исключительно индивидуальную этику, на основе которой не может ...
Франк С. Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему. (1)
Фридрих Ницше и этика любви к дальнему Nah hab' den Nachsten ich nicht gerne: Fort mit ihm in die Hoh' und Fernel Wie wurd'... Этика "любви к ближнему" есть, таким образом, моральная система, основанная на инстинкте сострадания [5] . Понятие "любви к дальнему" не имеет столь ...
Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
По мнению Г. В. Дубова, основная составляющая философской основы этики — диалектический метод познания.
Основные проблемы этики
Проблема критериев добра и зла
Проблема смысла жизни и назначения человека
Проблема справедливости
Проблема должного
Классификация этических ценностей
Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:
ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;
ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;
прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.
Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция, встречается в Мишне.
В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).
Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.
Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.
Следует иметь в виду, что классические исследования этики проводились, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом. Преодолеть этот субъективизм стремится аналитическая этика, использующая, в частности, формальную логику для анализа этических высказываний и построения общезначимых этических суждений.
Разделы этики
Агафология
Биоэтика
Компьютерная этика
Медицинская этика
Профессиональная этика
Социальная этика
Политическая этика
Экологическая этика
Этика деловых отношений (Этика делового общения)
Юридическая этика
Типы этических концепций
Автономная этика
Волюнтаризм
Гедонизм
Гетерономная этика
Контекстуальная этика
Моральный абсолютизм
Моральный релятивизм
Формализм
Эвдемонизм
Этика ценностей
Литература
Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — Москва: Академический проект, 2006. — 624 с. ISBN 5-8291-0709-0
Гусейнов А. А. Этика // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. ЭТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
Гусейнов А. А. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 5-18.
Хоружий С. С. Кризис классической европейской этики в антропологической перспективе // Этика науки. — Москва: ИФ РАН, 2007. — С. 85-97.
Максимов Н. Ф. Этика развития личности
Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — Москва: Гардарики, 2001.
Этическая мысль. Выпуски 1 — 11 — … / Отв. ред. А. А. Гусейнов. — М.: ИФ РАН, 2000-2011-…
Канке В. А. Современная этика: учебник. М.:, 2009—2011. — 394 стр. : ил. — (Университетский учебник).
Золотухина-Аболина Е. В.Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., Ростов н/Д.: 2003—416 стр. (Серия «Учебный курс»)
Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.- 445 с. ISBN 5-86187-023-3
Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры.- СПб.: Издательский дом "Петрополис", 2012. - 400 с. ISBN 978-5-9676-0425-6
Этика стоицизма. Традиции и современность. Под ред. А. А. Гусейнова. М., 1991.
Stevenson, Jay. The Complete Idiot's Guide to Philosophy. 3. Indianapolis: Alpha Books, Penguin Group, 2005.
Howard Jones, The Epicurean Tradition, Routledge, London 1989.
Long, A. A. (англ.)русск. & Sedley, D.N. The Hellenistic Philosophers Volume 1, Cambridge University Press, 1987. (ISBN 0-521-27556-3)
Michel Onfray, La puissance d'exister: Manifeste hédoniste, Grasset, 2006.
Darwall Stephen (Ed.) Consequentialism. — Oxford: Blackwell, 2002. — ISBN 978-0-631-23108-0
Goodman Charles Consequences of Compassion: An interpretation and Defense of Buddhist Ethics. — Oxford: Oxford University Press, 2009. — ISBN 978-0-19-537519-0
Honderich, Ted (2003). «Consequentialism, Moralities of Concern and Selfishness».
Portmore Douglas W. Commonsense Consequentialism: Wherein Morality Meets Rationality. — New York: Oxford University Press, 2011. — ISBN 978-0-19-979453-9
Scheffler Samuel The Rejection of Consequentialism: A Philosophical Investigation of the Considerations Underlying Rival Moral Conceptions. — Oxford: Oxford University Press, 1994. — ISBN 978-0-19-823511-8
Рассел Б.. История западной философии. В 3 кн. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
Гусейнов А. А. . История этических учений: Утилитаризм
Билибин Д. Ф. Горизонты деонтологии. // Вести. АМН СССР. — № 5. — С. 35, 1979;
Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988;
Сук И. С. Врачебная тайна. — Киев, 1981;
Эльштейн Н. В. Диалог о медицине. — Таллин, 1986.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с. — ISBN 978-5-9757-0192-3.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов — Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. — 895 с. - ISBN 978-5-9757-0526-6, ISBN 978-5-271-27869-3.
С.Л.Франк. ЭТИКА НИГИЛИЗМА. (1)
С.Л.Франк ЭТИКА НИГИЛИЗМА (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) Не вокруг творцов нового шума, вокруг творцов ...
Отто Вайнингер. Пол и Характер. ЛОГИКА, ЭТИКА, Я. 15
ЛОГИКА, ЭТИКА, Я Известно, что Давид Юм подверг критике понятие "я". Результаты ее сводятся к тому, что понятие "я" является "пучком" различных "...вытекают из основ логики и этики. В логике речь идет об отыскании истинного значения принципа тождества (также противоречия; для существа нашего предмета не имеют значения бесконечные ...
Глава из книги Альберта Швейцера "Культура и этика” (2)
Итак, этика Шопенгауэра простирается до той области, где имеет силу миро и жизнеотрицание, которое в состоянии сохранять в себе этическое содержание....мгновение перестает говорить скептически об этике, имеет веское основание. В существе самого миро и жизнеотрицания, которое он выдает за этику, заложена невозможность его последовательного развития.
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА
...выделены следующие этапы: 1) раннепротестантская этика, соответствующая ортодоксальной теологии, — 16 в. (Лютер, Кальвин); 2) неопротестантская этика, соответствующая либеральной теологии, — 18—19 вв. (Шлейермахер, Трельч, А.
Отто Вайнингер. Пол и Характер. ПАМЯТЬ, ЛОГИКА, ЭТИКА. 14
ПАМЯТЬ, ЛОГИКА, ЭТИКА Заглавие легко может вызвать крупное недоразумение. Оно дает возможность причислить меня к сторонникам того взгляда, согласно которому логические и этические ... Соответственно этому логика и этикадолжны быть отнесены к специальным дисциплинам представляющим отдельные отрасли психологии. Я здесь же решительно заявляю, что это воззрение, так называемый "...
ЭТИКА
ЭТИКА (греч. ethika: от ethos — нрав, обычай, характер, образ мысли) — 1) на уровне самоопределения — теория морали, видящая свою цель в обосновании ...классической культуры характерна ситуация, когда этики теоретики выступали одновременно и моралистами — создателями определенных этических систем (см. Сократ Эпикур Спиноза Гельвеций Гольбах Дидро Руссо Кант Гегель ); неклассическая ...
Франк С. Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему. (3)
...естественна, уместна и понятна в этике любви к дальнему, в этике прогресса и борьбы: мысль Ницше высказывает лишь ту аксиому всякой прогрессивной политики, что нужно поддерживать ...
Франк С. Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему. (2)
...образом, является вторым основным требованием этики любви к дальнему и служит предметом постоянного прославления со стороны Ницше Заратустры. Заратустра "друг всех, кто предпринимает далекие путешествия и ...основные черты нравственного характера, требуемые этикой любви к дальнему. Воспитанный в духе учения пессимизма, Ницше уже с самого начала составил себе идеал "трагической красоты".
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (1)
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико психологический очерк Введение. ИСТИНУ НАЗОВИ МНЕ Истинное государство, истинный брак, истинная дружба нерушимы, но никакое государство, никакой брак, никакая дружба ... Современные толковые словари и учебники этики определяют дружбу как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов и т. д.
Этика
...ПОИСК"сайта и получите результат Этика — (греч. ἠθικoν, от др. греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное ... Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы. Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой ...
Франк С. Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему. (5)
Борьба против этики альтруизма и утилитаризма, против морального направления, которое считает верховною целью деятельности счастие ближних и верховным моральным движением любовь к людям, ...ярко характеризуется моральный закон в этике альтруизма и утилитаризма. Причина этого последнего обстоятельства лежит, как нам кажется, в следующем. Фактически несомненно, что любовь к людям как ...
Франк С. Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему. (6)
...выше этическую систему Ницше как "этику любви к дальнему". Мы указали далее на своеобразную последовательность этой системы, в которой в противоположность этике альтруизма и утилитаризма "дальним" является ...
Владимир Сергеевич Соловьев (6)
...нравственности, становится нравственной философией, или этикой, которая в различных системах и теориях представляет различные степени полноты и последовательности. II По существу своему нравственная философия находится в ...следует представлять как одностороннюю зависимость этики от положительной религии, или же от умозрительной философии, – такую зависимость, которая отнимала бы у нравственной области собственное содержание и самостоятельное ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (4)
...Аристотель, который дал в "Никомаховой этике" первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного нравственного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей....все важнейшие вопросы психологии и этики дружбы. Однако он и мысли не допускает о возможности дружбы между свободным человеком и рабом.
Франк С. Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему. (4)
Моральное сознание, приученное этикой утилитаризма и альтруизма к убеждению, что вне любви к людям и стремления к их счастию не может быть ничего морально ...двух совершенно разнородных вопросов дисциплины этики: проблемы моральной и проблемы логически каузальной. Не подлежит сомнению, что генетически вся совокупность моральных чувств и принципов следовательно, также и "...
Этика и мораль в современной медицине
...СЕКСОПАТОЛОГИЯ СЕКСОЛОГИЯ Полезные ссылки Конференция «Этика и мораль в современной медицине» пройдет в рамках церковно медицинской секции Рождественских чтений По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 22 ...церковно медицинской секции пройдет конференция «Этика и мораль в современной медицине». оригинал
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (20)
...к другу как к вещи этика считает безнравственным, приписывая дружбе абсолютную, самодовлеющую ценность. Почему? Ведь в реальной действительности цели и средства, на разграничении которых покоится разделение ... Образ дружбы, существующий в этике, идеален и потому неизбежно отличается от реальных дружеских отношений, какие мы видим в жизни или в зеркале социологии, психологии и ...
С.Л.Франк. ЭТИКА НИГИЛИЗМА. (3)
...выросший на метафизическом древе механистической этики. Превознесение распределения насчет производства вообще не ограничивается областью материальных благ; оно лишь ярче всего сказывается и имеет наиболее существенное значение ...области, так как вообще утилитаристическая этика видит в материальном обеспечении основную проблему человеческого устроения. Но важно отметить, что та же тенденция господствует над всем миропониманием русской ...
С.Л.Франк. ЭТИКА НИГИЛИЗМА. (2)
II Из этого умонастроения вытекают или с ним связаны другие черты интеллигентского мировоззрения, и прежде всего то существенное ...дальнему" в пределах общей народнической этики. Нужно сказать прямо: ныне почти забытый, довольно редкий и во всяком случае вытесненный из центра общественного внимания тип так называемого "...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (7)
Сопоставляя любовные неудачи немецких романтиков (романы многих из них не пошли дальше помолвки, а браки К....о долге, мистическая онтология и этика. Любовь для романтика есть мистическое познание сущности жизни; любовь открывает любящему бесконечную душу любимого. В любви сливается земное и небесное, ...
Франк С. Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему. (7)
"Знать" это все те, кто перерос окружающую среду, кто разорвал связь с "страной отцов своих" и ...духа, которым проникнута очерченная нами "этика любви к дальнему": "С твоей любовью иди в свое одиночество, брат мой, И с твоим творчеством; и лишь поздно за ...
Определение понятий этики
Скопируйте и введите слово в "ПОИСК"сайта и получите результат Понятие — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений ...
С.Л.Франк. ЭТИКА НИГИЛИЗМА. (4)
Подводя итоги сказанному, мы можем определить классического русского интеллигента как воинствующего монаха нигилистической религии земного благополучия.
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (2)
Подвиги дружбы у скифов исключительно кровавые, а сама она становится выше всех прочих отношений.
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (3)
Ученые объясняют это сохранением в Японии традиционной структуры семьи и тем, что в воспитании детей подчеркивается не ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (5)
Средневековый индивид — личность постольку, поскольку он наиболее полно соотнесен со всеобщим и выражает его.
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (6)
Из дружбы часто делают роман, продолжает мыслитель. Фактически же она сохраняется лишь до тех пор, пока люди ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-03-12 23:02:33
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (8)
Например, крупнейшее английское социологическое исследование 70 х годов (было опрошено 2199 человек) показало, что размеры населенного пункта ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (9)
5. ПСИХОЛОГИЯ ДРУЖБЫ У меня есть друг, я люблю — значит, я существую. М.
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (10)
Английские психологи М. Лргапл и М. Хендерсон путем серии опросов установили, какие из 43 предполагаемых общих правил ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (11)
Дружба считается наиболее глубоким, интимным отношением. Недаром в ее определениях постоянно подчеркивается момент доверия: друг — человек, которому ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (12)
Потребность в общении и эмоциональном контакте, составляющая психофизиологическую основу дружбы, появляется у младенца с первых дней его ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (13)
7. ЮНОСТЬ В ПОИСКАХ ДРУГА Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, это не любовь, а ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (14)
Шкала доверительности (Ответ на вопрос: "Делитесь ли Вы с этими людьми своими сокровенными мыслями, переживаниями, планами?
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (15)
8. ДРУЖБА ВЗРОСЛЫХ Но те, которым в дружной встреч Я строфы первые читал… Иных уж нет, а ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (16)
9. ДРУЖБА ИЛИ ЛЮБОВЬ? Скажи мне, где любви начало? Ум, сердце ль жизнь ей даровало?
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (17)
Это, несомненно, связано с давлением специфических возрастно групповых норм. В опытах того же Коломинского мальчики выбирали девочек ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (18)
Любовь же может включать положительную оценку объекта, идеализировать его, а может и не включать.
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (19)
Вот один пример. Едва ли не самая распространенная и тяжело переживаемая людьми коммуникативная проблема — застенчивость.
Обман (15)
" Другой специалист по практической этике, автор книги про питерских мошенников Е.Зубарев пишет: "Мукам совести подвержены лишь те, у кого она имеется в достатке, ...любовь, долг, принципы профессиональной этики, элементарные нормы межличностной коммуникации. Бессердечно, жестоко, глупо говорить в лицо женщине, что она стара, непривлекательна, что время ее прошло.
Философия (2)
...Древнего мира: искусство и религию; этику и эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку. Вся духовная цивилизация Древнего Китая и Древней Индии несет в себе ...5) античная философия имеет свою этику — этикуАнтичности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями ...
Н.А.Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека. (30)
НОВАЯ ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА Традиционная мораль христианского мира доныне не была творческой. Христианская мораль была или все еще ветхозаветным законом, из обличающим грех, ...и послушании нельзя построить цельной этикижизни. Великие моменты смирения и послушания легко превращаются в рабство, лицемерие и духовную смерть, если их признать единственными водителями жизни.
Коран. (94)
Потом Всевышний указал мусульманам на этику беседы друг с другом и с посланником до благословит его Аллах и приветствует! и порицал мунафиков (лицемеров) за их дружбу ...
Пол Феррис. Зигмунд Фрейд (32)
...случаю слова о религии и этике, Фрейд выражается как человек, который оглядывается на прожитую жизнь. Если ему суждено встретиться с Господом, "это мне нужно будет упрекать ... Его взгляды на личную этику были настолько же предсказуемы, как и у всех, и выражались одним предложением: "Я считаю себя высокоморальным человеческим существом, [которое] никогда ...
Владимир Сергеевич Соловьев (119)
...порядка привели его к созданию этики абсолютного долга и религии в пределах чистого разума. Во время догматического сна Канту, конечно, не грезилась его разрушительная критика, а ...
Философия (9)
...в древневосточной философии целиком подчинена этико управленческим и воспитательным задачам. Но, несмотря на это, два основных теоретико познавательных вопроса в конфуцианстве поставлены: 1) откуда к человеку ... Работы по практической философии — этике, политике и т. д. 6. Эстетика. Главной своей задачей Аристотель считал избавление от мифологизирования и неоднозначности терминов.
Философия (4)
...главных философских дисциплин гносеологию и этику; — Шеллинг — натурфилософию, онтологию; — Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально политический; — Гегель определил широкую систему философских знаний, ...истории, религии, онтологии, гносеологии и этики. 4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики: — диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (12)
...обучения каждого пальца (о дактилической этике) и делает грубые ошибки, когда говорит о таких вещах. 197 Произведения знакомых и их читатели.
Метаэтика
Изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы. Направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа. С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины XX века. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Принципы этики».
Нормативная этика
Поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев?
Стоицизм
Философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ни чем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой. Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека). Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос). Все вещи стоики делят на Благо (этика), зло, безразличие (адиафора). Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность. Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа. Этика и физика стоицизма пользовалась большим влиянием в эпоху Возрождения и раннее Новое время.
Гедонизм
Этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни. Одной из известных разновидностей гедонизма является эвдемонизм. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.
Эпикуреизм
Философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
отсутствие телесного страдания;
невозмутимость души (атараксия);
дружба.
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.
Консеквенциализм
Принятое общее обозначение для тех групп моральных теорий, в которых считается, что лишь последствия своего поведения могут служить подлинной основой для какой-либо нравственной оценки данного поведения. Таким образом, с точки зрения консеквенциалистов, морально пра́вый акт (или бездействие) это тот, который даёт хорошие результаты или последствия. Эта точка зрения часто выражается в виде афоризма «цель оправдывает средства». Консеквенциализм в этическом смысле обычно понимается, в отличие от деонтологии, в том, что в деонтологии происходит оценка правильности или неправильности поведения в зависимости от характера самого поведения, а не от результатов данного поведения. Он также отличается от «права силы», которое фокусируется на характере субъекта больше, чем на сути последствий действия (или бездействия) непосредственно.
Утилитаризм
Направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.
Деонтология
Учение о проблемах морали и нравственности. Термин введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» (англ. Deontology or The Science of Morality) для обозначения теории нравственности как науки о морали.. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.
Постмодернизм
Термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Прикладная этика
Изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.
Биоэтика
Учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности. В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.