- 100997 Просмотров
- Обсудить
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН / Aurelius Augustinus / AUGUSTINE OF HIPPO / РИТОРИКА
(354–430), один из отцов церкви, до своего обращения в христианство среди прочего преподавал риторику. Став христианином, он обосновывал важность красноречия для истолкования библейских положений и для христианского проповедничества. Его рассуждения о роли риторики для толкования и объяснения христианского учения содержатся, в частности, в трактате De doctrina christiana (О христианском учении). Во многом его заслугой можно считать то, что риторика не была отвергнута христианами и продолжала разрабатываться в христианскую эпоху.
В Средневековье риторика стала одной из «семи свободных наук» в системе наук Варрона, преподаваемых в школах и университетах. Эти семь наук делились на две группы: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Преподавание наук тривиума продолжалось в духовных и светских школах вплоть до 19 в.
Augustine of Hippo (/ɔːˈɡʌstɨn/ or /ˈɔːɡəstɪn/; Latin: Aurelius Augustinus Hipponensis; 13 November 354 – 28 August 430), also known as Saint Augustine or Saint Austin, was an early Christian theologian and philosopher whose writings influenced the development of Western Christianity and Western philosophy. He was the bishop of Hippo Regius (present-day Annaba, Algeria) located in the Roman province of Africa. He is viewed as one of the most important Church Fathers in the Western Christianity for his writings in the Patristic Era. Among his most important works are City of God and Confessions. Cross, Frank L.; Livingstone, Elizabeth, eds. (2005). The Oxford Dictionary of the Christian Church. Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-280290-9. Weiskotten, Herbert T. (2008). The Life of Saint Augustine: A Translation of the Sancti Augustini Vita by Possidius, Bishop of Calama. Merchantville, NJ: Evolution Publishing. ISBN 1-889758-90-6. Ancient Christian Writers: The Works of the Fathers in Translation. New York: Newman Press. 1978. Augustine, Saint (1974). Vernon Joseph Bourke, ed. The Essential Augustine (2nd ed.). Indianapolis: Hackett. Ayres, Lewis (2010). Augustine and the Trinity. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-83886-3. Bourke, Vernon Joseph (1945). Augustine's Quest of Wisdom. Milwaukee: Bruce. Bourke, Vernon Joseph (1984). Wisdom From St. Augustine. Houston: Center for Thomistic Studies. Brachtendorf J. "Cicero and Augustine on the Passions". Revue des Études Augustiniennes 43 (1997): 289–308. hdl:2042/23075. Brown, Peter (1967). Augustine of Hippo. Berkeley: University of California Press. ISBN 0-520-00186-9. Burke, Cormac (1990). "St. Augustine and Conjugal Sexuality". Communio IV (17): 545–565. Burnaby, John (1938). Amor Dei: A Study of the Religion of St. Augustine. The Canterbury Press Norwich. ISBN 1-85311-022-1. Clark, Mary T. (1994). Augustine. Geoffrey Chapman. ISBN 978-0-225-66681-6. Deane, Herbert A. (1963). The Political and Social Ideas of St. Augustine. New York: Columbia University Press. de Paulo, Craig J. N. (2011). Augustinian Just War Theory and the Wars in Afghanistan and Iraq: Confessions, Contentions and the Lust for Power. Peter Lang. ISBN 978-1-4331-1232-4. Doull, James A. (1979). "Augustinian Trinitarianism and Existential Theology". Dionysius III: 111–159. Doull, James A. (1988). "What is Augustinian "Sapientia"?". Dionysius XII: 61–67. Fitzgerald, Allan D., O.S.A., General Editor (1999). Augustine through the Ages: An Encyclopedia. Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Co. ISBN 0-8028-3843-X. Gilson, Etienne (1960). The Christian Philosophy of St. Augustine. L. E. M. Lynch, trans. New York: Random House. Green, Bradley G. Colin Gunton and the Failure of Augustine: The Theology of Colin Gunton in the Light of Augustine, James Clarke and Co. (2012), ISBN 9780227680056 Lawless, George P. (1987). Augustine of Hippo and His Monastic Rule. Oxford: Clarendon Press. LeMoine, Fannie; Kleinhenz, Christopher, eds. (1994). Saint Augustine the Bishop: A Book of Essays. Garland Medieval Casebooks 9. New York: Garland. Lubin, Augustino (1659). Orbis Augustinianus sive conventuum ordinis eremitarum Sancti Augustini – chorographica et topographica descriptio. Paris. Mackey, Louis (2011). Faith Order Understanding: Natural Theology in the Augustinian Tradition. Totonto: PIMS. ISBN 978-0-88844-421-9. Markus, R. A., ed. (1972). Augustine: A Collection of Critical Essays. Garden City, NY: Anchor. Matthews, Gareth B. (2005). Augustine. Blackwell. ISBN 0-631-23348-2. Mayer, Cornelius P. (ed.). Augustinus-Lexikon. Basel: Schwabe AG. Miles, Margaret R. Augustine and the Fundamentalist's Daughter, The Lutterworth Press (2012), ISBN 9780718892623 Nash, Ronald H (1969). The Light of the Mind: St Augustine's Theory of Knowledge. Lexington: University Press of Kentucky. Nelson, John Charles (1973). "Platonism in the Renaissance". In Wiener, Philip. Dictionary of the History of Ideas 3. New York: Scribner. pp. 510–15 (vol. 3). ISBN 0-684-13293-1. "(...) Saint Augustine asserted that Neo-Platonism possessed all spiritual truths except that of the Incarnation. (...) " O'Daly, Gerard (1987). Augustine's Philosophy of the Mind. Berkeley: University of California Press. O'Donnell, James (2005). Augustine: A New Biography. New York: ECCO. ISBN 0-06-053537-7. Pagels, Elaine (1989). Adam, Eve, and the Serpent: Sex and Politics in Early Christianity. Vintage Books. ISBN 0-679-72232-7. Park, Jae-Eun (2013), Lacking Love or Conveying Love? The Fundamental Roots of the Donatists and Augustine’s Nuanced Treatment of Them, The Reformed Theological Review 72 (2): 103–21. Plumer, Eric Antone, (2003). Augustine's Commentary on Galatians. Oxford University Press. ISBN 0-19-924439-1. Pollman, Karla (2007). Saint Augustine the Algerian. Göttingen: Edition Ruprecht. ISBN 3-89744-209-4. Pottier, René (2006). Saint Augustin le Berbère (in French). Fernand Lanore. ISBN 2-85157-282-2. Règle de St. Augustin pour les religieuses de son ordre; et Constitutions de la Congrégation des Religieuses du Verbe-Incarné et du Saint-Sacrament (Lyon: Chez Pierre Guillimin, 1662), pp. 28–29. Cf. later edition published at Lyon (Chez Briday, Libraire,1962), pp. 22–24. English edition, (New York: Schwartz, Kirwin, and Fauss, 1893), pp. 33–35. Southgate, Troy (2014). The Bishop of Hippo: Life and Thought of Saint Augustine. East Sussex: Black Front Press. Starnes, Colin (1990). Augustine's Conversion: A Guide to the Arguments of Confessions I-IX. Waterloo, Ontario: Wilfred Laurier University Press. Tanquerey, Adolphe (2001). The Spiritual Life: A Treatise on Ascetical and Mystical Theology. Rockford, IL: Tan Books & Publishers. pp. 37). ISBN 0-89555-659-6. Trapè, A. (1990). S. Agostino: Introduzione alla Dottrina della Grazia. Collana di Studi Agostiniani 4. I – Natura e Grazia. Rome: Città Nuova. p. 422. ISBN 88-311-3402-7. von Heyking, John (2001). Augustine and Politics as Longing in the World. Columbia: University of Missouri Press. ISBN 0-8262-1349-9. Woo, B. Hoon (2013). "Augustine’s Hermeneutics and Homiletics in De doctrina christiana". Journal of Christian Philosophy 17: 97–117. Zumkeller O.S.A., Adolar (1986). Augustine's Ideal of the Religious Life. New York: Fordham University Press. ISBN 0-8232-1105-3. Zumkeller O.S.A., Adolar (1987). Augustine's Rule. Villanova: Augustinian Press. ISBN 0-941491-06-4. General Augustine entry in the Internet Encyclopedia of Philosophy Augustine’s Political and Social Philosophy entry in the Internet Encyclopedia of Philosophy "St. Augustine, Bishop and Confessor, Doctor of the Church", Butler's Lives of the Saints Augustine of Hippo edited by James J. O'Donnell – texts, translations, introductions, commentaries, etc. Augustine's theory of knowledge "Saint Augustine of Hippo" at the Christian Iconography website "The Life of St. Austin, or Augustine, Doctor" from the Caxton translation of the Golden Legend David Lindsay: Saint Augustine – Doctor Gratiae St. Augustine - A Male Chauvinist, Fr. Edmund Hill, OP. Talk given to the Robert Hugh Benson Graduate Society at Fisher House, Cambridge, on 22 November 1994. Bibliography Augustine of Hippo at EarlyChurch.org.uk – extensive bibliography and on-line articles Bibliography on St. Augustine Started by T.J. van Bavel O.S.A., continued at the Augustinian historical Institute in Louvain, Belgium Works by Augustine St. Augustine at the Christian Classics Ethereal Library Augustine against Secundinus in English. Aurelius Augustinus at "IntraText Digital Library" – texts in several languages, with concordance and frequency list Augustinus.it – Latin, Spanish and Italian texts Sanctus Augustinus at Documenta Catholica Omnia – Latin City of God, Confessions, Enchiridion, Doctrine audio books Saint Augustine (2008). The Happy Life; Answer to Sceptics; Divine Providence and the Problem of Evil; Soliloquies. USA: CUA Press. ISBN 978-0-8132-1551-8. Digitized manuscript created in France between 1275 and 1325 with extract of Augustine of Hippo works at SOMNI Expositio Psalmorum beati Augustini – digitized codex created between 1150–1175, also known as "Enarrationes in Psalmos. 1-83", at SOMNI Aurelii Agustini Hipponae episcopi super loannem librum – digitized codex created in 1481; his sermons about John's Gospel at SOMNI Biography and criticism Saint Augustine entry by Michael Mendelson in the Stanford Encyclopedia of Philosophy Order of St Augustine Blessed Augustine of Hippo: His Place in the Orthodox Church Augustine's World: An Introduction to His Speculative Philosophy by Donald Burt, OSA, member of the Augustinian Order, Villanova University Tabula in librum Sancti Augustini De civitate Dei by Robert Kilwardby, digitized manuscript of 1464 at SOMNI
Августин Блаженный Аврелий (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, Блаженный Августин; 13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка) — христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года). Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского. Но августинизм остался доминирующей философией ордена августинцев, оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера. Учение Августина о предопределении, вырванное из контекста догматов православной и католической церкви, стало основой кальвинизма и теологии отделившихся от него групп — индепендентов. Собрания сочинений: Августин. Избранные сочинения. В 4 ч. — М., 1786. Ч. 1. О граде божием. Кн. 1-5. — 509 с. Ч. 2. О граде божием. Кн. 6-12. — 375 с. Ч. 3. О граде божием. Кн. 13-18. — 496 с. Ч. 4. О граде божием. Кн. 19-22. Святые и душеспасительные размышления. Книга единобеседований души с Богом. Ручная книжка. Карманная псалтирь. Августин. Творения. / Пер. Киевской духовной академии (1879-1908, в 11 ч.). переиздание этого перевода в 4 т.: Сост. С. И. Еремеева. — СПб.: Алетейя — Киев: Уцимм-пресс, 1998. Т. 1. Об истинной религии. — 752 с. (включает сочинения: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «О количестве души», «Об учителе», «Монологи», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «Исповедь») Т. 2. Теологические трактаты. — 768 с. (включает сочинения: «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», «О согласии евангелистов», «О книге Бытия») Т. 3. О граде Божием. Кн. 1-13. — 600 с. Т. 4. О граде Божием. Кн. 14-22. — 592 с. Старые переводы: «Книга о видении Христа» (или «Боговидная любовь») Августина переведена Карионом Истоминым с белорусского в 1687 году и поднесена царевне Софье. Богословские размышления о благодати божией и о воле человеческой. — СПб., 1786. — 140 с. О духе и письме. / Пер. Н. Загоровского. — М., 1787. — 115 с. Исповедания в 13 кн. / Пер. иеромон. Агапита. — М., 1787. — 571 с. Христианская наука или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. — Киев, 1835. — 355 с. О том, как оглашать людей необразованных. — СПб., 1844. неоднократно издавалась «карманная псалтирь» Августина. Исповедь блаж. Августина. В 13 кн. (Новый перевод). — М., 1914. — 442 с. Новые переводы: Об обучении оглашаемых. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Богословские труды. — 1976. — № 15. О благодати и свободном произволении. / Пер. О. Е. Нестеровой. // Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит. статья А. А. Столярова. — М.: «Ренессанс», СП ИВО — СиД, 1991. — 488 с. — (Памятники религиозно-философской мысли). — 50 000 экз. — ISBN 5-7664-0472-7. Толкование на псалом 125. / Пер. С. А. Степанцова. // Альфа и Омега. — 1997. — № 2 (13). — С. 52-75. О природе блага против манихеев. Против ниспровергателей Закона и Пророков. Против послания манихея по имени Фундамент. / Пер. О. Е. Нестеровой. Об учителе. / Пер. В. В. Бибихина. // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. — М., 1998. — С. 147—208. Письмо CCLVIII (к Марциану). // Богословский сборник. 1999. № 4. Блаженный Августин. Против академиков. / Пер. и комм. О. В. Головой. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. — 192 с. Письмо XVIII к Целестину. — М., 2000. О предопределении святых Первая книга к Просперу и Иларию. / Пер. И. Мамсурова. — М.: Путь, 2000. Рассуждение в 4-й день празднеств. / Пер. С. А. Степанцова. // Богословский сборник. — 2000. — № 5. О свободе воли. Кн. II. / Пер. М. Ермаковой, А. Шарниной. О христианском учении. / Пер. С. Неретиной. // Антология средневековой мысли. В 2 т. Т.1. — СПб.: РХГИ, 2001. — С. 19-112. Августин. Слово о разорении города Рима. / Пер. С. А. Степанцова. // Вестник древней истории. — 2001. — № 2. Августин. О Троице. / Пер. А. А. Тащиана. (Серия «Патристика. Тексты и исследования»). — Краснодар: Глагол, 2004. — 416 с. Августин. Проповеди. // Вестник древней истории. — 2007. — № 3. Св. Августин, епископ Гиппонский. Проповедь 81. / Пер. С. А. Степанцова. // Вестник древней истории. — 2009. — № 1. — С. 260—267. В серии «Loeb classical library» изданы «Исповедь» (т. 1-2, № 26-27), «Избранные письма» (т. 3, № 239), «О граде Божием» (т. 4-10, № 411—417). В серии «Collection Budé» издана «Исповедь» в 2 томах. Общие работы Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V B., Ч. 1. Миросозерцание Бл. Августина. — М., 1892 Писарев Л. Учение блж. Августина, еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. — Казань, 1894. Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина, т. I, ч. 1—2. — Сергиев Посад, 1916. Герье В. Блаженный Августин. — М., 1910. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. — М.: Мысль, 1979. — С. 181—340. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007. Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. — М., 1999. Марру А. И. Св. Августин и августинизм. — М., 1998. Суини Майкл. Лекции по средневековой философии. — М., 2001. Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. — М., 2003. Troeltsch Е. Augustin, die Christliche Antike und das Mittelalter. — Münch.— В., 1915. Cayré F. Initiation a la philosophie de S. Augustin. — P., 1947 Gilson É. Introduction à l'étude de Saint Augustin. P., 1949 Jaspers К. Platon. Augustin. Kant. Drei Grander des Philosophierens. — Münch., 1967. Flasch K. Augustin: Einführung in sein Denken. — Stuttg., 1980. Клот, «Der heil. Kirchenlehrer Augustin» (2 т., Аахен, 1840); Биндеман, «Der heilige Augustin» (Берл., 1844); Пужула, «Vie de St. Augustin» (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847); Дорнор, «Augustin, sein theologisches System und seine religionsphilos. Anschauung» (Berlin, 1873). Августин: pro et contra. — СПб.: Издательство: РХГА, 2002. — 976 с. — («Русский путь»). — ISBN 5-88812-165-7. Онто-теология и гносеология Ritier J. Mundus Intelligibilis. Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der Neuplatonischen Ontologie bei Augustinus, Fr./M., 1937 Chevalier I. S. Augustin et la pensée grecque. Les relations trinitaires. Fribourg, 1940 Falkenhahn W. Augustins Illuminationslehre im Lichte der jungsten Forschungen. Köln, 1948 Cayré F. La contemplation Augustinienne. P., 1954 Anderson J. F. St. Augustine and Being. A metaphysical essay. La Haye, 1965 Armstong A. H. Augustine and the Christian Platonism. Villanova, 1967 Wittmann L. Ascensus. Der Aufstieg zur Transzendenz in der Metaphysik Augustins. Münch., 1980 Bubacz B. St. Augustine’s theory of knowledge. N. Y.—Toronto, 1981 Антропология, психология, этика Скворцов К. И. Августин Иппонийский как психолог. Киев, 1870. 247 стр. Mausbach J. Die Ethik des heiligen Augustin, B2. Aufl., Freiburg, 1929 Nygren G. Das Prädestinationsproblem in der Theologie Augustins. Lund, 1956 Körner F. Das Sein und der Mensch. Die existentielle Seinsentdeckung des jungen Augustin. Freiburg-?-Münch., 1959 Stelzenberger J. Conscientia bei Augustinus. Paderborn, 1959 Berlinger R. Augustins dialogische Metaphysik. Fr./M., 1962 Mader J. Die Logische Struktur des personalen Denkens: Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. Wien, 1965 Maxsein A. Philosophia Cordis. Das Wesen der Personalität bei Augustinus. Salzburg, 1966 Schmaus M. Die psychologische Trinitätslehre des hl. Augustinus, 2 Aufl. Münster, 1927 O’Connell R. J. St. Augustine’s early Theory of Man. A. D. 386—391. Cambr. (Mass.), 1968 Stein W. Sapientia bei Augustinus. Bonn, 1968 Böhm S. La temporalité dans l’anthropologie augustinienne. P., 1984 Эсхатология и социология Deane H. A. The political and social ideas of St. Augustine. N. Y.—L., 1963 Markus R. Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine. Cambr., 1970 Schmidt E. A. Zeit und Geschichte bei Augustinus. Hdlb., 1985 Эстетика Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984 Svoboda К. L’Esthétique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933 Традиция Nygren A. Augustin und Luther. В., 1958 Smits L. Saint Augustin dans l’oeuvre de Jean Calvin, т. 1—2. Assen, 1957—58 Bern Ch. Érasme et Saint Augustin ou Influence de Saint Augustin sur l’humanisme d’Érasme. Gen., 1969 Sellier P. Pascal et Saint Augustin. P., 1970 Библиография Andresen С. Bibliographia Augustiniana, 2 Aufl. Darmstadt, 1973 Miethe Т. L. Augustinian Bibliography, 1970—1980. Westport-L., 1982. Об Августине Августин, Аврелий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Степанцов С. А. , Фокин А. Р. , Лебедев Э. Н. , Двоскина Е. М., М. Э. Н. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 93-109. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 Баранов И. В., Двоскина Е. М., Лупандин И. В. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия Столяров А. А. Августин // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. Августин, Св. // Энциклопедия Кругосвет «Блаженный Августин» //Православная богословская энциклопедия Гарнак. История догматов. § 50-55
АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (Aurelius Augustinus) (13.11.354, Тагаста, совр. Сук-Арас, Алжир - 28.08.430, Гиппон, совр. Аннаба, Алжир), крупнейший представитель латинской патристики, сыгравший важную роль в истории европейской философии, в т. ч. и как транслятор античного философского наследия. Многоплановое в жанровом отношении наследие Α., одно из самых обширных в истории патристики (ок. 100 трактатов, ок. 300 писем и более 800 проповедей), сравнительно хорошо сохранилось и небезынтересно в доксографическом отношении. Некоторые важнейшие трактаты писались с перерывами многие годы, напр. «О христианской науке» (396-426), «О Троице» (399^419). «Пересмотры» в 2-х кн. (426/7) - критический обзор собственных сочинений - имеют особое значение для оценки интеллектуальной эволюции А. Биография и творчество Августина в связи с его интеллектуальной эволюцией. В творчестве А. можно выделить 3 основных периода. Для 1-го периода (386-395) характерны сильное влияние античной (преим. неоплатонической) догматики, отвлеченная рассудочность и высокий статус рационального: философские «диалоги», цикл антиманихейских трактатов и др. 2-й период (395-410) отмечен преобладанием экзегетических трудов и религиозно-церковной проблематики: «О кн. Бытия», цикл толкований к посланиям ап. Павла, ряд моральных трактатов и «Исповедь», подводящая первые итоги духовного развития Α.; антиманихейские трактаты уступают место антидонатистским. В 3-й период (410-430) преобладают труды по эсхатологии и проблеме предопределения: цикл антипелагианских трактатов и во многом итоговое и ценное в доксографическом отношении сочинение «О Граде Божьем». Важнейшие (хотя и весьма отрывочные) сведения о детстве и молодости, а также о первых этапах интеллектуальной эволюции А. содержатся в «Исповеди». Дополнительным источником служат другие сочинения А. и жизнеописание, составленное учеником А. Поссидием. А. родился в небогатой семье. Мать, Моника, была ревностной христианкой и впоследствии стала для А. образцом духовного совершенства. Отец, Патриций, член муниципального совета Тагасты, принял крещение незадолго до смерти (Conf. IX 9, 22). Закончив начальную школу в Тагасте, А. изучал риторику в Мадавре (365-366), а затем в Карфагене (с 370), где впоследствии преподавал риторику (374-383) (VI 7, 11; VII 7, 12). В 372 А. познакомился с диалогом Цицерона «Гортензий» (III 4, 7-8), почувствовал интерес к поискам мудрости и с тех пор воспринимал античные философские традиции сквозь призму сочинений Цицерона (в одних только ранних трактатах и диалогах А. свыше 30 упоминаний о Цицероне и свыше 50 реминисценций и подражаний). Приблизительно в то же время началось почти 10-летнее увлечение манихейством (IV 1, 1; 4, 7), которое, впрочем, не мешало знакомству с философией и свободными науками. В 374 А. прочитал «Категории» Аристотеля (IV 16, 28; вероятно, в латинском переводе Мария Викторина), и уже начал собирать материалы для соч. «О грамматике», «О риторике», «О диалектике», «О музыке» и «Об учителе»; по-видимому, в 381 он закончил свое первое соч. - «О прекрасном и соответственном» (утрачено). В начале 380-х годов А. близок к идейному разрыву с манихеями. В 383 А. переехал в Рим, начал преподавать риторику и пережил кратковременное увлечение академическим скептицизмом (Conf. V 14, 25; De ut. cred. 8, 20). Осенью 384 A. получил должность придворного ритора в Медиолане, познакомился с еп. Амвросием и в 385 прослушал цикл его проповедей, в которых звучали заметные платонические мотивы. Возможно, именно эти проповеди привели А. к убеждению, что существует философия, превосходящая скептицизм (и тем более манихейство) и более согласная с христианством. В начале лета 386 в руки А. попадают «libri platonicorum», переведенные с греческого Марием Викторином (Conf. VII 9, 13 ел.; VIII 2, 3). На основании текстов А. невозможно определить, что именно он прочитал, - только трактаты Плотина, только трактаты Порфирия или несколько трактатов Плотина и Порфирия (согласно различным гипотезам). Однако несомненно, что в его сознании произошел еще один переворот: по словам Α., он нашел в этих книгах то же самое, что в Библии, только изложенное другими словами, и уяснил, что существует Истина, постигаемая умом через мир сотворенный (VII 9, 13-14; 10, 16). С этого времени «платонизм» (который А. воспринимал как контаминацию учений Платона и неоплатоников) прочно занимает первое место в иерархии философских предпочтений А. (ср. С. Acad. Ill 17, 37 ел.). Осень 386 и начало зимы 387 А. провел в Кассициаке (возм., Кассаго ди Брианца) в обществе друзей и учеников. Здесь написаны первые из его сохранившихся сочинений: «Против академиков» (3 кн.; критика скептицизма в связи с обоснованием принципиальной возможности познания), «О блаженной жизни», «О порядке» (2 кн.), «Монологи» (2 кн.). По возвращении в Медиолан А. работал над соч. «О бессмертии души» (возможно, под влиянием соч. Порфирия). К 387, вероятно, относятся сочинения о «свободных науках»: наброски трактатов «О грамматике», «О риторике» и начало трактата «О музыке». В апреле 387 А. был крещен еп. Амвросием; с осени 387 по осень 388 жил в Риме, готовясь к возвращению в Африку. За этот год был написан трактат «О количестве души», в основном завершен трактат «О музыке» (6 кн.) и начат трактат «О свободном решении». По возвращении в Тагасту (кон. 388) А. создал небольшую монашескую общину, где жил вместе с друзьями. В это время начат трактат «О 83-х различных вопросах» (закончен ок. 396), включающий отмеченный несомненным платоническим влиянием «вопрос 46: Об идеях», и написан диалог «Об учителе» (воображаемая беседа с сыном Адеодатом о богопознании). Относящийся к 389-391 трактат «Об истинной религии» в своей онтологической части, возможно, опирается на Порфирия. В начале 390-х работал также над 2—3 кн. трактата «О свободном решении» (закончен в Гиппоне, после 395), в котором выстроил основанную на теодицее рационалистическую этику долга, во многом напоминавшую стоическую. В эти и последующие годы написан цикл трактатов, содержащих критику манихейско-го дуализма («О кн. Бытия против манихеев», «О двух душах», «Против Фортуната», «Против Фауста», «О природе блага» и др.). В 391 А. был рукоположен в священники г. Гиппон-Регий, а с 395 до конца жизни состоял местным епископом. В 396 он начал трактат «О христианской науке» (христианская герменевтика, риторика и этические вопросы). В нем А. пользуется тремя концептуальными парами терминов: modus inveniendi / modus proferendi (риторика), res / signum (лингвистика и герменевтика; возможно, под влиянием семантической теории стоиков), uti / frui (этика). К 397-401 относится «Исповедь» (13 кн.), затрагивающая целый ряд теоретических проблем (психологическая интроспекция, память, время и др.). Цикл трактатов против схизматиков-донатистов, начатый в конце 390-х, не связан с философской проблематикой, за исключением трактата «Против Крескония» (405) (грамматик Кресконий пытался перенести полемику в область диалектики). Принципиально важен для творчества А. трактат «О Троице» (15 кн.; ок. 399 - ок. 422): 1 часть (кн. I—VII) посвящена обоснованию тринитарной догмы, соотношению категорий essentia / substantia / persona и проблеме принципиальной применимости категорий для описания божественной сущности; 2 часть (кн. VIII-XV), отмеченная неоплатоническими мотивами, трактует о корреляции тринитарных структур на уровне божественного бытия и индивидуального человеческого сознания. С начала 410-х А. уделяет много сил полемике с пелагианами и создает цикл трактатов («О вере и делах», «О природе и благодати», «О благодати и свободном решении», «Против Юлиана» и др.), в которых полностью порывает с этическим рационализмом и развивает концепцию абсолютного божественного предопределения, типологически подобного тотальному стоическому детерминизму. Параллельно в 412 А. начинает работу над итоговым и во многих отношениях самым значительным своим сочинением «О Граде Божьем» (22 кн.; закончено в 427). Основную тему (эсхатологическое соотношение «Града Божьего» и «Града земного») А. предваряет критикой языческой философии, включающей в себя историко-философский экскурс с обзором и оценками отдельных направлений (кн. VI-X). Августин и античная философия. А. обладал достаточно широкими познаниями в области истории античной философии. Посредственно владея греческим, грекоязычных авторов он знал преимущественно по латинским переводам, пересказам и упоминаниям у других латинских авторов (Варрона, Цицерона, Сенеки и др.) и латиноязычным учебникам и компендиумам. Однако это не помешало ему выстроить собственную историко-философскую концепцию. Основной критерий развития философии и оценки значения отдельных школ - степень похожести или непохожести на платонизм (платоники «ближе всех к нам» - Civ. D. VIII 5, ср. VIII 12) в понимании теологии, или науки о божестве (VIII 1). Греческих натурфилософов А. делил на две группы - италийскую (Пифагор и его последователи) и ионийскую (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Диоген Аполлонийский и др.), - считал предварительной фазой развития философии на пути к учению о созерцании истинного блага, которое начинается с Сократа (VIII 3). Его последователи, Платон и платоники (под которыми А. фактически понимает неоплатоников), принципиально превосходят всю предшествующую и современную им философию благодаря учению о единой «идеальной» первооснове бытия, творения и истины (VIII 5). Это обстоятельство побуждает А. повторить высказанное задолго до него предположение, что данное учение, максимально близкое к христианству, было заимствовано греками у иудеев (VIII 11). Лучшим образцом теокосмогонических умозрений для А. является многократно им цитируемый «Тимей» Платона (известный ему, вероятно, в латинском переводе Калкидия). Плотина А. считает великим преемником Платона, возродившим и лучше всех понявшим его философию (С. Acad. Ill 18; Civ. D. IX 10). Основательнее всего А. знал, вероятно, сочинения Порфирия, которого называет «ученейшим философом», хоть он и был врагом христиан (Civ. D. XIX 22). В учении Порфирия А. в числе прочего отмечает 1) отказ от метемпсихоза (X 30), 2) утверждение, что подлинное просветление возможно лишь путем приобщения к божественному уму (X 28), и 3) в целом попытку скорректировать учение Платона в направлении, сближающем его с христианством. Однако и платоники все же не достигли уровня истинной христианской теологии, поскольку сохранили многобожие; в связи с этим А. обстоятельно критикует теургию Порфирия (X 1 ел.). К стоикам А. относится с меньшей симпатией. «Апатичный» стоический мудрец представляется ему нежизнеспособной и вредной абстракцией, совершенно чуждой христианскому идеалу «любви» (XIV 6; 8-9 и др.). Вместе с тем стоический детерминизм и провиденциализм, отвечавший умонастроению А. в поздний период творчества, находит его одобрение (V 8-9). А. полностью поддерживает стоиков в критике эпикурейского гедонизма (V 20, ср. С. Acad. Ill 18), но отвергает гносеологический сенсуализм, присущий обеим этим школам (VIII7), а также атомистику эпикурейцев (VIII5; XI 5). Безусловно неприемлемы для А. «бесстыдство» киников (XIV 20) и любой вид скептицизма (хотя он и отдал ему кратковременную дань). Доксографическое значение А. уступает его познаниям. Из его сочинений (преимущественно из трактата «О Граде Божьем») заимствуются несколько фрагментов досократиков - Лина (DK2a All), Фалеса (11 А 17), Анаксагора (60 А 10), Диогена Аполлонийского (64 А 8), - десяток с небольшим фрагментов ранних стоиков, три текста, относящихся к Посидонию. Вместе с тем, А. - ценный источник для реконструкции содержания трактата Порфирия «Об исхождении души», а также обширного трактата Варрона «Божественные древности». Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008.
(354–430), один из отцов церкви, до своего обращения в христианство среди прочего преподавал риторику. Став христианином, он обосновывал важность красноречия для истолкования библейских положений и для христианского проповедничества. Его рассуждения о роли риторики для толкования и объяснения христианского учения содержатся, в частности, в трактате De doctrina christiana (О христианском учении). Во многом его заслугой можно считать то, что риторика не была отвергнута христианами и продолжала разрабатываться в христианскую эпоху.
В Средневековье риторика стала одной из «семи свободных наук» в системе наук Варрона, преподаваемых в школах и университетах. Эти семь наук делились на две группы: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Преподавание наук тривиума продолжалось в духовных и светских школах вплоть до 19 в.
Augustine of Hippo (/ɔːˈɡʌstɨn/ or /ˈɔːɡəstɪn/; Latin: Aurelius Augustinus Hipponensis; 13 November 354 – 28 August 430), also known as Saint Augustine or Saint Austin, was an early Christian theologian and philosopher whose writings influenced the development of Western Christianity and Western philosophy. He was the bishop of Hippo Regius (present-day Annaba, Algeria) located in the Roman province of Africa. He is viewed as one of the most important Church Fathers in the Western Christianity for his writings in the Patristic Era. Among his most important works are City of God and Confessions. Cross, Frank L.; Livingstone, Elizabeth, eds. (2005). The Oxford Dictionary of the Christian Church. Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-280290-9. Weiskotten, Herbert T. (2008). The Life of Saint Augustine: A Translation of the Sancti Augustini Vita by Possidius, Bishop of Calama. Merchantville, NJ: Evolution Publishing. ISBN 1-889758-90-6. Ancient Christian Writers: The Works of the Fathers in Translation. New York: Newman Press. 1978. Augustine, Saint (1974). Vernon Joseph Bourke, ed. The Essential Augustine (2nd ed.). Indianapolis: Hackett. Ayres, Lewis (2010). Augustine and the Trinity. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-83886-3. Bourke, Vernon Joseph (1945). Augustine's Quest of Wisdom. Milwaukee: Bruce. Bourke, Vernon Joseph (1984). Wisdom From St. Augustine. Houston: Center for Thomistic Studies. Brachtendorf J. "Cicero and Augustine on the Passions". Revue des Études Augustiniennes 43 (1997): 289–308. hdl:2042/23075. Brown, Peter (1967). Augustine of Hippo. Berkeley: University of California Press. ISBN 0-520-00186-9. Burke, Cormac (1990). "St. Augustine and Conjugal Sexuality". Communio IV (17): 545–565. Burnaby, John (1938). Amor Dei: A Study of the Religion of St. Augustine. The Canterbury Press Norwich. ISBN 1-85311-022-1. Clark, Mary T. (1994). Augustine. Geoffrey Chapman. ISBN 978-0-225-66681-6. Deane, Herbert A. (1963). The Political and Social Ideas of St. Augustine. New York: Columbia University Press. de Paulo, Craig J. N. (2011). Augustinian Just War Theory and the Wars in Afghanistan and Iraq: Confessions, Contentions and the Lust for Power. Peter Lang. ISBN 978-1-4331-1232-4. Doull, James A. (1979). "Augustinian Trinitarianism and Existential Theology". Dionysius III: 111–159. Doull, James A. (1988). "What is Augustinian "Sapientia"?". Dionysius XII: 61–67. Fitzgerald, Allan D., O.S.A., General Editor (1999). Augustine through the Ages: An Encyclopedia. Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Co. ISBN 0-8028-3843-X. Gilson, Etienne (1960). The Christian Philosophy of St. Augustine. L. E. M. Lynch, trans. New York: Random House. Green, Bradley G. Colin Gunton and the Failure of Augustine: The Theology of Colin Gunton in the Light of Augustine, James Clarke and Co. (2012), ISBN 9780227680056 Lawless, George P. (1987). Augustine of Hippo and His Monastic Rule. Oxford: Clarendon Press. LeMoine, Fannie; Kleinhenz, Christopher, eds. (1994). Saint Augustine the Bishop: A Book of Essays. Garland Medieval Casebooks 9. New York: Garland. Lubin, Augustino (1659). Orbis Augustinianus sive conventuum ordinis eremitarum Sancti Augustini – chorographica et topographica descriptio. Paris. Mackey, Louis (2011). Faith Order Understanding: Natural Theology in the Augustinian Tradition. Totonto: PIMS. ISBN 978-0-88844-421-9. Markus, R. A., ed. (1972). Augustine: A Collection of Critical Essays. Garden City, NY: Anchor. Matthews, Gareth B. (2005). Augustine. Blackwell. ISBN 0-631-23348-2. Mayer, Cornelius P. (ed.). Augustinus-Lexikon. Basel: Schwabe AG. Miles, Margaret R. Augustine and the Fundamentalist's Daughter, The Lutterworth Press (2012), ISBN 9780718892623 Nash, Ronald H (1969). The Light of the Mind: St Augustine's Theory of Knowledge. Lexington: University Press of Kentucky. Nelson, John Charles (1973). "Platonism in the Renaissance". In Wiener, Philip. Dictionary of the History of Ideas 3. New York: Scribner. pp. 510–15 (vol. 3). ISBN 0-684-13293-1. "(...) Saint Augustine asserted that Neo-Platonism possessed all spiritual truths except that of the Incarnation. (...) " O'Daly, Gerard (1987). Augustine's Philosophy of the Mind. Berkeley: University of California Press. O'Donnell, James (2005). Augustine: A New Biography. New York: ECCO. ISBN 0-06-053537-7. Pagels, Elaine (1989). Adam, Eve, and the Serpent: Sex and Politics in Early Christianity. Vintage Books. ISBN 0-679-72232-7. Park, Jae-Eun (2013), Lacking Love or Conveying Love? The Fundamental Roots of the Donatists and Augustine’s Nuanced Treatment of Them, The Reformed Theological Review 72 (2): 103–21. Plumer, Eric Antone, (2003). Augustine's Commentary on Galatians. Oxford University Press. ISBN 0-19-924439-1. Pollman, Karla (2007). Saint Augustine the Algerian. Göttingen: Edition Ruprecht. ISBN 3-89744-209-4. Pottier, René (2006). Saint Augustin le Berbère (in French). Fernand Lanore. ISBN 2-85157-282-2. Règle de St. Augustin pour les religieuses de son ordre; et Constitutions de la Congrégation des Religieuses du Verbe-Incarné et du Saint-Sacrament (Lyon: Chez Pierre Guillimin, 1662), pp. 28–29. Cf. later edition published at Lyon (Chez Briday, Libraire,1962), pp. 22–24. English edition, (New York: Schwartz, Kirwin, and Fauss, 1893), pp. 33–35. Southgate, Troy (2014). The Bishop of Hippo: Life and Thought of Saint Augustine. East Sussex: Black Front Press. Starnes, Colin (1990). Augustine's Conversion: A Guide to the Arguments of Confessions I-IX. Waterloo, Ontario: Wilfred Laurier University Press. Tanquerey, Adolphe (2001). The Spiritual Life: A Treatise on Ascetical and Mystical Theology. Rockford, IL: Tan Books & Publishers. pp. 37). ISBN 0-89555-659-6. Trapè, A. (1990). S. Agostino: Introduzione alla Dottrina della Grazia. Collana di Studi Agostiniani 4. I – Natura e Grazia. Rome: Città Nuova. p. 422. ISBN 88-311-3402-7. von Heyking, John (2001). Augustine and Politics as Longing in the World. Columbia: University of Missouri Press. ISBN 0-8262-1349-9. Woo, B. Hoon (2013). "Augustine’s Hermeneutics and Homiletics in De doctrina christiana". Journal of Christian Philosophy 17: 97–117. Zumkeller O.S.A., Adolar (1986). Augustine's Ideal of the Religious Life. New York: Fordham University Press. ISBN 0-8232-1105-3. Zumkeller O.S.A., Adolar (1987). Augustine's Rule. Villanova: Augustinian Press. ISBN 0-941491-06-4. General Augustine entry in the Internet Encyclopedia of Philosophy Augustine’s Political and Social Philosophy entry in the Internet Encyclopedia of Philosophy "St. Augustine, Bishop and Confessor, Doctor of the Church", Butler's Lives of the Saints Augustine of Hippo edited by James J. O'Donnell – texts, translations, introductions, commentaries, etc. Augustine's theory of knowledge "Saint Augustine of Hippo" at the Christian Iconography website "The Life of St. Austin, or Augustine, Doctor" from the Caxton translation of the Golden Legend David Lindsay: Saint Augustine – Doctor Gratiae St. Augustine - A Male Chauvinist, Fr. Edmund Hill, OP. Talk given to the Robert Hugh Benson Graduate Society at Fisher House, Cambridge, on 22 November 1994. Bibliography Augustine of Hippo at EarlyChurch.org.uk – extensive bibliography and on-line articles Bibliography on St. Augustine Started by T.J. van Bavel O.S.A., continued at the Augustinian historical Institute in Louvain, Belgium Works by Augustine St. Augustine at the Christian Classics Ethereal Library Augustine against Secundinus in English. Aurelius Augustinus at "IntraText Digital Library" – texts in several languages, with concordance and frequency list Augustinus.it – Latin, Spanish and Italian texts Sanctus Augustinus at Documenta Catholica Omnia – Latin City of God, Confessions, Enchiridion, Doctrine audio books Saint Augustine (2008). The Happy Life; Answer to Sceptics; Divine Providence and the Problem of Evil; Soliloquies. USA: CUA Press. ISBN 978-0-8132-1551-8. Digitized manuscript created in France between 1275 and 1325 with extract of Augustine of Hippo works at SOMNI Expositio Psalmorum beati Augustini – digitized codex created between 1150–1175, also known as "Enarrationes in Psalmos. 1-83", at SOMNI Aurelii Agustini Hipponae episcopi super loannem librum – digitized codex created in 1481; his sermons about John's Gospel at SOMNI Biography and criticism Saint Augustine entry by Michael Mendelson in the Stanford Encyclopedia of Philosophy Order of St Augustine Blessed Augustine of Hippo: His Place in the Orthodox Church Augustine's World: An Introduction to His Speculative Philosophy by Donald Burt, OSA, member of the Augustinian Order, Villanova University Tabula in librum Sancti Augustini De civitate Dei by Robert Kilwardby, digitized manuscript of 1464 at SOMNI
Августин Блаженный Аврелий (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, Блаженный Августин; 13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка) — христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года). Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского. Но августинизм остался доминирующей философией ордена августинцев, оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера. Учение Августина о предопределении, вырванное из контекста догматов православной и католической церкви, стало основой кальвинизма и теологии отделившихся от него групп — индепендентов. Собрания сочинений: Августин. Избранные сочинения. В 4 ч. — М., 1786. Ч. 1. О граде божием. Кн. 1-5. — 509 с. Ч. 2. О граде божием. Кн. 6-12. — 375 с. Ч. 3. О граде божием. Кн. 13-18. — 496 с. Ч. 4. О граде божием. Кн. 19-22. Святые и душеспасительные размышления. Книга единобеседований души с Богом. Ручная книжка. Карманная псалтирь. Августин. Творения. / Пер. Киевской духовной академии (1879-1908, в 11 ч.). переиздание этого перевода в 4 т.: Сост. С. И. Еремеева. — СПб.: Алетейя — Киев: Уцимм-пресс, 1998. Т. 1. Об истинной религии. — 752 с. (включает сочинения: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «О количестве души», «Об учителе», «Монологи», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «Исповедь») Т. 2. Теологические трактаты. — 768 с. (включает сочинения: «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», «О согласии евангелистов», «О книге Бытия») Т. 3. О граде Божием. Кн. 1-13. — 600 с. Т. 4. О граде Божием. Кн. 14-22. — 592 с. Старые переводы: «Книга о видении Христа» (или «Боговидная любовь») Августина переведена Карионом Истоминым с белорусского в 1687 году и поднесена царевне Софье. Богословские размышления о благодати божией и о воле человеческой. — СПб., 1786. — 140 с. О духе и письме. / Пер. Н. Загоровского. — М., 1787. — 115 с. Исповедания в 13 кн. / Пер. иеромон. Агапита. — М., 1787. — 571 с. Христианская наука или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. — Киев, 1835. — 355 с. О том, как оглашать людей необразованных. — СПб., 1844. неоднократно издавалась «карманная псалтирь» Августина. Исповедь блаж. Августина. В 13 кн. (Новый перевод). — М., 1914. — 442 с. Новые переводы: Об обучении оглашаемых. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Богословские труды. — 1976. — № 15. О благодати и свободном произволении. / Пер. О. Е. Нестеровой. // Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит. статья А. А. Столярова. — М.: «Ренессанс», СП ИВО — СиД, 1991. — 488 с. — (Памятники религиозно-философской мысли). — 50 000 экз. — ISBN 5-7664-0472-7. Толкование на псалом 125. / Пер. С. А. Степанцова. // Альфа и Омега. — 1997. — № 2 (13). — С. 52-75. О природе блага против манихеев. Против ниспровергателей Закона и Пророков. Против послания манихея по имени Фундамент. / Пер. О. Е. Нестеровой. Об учителе. / Пер. В. В. Бибихина. // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. — М., 1998. — С. 147—208. Письмо CCLVIII (к Марциану). // Богословский сборник. 1999. № 4. Блаженный Августин. Против академиков. / Пер. и комм. О. В. Головой. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. — 192 с. Письмо XVIII к Целестину. — М., 2000. О предопределении святых Первая книга к Просперу и Иларию. / Пер. И. Мамсурова. — М.: Путь, 2000. Рассуждение в 4-й день празднеств. / Пер. С. А. Степанцова. // Богословский сборник. — 2000. — № 5. О свободе воли. Кн. II. / Пер. М. Ермаковой, А. Шарниной. О христианском учении. / Пер. С. Неретиной. // Антология средневековой мысли. В 2 т. Т.1. — СПб.: РХГИ, 2001. — С. 19-112. Августин. Слово о разорении города Рима. / Пер. С. А. Степанцова. // Вестник древней истории. — 2001. — № 2. Августин. О Троице. / Пер. А. А. Тащиана. (Серия «Патристика. Тексты и исследования»). — Краснодар: Глагол, 2004. — 416 с. Августин. Проповеди. // Вестник древней истории. — 2007. — № 3. Св. Августин, епископ Гиппонский. Проповедь 81. / Пер. С. А. Степанцова. // Вестник древней истории. — 2009. — № 1. — С. 260—267. В серии «Loeb classical library» изданы «Исповедь» (т. 1-2, № 26-27), «Избранные письма» (т. 3, № 239), «О граде Божием» (т. 4-10, № 411—417). В серии «Collection Budé» издана «Исповедь» в 2 томах. Общие работы Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V B., Ч. 1. Миросозерцание Бл. Августина. — М., 1892 Писарев Л. Учение блж. Августина, еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. — Казань, 1894. Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина, т. I, ч. 1—2. — Сергиев Посад, 1916. Герье В. Блаженный Августин. — М., 1910. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. — М.: Мысль, 1979. — С. 181—340. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007. Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. — М., 1999. Марру А. И. Св. Августин и августинизм. — М., 1998. Суини Майкл. Лекции по средневековой философии. — М., 2001. Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. — М., 2003. Troeltsch Е. Augustin, die Christliche Antike und das Mittelalter. — Münch.— В., 1915. Cayré F. Initiation a la philosophie de S. Augustin. — P., 1947 Gilson É. Introduction à l'étude de Saint Augustin. P., 1949 Jaspers К. Platon. Augustin. Kant. Drei Grander des Philosophierens. — Münch., 1967. Flasch K. Augustin: Einführung in sein Denken. — Stuttg., 1980. Клот, «Der heil. Kirchenlehrer Augustin» (2 т., Аахен, 1840); Биндеман, «Der heilige Augustin» (Берл., 1844); Пужула, «Vie de St. Augustin» (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847); Дорнор, «Augustin, sein theologisches System und seine religionsphilos. Anschauung» (Berlin, 1873). Августин: pro et contra. — СПб.: Издательство: РХГА, 2002. — 976 с. — («Русский путь»). — ISBN 5-88812-165-7. Онто-теология и гносеология Ritier J. Mundus Intelligibilis. Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der Neuplatonischen Ontologie bei Augustinus, Fr./M., 1937 Chevalier I. S. Augustin et la pensée grecque. Les relations trinitaires. Fribourg, 1940 Falkenhahn W. Augustins Illuminationslehre im Lichte der jungsten Forschungen. Köln, 1948 Cayré F. La contemplation Augustinienne. P., 1954 Anderson J. F. St. Augustine and Being. A metaphysical essay. La Haye, 1965 Armstong A. H. Augustine and the Christian Platonism. Villanova, 1967 Wittmann L. Ascensus. Der Aufstieg zur Transzendenz in der Metaphysik Augustins. Münch., 1980 Bubacz B. St. Augustine’s theory of knowledge. N. Y.—Toronto, 1981 Антропология, психология, этика Скворцов К. И. Августин Иппонийский как психолог. Киев, 1870. 247 стр. Mausbach J. Die Ethik des heiligen Augustin, B2. Aufl., Freiburg, 1929 Nygren G. Das Prädestinationsproblem in der Theologie Augustins. Lund, 1956 Körner F. Das Sein und der Mensch. Die existentielle Seinsentdeckung des jungen Augustin. Freiburg-?-Münch., 1959 Stelzenberger J. Conscientia bei Augustinus. Paderborn, 1959 Berlinger R. Augustins dialogische Metaphysik. Fr./M., 1962 Mader J. Die Logische Struktur des personalen Denkens: Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. Wien, 1965 Maxsein A. Philosophia Cordis. Das Wesen der Personalität bei Augustinus. Salzburg, 1966 Schmaus M. Die psychologische Trinitätslehre des hl. Augustinus, 2 Aufl. Münster, 1927 O’Connell R. J. St. Augustine’s early Theory of Man. A. D. 386—391. Cambr. (Mass.), 1968 Stein W. Sapientia bei Augustinus. Bonn, 1968 Böhm S. La temporalité dans l’anthropologie augustinienne. P., 1984 Эсхатология и социология Deane H. A. The political and social ideas of St. Augustine. N. Y.—L., 1963 Markus R. Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine. Cambr., 1970 Schmidt E. A. Zeit und Geschichte bei Augustinus. Hdlb., 1985 Эстетика Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984 Svoboda К. L’Esthétique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933 Традиция Nygren A. Augustin und Luther. В., 1958 Smits L. Saint Augustin dans l’oeuvre de Jean Calvin, т. 1—2. Assen, 1957—58 Bern Ch. Érasme et Saint Augustin ou Influence de Saint Augustin sur l’humanisme d’Érasme. Gen., 1969 Sellier P. Pascal et Saint Augustin. P., 1970 Библиография Andresen С. Bibliographia Augustiniana, 2 Aufl. Darmstadt, 1973 Miethe Т. L. Augustinian Bibliography, 1970—1980. Westport-L., 1982. Об Августине Августин, Аврелий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Степанцов С. А. , Фокин А. Р. , Лебедев Э. Н. , Двоскина Е. М., М. Э. Н. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 93-109. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 Баранов И. В., Двоскина Е. М., Лупандин И. В. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия Столяров А. А. Августин // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. Августин, Св. // Энциклопедия Кругосвет «Блаженный Августин» //Православная богословская энциклопедия Гарнак. История догматов. § 50-55
АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (Aurelius Augustinus) (13.11.354, Тагаста, совр. Сук-Арас, Алжир - 28.08.430, Гиппон, совр. Аннаба, Алжир), крупнейший представитель латинской патристики, сыгравший важную роль в истории европейской философии, в т. ч. и как транслятор античного философского наследия. Многоплановое в жанровом отношении наследие Α., одно из самых обширных в истории патристики (ок. 100 трактатов, ок. 300 писем и более 800 проповедей), сравнительно хорошо сохранилось и небезынтересно в доксографическом отношении. Некоторые важнейшие трактаты писались с перерывами многие годы, напр. «О христианской науке» (396-426), «О Троице» (399^419). «Пересмотры» в 2-х кн. (426/7) - критический обзор собственных сочинений - имеют особое значение для оценки интеллектуальной эволюции А. Биография и творчество Августина в связи с его интеллектуальной эволюцией. В творчестве А. можно выделить 3 основных периода. Для 1-го периода (386-395) характерны сильное влияние античной (преим. неоплатонической) догматики, отвлеченная рассудочность и высокий статус рационального: философские «диалоги», цикл антиманихейских трактатов и др. 2-й период (395-410) отмечен преобладанием экзегетических трудов и религиозно-церковной проблематики: «О кн. Бытия», цикл толкований к посланиям ап. Павла, ряд моральных трактатов и «Исповедь», подводящая первые итоги духовного развития Α.; антиманихейские трактаты уступают место антидонатистским. В 3-й период (410-430) преобладают труды по эсхатологии и проблеме предопределения: цикл антипелагианских трактатов и во многом итоговое и ценное в доксографическом отношении сочинение «О Граде Божьем». Важнейшие (хотя и весьма отрывочные) сведения о детстве и молодости, а также о первых этапах интеллектуальной эволюции А. содержатся в «Исповеди». Дополнительным источником служат другие сочинения А. и жизнеописание, составленное учеником А. Поссидием. А. родился в небогатой семье. Мать, Моника, была ревностной христианкой и впоследствии стала для А. образцом духовного совершенства. Отец, Патриций, член муниципального совета Тагасты, принял крещение незадолго до смерти (Conf. IX 9, 22). Закончив начальную школу в Тагасте, А. изучал риторику в Мадавре (365-366), а затем в Карфагене (с 370), где впоследствии преподавал риторику (374-383) (VI 7, 11; VII 7, 12). В 372 А. познакомился с диалогом Цицерона «Гортензий» (III 4, 7-8), почувствовал интерес к поискам мудрости и с тех пор воспринимал античные философские традиции сквозь призму сочинений Цицерона (в одних только ранних трактатах и диалогах А. свыше 30 упоминаний о Цицероне и свыше 50 реминисценций и подражаний). Приблизительно в то же время началось почти 10-летнее увлечение манихейством (IV 1, 1; 4, 7), которое, впрочем, не мешало знакомству с философией и свободными науками. В 374 А. прочитал «Категории» Аристотеля (IV 16, 28; вероятно, в латинском переводе Мария Викторина), и уже начал собирать материалы для соч. «О грамматике», «О риторике», «О диалектике», «О музыке» и «Об учителе»; по-видимому, в 381 он закончил свое первое соч. - «О прекрасном и соответственном» (утрачено). В начале 380-х годов А. близок к идейному разрыву с манихеями. В 383 А. переехал в Рим, начал преподавать риторику и пережил кратковременное увлечение академическим скептицизмом (Conf. V 14, 25; De ut. cred. 8, 20). Осенью 384 A. получил должность придворного ритора в Медиолане, познакомился с еп. Амвросием и в 385 прослушал цикл его проповедей, в которых звучали заметные платонические мотивы. Возможно, именно эти проповеди привели А. к убеждению, что существует философия, превосходящая скептицизм (и тем более манихейство) и более согласная с христианством. В начале лета 386 в руки А. попадают «libri platonicorum», переведенные с греческого Марием Викторином (Conf. VII 9, 13 ел.; VIII 2, 3). На основании текстов А. невозможно определить, что именно он прочитал, - только трактаты Плотина, только трактаты Порфирия или несколько трактатов Плотина и Порфирия (согласно различным гипотезам). Однако несомненно, что в его сознании произошел еще один переворот: по словам Α., он нашел в этих книгах то же самое, что в Библии, только изложенное другими словами, и уяснил, что существует Истина, постигаемая умом через мир сотворенный (VII 9, 13-14; 10, 16). С этого времени «платонизм» (который А. воспринимал как контаминацию учений Платона и неоплатоников) прочно занимает первое место в иерархии философских предпочтений А. (ср. С. Acad. Ill 17, 37 ел.). Осень 386 и начало зимы 387 А. провел в Кассициаке (возм., Кассаго ди Брианца) в обществе друзей и учеников. Здесь написаны первые из его сохранившихся сочинений: «Против академиков» (3 кн.; критика скептицизма в связи с обоснованием принципиальной возможности познания), «О блаженной жизни», «О порядке» (2 кн.), «Монологи» (2 кн.). По возвращении в Медиолан А. работал над соч. «О бессмертии души» (возможно, под влиянием соч. Порфирия). К 387, вероятно, относятся сочинения о «свободных науках»: наброски трактатов «О грамматике», «О риторике» и начало трактата «О музыке». В апреле 387 А. был крещен еп. Амвросием; с осени 387 по осень 388 жил в Риме, готовясь к возвращению в Африку. За этот год был написан трактат «О количестве души», в основном завершен трактат «О музыке» (6 кн.) и начат трактат «О свободном решении». По возвращении в Тагасту (кон. 388) А. создал небольшую монашескую общину, где жил вместе с друзьями. В это время начат трактат «О 83-х различных вопросах» (закончен ок. 396), включающий отмеченный несомненным платоническим влиянием «вопрос 46: Об идеях», и написан диалог «Об учителе» (воображаемая беседа с сыном Адеодатом о богопознании). Относящийся к 389-391 трактат «Об истинной религии» в своей онтологической части, возможно, опирается на Порфирия. В начале 390-х работал также над 2—3 кн. трактата «О свободном решении» (закончен в Гиппоне, после 395), в котором выстроил основанную на теодицее рационалистическую этику долга, во многом напоминавшую стоическую. В эти и последующие годы написан цикл трактатов, содержащих критику манихейско-го дуализма («О кн. Бытия против манихеев», «О двух душах», «Против Фортуната», «Против Фауста», «О природе блага» и др.). В 391 А. был рукоположен в священники г. Гиппон-Регий, а с 395 до конца жизни состоял местным епископом. В 396 он начал трактат «О христианской науке» (христианская герменевтика, риторика и этические вопросы). В нем А. пользуется тремя концептуальными парами терминов: modus inveniendi / modus proferendi (риторика), res / signum (лингвистика и герменевтика; возможно, под влиянием семантической теории стоиков), uti / frui (этика). К 397-401 относится «Исповедь» (13 кн.), затрагивающая целый ряд теоретических проблем (психологическая интроспекция, память, время и др.). Цикл трактатов против схизматиков-донатистов, начатый в конце 390-х, не связан с философской проблематикой, за исключением трактата «Против Крескония» (405) (грамматик Кресконий пытался перенести полемику в область диалектики). Принципиально важен для творчества А. трактат «О Троице» (15 кн.; ок. 399 - ок. 422): 1 часть (кн. I—VII) посвящена обоснованию тринитарной догмы, соотношению категорий essentia / substantia / persona и проблеме принципиальной применимости категорий для описания божественной сущности; 2 часть (кн. VIII-XV), отмеченная неоплатоническими мотивами, трактует о корреляции тринитарных структур на уровне божественного бытия и индивидуального человеческого сознания. С начала 410-х А. уделяет много сил полемике с пелагианами и создает цикл трактатов («О вере и делах», «О природе и благодати», «О благодати и свободном решении», «Против Юлиана» и др.), в которых полностью порывает с этическим рационализмом и развивает концепцию абсолютного божественного предопределения, типологически подобного тотальному стоическому детерминизму. Параллельно в 412 А. начинает работу над итоговым и во многих отношениях самым значительным своим сочинением «О Граде Божьем» (22 кн.; закончено в 427). Основную тему (эсхатологическое соотношение «Града Божьего» и «Града земного») А. предваряет критикой языческой философии, включающей в себя историко-философский экскурс с обзором и оценками отдельных направлений (кн. VI-X). Августин и античная философия. А. обладал достаточно широкими познаниями в области истории античной философии. Посредственно владея греческим, грекоязычных авторов он знал преимущественно по латинским переводам, пересказам и упоминаниям у других латинских авторов (Варрона, Цицерона, Сенеки и др.) и латиноязычным учебникам и компендиумам. Однако это не помешало ему выстроить собственную историко-философскую концепцию. Основной критерий развития философии и оценки значения отдельных школ - степень похожести или непохожести на платонизм (платоники «ближе всех к нам» - Civ. D. VIII 5, ср. VIII 12) в понимании теологии, или науки о божестве (VIII 1). Греческих натурфилософов А. делил на две группы - италийскую (Пифагор и его последователи) и ионийскую (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Диоген Аполлонийский и др.), - считал предварительной фазой развития философии на пути к учению о созерцании истинного блага, которое начинается с Сократа (VIII 3). Его последователи, Платон и платоники (под которыми А. фактически понимает неоплатоников), принципиально превосходят всю предшествующую и современную им философию благодаря учению о единой «идеальной» первооснове бытия, творения и истины (VIII 5). Это обстоятельство побуждает А. повторить высказанное задолго до него предположение, что данное учение, максимально близкое к христианству, было заимствовано греками у иудеев (VIII 11). Лучшим образцом теокосмогонических умозрений для А. является многократно им цитируемый «Тимей» Платона (известный ему, вероятно, в латинском переводе Калкидия). Плотина А. считает великим преемником Платона, возродившим и лучше всех понявшим его философию (С. Acad. Ill 18; Civ. D. IX 10). Основательнее всего А. знал, вероятно, сочинения Порфирия, которого называет «ученейшим философом», хоть он и был врагом христиан (Civ. D. XIX 22). В учении Порфирия А. в числе прочего отмечает 1) отказ от метемпсихоза (X 30), 2) утверждение, что подлинное просветление возможно лишь путем приобщения к божественному уму (X 28), и 3) в целом попытку скорректировать учение Платона в направлении, сближающем его с христианством. Однако и платоники все же не достигли уровня истинной христианской теологии, поскольку сохранили многобожие; в связи с этим А. обстоятельно критикует теургию Порфирия (X 1 ел.). К стоикам А. относится с меньшей симпатией. «Апатичный» стоический мудрец представляется ему нежизнеспособной и вредной абстракцией, совершенно чуждой христианскому идеалу «любви» (XIV 6; 8-9 и др.). Вместе с тем стоический детерминизм и провиденциализм, отвечавший умонастроению А. в поздний период творчества, находит его одобрение (V 8-9). А. полностью поддерживает стоиков в критике эпикурейского гедонизма (V 20, ср. С. Acad. Ill 18), но отвергает гносеологический сенсуализм, присущий обеим этим школам (VIII7), а также атомистику эпикурейцев (VIII5; XI 5). Безусловно неприемлемы для А. «бесстыдство» киников (XIV 20) и любой вид скептицизма (хотя он и отдал ему кратковременную дань). Доксографическое значение А. уступает его познаниям. Из его сочинений (преимущественно из трактата «О Граде Божьем») заимствуются несколько фрагментов досократиков - Лина (DK2a All), Фалеса (11 А 17), Анаксагора (60 А 10), Диогена Аполлонийского (64 А 8), - десяток с небольшим фрагментов ранних стоиков, три текста, относящихся к Посидонию. Вместе с тем, А. - ценный источник для реконструкции содержания трактата Порфирия «Об исхождении души», а также обширного трактата Варрона «Божественные древности». Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008.
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.