Меню
Назад » »

ГОРГИЙ / Γοργίας / GORGIAS / РИТОРИКА


БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8) 
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1) 



ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ 
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )


МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ​ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ 


РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ 
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР 



ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ 
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ



ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)







 
     ГОРГИЙ / Γοργίας / GORGIAS /  РИТОРИКА

(ок. 480–380 до н.э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т.е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Сохранились его сочинение О не сущем или о природе и речи Похвала Елене и Оправдание Паламеда.
Gorgias (/ˈɡɔrdʒiəs/; Greek: Γοργίας, Ancient Greek: [ɡorɡías]; c. 485 – c. 380 BC), called "the Nihilist," was a Greek sophist, Italiote, pre-Socratic philosopher and rhetorician who was a native of Leontini in Sicily. Along with Protagoras, he forms the first generation of Sophists. Several doxographers report that he was a pupil of Empedocles, although he would only have been a few years younger. "Like other Sophists he was an itinerant, practicing in various cities and giving public exhibitions of his skill at the great pan-Hellenic centers of Olympia and Delphi, and charged fees for his instruction and performances. A special feature of his displays was to invite miscellaneous questions from the audience and give impromptu replies." His chief claim to recognition resides in the fact that he transplanted rhetoric from his native Sicily to Attica, and contributed to the diffusion of the Attic dialect as the language of literary prose.
ГОРГИЙ (Gorgias) из Леонтин в Сицилии (ок. 480 — ок. 380 до н.э.) — др.-греч. философ, один из старших софистов. Согласно антич. биографической традиции, ученик Эмпедокла и основателей искусства красноречия Корака и Тисия. В отличие от др. софистов утверждал, что учит не добродетели или мудрости, а только ораторскому искусству, настаивая, по-видимому, на том, что единой для всех добродетели вообще не существует. Отрицал возможность точного знания, ссылаясь на то, что даже припоминание лично пережитого наталкивается на трудности. Поэтому люди должны во всем довольствоваться более или менее правдоподобным мнением. Поверивший в происходящее на театральной сцене или, как выразился Г., обманутый представлением, был мудрее, чем не поддавшийся обману. Иронической полемике против элейской школы было посвящено соч. Г. «О природе, или О несуществующем»: доводя до абсурда попытки элеатов оперировать логическими понятиями наибольшей общности, Г. пытался показать, что в том смысле, как об этом говорили элеаты, не существует ничего, а если бы даже и существовало ч.-л., мы ничего не могли бы об этом знать, и даже если бы узнали, не могли бы ничего передать другим. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ГОРГИЙ из Леонтин в Сицилии (ок. 480 — ок. 380 до н. э.), др.-греч. философ, один из старших софистов. Согласно антич. биографич. традиции-, ученик Эмпедокла и основателей искусства красноречия Корака и Тисия. В отличие от др. софистов, утверждал» что учит не добродетели или мудрости, а только ораторскому искусству, настаивая, по-видимому, на том, что единой для всех добродетели вообще не существует (Платон, Менон 71е слл.; Аристотель, Политика 1260а 25 слл.). Отрицал возможность точного знания, ссылаясь на то, что даже припоминание лично пережитого наталкивается на трудности. Поэтому люди должны довольствоваться во всём более или менее правдоподобным мнением. Поверивший в происходящее на театральной сцене или, как выразился Г., обманутый представлением, был, по его словам, мудрее, чем не поддавшийся обману. Иронич. полемике против элейской школы было посвящено соч. Г. «О природе, или О несуществующем»: доводя до абсурда попытки элеатов оперировать логически с понятиями наибольшей общности, Г. пытался показать, что в том смысле, как об этом говорили элеаты, не существует ничего, а если бы даже и существовало что-нибудь, мы ничего не могли бы об этом знать, и даже если бы узнали, не могли бы ничего передать другим ([Аристотель], О Мелиссе, Ксенофане, Горгии 979 a 11— 980a 21; Секст Эмпирик, Против ученых VII 65 слл.). Фрагменты: Маковельский А. О., Софисты в. 1, Баку, 1941, с. 21—47; DK II, 217—307. Чернышев Б. С., Софисты, М., 1929; Меликова -Толстая С. В., Язык Г. Теория и практика зарождающейся художеств. прозы Греции, «Уч. зап. Ленингр. гос. университета», 1941-, в. 63, с. 70—86; G o m p е r z H., Sophistik und Rhetorik, Stuttg., 1965; Guthrie W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГОРГИЙ (Gorgias) из Леонтин (род. ок. 483, Леонтин, Сицилия – ум. 375 до Р. X., Лариса) – древнегреч. софист и учитель красноречия. Сначала последователь Эмпедокла, затем проповедовал абсолютный скептицизм: 1) ничего не существует, 2) если бы что-либо существовало, то оно было бы непознаваемо, 3) если бы даже что-нибудь существовало и было познаваемо, то знание о нем нельзя было бы сообщить другим. Философский энциклопедический словарь. 2010. ГОРГИЙ (Γοργίας) из Л е о н т и н в Сицилии (ок. 483–375 до н.э.) – древнегреч. софист, ритор, сторонник рабовладельч. демократии, противник Сократа и Платона как идеологов аристократии. Сведения о Г. и его филос. взглядах содержатся в соч. Платона (диалоги "Гиппий Больший" и "Горгий"), Аристотеля ("О Ксенофане, Зеноне и Горгии") и Секста-Эмпирика ("Против ученых"). Г. – автор трактата "О не сущем или о природе". Опираясь на апории Зенона, Г. выдвигал три тезиса: 1) ничто не существует; 2) если бы нèчто и существовало, оно бы было непознаваемо; 3) если бы нечто было бы познаваемым, то познанное было бы невыразимо (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 254–56). В этих рассуждениях выявлялся крайний релятивизм Г., к-рый, однако, был направлен против догматизма метафизич. учений и имел нек-рое значение для развития древнегреч. диалектики. Соч. (фрагм.): Diels Η., Die Fragmente der Vorsokratiker..., Bd 2, В., 1935, S. 271– 307. Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 172–73; История философии, т. 1, М., 1940, с. 125–29 (см Именной указатель); Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен). Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ГОРГИЙ (Γοργίας) из Леонтин (в Сицилии; предположительно ок. 480—380 до н. э.)—древнегреческий философсофист и ритор. Вел жизнь странствующего учителя красноречия, жил в Лариссе (Фессалия). Древность знала его гл. о. как “отца риторики” (Филострат), которую он понимал как “творца убеждения” и средство достижения успеха (в т. ч. материального) в гражданской и политической жизни. Из многочисленных речей Горгия сохранились две: “Похвала Елене” и “Апология Паламеда”. В историю философии Горгий вошел благодаря сочинению с парадоксальным названием “О том, чего нет, или О природе” (вероятно, пародирующим название трактата Мелисса “О природе, или О том, что есть”), известному нам по парафразам Секста Эмпирика (Adv. Math. VII 65—87) и псевдоаристотелевского сочинения “О Мелиссе, Ксенофане, Горгий” (De Xenophane, de Zenone, de Gorgia 979all—980b21). В нем подробно аргументируются три тезиса: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истолковать другому. На этом основании некоторые исследователи говорят о “нигилизме” (или “иррационализме” и “агностицизме”) Горгия, однако другие видят в его сочинении полемическую пародию на элейскую метафизику, а третьи (Г. Гомперц) рассматривают его сочинение как шутливое риторическое упражнение, цель которого — придать видимость вероятности заведомо абсурдным положениям. Основные аргументы Горгия: 1) если бы нечто было, оно было бы либо возникшим, либо невозникшим. Возникшим оно быть не может, согласно постулатам Мелисса (“ни из сущего, ни из не-сущего”); невозникшее же должно быть бесконечным, бесконечное не может находиться ни в самом себе, ни в другом, а то, что нигде не находится, согласно аргументу Зенона о месте,—ничто. 2) Если реальное (“то, что есть”) мыслимо, то нереальное (“то, чего нет”) должно быть немыслимо. Однако Сцилла и Харибда мыслимы. Значит, реальное немыслимо. 3) Словесное общение невозможно, так как “вещи—не слова и так как никто не вкладывает (в слова) тот же смысл, что другой” (De Xenophane, de Zenone, de Gorgia 980Ы8—19). Аргументация 3-го тезиса предполагает гиперсенсуализм: знание предмета отождествляется с его непосредственным чувственным восприятием, не передаваемым в слове; зрительный образ не может быть передан акустически и т. д. Фрагм.: DK II, 217—307; Unterstellter M Sofisti. Testimonianze e fragmenti, fasc. 2. Firenze, 1967; Buchheim T. (hrsg.). Gorgias von Leontinoi, Reden, Fragmente und Testimonien, gr.-deuten. Hamb., 1989; Маковельский А. О. Софисты, вып. 1. Баку, 1940, с. 21—47. Лит.: Мелихова-Толстая С. В. Теория зрения у Горгия.—“Труды Института истории науки и техники”, сер. Архив истории науки и техники, вып. 7. M.—Л., 1935; Богомолов А. С. Диалектический логос. М., 1982, с. 192—197; NewigerH. J. Untersuchungen zu Gorgias Schrift Über das Nichtseiende. B., 1973; Kerferd G. B. Meaning and reference. Gorgias and relation between language and reality.—The sophistic movement. Athens, 1984, p. 215—223. А. В. Лебедев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Горгий (др.-греч. Γοργίας; около 480 до н. э., Леонтины, Сицилия — 380 до н. э., Ларисса, Фессалия) — древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э. Горгий родился в г. Леонтины. Риторике обучался в Сицилии у знаменитого Коракса. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Возглавляя Леонийское посольство в Афинах, Горгий сумел своей речью уговорить афинян предоставить военную помощь. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии в 392 году он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя. Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящихся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно ритмическое оформление и подобное звучание завершений. Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьёзностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приёмов надолго сохранили название «горгианские фигуры» («горгиевы фигуры»). Горгий писал свои речи на аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады. Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Горгию принадлежит трактат «О природе, или О несуществующем», считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого». Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами: Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло или из сущего, что невозможно, так как тогда бы сущее было прежде себя самого, либо из несущего, что также невозможно, поскольку из несущего не ничего не происходит. Следовательно, сущее не вечно и не не вечно. Следовательно, его вообще нет. (Также Горгий ведет рассуждение, о том, что сущего нет, поскольку оно ни единое, ни множественное). Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и Химера. Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет. Горгий также был одним из учителей Антисфена — основателя школы киников. А.В.Лебедев. Горгий / Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. Платон. Горгий. / Платон. Сочинения в 4-х томах. — М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — С. 477—574. Морозкина З. Н. Софист Горгий и его учение о бытии. // Античность и современность. — М., 1982. — С. 126—133. Миллер Т. Б. От поэзии к прозе (риторическая проза Горгия и Исократа). // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. — М.: Наука, 1991. — С. 60—105. Consigny, Scott. Gorgias: Sophist and Artist. — Columbia: University of South Carolina Press, 2001. McComiskey, Bruce. Gorgias and the New Sophistic Rhetoric. — Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 2001.
 

МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА















НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ




РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar