- 100460 Просмотров
- Обсудить
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ЦИЦЕРОН ( 1 )
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН
КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ЦИЦЕРОН ( 1 )
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН
КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА
Чарльз Райкрофт Критический словарь психоанализа
ВВЕДЕНИЕ
Психоанализ остается достаточно спорным предметом, и поэтому, возможно, следует уточнить: эта книга представляет собой не словарь критических замечаний в адрес психоанализа, а критический словарь психоанализа. Его цель – не обеспечить боеприпасами тех, кто в силу разных причин хочет уничтожать психоанализ, а помочь тем, кто желает ознакомиться с ним, сделать это грамотно и критически. Поэтому включенные в словарь стать и содержат не только формальные определения специальных терминов, используемых в аналитической литературе, но дают также определенное представление об их происхождении, об их связи с другими терминами, понятиями, используемыми в аналитической теории, о ведущейся вокруг них полемике среди самих психоаналитиков. В словаре широко используются перекрестные ссылки, которые, как надеется автор, позволятчитателям, просматривающим какую-либо статью, уяснить то положение, которое занимает в структуре всей аналитической теории описываемое в ней понятие.
Поскольку автор является практикующим психоаналитиком, прошедшим подготовку в традициях Фрейдовского анализа, и поскольку, к тому же, настоящий словарь вырос из записной книжки, куда он заносил свои недоумения и сомнения по поводу некоторых аспектов теории Фрейда, под термином «психоанализ» везде подразумевается, если специально не оговорено, психоанализ Фрейда. Такой подход определяется не ограниченностью автора, а стремлением к согласованности в употреблении понятий, широко распространенных среди профессионалов в данной области. Для них термин «психоанализ» относится только к психологическим теориям и способам лечения, которые восходят непосредственно к Фрейду и которые изучаются во всех институтах, в ходящих в Международную Психоаналитическую Ассоциацию. Школы других направлений, такие как юнгианская, адлерианская и экзистенциальная, которые в широком понимании считаются психоаналитическими, имеют свои собственные названия и отличительные фирменные знаки, цель которых – гарантировать своим членам, что их по ошибке не примут за фрейдистов.
Аналитики-юнгианцы называют себя «аналитическими психологами», а свою теорию – «аналитической психологией»; адлерианцы являются «индивидуальными психологами», а экзистенциалисты говорят об «экзистенциальном психоанализе». Эти различия являются источником полной неразберихи для широкой публики, которую больше впечатляют не отличия, а то общее, что есть у различных психотерапевтических школ. Есть надежда, что соответствующие статьи словаря внесут свой вклад в прояснение существа дела.
Примерно по тем же причинам я включил статьи, поясняющие различие функций психиатров, психотерапевтов, психоаналитиков и психологов. Именно эти слова вызывают наибольшую путаницу у непосвящ енных, часто использующих их неправильно. Это вызывает раздражение тех, кто работает в данной области и, как большинство профессионалов, не любят, чтобы их неправильно называли.
Однако, несмотря на то, что настоящий словарь содержит гораздо больше сведений о фрейдовских понятиях, чем о понятиях, принадлежащих другим школам, он далек от того, чтобы быть исключительно фрейдистским. Охватываемый им диапазон значительно шире, чем, например, Лапланша и Понталиса в J.Laplanche, J.B.Pontalis Vocabulaire de la Psychoanalyse (который представляет собой введение в психоаналитическую теорию, данное в форме словаря), поскольку включает:
1. Определения психиатрических терминов, особенно тех, которые используются для описания симптомов и постановки диагнозов. Они были включены по двум соображениям. Во-первых, большинство психоаналитиков являются врачами. Расстройства, которые они лечат и о которых пишут, рассматриваются и широкой публикой, и медиками как «болезни» и, как таковые, подвергаютс я тем же самым процедурам профессионального описания и диагностики, что и болезни телесные. В результате значительная часть психоаналитической литературы использует специальный медицинский и психиатрический словарь, и с ним авторы и читатели, которым она была первоначально адресована, чувствуют себя как дома. Во-вторых, многие из этих психиатрических терминов за последние годы стали общеупотребительными, утратив при этом свои подлинные точные значения. Поэтому читатели, знакомые с журналистским и литературным пониманием таких слов как «маниакальный», «депрессивный», «шизофренический», «компульсивный», «амбивалентный», могут запутаться, встретив их в психоаналитической литературе, где они почти всегда используются в связи с определенными клиническими феноменами. Или – что еще хуже – читатели могут вообразить, что они понимают то, чего в действительности не понимают.
Те же соображения относятся, конечно, и к типично психоаналитическим терминам, которые вошли в широкое употребление. Например, «нарциссизм» – термин, изобретенный Хавеллоком Эллисом для обозначения одной из форм сексуальной перверсии, был заимствован Фрейдом для описания целого ряда феноменов, касающихся отношения человека к себе, и позднее вошел в повседневный язык как уничижительное понятие. Краткий Оксфордский Словарь дает ему такое определение: «сущ. (психоанал.). Тенденция к самопоклонению; поглощенность своим личным совершенством». Любой человек, читая психоаналитическую литературу и имея в голове это определение, вскоре почувствует трудности, поскольку столкнется со ссылками на нарциссические раны, травмы, идентификации, истощение и обеспечение, которые явно имеют мало общего (если имеют вообще) с самопоклонением; он обнаружит также различия между первичным и вторичным нарциссизмом, между нарциссизмом здоровым и защитным, и все это не имеет никакого отношения к моральным суждениям.
2. Определения ряда специальных медицинских терминов, которые, по изложенным выше причинам, психоаналитики используют без объяснения.
3. Определения юнгианских терминов. Поскольку автор страдает достаточно распространенным органическим дефектом – неспособностью понимать работы Юнга – то, как кажется, будет более справедливо по отношению к читателю и к самому Юнгу обратиться к книге Е.А. Беннета «Что сказал Юнг на самом деле» (E.A. Bennet What Jung Really Said), чем изощряться самому. Беннет был близким другом Юнга, и его книга разъясняет идеи Юнга ясно и просто – настолько ясно и просто, что читателю остается только гадать, почему вообще творчество Юнга считалось мистическим и непонятным.
4. Определения и описания основных экзистенциальных понятий. Они включены по ряду соображений. Во-первых, работы Сартра, Р.Д. Леинга и Ролло Мейя в последние годы вызывали значительный интерес и дискуссии, как среди широкой публики, так и среди профессиональных психотерапевтов. Во-вторых, многие критические замечания и сомнения относительно ценности ряда основных положений Фрейда, прозвучавшие внутри фрейдовской паствы, являются преимущественно экзистенциальными по своей природе. Здесь я имею в виду именно те сомнения, которые были высказаны Зацем, Хоумом, Ломасом, мною и другими относительно обоснованности каузально-детерминистских положений теории Фрейда: возможно ли, в самом деле, считать, что человеческое поведение обусловлено теми же причинами, что и физические явления, или полагать, что личность можно действительно рассматривать как итог событий, случившихся в детстве. В-третьих, экзистенциальная критика психоанализа Фрейда, в общем, ведется профессионально, и теми людьми, которые понимают природу психотерапевтических отношений и воспринимают субъективные явления и страдания вполне серьезно. В результате это представляет большую проблему, нежели критицизм Айзенка и поведенческих терапевтов, стоящих на позициях теории научения, где речь идет об устранении психики из психологии и о попытках понять человеческую природу путем ее дегуманизации.
5. Определения ряда биологических понятий, необходимых для того, чтобы разобраться во взглядах Фрейда на инстинкт и эволюцию.
6. Определения ряда антропологических понятий, необходимых, чтобы сопровождать Фрейда во время его умозрительных путешествий в эту область.
Теперь, когда читатель получил краткое представление о сфере охвата и целях настоящего словаря, необходимо указать на некоторые камни преткновения и ловушки, расставленные на пути тех, кто хочет понять, что же такое психоанализ. Должен признаться, что в психоаналитической литературе есть нечто сбивающее с топку, и многие, отважившись на ее изучение, неоднократно терялись и приходили в замешательство. Этому, полагаю, есть три главных причины, которые я и рассмотрю ниже под заголовками «лингвистика», «разногласия» и «источники».
А
АБСТИНЕНЦИЯ (abstinence) Одним из принципов психоаналитической техники является так называемый принцип, или ПРАВИЛО АБСТИНЕНЦИЙ. Хотя неясно, от чего необходимо пациенту воздерживаться. Выражение Фрейда (Freud, 1915) «Лечение должно проводиться в условиях абстиненции» подразумевает именно то, что «техника психоанализа требует от врача отказывать пациентке, жаждущей любви, в удовлетворении ее требований». Другое, почти идентичное, выражение Фрейда (Freud, 1919) требует не допускать того, чтобы пациент освобождался от своих страданий слишком быстро. «Если вследствие работы с отдельными симптомами они утратили свою значимость и страдание пациента уменьшилось, мы должны воссоздать его где-то в другом месте в виде ощутимого лишения; в противном случае мы подвергнемся опасности никогда не достичь улучшений, кроме разве что совсем незначительных и временных». Идея о том, что половое воздержание само по себе вызывает ТРЕВОГУ и НЕВРОЗ, встречается только в наиболее ранних работах Фрейда.
АВТОНОМИЯ И ГЕТЕРОНОМИЯ (autonomy and heteronomy) Сделанное Пиаже разграничение между гетерономией детей и автономией взрослых в психоанализе основывается на контрасте между ИНФАНТИЛЬНОЙ зависимостью детей и независимостью взрослых. Невротическая – зависимость – это состояние, при котором взрослый, который должен быть автономным, чувствует себя гетерономным. «АВТОНОМИЯ ПРОТИВ СТЫДА И СОМНЕНИЯ» - такой термин ввел Erikson (1963) для обозначения второй из своих восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Она приблизительно соответствует АНАЛЬНОЙ СТАДИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, где контроль СФИНКТЕРА означает достижение автономии.
АВТОНОМНЫЕ ФУНКЦИИ ЭГО (autonomous functions of the ego) Это функции, которые вышли из-под непосредственного влияния инстинктов, производными которых они являются, и поэтому свободны от вмешательства КОНФЛИКТОВ. У здоровых личностей речь, дыхание, ходьба являются автономными функциями ЭГО, и конфликты не вызывают заикания, астмы или паралича ног. Виды деятельности, которые стали функционально автономными, служат примерами успешного РАЗВИТИЯ ЭГО и СУБЛИМАЦИИ; они используют деагрессифицированную и десексуализированную ЭНЕРГИЮ (см. ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ и ДЕСЕКСУАЛИЗАЦИЯ). В ТОПОГРАФИЧЕСКИХ формулировках автономные функции занимают СВОБОДНЫЕ ОТ КОНФЛИКТОВ ЗОНЫ ЭГО. См. hartmann (1958).
АГАПЭ (agape) (Греч.: братская любовь). Иногда используется в связи с ЭРОСОМ для противопоставления альтруистической ЛЮБВИ (Caritas) любви чувственной.
АГЕНТ (agent) Многие приводящие в замешательство аспекты психоаналитической теории происходят из того факта, что одна из ее базовых предпосылок, ПСИХИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, категорически отрицает возможность того, что человеческие существа могут быть агентами, способными принимать решения и быть ответственными за собственные действия. В результате перед нами возникают не только неразрешимые вопросы о связи каузальных теорий (см. КАУЗАЛЬНОСТЬ) человеческого поведения с понятиями морали и закона, но и специфические психоаналитические парадоксы, такие как:
а) Какое значение можно придавать актам принятия решений, выбора и т.д., если эти акты уже предопределены БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ силами?
б) Кто или что инициирует ЗАЩИТУ? Или
в) Если ЭГО создается путем ИНТРОЕКЦИИ, то кто (или что) интроецирует первичные интроекции? По поводу некоторых трудностей прикладных физико-химических теорий, связанных с поведением живых организмов, обладающих сознанием, см. Szasz (1961), Home (1966), Rycroft (1966). См. также КРЕАТИВНОСТЬ; СМЫСЛ.
АГОРАФОБИЯ (agoraphobia) Вид ФОБИИ, при которой пациент избегает открытых пространств и испытывает тревогу (см. ТРЕВОГА), оказавшись в подобных условиях.
АГРЕССИЯ (agression) Гипотетическая сила, ИНСТИНКТ или первопричина, которая представляется побудителем ряда действий и чувств. Часто рассматривается как антитеза СЕКСУ или ЛИБИДО, и в этом случае обозначает разрушительные влечения. Даже когда термин используется как синоним деструктивности, существуют разногласия в том, является ли агрессия первичным влечением, т.е. агрессивным разрешительный инстинктом, или же реакцией на ФРУСТРАЦИЮ. Расходятся мнения и в отношении того, является ли агрессия инстинктом со своими собственными целями или же она лишь поставляет ЭНЕРГИЮ, позволяющую ЭГО преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Почти общая тенденция аналитиков приравнивать агрессию к НЕНАВИСТИ, деструктивности и САДИЗМУ приходит в противоречие как с этимологией (ad.giadior: я двигаюсь в направлении к…), так и с традиционным пониманием агрессии как динамизма, самоуверенности, экспансивности, влечения. Психоаналитическое использование термина началось с поздних работ Фрейда, где агрессия понимается как производное ИНСТИНКТА СМЕРТИ. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ использует термины АГРЕССИФИКАЦИЯ и ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ соотносительно с ЛИБИДИЗАЦИЕЙ и ДЕЛИБИДИЗАЦ ИЕЙ. Что касается биологии агрессивного поведения, см. Lorenz (1966).
АДАПТАЦИЯ (adaptation) Это почти всегда относится к адаптации к ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ в целом, т.е. к способности различать субъективные представления (ФАНТАЗИИ) и внешние восприятия (см. ВОСПРИЯТИЕ), а также к способности эффективно влиять на окружающую среду. Поскольку КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ предполагает, что человеческий младенец удовлетворяет желания путем галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ) и не имеет ЭГО или психической структуры, то адаптацию принято рассматривать как производную функцию среды, являющуюся для развивающейся личности результатом ОПЫТА ФРУСТРАЦИЙ. В отношении альтернативного мнения о том, что младенец начинает жизнь уже адаптированным к окружающей среде и способным встретиться с ней, и что его адаптация усложняется по мере взросления и приобретения опыта см. Fairbairn (1952), Winnicott (1958), Hartmann (1958). См. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СРЕДНЕ ОЖИДАЕМАЯ; МАТЬ, НОРМАЛЬНО ПРЕДАННАЯ; АЛЛОПЛАСТИЧЕСКАЯ и АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ.
АДЛЕРИАНЕЦ, АДЛЕРИАНСКИЙ (adlerian)
Последователь Альфреда Адлера (1870-1937), одного из первых учеников Фрейда, который порвал с учителем и в 1911 году основал собственное движение.
Прил., относящееся к выдвинутым им идеям. См. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ; МАСКУЛИННЫЙ ПРОТЕСТ.
АЖИТИРОВАННЫЙ (agitated) Ажитированная ДЕПРЕССИЯ и МЕЛАНХОЛИЯ являются ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ диагностическими терминами, относящимися к пациентам, которые находятся как в состоянии глубокой депрессии и напряжения, так и беспокойства и тревоги.
АКТИВНЫЙи ПАССИВНЫЙ (active AND PASSIVE) Фрейд широко использовал идею сосуществовании полярности между активным и пассивным; MACКУЛИННОСТЬ, АГРЕССИЯ, САДИЗМ, ВУАЙЕРИЗМ активны, а ФЕМИННОСТЬ. ПОКОРНОСТЬ, МАЗОХИЗМ и ЭКСГИБИЦИОНИЗМ – пассивны. Поэтому в КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ существует тенденция приравнивать активное к маскулинному, а пассивное – к феминному и определять маскулинность как способность принимать активную роль, а феминность – как способность играть (sic) пассивную роль, а также рассматривать садизм как маскулинное качество, а мазохизм – как феминное. Ситуация, однако, осложняется дальнейшим предположением о том, что инстинкты могут претерпевать ОБРАЩЕНИЕ в свою противоположность, в частности, активные инстинкты могут стать пассивными; садизм и вуайеризм обычно приводят в качестве примеров инстинктов, способных к этому превращению. См. Freud (1915).
Приравнивание Фрейдом пассивного к феминному широко критиковалось, особенно женщинами-аналитиками – Horney (1916), Klein (1948) и Payne (1935). Оно является примером того, что Джонс назвал фрейдовским ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКИМ взглядом на женщин. Лишь Hermann (1935) подверг сомнению равенство активного и маскулинного. Попытки описать гетеросексуальные отношения в терминах мужской активности и женской пассивности могут привести к абсурду, как, например, у Deutsch (1946), которая описывает «активное преследование пассивных целей» как феминную характеристику. Существует также тенденция считать, что матери активны, а их младенцы пассивны, хотя оба процесса – кормление и сосание – включают активность. В обоих случаях определения в терминах активной и пассивной ролей предполагают, что отношения представляют собой скорее столкновения, нежели взаимодействия, и путают активность с инициацией действия, а пассивность – с отзывчивостью и восприимчивостью.
АКТУАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ (actual NEUROSIS) В своих ранних работах Фрейд делал различие между ПСИХОНЕВРОЗАМИ и актуальными неврозами, где первые обусловлены психологическими КОНФЛИКТАМИ и событиями прошлого, а последние представляют собой физиологические последствия нарушений сексуальной деятельности в настоящее время. Он также различал две формы актуальных неврозов: НЕВРАСТЕНИЮ, как результат сексуальной избыточности, и НЕВРОЗ СТРАХА, как результат не получившего разрядки сексуального возбуждения. См. Freud (1894). См. также НЕВРАСТЕНИЯ; НЕВРОЗ СТРАХА.
АЛГОЛАГНИЯ (algolagnia) Наслаждение БОЛЬЮ.
АЛИЕНИСТ (alienist) Устаревший термин, обозначающий «ПСИХИАТР».
АЛЛОПЛАСТИЧЕСКАЯ и АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ (alloplastic and autoplastic ADAPTATION) Термины введены F. Alexander (1930) дня разграничения адаптивных реакций, которые изменяют ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, и реакций, изменяющих себя. Механизмы ЗАЩИТЫ, используемые в ПСИХОНЕВРОЗАХ, представляют собой классический пример аутопластической АДАПТАЦИИ.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (ambivalence) Термин введен Юджином Блейлером, чтобы отразить сосуществование противоречивых ИМПУЛЬСОВ и ЭМОЦИЙ, направленных на один и тот же объект. Обычно термин относят к сосуществованию ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ. Амбивалентность следует отличать от смешанных чувств по отношению к кому-либо. Она связана с глубинной эмоциональной установкой, где противоречивые отношения имеют общий источник и являются взаимозависимыми, тогда как смешанные чувства могут базироваться на реалистической оценке несовершенной природы объекта. В рассказе о яйце кюре не был амбивалентен по отношению к яйцу, хотя не исключено, что он был амбивалентен по отношению к епископу. Хотя амбивалентность порождается невротическим КОНФЛИКТОМ, ее легче всего наблюдать в ОБСЕССИВНЫХ НЕВРОЗАХ, при которых делается попытка уравновесить в СОЗНАНИИ обе стороны амбивалентности. При других видах неврозов та или другая сторона амбивалентности обычно оказывается вытесненной (см. ВЫТЕСНЕНИЕ).
АМНЕЗИЯ (amnesia) Утрата способности помнить. Инфантильная амнезия – утрата детских и ИНФАНТИЛЬНЫХ воспоминаний. Истерическая амнезия – невротический симптом, при котором пациент жалуется на потерю памяти, длящуюся определенный период времени.
АНАЛИЗАНД (analysand) Человек, проходящий анализ. Слово редко употребляется. Он дает возможность не называть тех, кто изучает психоанализ, пациентами.
АНАЛИТИК БЕЗ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (lay ANALYST) ПСИХОАНАЛИТИК, у которого нет медицинской квалификации. Хотя в большинстве стран, кроме Англии, психоанализ практикуют исключительно представители медицинской профессии, Фрейд считал, что психоанализ должен стать профессией, не зависящей от медицины, «профессией целителей по призванию, которым нет нужды быть врачами и которые не должны быть священниками». Эта цитата необычна в том смысле, что «по призванию» здесь гораздо больше означает «неклерикальный», чем «медицинский».
АНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ (ceonstructions in analysis) Гипотезы, согласно которым событие из детства вспоминается не самим пациентом, а реконструируется по данным, полученным из его СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ. Вера Фрейда в значимость определенных событий (ТРАВМ) при образовании НЕВРОЗА заставила его придавать большое практическое и теоретическое значение точности и убедительности конструкций, даже когда они относились к событиям столь ранним, что припоминание этих событий было маловероятно. Конструкции, которые позднее подтверждались вспоминанием или информацией из других источников, также высоко ценились Фрейдом как свидетельство исторической и научной точности психоанализа (см. НАУКА).
АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ, ФАЗА (anal STAGE, PHASE)
а) По утверждению ИНСТИНКТ-ТЕОРИИ, стадия инфантильного развития либидо, в которой анус и дефекация являются главными источниками чувственного удовольствия и формируют центр инфантильного САМООСОЗНАНИЯ;
б) Стадия инфантильного РАЗВИТИЯ ЭГО, на которой управление телом, особенно его СФИНКТЕРАМИ, а также социализация импульсов являются предметом главной озабоченности ребенка.
АНАЛЬНО-САДИСТИЧЕСКИЙ, АНАЛЬНЫЙ САДИЗМ(anal-sadistic, -sadism) Относится к садистическим фантазиям (см. САДИЗМ) и подразумевает, что они возникают на АНАЛЬНОЙ СТАДИИ.
АНАЛЬНО-ЭРОТИЧЕСКИЙ, АНАЛЬНЫЙ ЭРОТИЗМ(anal-erotic, -erotism) Относится к чувственному удовольствию, получаемому от анальных ощущений.
АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР(anal character) Разновидность невроза ХАРАКТЕРА, рассматриваемого как результат ФИКСАЦИИ на АНАЛЬНОЙ СТАДИИ. Термин обычно используется в отношении ФОРМИРОВАНИЯ РЕАКЦИИ против АНАЛЬНОГО ЭРОТИЗМА, в частности. КОМПУЛЬСИВНОГО упрямства, аккуратности и скупости, но может относиться и к противоположным им принудительной уступчивости, неопрятности и щедрости. См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.
АНАМНЕЗ (anamnesis) Медицинский термин для обозначения истории болезни пациента, данной в его изложении во время приема, т.е. его воспоминания о прошлом, имеющем отношение к болезни.
АНГЕДОНИЯ (anhedonia) Отсутствие способности испытывать удовольствие.
АНИМА, АНИМУС (anima, animus) Юнгианские термины, обозначающие бессознательный женский образ у мужчин и бессознательный мужской образ у женщин.
АНОРЕКСИЯ (anorexia) Отсутствие аппетита. ANOREXIA NERVOSA: ПСИХОГЕННОЕ отсутствие аппетита, достаточно серьезное, чтобы представлять угрозу здоровью или жизни.
АПАТИЯ (apathy) Отсутствие каких-либо ЭМОЦИЙ вообще. Ее следует отличать от ОТЧАЯНИЯ, представляющего собой потерю надежды, и от СКУКИ, возникающей при блокировании направленной вовне активности, будь то по внешним или по невротическим причинам. Согласно Greenson (1949), апатия может быть жизнеспасающей защитой в экстремальных ситуациях: приводя мышление как бы в нейтральное состояние, можно избежать как отчаяния, так и истощения, вызванных не оправдавшимися надеждами. См. также Fenichel (1954).
АППАРАТ ПСИХИЧЕСКИЙ (apparatus psychic(al), mental). См. ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ.
АРХЕТИП (archetype) ЮНГИАНСКИЙ термин для обозначения содержания КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, т.о. врожденных идей, или тенденция к организации опыта в рамках врожденно-предопределенных паттернов.
АУТЕНТИЧНЫЙ и НЕАУТЕНТИЧНЫЙ (authentic and inauthentic) Экзистенциальные термины (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), используемые для различения действий, выполняемых честно или нечестно, которые ИСТИННЫ или ЛОЖНЫ по отношению к СЕБЕ. Психоаналитическая теория не располагает средствами для различения этих понятий, как и понятий «искренний» и «неискренний», хотя психоаналитическая практика во многом зависит от способности терапевта делать это. Однако неаутентичное поведение обычно интерпретируется как защитное (см. ЗАЩИТА); смысл заключается в том, что «истинные» чувства и мотивы пациента – не то, которые он сам осознает: иначе говоря, он неискренен, ибо пытается избежать столкновения с некоторыми аспектами ситуации или самого себя, опасаясь возможной тревоги (см. ТРЕВОГА). Критерии при решении вопроса, является ли поведение, основанное на ИДЕНТИФИКАЦИЯХ, аутентичным, остаются неясными; однако можно считать, что скорее аутентично то поведение, которое основано на идентификации с любимым объектом, нежели поведение, основанное на идентификации с объектом, который ненавидят или которого опасаются.
АУТИЗМ, АУТИСТИЧНЫЙ (autism, autistic) (Букв.: ориентированный на себя). АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление, которое определяется лишь желаниями и ФАНТАЗИЯМИ субъекта без учета окружающей среды или реалистического (см. РЕАЛЬНЫЙ) восприятия пространства и времени. ИНФАНТИЛЬНЫЙ АУТИЗМ – это детский ПСИХОЗ, при котором пациент полностью лишен способности доверять или общаться с кем бы то ни было; он либо нем, либо имеет сложные расстройства речи; и если бы не его способность обращаться с неодушевленными предметами, его можно было бы диагностировать как умственно отсталого. Многие, возможно большинство психиатров, убеждены, что это наследственное органическое заболевание. Однако у Bettelheim (1967) вы найдете радикально психоаналитическую интерпретацию.
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.