Меню
Назад » »

КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА (13)

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 ) 
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ЦИЦЕРОН 1 ) 
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ​ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН


КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА




ТРАНСВЕСТИЗМ (tramsvest(it)ism) Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой субъекту для получения сексуального удовольствия требуется переодеваться в одежду противоположного пола. Основную смысловую нагрузку в этом определении несет слово СЕКСУАЛЬНЫЙ; удовольствие только от переодевания или предпочтение, отдаваемое одежде противоположного пола, не подпадает под этот термин. Практически это извращение присуще только мужчинам; само по себе не является признаком ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ и вполне совместимо с ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОЙ активностью. Согласно Fenichel (1954), трансвестит верит (бессознательно), что, надевая женские одежды, он увеличивает свою мужественность, поскольку получает возможность идентифицировать себя с ФАЛЛИЧЕСКОЙ ЖЕНЩИНОЙ.
ТРАНСФЕР (ПЕРЕНОС) (transference)
Процесс, который включает в себя: перемещение на своего аналитика чувств, представлений и пр., связанных с людьми из прошлого (см. СМЕЩЕНИЕ); отношение к аналитику как к объекту своего прошлого; проецирование на аналитика ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, полученных ранее путем ИНТРОЕКЦИЙ (см. ПРОЕКЦИЯ); наделение аналитика значимостью другого, обычно предшествующего, объекта.
Душевное состояние пациента в результате 1.
Более широко – эмоциональное отношение пациента к своему аналитику.
На заре психоанализа трансфер рассматривался как нежелательное явление, мешающее восстановлению вытесненных воспоминаний и нарушающее объективность пациента. Однако к 1912 г. Фрейд стал рассматривать трансфер как существенную часть терапевтического процесса: «В конечном счете, побеждать любой конфликт необходимо в границах трансфера». При этом, конечно, не предполагается, что аналитик является единственным человеком, на которого пациенты склонны переносить чувства, связанные с прошлым. Но считается, что отстраненность аналитика – его отказ подыгрывать ожиданиям пациента или реагировать соответственно этим ожиданиям – создает новую ситуацию, которая дает возможность объяснить пациенту, что он ведет себя так, КАК ЕСЛИ БЫ аналитик был его отцом, матерью, братом, сестрой или кем-либо еще (см. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ). Подобные четкие сообщения, делаемые аналитиком, называются ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ПЕРЕНОСА; эмоциональная захваченность пациента аналитиком называется НЕВРОЗОМ ПЕРЕНОСА. Отношение Пациента к аналитику КАК к отцу, матери и т.д. называется ОТНОШЕНИЕМ ПЕРЕНОСА, в отличие от АНАЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, представляющих собой совокупность отношений между аналитиком и пациентом, включая признание последним истинного характера договора и взаимодействия между ними и реальной личности аналитика. Под СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРЕНОСА понимают использование трансфера в качестве СОПРОТИВЛЕНИЯ либо припоминанию прошлого, либо встрече с ТРЕВОГОЙ, связанной с перспективой прекращения лечения и необходимостью отказаться от чувства безопасности (что в значительной степени иллюзорно), которое дает пребывание в анализе. Трансфер может быть: отцовским, материнским, ЭДИПОВЫМ, ПРЕЭДИПОВЫМ, ПАССИВНЫМ, ЗАВИСИМЫМ, ОРАЛЬНЫМ и т.д. – в зависимости от первоначального объекта трансфера и стадии РАЗВИТИЯ, которая заново переживается; ОБЪЕКТНЫМ (см. ОБЪЕКТ) или НАРЦИССИЧЕСКИМ (идентификационным, см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ), в зависимости от того, воспринимает пациент, своего аналитика как внешний объект, от которого он зависит, который он ненавидит и т.д., или рассматривает его как часть самого себя; ПОЗИТИВНЫМ или НЕГАТИВНЫМ, в зависимости от того, воспринимает ли он своего аналитика как лицо доброжелательное или враждебное.
Большинство мнений о трансфере сходится на том, что ранние ОБЪЕКТ-ОТНОШЕНИЯ, которые пациент, скорее всего, не может вспомнить как таковые, тем не менее могут быть воссозданы в трансферных реакциях пациента. Он не может вспомнить свое младенчество и свое отношение к ГРУДИ, а вновь разыгрывает это «в трансфере». Практику Фэрбэрна, Клейн и Винникотта можно понять, лишь осознав их убежденность в том, что реакции пациентов на них являются убедительным доказательством, которое может служить теоретической основой происхождения объектных отношений в младенчестве (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ; КЛЕЙНИАНСКИЙ). Мнения большинства аналитиков сходятся также в том, что терапевтический эффект анализа обусловлен прежде всего его возможностью разрешать «в рамках трансфера» конфликты, зарождавшиеся в детстве и младенчестве. Меньшее значение придается тем новым отношениям, которые возникают в анализе. Имеются в виду отношения пациента с человеком, сочетающим интерес к нему с отсутствием притязаний, чье проникновение в него отличается большей ясностью и глубиной, чем понимание со стороны собственных родителей.
ТРЕВОГА (anxiety) Обычное определение тревоги как иррационального страха непосредственно применимо только к ФОБИЧЕСКОЙ ТРЕВОГЕ (см. ФОБИЯ), провоцируемой такими объектами и ситуациями, как открытые пространства (АГОРАФОБИЯ), замкнутые пространства(КЛАУСТРОФОБИЯ), высота, пауки, змеи, гром, путешествие, толпы, незнакомцы и т.д., и проявляемой в степени, абсолютно несоизмеримой с действительной опасностью этих объектов и ситуаций. Лучше определять ее как реакцию на какой-то еще не известный фактор либо в ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, либо в СЕБЕ, который может быть вызванилиизменениями в окружении, или движениями БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ, вытесненных (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) сил в себе. Психоанализ имеет дело главным образом с последним. У Фрейда было три теории тревоги. Согласно первой, тревога является проявлением вытесненного ЛИБИДО; вторая рассматривала ее как повторное переживание рождения (Freud, 1915); третья, которую можно рассматривать как окончательную психоаналитическую теорию тревоги, говорит о наличии двух видов тревоги:ПЕРВИЧНОЙ и СИГНАЛЬНОЙ, каждый из которых есть ответ ЭГО на возрастаниеинстинктного или эмоционального НАПРЯЖЕНИЯ (см. также ИНСТИНКТ и ЭМОЦИЯ); при этом СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА представляет собой сторожевой механизм, предупреждающий Эго о надвигающейся угрозе его равновесию, а ПЕРВИЧНАЯ ТРЕВОГА – эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги – не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (см. ЗАЩИТА), поэтому ее можно рассматривать как направленную вовнутрь форму БДИТЕЛЬНОСТИ. Первичная тревога свидетельствует о неудаче защиты и появляется в КОШМАРАХ. См. Freud (1926), Hoch и Zubin (1950), Rycroft (1968), Rosenberg (1949). К числу других видов тревоги, описанных в литературе, относятся:
а) КАСТРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами по отношению к сексуальной функции;
б) СЕПАРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА, вызываемая угрозой разлучения с ОБЪЕКТАМИ, ощущаемыми как необходимые для выживания;
в) ДЕПРЕССИВНАЯ тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к «ХОРОШИМ объектам»;
г) ПАРАНОИДНАЯ ТРЕВОГА (ПРЕСЛЕДОВАНИЯ), в основе которой лежит страх перед нападением со стороны «ПЛОХИХ объектов»;
д) ОБЪЕКТИВНАЯ ТРЕВОГА, при которой страх вызывается реальной внешней угрозой;
е) НЕВРОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА - термин, охватывающий все перечисленные выше виды тревоги, за исключением д), т.е. а) и б) по контрасту с в) и г), которые охватываются случаем ж);
ж) ПСИХОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА. Эта последняя, однако, иногда относится к угрозам собственной ИДЕНТИЧНОСТИ. См. также отдельные статьи КАСТРАЦИЯ, СЕПАРАЦИЯ; ДЕПРЕССИВНЫЙ; ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; ПСИХОЗ.
ТРУДОЛЮБИЕ против НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (industry v. INFERIORITY) Четвертая из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Соответствует ЛАТЕНТНОМУ ПЕРИОДУ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. «Трудолюбие» связано преимущественно с овладением физическими навыками, свойственными данной фазе (8-13 лет), а «неполноценность» – с опасностью почувствовать себя несостоятельным в сравнении со взрослыми. См. Erikson (1953).
У
УВЕРТКА (elusion) Термин был использован Laing (1961), чтобы описать процесс, посредством которого человек может избежать очной ставки с самим собой и с другими, исполняя роль, т.е. выступая в роли того, кем он фактически является. В качестве примеров увертки Леинг приводит сартровского официанта и флоберовскую мадам Бовари. «Личность имитирует правду двойным притворством», т.е. сначала притворяясь, что ФАНТАЗИЯ РЕАЛЬНА, а затем притворяясь, что реальность – это фантазия.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ (satisfaction) Эмоция, сопровождающая достижение цели. ИНСТИНКТНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ: эмоция, сопровождающая разрядку инстинктного ИМПУЛЬСА. Классическая ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ (см. также КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ) в силу своей приверженности ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ вынуждена определять удовлетворение с позиций уменьшения инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ. См. ИНСТИНКТ; ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ и КОНЕЧНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.
УНИЧТОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (characteras-sassination) Термин использован Leslie Faiber (1966) для того, чтобы описать неправильное применение психоаналитической теории в целях уничижения человека и искажения мотивов его поведения. Это достигается или
а) истолкованием поведения с точки зрения ИНФАНТИЛЬНЫХ мотивов без учета их модификации вследствие СУБЛИМАЦИИ, воспитания, жизненного опыта и т.д., или
б) определением черт характера в категориях тех психиатрических состояний, которые выставят их в карикатурном виде.
Первый прием, как правило, заключается в толковании вызывающего зависть поведения (см. ЗАВИСТЬ) как ЗАЩИТЫ. Т.е. проявляя недоверие к жертве и, считая, что путем создания зашиты, она овладела примитивным ИМПУЛЬСОМ, Эго дает возможность объяснять доброту, деликатность и мягкость, как ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ против САДИЗМА, а продуктивность, опрятность и чистоплотность – как формирование реакции против анальности (см. АНАЛЬНЫЙ). Второй прием дает возможность определить все упомянутые качества как навязчивости (см. НАВЯЗЧИВОСТЬ): назвать воодушевление и жизнеспособность МАНИАКАЛЬНОСТЬЮ, способность к объективности и независимости ШИЗОИДНОСТЬЮ, наблюдательность – ПАРАНОИДНОСТЬЮ, спонтанность и эмоциональность – ИСТЕРИЧНОСТЬЮ. Хотя, мотивами, лежащими в основе этих психоаналитических извращений, являются зависть, ненависть и злоба, они стали возможными потому, что при всех претензиях психоанализа быть универсальной психологией, способной объяснить все особенности человеческой природы, его данные взяты из патологии. В результате этого противоречия, те понятия и системы классификации, которые являются достоянием врачебных кабинетов, слишком легко применяются вне их стен, не претерпевая изменений. Трудности в избегании уничтожения личности отчетливо показаны в психоаналитических исследованиях художников и исторических личностей, например, в исследовании Вильсона, сделанного Freud and Bullitt (1967). См. ПАТОБИОГРАФИЯ.
УНИЧТОЖЕНИЕ СДЕЛАННОГО(UNDOING)(Нем.: Ungeschehenmachen - делать что-либо «неслучившимся».) ЗАЩИТНЫЙ механизм, позволяющий субъекту сделать так, будто предшествующей мысли или действия вовсе не было. «Это, так сказать, негативная магия, она старается… „выветрить" не только ПОСЛЕДСТВИЯ некоторого события (или переживания, или впечатления), но и само это событие… В обсессивном неврозе этот прием… встречается прежде всего в „двухфазных" симптомах, в которых первое действие аннулируется вторым, так что получается, будто не было ни одного действия, тогда как в действительности были оба» – Freud (1926). Уничтожение сделанного обычно имеет место в навязчивых ритуалах.См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ; ВСЕМОГУЩЕСТВО; РИТУАЛ.
УПОДОБЛЕНИЕ ВЗРОСЛОМУ (adultomorphic) Заблуждение, связанное с данным понятием, заключается в приписывании младенцам и детям тех мыслей и чувств, которые должны быть у взрослого в сходных обстоятельствах. Обычно делается ссылка на теории детской психологии, которые, считается, переоценивают их уровень РАЗВИТИЯ.
УРЕТРА (urethra) Проток, по которому моча выводится из мочевого пузыря. Отсюда – УРЕТРАЛЬНЫЙ ЭРОТИЗМ: удовольствие, связанное с мочеиспусканием, и вызываемыеэтим процессом ФАНТАЗИИ.
УСКОРЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ(psychomotor acceleration) Психиатрический термин для обозначения ускорения процессов мышления и движений, имеющих место при МАНИИ.
УЧЕБНЫЙ АНАЛИЗ (training analysis) Прохождение психоанализа лицами, готовящимися стать психоаналитиками, в отличие от терапевтического анализа пациентов.
Ф
ФАЛЛИЧЕСКИЙ (phallic) См. ПЕНИС И ФАЛЛОС. Отсюда:
ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА
Идея о женщине с фаллическими атрибутами: обычно либо ИНФАНТИЛЬНАЯ концепция МАТЕРИ во время ПРЕЭДИПОВЫХ фаз ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, либо невротическая концепция женщины у мужчин, которые чувствуют антипатию к женщинам или обнаруживают к ним мазохистическое подчиненное отношение (см. МАЗОХИЗМ, ПОДЧИНЕНИЕ). Данное понятие встречается также в примитивных религиях, мифологии и фольклоре.
Женщина, воспринимаемая другими или собой как воплощенное данной идеи. В обоих случаях неясно, следует ли рассматривать такую женщину как маскулинную или как гермафродитную.
ФАЛЛИЧЕСКАЯ ФАЗА Стация инфантильного ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ), во время которой ребенок поглощен своим ПЕНИСОМ, его функциями и вообще идеей потенции. Она следует на АНАЛЬНОЙ и предшествует ЭДИПОВОЙ фазе.
ФАЛЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР Человек, демонстрирующий КОМПУЛЬСИВНЫЕ черты характера, свойственные ФАЛЛИЧЕСКОЙ ФАЗЕ (см. выше). Более узко – человек, понимающий сексуальное поведение как проявление потенции, в противоположность ГЕНИТАЛЬНОМУ ХАРАКТЕРУ, который понимает его как участив в отношениях.
ФAЛЛOЦEHTPИЧECKИЙ (phallo-centric) Термин, использованный Джонсом для описания тенденции КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ придавать чрезмерное значение ПЕНИСУ и, в особенности, объяснять психологию женщин как реакцию на открытие того факта, что у них отсутствует пение.См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; КАСТРАЦИЯ; ЗАВИСТЬ; ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ.
ФАНТАЗИЯ (1) (fantasy and phantasy) Согласно O.E.D., «В современном употреблении слова FANTASY и PHANTASY, несмотря на одинаковое звучание и этимологию, понимаются как разные слова. Преобладающее значение первого – „каприз, прихоть, причудливая выдумкам", а второго – „воображение, воображаемое понятие". Поскольку психоаналитическое представление скорее сродни ВООБРАЖЕНИЮ, чем прихоти, английские психоаналитики неизменно пишут PHANTASY, а не FANTASY, но лишь некоторые, если таковые вообще есть, американские авторы последовали за ними в этом».
ФАНТАЗИЯ (2) (PHANTASY) Психоаналитическая концепция фантазии не избежала двусмысленности, свойственной повседневному использованию этого слова. В одном из значений фантазия связана с воображением, грезами, мечтанием, в противоположность адаптивному мышлению и поведению (см. АДАПТАЦИЯ). В этом смысле она является синонимом невротического мечтания. В другом значении относится к образной деятельности, лежащей в основе мышления и чувств. В теоретических работах обычно подразумевается второе значение слова. Отсюда и написание phantasy, принятое английскими, но не американскими авторами (см. ФАНТАЗИЯ (1)). Все школы согласны с тем, что сознательная психическая деятельность сопровождается, поддерживается, обеспечивается, оживляется и находится под влиянием БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ фантазии, которая начинается в детстве, первоначально имеет дело с биологическими процессами и связями и подвергается символическому усложнению (см. СИМВОЛ). Существует, однако, значительное расхождение во мнениях относительно практической ценности построения ИНТЕРПРЕТАЦИЙ на языке бессознательных фантазий. Клейнианцы считают, что только такие интерпретации являются эффективными; Эго-психологи (см. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ) считают их «дикими» (напр., драматические заявления о желании, скажем, атаковать ГРУДЬ или ПЕНИС, в которых мало смысла для взрослого ЭГО пациента). Клейнианская теория использует «бессознательную фантазию» в качестве связующего звена между ИНСТИНКТОМ и мыслью. «По поводу обнаруженных здесь точек зрения:
а)фантазии являются первичным содержанием бессознательных психических процессов;
б) содержание бессознательных фантазий первоначально связано с телом и представляет инстинктные цели, направленные на объекты;
в) эти фантазии прежде всего являются психическими представителями ЛИБИДНЫХ и деструктивных инстинктов;… и
г) АДАПТАЦИЯ к РЕАЛЬНОСТИ и реальное мышление требуют поддержки совместно действующих бессознательных фантазий…» – Susan Isaacs (1952). Классическая теория придерживается практически того же мнения, помещая фантазию в ИД.
Фантазии могут быть ГЛУБИННЫМИ иди ПОВЕРХНОСТНЫМИ, ОРАЛЬНЫМИ, АНАЛЬНЫМИ, ФАЛЛИЧЕСКИМИ, ГЕНИТАЛЬНЫМИ, СОЗНАТЕЛЬНЫМИ или БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ, ЛИБИДНЫМИ или агрессивными (см. АГРЕССИЯ), ИНФАНТИЛЬНЫМИ или взрослыми, садистскими или мазохистскими (см. САДИЗМ и МАЗОХИЗМ), КРЕАТИВНЫМИ или НЕВРОТИЧЕСКИМИ, ИСТЕРИЧЕСКИМИ, ОБСЕССИВНЫМИ, ДЕПРЕССИВНЫМИ, ШИЗОИДНЫМИ, ПАРАНОИДНЫМИ и т.д. См. также ВООБРАЖЕНИЕ; СИМВОЛИЗМ.
ФЕКАЛИИ (faeces) Экскремент, кал. Поскольку АНАЛЬНАЯ фаза является второй из ПРЕГЕНИТАЛЬНЫХ фаз ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, а приобретение СФИНКТЕРНОГО (кишечного) контроля является достижением соответствующей фазы РАЗВИТИЯ ЭГО, слова «фекалии» и «дефекация» занимают видное место во всех психоаналитических историях болезни. Любому, кто склонен скептически относиться к тому, действительно ли фекалии и дефекация играют такую важную роль в нашей психической жизни, как подразумевается в литературе, стоит задуматься, в какой мере в нецензурном языке используются фекальные термины для выражения оскорбления, презрения и пренебрежения.
ФЕМИННЫЙ, ФЕМИННОСТЬ (feminine, FEMININITY) Имеющий отношение к паттернам доведения, установкам и т.д., которые считаются психологическими вторичными половыми признаками женщины. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ склонна считать, что феминность имеет существенную связь с ПАССИВНОСТЬЮ и МАЗОХИЗМОМ и что женская психология центрируется вокруг трудностей, связанных с принятием беспомощной позиции. Тогда как мужчины, говоря психоаналитическим жаргоном, «усваивают маскулинную роль», женщины «принимают феминную роль» неохотно и только после «отказа от ПЕНИСА». Как отметил Джонс, этот взгляд на феминность является примером «ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКОГО» уклона Фрейда, и он подвергался критике со стороны многих, хотя и не всех, женщин-аналитиков. Относительно концепции феминности, основанной на идее восприимчивости, см. Рауле (1935). По поводу некоторых трудностей, связанных с пониманием того, какие психические характеристики являются врожденно маскулинными, а какие – феминными, см. МАСКУЛИННЫЙ. См. также АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; БИСЕКСУАЛЬНЫЙ; КАСТРАЦИЯ.
ФЕНОМЕН ИСАКОВЕРА (esakower phenomenon) Впервые описанное Isakower (1938) ГИПНАГОГИЧЕСКОЕ переживание, при котором субъекту представляется, что к его лицу движутся мягкие, тестообразные массы. Исаковер объяснил это явление как возобновление детского опыта пребывания у ГРУДИ. О соотношении этого феномена с понятием ЭКРАНА СНОВИДЕНИЯ Левина и психологией сна см. Lewin (1946).
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (phenomenology) Изучение опыта. Феноменологические исследования
а) ограничиваются пределами опыта, рассматриваемого в границах сознания, не учитывая, что он является следствием лежащих в его основе процесса, не объясняя этот опыт как проявление ноуменов, сущностей, принципов и т.д., о которых сознание не осведомлено;
б) формулируют свои данные с точки зрения СУБЪЕКТА.
Психотерапевты и философы, придерживающиеся феноменологической точки зрения, обычно отвергают идею БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО и те разделы психоаналитической теории, в частности, МЕТАПСИХОЛОГИЮ, которые сформулированы так, будто субъект можно наблюдать извне, когда наблюдатель не идентифицируется с субъектом (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ).См. также ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ЭССЕНЦИАЛИЗМ, ОНТОЛОГИЯ, ПЕРСОНОЛОГИЯ.
ФЕТИШ (fetish)
Неодушевленный объект, служащий предметом поклонения первобытных людей в связи с его магической силой или с обитающим в нем духом. Отсюда
Объект, который фетишист наделяет сексуальным значением и в отсутствие которого он не способен к сексуальному возбуждению. Сексуальный фетиш представляет собой или неодушевленный предмет, или несексуальную часть тела; к неодушевленным обычно относится одежда, обувь, украшения, к телесным – ступни ног или волосы.
Можно сказать, что фетишисты рассматривают свой фетиш как «населенный духом», поскольку фетиш явно ассоциируется с человеком, не являясь таковым; и как обладающий «магической силой», поскольку его присутствие даетим силу, которой в противном случае они лишены. Фетишизм является классическим примером мышления первичного процесса, влияющего на поведение, поскольку
а) фетиш характеризуется многозначностью, источником которой являются КОНДЕНСАЦИЯ, СМЕЩЕНИЕ и СИМВОЛИЗАЦИЯ других объектов, и
б) фетишист ведет себя таким образом, как будто бы фетиш и есть эти другие объекты, а несоответствия и абсурдность тревожат его не более, чем спящего во время сна (см. СНОВИДЕНИЕ). См. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ; РАСЩЕПЛЕНИЕ.
ФИКСАЦИЯ (fixation) Процесс, посредством которого человек становится или остается амбивалентно привязанным (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ) к ОБЪЕКТУ, уместному на более ранней стадии РАЗВИТИЯ. Таким образом, фиксация является свидетельством срыва на пути прогрессивного прохождения через стадии РАЗВИТИЯ ЛИБИДО. Понятие предполагает, что фиксированный индивид
а) имеет тенденцию вовлекаться в ИНФАНТИЛЬНЫЕ, устаревшие паттерны поведения или регрессировать (см. РЕГРССИЯ) к таким паттернам в условиях стресса;
б) склонен к компульсивному выбору объектов (см. КОМПУЛЬСИВНЫЙ) на основе их сходства с объектом, на котором он фиксирован; и
в) страдает от истощения имеющейся ЭНЕРГИИ в результате вложения ее в прошлый объект. Чрезмерная ФРУСТРАЦИЯ и УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, чрезмерная ЛЮБОВЬ и НЕНАВИСТЬ приводятся как причины фиксации. Отсюда ОРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ, ФИКСАЦИЯ НА МАТЕРИ, АНАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ, ФИКСАЦИЯ НА ОТЦЕ (см. в соответствующих статьях).
ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (phylogenetic) Относящийся к эволюции видов. См. ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ.
ФОБИЧЕСКИЙ ПРИЕМ (phobic technique) Один из четырех приемов, описанных в ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ. Эти приемы используются субъектом для осуществления перехода от ИНФАНТИЛЬНОЙ к зрелой ЗАВИСИМОСТИ. Согласно Фэрбэрну, младенец создает два образа МАТЕРИ (ГРУДИ), от которых он первоначально полностью зависит. Первый – как ХОРОШИЙ, удовлетворяющий ОБЪЕКТ, другой – как ПЛОХОЙ, фрустирирующий ОБЪЕКТ. Четыре приема отличаются по тому, ГДЕ субъект размещает два этих объекта. При фобическом приеме он размещает оба вовне: говоря языком Фэрбэрна, младенец ЭКСТЕРНАЛИЗИРУЕТ как принимаемый, так и отвергаемый объект, представляя, что он защищен хорошим объектом, но подвержен риску нападения со стороны плохого объекта(-ов). В результате он достигает чувства безопасности ценой ФОБИЧЕСКОЙ ТРЕВОГИ. КОНФЛИКТ между данным приемом и растущим желанием взрослеть ведет к колебаниям между желаниями бежать от удушающей заботы со стороны хорошего объекта (КЛАУСТРОФОБИЯ) и желанием вернуться к ней, чтобы спастись от мира, который, как представляется, населен плохими объектами (АГОРАФОБИЯ).См. fairbairn (1952).См. также ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ И ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar