- 101238 Просмотров
- Обсудить
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ЦИЦЕРОН ( 1 )
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН
КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ЦИЦЕРОН ( 1 )
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН
КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА
СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ рассматривает НЕВРОТИЧЕСКОЕ симптомообразование как аналог работы сновидения (см. СНОВИДЕНИЕ); при этом симптом является КОМПРОМИССОМ между вытесненным желанием (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) и предписаниями вытесняющей инстанции. См. также ПРИЗНАК, СИМПТОМ И СИМВОЛ.
СИНДРОМ (syndrome) Группа ПРИЗНАКОВ и СИМПТОМОВ, которые обычно появляются вместе. Синдром сам по себе не определяет заболевание, либо потому, что не известны связи между его элементами, либо потому, что он может быть проявлением целого ряда заболеваний.СИНДРОМ УСТАЛОСТИ - устаревший термин, характеризующий ряд НЕВРОЗОВ, при которых пациент жалуется на утомление и одышку, сопровождающие любое усилие, но при этом отсутствуют соматические признаки, подтверждающие его убеждение, что он страдает сердечным заболеванием.
СИНДРОМ YAVIS (yavis syndrome) Согласно Schofield (1964), молодые американские психиатры-мужчины имеют склонность отбирать для ПСИХОТЕРАПИИ пациенток с «YAVIS» – синдромом, т.е. Young (Молодых), Attractive (Привлекательных), Verbally fluent (Разговорчивых), Intelligent (Интеллигентных) и Successful (Удачливых), с таким же социальным положением и устремлениями, как у них самих. Этот иронический комментарий в адрес психиатрической и психоаналитической жизни Америки является частью общего наступления на тенденцию расходовать время и искусство профессионалов на здоровых в клиническом смысле пациентов в ущерб исследованию серьезных психиатрических расстройств.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ (synthetic) Термин подразумевает «синтезирующий», а не «искусственный». Все описанные Hartmann (1958) «синтетические функции Эго» связаны с ИНТЕГРАЦИЕЙ.
СКОПОФИЛИЯ (scopophilia) Удовольствие от разглядывания. Классическая теория причисляет скопофилию к инфантильным СОСТАВНЫМ ИНСТИНКТАМ. Написание «скоптофилия» идет от первых неверно сделанных переводов Фрейда. См. ВУАЙЕРИЗМ.
СКОРБЬ (mourning) «Психологические процессы, которые вступают в действие с потерей любимого объекта и которые обычно ведут к отходу от объекта» – Bowlby (1961). Она следует за тяжелой утратой, ей сопутствует ГОРЕ; затем может наступить (или не наступить) привязанность к новому объекту, ей обычно присуща разная степень ИДЕНТИФИКАЦИИ с утраченным объектом. Несмотря на различия в терминологии, процесс скорей свойственно, пожалуй, подразделять на три стадии:
а) стадию протеста, или ОТРИЦАНИЯ, когда субъект пытается отогнать мысль о том, что потеря произошла, не вериг в это, чувствует гнев, упрекает себя, упрекает умершего и медиков, занимавшихся им, за то, что они позволили случиться потере, Дарвин называл эту стадию «неистовым горем»;
б) стадию смирения, принятия или отчаяния, когда признается реальность утраты и наступает СОЖАЛЕНИЕ;
в) стадию отделения, на которой субъект отходит от объекта, отучается от него и приспосабливается к жизни без него. Если имеет место «нормальная» скорбь, субъект «оправляется» от потери и становится способным вновь привязаться к новому объекту.
Все психоаналитические школы рассматривают скорбь как обычный аналог ДЕПРЕССИИ; при депрессии утратой является не реальное лицо, а амбивалентно нагруженный «ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ» (см. также АМБИВАЛЕНТНОСТЬ). См. Freud (1917), Abraham (1927). Согласно Bowlby(1951, 1961), младенцы и дети постарше реагируют на сепарацию с матерью процессами скорби, которые предрасполагают к психическому заболеванию в последующей жизни.
СКОТОМИЗАЦИЯ (scotomization) Защитный процесс (см. ЗАЩИТА), с помощью которого субъект не воспринимает (сознательно) (см. ВОСПРИЯТИЕ) определенные стороны либо окружающих его обстоятельств, либо самого себя. (Производное от scotoma: слепое пятно в поле зрения). См. ОТРИЦАНИЕ.
СКУКА (boredom) Эмоция, которая возникает, если индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Она может возникнуть либо вследствие ограничений – например, одиночное заключение, сенсорная депривация, монотонная работа, – либо вследствие внутреннего торможения. Согласно Fenichel (1954), невротическая скука – это состояние инстинктного напряжения (см. также ИНСТИНКТ), при котором отсутствует инстинктная цель. В результате этого человек, ощущающий скуку, ищет объект «не для того, чтобы направить на него действия своих инстинктных импульсов, а скорее для того, чтобы объект помог найти инстинктную цель, которой он лишен». Он знает, что ему чего-то не хватает, но не знает, чего. Отсюда – раздражительность и беспокойство неотделимы от скуки, но отсутствуют при АПАТИИ.
СЛАБОУМИЕСм. ДЕМЕНЦИЯ, СЕНИЛЬНАЯ И ПРЕСЕНИЛЬНАЯ.
СЛАБОУМИЕ, СТАРЧЕСКОЕ И ПРЕДСТАРЧЕСКОЕ См. ДЕМЕНЦИЯ, СЕНИЛЬНАЯ И ПРЕСЕНИЛЬНАЯ.
СЛИЯНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ (fusion and defusion) Согласно последним теоретическим работам Фрейда, ИНСТИНКТЫ находятся не только в состоянии КОНФЛИКТА, но способны также к слиянию и разделению. «Нам никогда не приходится иметь дело с ИНСТИНКТАМИ ЖИЗНИ и ИНСТИНКТАМИ СМЕРТИ в чистом виде, а всегда с различной степенью их комбинаций. Подобно тому, как происходит слияние инстинктов, при определенных условиях может произойти их разделение» – Freud (1920). Аналитики, принимающие эту точку зрения, полагают, что в норме инстинкты жизни и смерти слиты, и инстинкты жизни преобладают, что при садистских (см. САДИЗМ) и мазохистских (см. МАЗОХИЗМ) перверзиях они слиты и преобладает инстинкт смерти, а при НЕВРОЗАХ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ имеет место разделение, и инстинкт жизни пациента становится объектом его инстинкта смерти.
Т
ТАБУ (taboo)
Антропологический термин, который обозначает выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры (МИРОВОЗЗРЕНИЕ); т.е. объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, «нельзя даже думать».
Отсюда, в расширенном понимании, любое действие, запрещенное авторитетом или социальными нормами, может рассматриваться как «табу». В психоаналитической литературе наиболее часто упоминаются табу ИНЦЕСТА и табу убийства ТОТЕМНОГО животного (кроме церемониальных случаев). См. работу Фрейда «ТОТЕМ И ТАБУ» (Freud Totem and Taboo, 1913), в которой он размышляет о том, что табу инцеста возникло ввиду необходимости для мужчин ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЫ предотвратить борьбу между собой после того, как они убили ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, прежде державшего всех женщин орды только для себя. Теория предполагает, что табу препятствовало сыновьям иметь именно тех женщин, ради обладания которыми они убили своего отца. В статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ кратко изложена общая биологическая теория, которая привела Фрейда к уверенности, что подобная умозрительная теория верна. См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.
ТАКТИЛЬНЫЙ (haptiС) Относящийся к осязанию.
ТАНАТОС (thanatos) Греческий бог смерти, имя которого использовано Фрейдом для персонификации ИНСТИНКТА СМЕРТИ.См. ЭРОС и ИНСТИНКТ ЖИЗНИ.
ТВОРЧЕСТВО (КРЕАТИВНОСТЬ) (creativity) Способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи, отмеченные воображением (см. ВООБРАЖЕНИЕ), неотразимые, убедительные, значительные и т.д. С самых ранних дней психоанализ испытал соблазн объяснить творческую активность, и эти объяснения неизменно обосновывались проявлением сходства между творческой активностью и некоторыми невротическими процессами. Наиболее простой пример этого подхода – показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как ЭДИПОВУ фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность – это форма невротических мечтаний (Freud, 1908). Трудности, с которыми сталкивается эта гипотеза, заключаются в том, что она не в состоянии объяснить, почему все мечтания не являются творческими, и это вызвало появление вторичных гипотез относительно того, как технические приемы творческой работы позволяют превратить частные невротические «творения» в приемлемые и понятные широкой публике произведения искусства. В конце своей жизни Фрейд отвергал идею о том, что психоанализ внес какой-либо вклад в эстетику. (По поводу противоположного мнения см. Ehrenzweig, 1967.) Относительно недавно, главным образом под влиянием КЛЕЙНИАНСКИХ идей, были сделаны попытки доказать, что творческая активность является или ДЕПРЕССИВНОЙ, или ШИЗОИДНОЙ, т.е. что она или представляет собой попытку РЕПАРАЦИИ деструктивных фантазий (Klein, 1948; Sharре, 1950; Levey, 1939), или каким-то образом аналогична бредовому системообразованию ШИЗОФРЕНИКОВ (см. также БРЕД). Но и здесь остается невыясненной причина, почему отдельные люди обладают способностью находить творческие решения своих депрессивных или шизоидных проблем.
Поскольку классический психоанализ рассматривает отмеченную воображением деятельность как примитивную, ИНФАНТИЛЬНУЮ и как функцию ИД, такие авторы как Гартман и Крис были вынуждены описать с точки зрения РЕГРЕССИИ те виды деятельности, которые они фактически оценивают как действительно творческие и прогрессивные. Это привело к использованию выражений типа «регрессия на службе ЭГО» при описании «негативной способности» (Китс) творческого. Поскольку результаты творческой деятельности являются, по определению, новыми, неожиданными и потому непредсказуемыми, творчество представляет собой понятие, которое трудно включить в каузально-детерминистскую структуру (см. ПРИЧИННОСТЬ и ДЕТЕРМИНИЗМ); отсюда, вероятно, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ психоанализа в отношении творчества. Данное понятие поднимает и другие проблемы, например, является ли творчество способностью, свойственной всем, – и в этом случае любой может стать креативным, если устранить ТОРМОЖЕНИЯ; или это – особый дар, и в таком случае психоанализ должен допускать исключения в своих постулатах. Относительно первой из двух точек зрения см. работу Куби «Невротическое искажение творческого процесса» (Kubie Neurotic Distortion of the Creative Process, 1958); по поводу другой – работу Филлис Гринакр «Детство художника» (Greenacre The Childhood of the Artist, 1957), в которой она утверждает, что одаренные люди с самого начала жизни другие, что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что в случае анализа им требуется иная техника, нежели другим. См. также СМЫСЛ.
ТЕЛЕПАТИЯ (telepathy) Связь на расстоянии, существующая независимо от всех известных сенсорных каналов. См. ПСИХИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
ТЕЛЕСНОЕ ЭГО, ОБРАЗ ТЕЛА, СХЕМА ТЕЛА(body ego, body image, body SCHEMA) ТЕЛЕСНОЕ ЭГО - термин, использованный Фрейдом для обозначения той части ЭГО, которая возникает из восприятия самого СЕБЯ (т.е. как противоположное восприятию внешних объектов). «Это, прежде всего, телесно, т.е. в конечном итоге является производным телесных ощущений, главным образом тех, которые идут с поверхности тела» – Freud (1927). ОБРАЗ ТЕЛА - психологический термин, обозначающий представление субъекта о своем теле. СХЕМА ТЕЛА -неврологический термин для обозначения органического представления тела в мозге.
ТЕЛЕСНЫЙИ ВНЕТЕЛЕСНЫЙ (embodied AND UNENBODIED) Термины были использованы Laing (I960) для описания двух состояний бытия; телесное состояние – это состояние людей с первичной онтологической безопасностью (см. ОНТОЛОГИЯ), которые «ощущают, что они возникли, когда возникли их тела, и что они закончатся, когда умрутихтела»; внетелесные состояния присущи индивидам, лишенным первичной онтологической безопасности и имеющим чувство отделенности от своих тел.
ТЕОРИЯ ЛИБИДО(libido theory) См. ЛИБИДО; ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ.
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ (learning theory)
Любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения.
Чаще тот раздел психологической науки, в котором делается попытка объяснить поведение в терминах приобретенных ответов на средовые стимулы, в противовес ДИНАМИЧЕСКИМ теориям, таким как психоанализ, которые объясняют поведение в терминах врожденных, или инстинктных процессов развития.
В значении 2 теория научения является наследницей работы Павлова по условным рефлексам и бихевиоризма Уотсона, сходство с которыми и в отрицании данных интроспекций, и во взгляде на ПСИХОЛОГИЮ как на «чисто ОБЪЕКТИВНУЮ экспериментальную область естественной НАУКИ», Теория научения обеспечивает теоретическую базу для ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ, которая исходит из предположения, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного обучения и потому может быть изменено с помощью приемов переучивания и выработки новых навыков. Теоретика научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку придает ей научную респектабельность, которой, к сожалению, не достает психоанализу с его клиническим происхождением. См. Eysenck (1965).
ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА (process theory) Заявления о том, что психоанализ является или должен быть признан теорией процесса – это протест против ТОПОГРАФИЧЕСКИХ и СТРУКТУРНЫХ формулировок, подразумевающих, что психика есть нечто состоящее из частей, например, ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ с его тремя составляющими: ИД, ЭГО и СУПЕР-ЭГО. Эти заявления можно рассматривать как довод в пользу того, что психоанализ должен формулироваться в терминах психических процессов и их организации. См. ПЕРСОНОЛОГИЯ.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФУРОР (furor THERA-PEUTICUS) Пренебрежительный термин для обозначения терапевтического энтузиазма. Согласно Фрейду, ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФУРОР действует не в интересах продолжительного анализа пациента. Что касается его ценности для краткосрочной терапии, см. Malan (1963).
ТЕРАПИЯ (therapy) Процесс лечения пациента. Следует отличать от терапии как отрасли медицины, имеющей дело с теорией лечения, способами воздействия препаратов и процедур, используемых при лечении. Отсюда – ПСИХОТЕРАПИЯ, физиотерапия, радиотерапия, терапия занятостью и пр.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (territoriality) Этологическое понятие (см. ЭТОЛОГИЯ), означающее, что у многих видов животных каждая особь «столбит» для себя участок, который она защищает от вторжения других особей своего вида. Предполагается, что такой паттерн поведения выполняет две функции: обеспечивает распространение вида во всей доступной части ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ и уменьшает возможности столкновений между членами одного вида (контроль за внутривидовой АГРЕССИЕЙ). Психоанализ склонен понимать территориальное поведение мужчин (что спорно) как СЕКСУАЛЬНОЕ и ЭДИПОВО по происхождению.
ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ (reality-testing) Способность различать психические образы и внешние объекты, ФАНТАЗИЮ и внешнюю РЕАЛЬНОСТЬ; способность корректировать субъективные впечатления путем сопоставления с внешними фактами. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, младенец полностью лишен этой способности. БРЕДОВЫЕ СОСТОЯНИЯ и ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, имеющие место при ПСИХОЗАХ, характеризуются как неудача в тестировании реальности. См. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ.
ТИП РЕАГИРОВАНИЯ (reaction type) Термин, используемый в психиатрических системах классификации, которые пытаются определить ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ с позиций характерных реакций на стресс. В МЕЖДУНАРОДНОЙКЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ (1955) ИСТЕРИЯ представлена как «истерическая реакция без тревожного компонента».
ТИПЫ ЛИЧНОСТИ (personality types) Относительно взглядов Юнга и Айзенка на типы личности см. ЭКСТРАВЕРСИЯ и ИНТРОВЕРСИЯ. Психоаналитическая литература обсуждает личностную типизацию в разделе ХАРАКТЕР, используя две системы классификации: клиническую и развития. Клинические типы характеров определяются по аналогии с психиатрическими состоящими, которые они более всего напоминают; отсюда ИСТЕРИЧЕСКИЙ, ОБ-СЕССИВНЫЙ, ФОБИЧЕСКИЙ, ШИЗОИДНЫЙ, ДЕПРЕССИВНЫЙ, МАНИАКАЛЬНЫЙ характеры. В системе развития классификация типов характеров соотносится со стадиями РАЗВИТИЯ ЛИБИДО, которые, как полагают, определяют характерные особенности; отсюда ОРАЛЬНЫЙ, АНАЛЬНЫЙ, ФАЛЛИЧЕСКИЙ, ГЕНИТАЛЬНЫЙ характеры.
ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ (topographical) Прил. Относящийся к понятиям и формулировкам, которые характеризуют КОНСТРУКТ ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, протяженного в пространстве, и означающий, что психические процессы могут быть представлены в виде диаграммы. См. МЕТАПСИХОЛОГИЯ.
ТОРМОЖЕНИЕ (inhibition) О процессе или функции говорят, что они находятся в состоянии торможения, если нейтрализуются действием какого-либо другого процесса или функции. В НЕВРОЛОГИИ говорят о торможении одной рефлекторной реакции другой, если действие одной предотвращает возможность возникновения другой. О страхе также можно сказать, что он затормаживает аппетит, сексуальное желание и т.д. Сущность этого понятия – сдерживание. В психоанализе термин обычно относится к тем случаям, когда состояние заторможенности можно рассматривать как симптом; при этом тормозящими инстанциями обычно являются ЭГО или СУПЕР-ЭГО, а заторможенным процессом – ИНСТИНКТНЫЙ ИМПУЛЬС или его сублимированное производное (см. СУБЛИМАЦИЯ). В некоторых контекстах, однако, торможение противопоставляется СИМПТОМУ; при этом первое относится к утрате функции, а второе – к нарушению функции.См. freud, SYMPTOMS, INHIBITIONS AND ANXIETY (1926). Торможение отличается от вытеснения: торможение подразумевает, что что-то «выключено», а вытеснение – что что-то скрывается.
ТОРМОЖЕНИЕ ЦЕЛИ (aim-inhibition) Отношения считаются заторможенными по цели, если у субъекта отсутствует сознательный ЭРОТИЧЕСКИЙ интерес к ОБЪЕКТУ. Обычными примерами являются дружба, платоническая любовь, родственная привязанность. Понятие предполагает, что при отсутствии торможения, дружба была бы открытой ГОМОСЕКСУАЛЬНОЙ связью, с платонической любовью было бы покончено, и имел бы место ИНЦЕСТ.
ТОТЕМ (ТОТЕМ) Антропологический термин, обозначающий животное, растение или другой объект, который почитается каким-либо племенем или общиной и рассматривается в качестве своего символа или защитника. См. работу Фрейда «ТОТЕМ И ТАБУ» (Freud Totem and Taboo,1913), где приводится его умозрительная теория, согласно которой тотем символизирует ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, убитого своими сыновьями, восставшими против его господства в ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЕ.См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.
ТОЧКА ФИКСАЦИИ (fixation point) Фаза, период или момент инфантильного РАЗВИТИЯ, на которой человек зафиксировался (см. ФИКСАЦИЯ), через которую он еще полностью не прошел, и возможность регресса к которой остается (см. РЕГРЕССИЯ).
ТРАВМА, ТРАВМЫ (trauma, TRAUMATA)
В соматической медицине – органическое повреждение тела, вызванное воздействием какого-либо объекта или вещества. Понятие включает в себя раны, переломы, ожоги и т.п.
В ПСИХИАТРИИ и ПСИХОАНАЛИЗЕ – любое совершенно неожиданное переживание, с которым субъект не в состоянии справиться. Немедленной реакцией на психологическую травму является ШОК; более поздними следствиями являются либо спонтанное выздоровление (аналогичное самопроизвольному заживлению физической травмы), либо развитие ТРАВМАТИЧЕСКОГО НЕВРОЗА.
В психоанализе, в расширенном значении – любое переживание, преодолеваемое с помощью ЗАЩИТ. Понимаемая таким образом травма вызывает ТРЕВОГУ, которая завершается или спонтанным выздоровлением, или развитием ПСИХОНЕВРОЗ. Травматические теории происхождения неврозов обычно подразумевают третий, а не второй вид травмы.
В более вольном, не строгом, но широко используемом значении – любое мучительное или доставляющее страдание переживание, независимооттого, имеются ли длительные последствия.
ИНФАНТИЛЬНАЯ ТРАВМА - травма, имевшаяместо в младенчестве или в детстве и считающаяся причиной развития НЕВРОЗА. Инфантильные травмы могут относиться к типам 2 или 3, а сам термин должен включать в себя не только случаи единичных, изолированных переживаний вроде сексуального насилия, хирургической операции без предварительной психологической подготовки, внезапной смерти или исчезновения родителя, но и длительные переживания, такие как оральная ДЕПРИВАЦИЯ (см. также ОРАЛЬНЫЙ), СЕПАРАЦИЯ с родителями, жестокое домашнее воспитание и даже ненормальные семейные отношения в детстве. Понятие травмы строго каузально (см. ПРИЧИННОСТЬ). Для того, чтобы назвать событие травматическим, необходима уверенность, что оно произошло без какого-либо сознательного или бессознательного желания субъекта (см. ВОЛЯ), и что следствия этого события причинно детерминированы. В итоге, данные о том, что неврозы являются результатом травм, должны подтвердить положение Фрейда о принципе психического ДЕТЕРМИНИЗМА.
Согласно Freud (1940), все невротические заболевания являются результатом инфантильных травм: «Каждый раз отправным пунктом невротического заболевания является детство… Мы можем легко объяснить, почему отдаем предпочтение первой половине детства. Неврозы, как мы знаем, являются расстройством ЭГО, и не следует удивляться тому, что Эго, пока еще слабое, незрелое и не способное к сопротивлению, потерпит поражение при решении проблем, с которыми позднее справится с предельной легкостью…» Затем он продолжает: «Ни один человек не избавлен от подобного травматического опыта, никому не избежать вызываемых им ВЫТЕСНЕНИИ». В этом же отрывке он упоминает также об инстинктных требованиях изнутри как о «травмах», особенно если им сопутствуют «определенные предрасположенности». Другими словами, его теория о травматическом происхождении неврозов имеет силу, только если предположить, что
а) любой человек является невротиком, и
б) на восприимчивость к травме влияют «предрасположенности». «Как мы видим, варвару легко быть здоровым, а для цивилизованного человека это трудная задача» – Freud (1940). См. также СМЫСЛ; АГЕНТ.
ТРАВМА РОЖДЕНИЯ (birth trauma) Идея о том, что рождение является травматическим опытом (см. ТРАВМА), была впервые высказана Отто Ранком. На протяжении нескольких лет она пользовалась популярностью и рассматривалась, например, Freud (1915), как объяснение предрасположенности человека к ТРЕВОГЕ. Сейчас она представляет только исторический интерес. Похоже, теория о том, что тревога является повторением травматического опыта рождения, получила свою привлекательность благодаря тому, что дала возможность объяснить одно универсальное человеческое переживание, т.е. тревогу, ссылкой на другое переживание, рождение, а также тому, что позволила рассматривать ПСИХОНЕВРОЗЫ как особую форму ТРАВМАТИЧЕСКОГО НЕВРОЗА.
ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ (traumatic NEUROSIS) Психиатрическое заболевание, симптомы которого
а) развиваются непосредственно после неожиданного, вызывающего шок переживания (см. ШОК),
б) не могут быть объяснены как результат Органического повреждения мозга или любой другой части тела, и
в) содержат стереотипные действия или «приступы» частичного повторения травматического события и стереотипные сновидения, в которых повторяются переживания.
Травматический невроз отличается от других неврозов тем, что его симптомы, включая травматические СНОВИДЕНИЯ, не поддаются ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Другими словами, травматический невроз лишен бессознательного СМЫСЛА (см. также БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ). Он, однако, имеет свое специфическое назначение, а именно: дает пациенту возможность ретроспективно справиться с неожиданным переживанием, вновь вызывая его и ПЕРЕРАБАТЫВАЯ. Травматические неврозы или спонтанно излечиваются, или становятся хроническими, или переносят в ПСИХОНЕВРОЗЫ. Последний, похоже, имеет место только в тех случаях, когда симптомы оказываются выгодными, например, дают пациенту право на пенсию или позволяют признать солдата негодным к строевой службе.
ТРАВМАТОФИЛЬНЫЙ(TRAUMATOPHILIC)Термин, иногда используемый при описании пациентов, которые, похоже, имеют склонность коллекционировать травматические переживания (см. ТРАВМА).
ТРАНС (trance) Явление ДИССОЦИАЦИИ, имеющее место у пациентов в ГИПНОТИЧЕСКОМ состоянии и у медиумов, когда они настроены на контакт с миром духов. Трансоподобные состояния случаются при ИСТЕРИИ, хотя обычно их называют припадками, приступами или просоночными состояниями; а также в детстве, в виде снохождения. Особенностью, общей для всех этих состояний, является то, что некоторая часть ЭГО (или САМОСТИ) бездействует, так что субъект или покоряется ВОЛЕ другого, или действует под влиянием желаний и ФАНТАЗИЙ, которые в обычном состоянии заторможены (см. ТОРМОЖЕНИЕ).
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.